Конспект открытого урока «Рифма и смысл» литературное чтение 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тема: «Рифма и смысл» (на основе произведения Н.Н.Носова «Приключения Незнайки» (отрывок)
Цель: Выяснить «секрет» построения стихотворения.
Тип урока: открытия нового знания
Образовательная технология: технология продуктивного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.priklyucheniya_neznayki.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 АУЛ МАЛЫЙ БАРХАНЧАК
ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект открытого урока «Рифма и смысл»
литературное чтение
1 класс
учитель МКОУ СОШ №16
аул Малый Барханчак
Исхакова Змря Камильевна
2022-2023 уч.год
Тема: «Рифма и смысл» (на основе произведения Н.Н.Носова «Приключения Незнайки» (отрывок)
Цель: Выяснить «секрет» построения стихотворения.
Тип урока: открытия нового знания
Образовательная технология: технология продуктивного чтения
Задачи:
- выявить особенности стихотворных произведений: рифма и смысл;
- развивать умение находить рифму в стихотворных строчках;
Планируемые результаты:
Личностные:
-развитие читательской самостоятельности
Предметные:
-научатся находить рифму в стихотворных строчках;
-самостоятельно определять стихотворный жанр произведения;
Метапредметные:
- дети научатся читать стихи , понимать их содержание, анализировать доступные по содержанию стихотворные тексты (познавательные);
-научатся общаться в совместной деятельности (коммуникативные);
- научатся ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность (регулятивные).
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс», тетрадь на печатной основе, карточки – помощники, иллюстрации из произведений Н.Н.Носова, портрет писателя.
Ход урока:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Работа с текстом до чтения | ||||
1 | Мотивация, самоопределение к деятельности. | - Здравствуйте, дети! Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Отправляемся на огород, Дорогу укажет ученый кот. - Ребята, а каким бы вы хотели, чтобы у нас получился урок? - Как вы поможете мне, чтобы у нас получился такой урок? - С каким настроением начинаем урок? Что ждёте от урока? |
- Здравствуйте!
- Пожелание здоровья.
- Интересным, добрым, весёлым.
- Будем внимательными, старательными. - Новых знаний, открытий. | Личностные: самоопределение; |
2 | Актуализация знаний. ( На доске карта путешествия) (Презентация) | Ребята, давайте вспомним, где мы побывали на прошлых уроках? Какими растениями засажены огороды Бабы Яги? С какими произведениями они нас познакомили, какие секреты открыли мы. -Какую тайну загадок вы раскрыли? Правильно, ребята, загадки построены на олицетворении. - С какой интонацией надо читать заклички? -Для чего они служат? - С каким главным секретом пещеры вас познакомил Дедушка Эхо? - В каких текстах встречаются «двойные хвосты»? - Верно, ребята, для стихотворных текстов, будь то скороговорка, загадка, считалка, закличка и т.д., характерны «двойные хвосты». Мы открыли важный секрет стихосложения: в стихотворении должна быть РИФМА. | Мы были на огородах Бабы Яги. - Растут репейники, они нам рассказали докучные сказки. Мы узнали секреты докучных сказок: - сюжет сказки движется по кругу; - элементы сказки повторяются; - сказка бесконечна. - Растут ромашки, они познакомили нас со считалками. Секреты считалок: -есть ритм (быстрый или медленный); - счет; -загадочные слова, которые обозначают число; - последнее слово важное, его произносим с ударением. - Растут одуванчики, познакомили нас с загадками. - В загадках есть сравнение, загадка состоит из двух частей. В первой части содержится тайна , секрет загадки, а во второй части дается «ниточка» к разгадке. В загадке о неживых предметах, о явлениях природы, о растениях говорится как о людях. - Растёт подсолнух. Он нас познакомил с закличками. - Надо читать ласково, с помощью закличек люди уговаривали природу сделать, так как им было нужно. - Растёт крапива. Крапива кусает всякого, кто не знает скороговорок. - Их полезно говорит для того, чтобы речь была красивой и чёткой. - А ещё побывали в пещере Эхо. - Он любит прятать слова, оставляя лишь хвосты. Мы узнали, что в стихотворных строчках есть слова с «двойными хвостами». | Регулятивные: умение сохранять поставленную задачу; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью |
Физминутка - Ученый кот предлагает нам отдохнуть: Встанем, дети, Скажем тихо: Раз, два, три, четыре, пять. Приподнялись, Чуть присели И соседа не задели, А теперь придётся встать И тихо сесть. | ||||
3 | Введение в тему Выставка книг Н.Н. Носова. | От пещеры вправо еле заметная тропинка ведёт в Цветочный город. Учёный кот предлагает нам отправиться туда и определить тему сегодняшнего урока. А кого мы можем там встретить, вы угадаете, отгадав загадку. Коротышка озорной, - Правильно, ребята, это главный герой произведения Н.Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей» | - Это всё иллюстрации к произведениям Н.Н.Носова.
