Проект "Книга в жизни человека"
проект по чтению (3 класс)

Светлана Владимировна Гущина

Исследовательская работа на тему "Книга в жизни человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_v_zhizni_cheloveka_2.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

               XXII Республиканский конкурс молодых исследователей           «Ступень в науку»

Секция: Литературное чтение

Тема:  «Книга в жизни человека»

Автор работы:

Гояев Давид Сосланович

3 класс

Место выполнения работы:

ГБОУ «Республиканский физико-математический лицей-интернат»

 Научный руководитель:

 Гущина Светлана Владимировна,

 учитель начальных классов

Владикавказ,2024-2025

                                                     Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава1.

  1. История книг……………………………………………………………………….4
  2. Роль книги в нашей семье …………………………………………………………6

Глава2.

  1. Как создается книга …………………………………………………………………7
  2. Анкетирование одноклассников……………………………………………………  7
  3. Результаты исследования……………………………………………………………8  

Заключение………………………………………………………………………………..8

Список использованных источников и литературы……………………………………9

Введение.

Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, т.II). Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – книга! Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книга – лучший подарок».  В школе, дома мы говорим о роли книги в нашей жизни.  Все это вызвало у меня большой интерес. Я решил изучить эту тему, поставил перед собой цель и ряд задач.

Цель проекта:

  • определить роль книги и чтения в жизни человека.

Задачи проекта:

  • найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книги;

провести анкетирование среди одноклассников;

 - выявить причины нежелания школьников читать;

  • привлечь внимание одноклассников к книгам и чтению.

Проект является актуальным, потому что в наше время нужно знать очень, много информации. Книга всегда была источником знаний. Но люди перестают читать. Интернет, телевизор, компьютерные игры заменили чтение книг.

Объект исследования: книги.

Предмет исследования: издание книг, значение книг для людей.

Методы исследования:

                  1. Изучение информации о книгах.

  2.Посещение типографии.

 3. Анкетирование одноклассников.

 4. Обобщение результатов.

Гипотиза: в настоящее время отмечается снижение читательской активности младших школьников

Глава 1.

                     1.1 История книг.

История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шёлк, кожу, кукурузные стебли.

В седой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер, на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и

обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич.

А в Египетском государстве книги делали из папируса– речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии  и Ассирии.

На смену папирусу пришел новый материал – пергамент. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось, и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет.

Папирус и пергамент были дорогими. Да и сама переписка книг стоила дорого, потому, что мало было ученых людей, которые могли бы правильно переписывать. Поэтому писали только самые важные сообщения, которые нужно было сохранить на долго.

В Древней Руси писали на берёзовой коре – бересте. Знаки на кору наносили костяным стержнем с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесёмка. Стержень подвешивали к поясу.

Во 2 веке в Китае изобрели бумагу. Это был дешевый материал. Бумагу изобрёл Цай Лунь. Он нашёл способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых были длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность.

    Двадцатый век подарил нам новую разновидность книги- электронную. Такая книга хранится в памяти компьютера.  В нее можно поместить не тысячи, а десятки тысяч и даже миллионы произведений.

Итак, первый вывод, к которому я пришёл, занимаясь этой темой, состоит в том , что книга- это бесценное наследие, ведь именно книги-главные хранители и свидетели истории человечества.

                                         

                                    1.2 Роль книги в нашей семье

       В свои первые годы жизни, слушая, как родители читают, ребенок укрепляет свои речевые навыки, позже учится распознавать слова в письменном варианте. Для детей будет очень хорошо, если им прочитать наиболее интересные истории вслух, особенно в самом начале их читательского пути! Исследования подтверждают тот факт, что чтение перед сном создаёт защиту ребенка от негативных воздействий, от беспокойства. Ребенок, «вскормленный» чтением вырастает наиболее чутким к проявлениям социальной среды. К тому же, человек с раннего детства держащий книгу в руках, приобретает очень важную и полезную привычку – привычку читать!

     К сожалению, в наше время не только дети , но и взрослые очень редко берут в руки книги. А между тем давно доказано, что научиться мыслить помогает: математика и чтение книг. У меня есть своя небольшая домашняя библиотека. Первые мои книги мне подарили родители. В нашей библиотеке есть сказки, стихи, рассказы, мифы, фантастика, энциклопедии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы, которые меня интересуют. Мама рассказывала, что уже в годик читал с удовольствием слушал сказки, рассказы, стихи. В 6 лет я научился читать. Любовь к чтению мне привили мои родители.

                             

                                                    Глава 2

2.1 Как создается книга

Посетив, типографию нашего города я узнал, что книгопечатание- это сложный и трудоёмкий процесс. Сначала придумывают текст: рассказы, повести, стихи. Их печатают на компьютере, затем приносят в редакцию. Редактор проверит правильность написания текста, исправит недочеты. После этого на специальных станках печатают книгу. Существует станок для нарезки бумаги и станок «Швейка», с помощью которого сшивают листы книги. Процесс создания книги,  очень трудный, поэтому надо беречь книги.

       

                   

                                 2.2 Анкетирование одноклассников

К сожалению в наше время интерес к книге и чтению резко снижается. Школьники читают только то что им задано на уроке, и редко пользуются дополнительной литературой. Наш класс можно назвать не самые активные читатели  и эта проблема навела меня на мысль провести анкетирование среди ребят 3 класса

               Цель работы: выяснить отношение ребят нашей школы к книге и к чтению.

              Оборудование: вопросы анкеты.

   Проанализировав результаты анкетирования, я получил следующие результаты:

1. Любите ли вы читать? Да ответили 23чел. , нет  9 чел

2. Читаете только по школьной программе?    Да ответил  3 чел , нет 22 чел

3. Какие книги вы предпочитаете читать? Приключения любят читать 12 чел

Рассказы 8 чел. Сказки 13 чел. Стихи 3 человека

4.  Есть ли любимые авторы (если да, то назовите их)

 А.С. Пушкин 21 чел, А. Барто 2 чел,  К. Чуковский 2 чел Н. Носов 1 чел, А. Чехов 1 чел. М. Лермонтов 2 чел  К. Хетагуров 3 чел., Драгунский 1 чел и один ребенок ответил , что такого нет

5. Есть ли у вас домашняя библиотека? Да ответили 14 чел. , нет  18 чел

6. Читают ли дома родители? Да ответили  16 чел. , нет  16  чел

8. Как часто вы посещаете библиотеку? Часто 3 чел, редко 12 чел , никогда 17чел

9.Как вы считаете для чего нужно много читать? Быть умным 17 чел

Узнавать что то новое 10 чел, для развития речи 5 чел

10. Согласны ли вы с выражением «много читаешь- много знаешь» Да ответили все 32 чел. ,

         На вопрос «Назовите любимую книгу» смогли назвать не все. Чаще ребята называли книги из школьной программы.

Мой второй вывод: я советую всем читать. Читать как можно больше. Ведь из книг человек добывает знания, которые помогают справляться с заданиями на уроках, во время контрольных работ, в разных конкурсах. Кроме того читать книги очень полезно , они расширяют наш кругозор, помогают правильно выражать свои мысли

 

                                2.3 Результаты исследования

В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Современные дети читают недостаточно. Только 15 % учеников нашего класса читают каждый день. Часть времени, ранее тратившееся на чтение заменили компьютер и телепросмотры.

Но если мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

- чтение играет огромную роль в образовании, воспитании развитии человека.

- книга сегодня, по- прежнему остается основной культурой и грамотности

- важность книги и чтения неоспорима и эта идея поддерживается мировым обществом

                                        Заключение

       В ходе работы нами сделаны  выводы:  гипотеза, что книга - это источник получения новой информации, а чтение книг учит человека быть грамотным и образованным, подтвердилась.

      Информация, полученная в ходе нашего исследования, обязательно пригодиться нам в дальнейшем обучении в школе для того, чтобы хорошо читать, грамотно писать, и успевать по школьной программе.

      Чем больше человек читает, тем больше его жизнь становится интересней. Начитанный человек умеет правильно высказать свои мысли, он образован и интересен другим людям. Такие люди имеют прекрасно развитое воображение, у них хорошая фантазия и высокоразвит интеллектуальный мир. Один раз, начав читать, остановиться уже невозможно! Читая, уже никто не сможет сказать, что ему скучно. Чем больше читаешь – тем сильнее желаешь только одного – читать все больше и больше. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?

Любите книгу ! Она учит мыслить, учит говорить, учит понимать людей. Книга – настоящий друг!  

         

                     Список используемой литературы представляется в алфавитном порядке.

1. Большая российская энциклопедия Том 6. М,2010

2. Крайнова М.Н. Страны и народы Европы и России.- Москва: Мир

3. «Хочу все знать» М.: Издательство «Астрель», 1999г

4. Тарабарина Т.И. О важности чтения. // Школьный базар. Специальный выпуск .- 2015 - №3- с. 1

5. Чариева Л.О. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль: «АКАДЕМИЯ  РАЗВИТИЯ», 1997.- с.91

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книги в жизни человека.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения....

Роль книги в жизни человека

Современный человек очень мало читает. Это факт. Но, к счастью, есть люди, которые пытаются бороться с этой проблемой. Как помочь ребёнку полюбить чтение, книгу?...

Значение книги в жизни человека

Книга источник знаний...

Анкета для родителей "Роль книги в жизни человека".

Анкета для родителей "Роль книги в жизни человека"....

Роль книги в жизни человека

Конспект занятия в начальной школе на тему: "Роль книги в жизни человека"...

Роль книги в жизни человека

Да мы поговорим о книге. Книга самое удивительное и занимательное увлечение....

Технологическая карта урока по педагогике «Книга в жизни человека»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития интереса к чтению книг, прививать любовь и уважение к книге.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. ...