«Знакомство с произведением Н.Носова «Приключение Незнайки». | |
4 | Целеполагание ( применение «Ситуации яркого пятна», домысливание). Постановка цели урока | - Каждый человек перед началом своей работы ставит цель. Знаю, что первоклассники открывают секрет пещеры «Эхо» и уже знают, что всегда должно быть в стихах? - Значит, какую цель мы поставим? - Наша цель - обращаю внимание на запись (на доске: Стих: рифма + ?), продолжите мысль... |
- Рифма. Это созвучные концы стихотворных строк.
- узнать, что ещё есть в стихе кроме рифмы. | |
Работа с текстом во время чтения | ||||
5 | Открытие детьми нового знания. 1) Работа над иллюстрацией. 2)Чтение учителем части. Работа над содержанием. 4) Чтение учащимися рассказа «Приключение Незнайки» цепочкой по частям. Цветные полоски делят текст на части. 5)Работа над содержанием. | - Хотите узнать, что приключилось с Незнайкой на этот раз? - Как можем узнать? - Рассмотрите иллюстрации и скажите, кого из героев этой сказки вы узнали? Чтение учителем части. «После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи». -Кем решил стать Незнайка? -Кому он посвятил первые стихи? -Почему Знайке не понравились его стихи? -Почему Торопыжке не понравились стихи Незнайки? -Какие стихи не одобрил Авоська? Почему? - Как Незнайка объяснил, почему он многое в стихах выдумал? -Понравилась ли вам сказка? - Она грустная или весёлая? - Что показалось смешным?
- Вы запомнили, про кого сочинял Незнайка стихи?
- Какое настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки? |
- Да - Прочитать.
- Эти герои из сказки Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» - В очках – это Знайка. - Человечек в халате доктора – это Доктор Пилюлькин. -- Самый главный герой сказки Незнайка – в большой шляпе. Чтение текста учащимися цепочкой. -Он сказал, что не глотал никакого утюга. - Для рифмы. Делятся впечатлениями
- Весёлая - Незнайкины стихи
- Про Знайку, Торопыжку и Авоську. -Шутливое, задорное, веселое. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, доказательство. Личностные: нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью |
Музыкальная физминутка Презентация | ||||
Работа с текстом после чтения | ||||
6 | Первичное закрепление 1) Работа в парах | Прочитайте с соседом по парте только разговор Незнайки и Знайки. - Чьи слова лучше читать спокойно и уверенно? А чьи слова – с возмущением? | Читают в парах
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью |
2)Выборочное чтение | Учитель проверяет работу, выполненную в паре. | Читают вслух. | ||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа по карточкам в парах Презентация. Чтение слов Цветика из произведения «Приключение Незнайки» | - Прочитайте слова, которые Незнайка срифмовал. - На карточках подчеркните карандашом рифмующиеся слова. - Проверим, получилась ли рифма у начинающего поэта? Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопышка был голодный, Проглотил утюг холодный. У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка. - Почему Незнайка решил больше не сочинять стихов? - Можно ли сказать, что главное в стихах – это рифма – спрашивает Кот?
| подчёркивают - Да.
- Они не понравились коротышкам.
- Нет, стихи не должны быть обидными, в них должен быть смысл.
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью |
Ну, способный, способный, только отстань! - сказал Цветик. - У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи. - Ответили мы на вопрос урока? | - Да. | |||
8 | Закрепление.
| Открыли тетради на стр. 20 Выполняем самостоятельно задание № 3,4. Проверяем в парах по эталону. | ||
– Назовите признаки рифмы. | На улице Прохожего Увидел я вчера На ящике Написано “Игра”. Шел за ним (Поверьте, я не вру). В игру? Вежливо, Что такой игры Еще ты не встречал. Удивительных Есть в ящике моем То с тобой Сыграем мы вдвоем. Могли начать, Запомнить должен ты, Этих птиц Похожие хвосты. Таких смешных пичуг – Весьма нелегкий труд. Умные Их рифмами зовут. Птицы шустрые Из ящика большого Вытаскивать Наверх За словом слово. Слово гвоздь, Гость и трость. Слово грусть. “Ну и пусть”. Слово слон. Звон и телефон. Сказал мне человек,– пора и нам сыграть. Доставать слова, Ты должен Рифмовать”. И строчка, и сорочка, И на прощанье точка”. Играли целый час Похожими словами, Мы покидаем вас, (Во время чтения на доске или экране появляются карточки из “черного ящика”– похожие хвосты, рифма, гвоздь-гость-трость, гвоздь-гость-трость, грусть – ну и пусть, слон-звон– телефон, кочка-бочка, строчка-точка). (должны оканчиваться одинаково, похожие хвосты, должно получаться складно) | |||
| Ребята сейчас каждый из вас побудет в роли Незнайки, у меня есть его шляпа. Тот из вас, у кого шляпа окажется на голове, должен придумать рифму к слову, которое появится на экране. Бочка – кочка, почка, Палка – галка, выручалка. Сейчас мы попробуем с вами быть поэтами, продолжим стихи, подбирая подходящие рифмы. Улетел орел домой, Солнце скрылось за ... Доедая с маслом булку, Братья шли по ... Мы делили апельсин, Много нас, а он ... -Шла собака через мост Четыре лапы, пятый …(хвост) Дополни строчки: Шевелились у цветка … лепестка. В небе плыли облака, … река. На болоте стоит пень, … лень. | |||
9 | Рефлексия. Рефлексия содержания учебного материала Лесенка успеха | - В чём потренировались на уроке?
- Напомните цель урока.
- как вы на него ответите? 1. сегодня я узнал… 2. я понял, что… 3. теперь я могу… - Оцените свою работу на уроке. Отдайте свой голос одному из героев сказки Кто много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке. Кто что-то не понял – голос Ворчуну. Кому всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну. | - В подборе рифмы
- узнать, что есть в стихе, кроме рифмы.
- Смысл. | Регулятивные: самооценка |
10 | Домашнее задание: | Повтори «секреты» стихосложения. Игра «Кузовок» Вот кузовок, Я в кузовок положила платок.
Подумайте, что можно ещё положить в кузовок? |
Список используемой литературы:
- Литературное чтение 1кл.: Методическое пособие - Академкнига/ Учебник, 2011. – 104с.
- Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок с презентацией по литературному чтению. В. Драгунский "Тайное становится явным"
Тема: «Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным» Цели урока: - познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» - совер...
Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце".
Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце"....
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Открытый урок по ОРКСЭ и литературному чтению в 4 классе
Интегрированный урок в 4 классе...
Конспект интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству в 4 классе по теме «Леса России».
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству в 4 классе по теме «Леса России». Работа организована в научно...
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК) Тема урока литературного чтения : Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна....