А.М.Береснев "Хитрые грибы"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
знакомство с творчеством А. М. Береснева, стихотворением «Хитрые грибы» и научной статьей «Грибы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.m._beresnev_hitrye_griby_4.docx | 67.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата:
Класс: 2
Дисциплина: литературное чтение
Образовательная система: Школа России
Тема: А. М. Береснев «Хитрые грибы»
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство с творчеством А. М. Береснева, стихотворением «Хитрые грибы» и научной статьей «Грибы»
Деятельностная: формирование умения сравнивать стихотворение и научную статью, умения определять их главную мысль
Задачи:
Дидактические:
- Работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
- Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения.
- Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы).
- Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.
- Осознанно применять изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, образ).
- Участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерами из текста.
Воспитательные:
- Освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
- Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
Развивающие:
- Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
- Формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
- Корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читает вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использует разные виды чтения.
- Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Различает и называет отдельные жанры фольклора (пословицы).
- Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определяет тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста.
- Осознанно применяет изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, образ).
- Участвует в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулирует простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждает свой ответ примерами из текста.
Личностные:
- Осваивает опыт человеческих взаимоотношений, проявляет сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и другие моральные качества к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
- Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
Метапредметные:
Познавательные:
- Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
- Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации.
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные:
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии.
- Корректно и аргументированно высказывает своё мнение.
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Устанавливает причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Оборудование: учебник, иллюстрации учебника, слайды презентации
Образовательные ресурсы: Учебник по литературному чтению 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.- М.: Просвещение, 2017г-с. 68-69 : ил- (Школа России).
План урока
1. Этап мотивации.
- Приветствие.
- Этический заряд.
- Работа с пословицей.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Работа с портретом А.М. Береснева
Рассказ об авторе.
3. Этап выявления места и причины затруднения
Отгадывание загадки
Антиципация по названию и иллюстрации.
Формулирование проблемы.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Формулирование темы
Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
Планирование деятельности
5. Этап реализации построенного проекта
Прослушивание стихотворения
Проверка первичного восприятия
6. Этап анализа произведения
Беседа по содержанию
Подготовка к выразительному чтению
Выразительное чтение
Знакомство с научной статьёй
7. Этап обобщения и интерпретации
Обобщающая беседа.
Работа с пословицей.
8. Этап рефлексии учебной деятельности
Подведение итогов урока
Рефлексия учебной деятельности
Комментирование домашнего задания
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД | Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Владимировна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверка готовности. (Необязательно) - Ребята, проверьте, чтобы на ваших партах лежало всё необходимое для урока литературного чтения. 1.3. Работа с пословицей. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что это? (пословица) «Возле леса жить- голодному не быть» - Что такое пословица? (высказывание, в котором заключена народная мудрость) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Пояснение: если ты живёшь возле леса, то голодным никогда не будешь, потому что в лесу можно найти много еды) -А зачем вообще людям ходить в лес? (чтобы собрать ягоды, грибы..) - Как вы думаете, почему я начала урок с этой пословицы и спросила зачем ходить в лес? -Верно, ребята, мы с вами сегодня отправимся в лес, а как мы это можем сделать, сидя в классе? (посмотрим видеоролик, прочитаем стихотворения или рассказы и тд) - Хорошо. Проверим Ваши предположения. - Сегодня на уроке я желаю вам быть ответственными, активными, старательными, грамотными и, конечно же, выразительными. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Объясняют смысл пословицы. | Ф | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
-Ребята, главным помощником нашего путешествия будет этот человек. - Кто изображён на портрете? (А.М. Береснев) -Что вы можете сказать о нем? - Что вы знаете об этом писателе? Рассказ об авторе. - Молодцы, вы многое знаете, но всё же я хочу вам рассказать вкратце о А.М. Бересневе. Родился Александр Михайлович Береснев 29 января 1936 года в городе Тогучин Новосибирской области в семье, где было пять детей. Ему было два года, когда семья переехала в поселок Промышленное Кемеровской области. Все самое заветное у Александра связано с этим рабочим поселком, который в дни его детства и юности, напоминал большую деревню. И где бы он ни ездил, где бы ни бродил по свету, дорога всегда приводила его в родные места. В 1941 году отец мальчика ушел на фронт и погиб. С малых лет мальчик Саша, как все дети войны, кроме учебы работал в колхозе, помогал матери по хозяйству. А в свободное время любил забраться на сеновал или уходил в лес. Оттуда я возвращался с большой корзиной новых стихов», - откровенно говорил сам поэт. Уже в школьные годы Саша выступал со своими стихами в стенной печати, в районной газете «Красное знамя». Его стихи читались на школьных вечерах, печатались в школьном литературно-творческом журнале «Юность». Свои первые стихи он отправлял в детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка» и очень радовался, когда стихи в журналах публиковались. После окончания школы поступил в Кемеровский педагогический институт, но из-за безденежья вынужден был его бросить и пойти работать на производство, а затем корреспондентом в Промышленновскую районную газету «Красное знамя». Именно в этой газете печатаются его первые стихи. Первая книга стихов для детей «Снегурочка» вышла из печати в 1967 году. Стихи А. Береснева печатали центральные детские журналы «Мурзилка» и «Весёлые картинки». 12 июля 1987 года Александр Михайлович ушел из жизни, оставив детям свои замечательные стихи. В 2013 году установили Александру Михайловичу мемориальную доску в городе Кемерово. -Ребята, что вы запомнили о А.М. Бересневе? -сколько было детей в семье Береснева? -Где выступал Александр Михайлович в школьные года? -Закончил ли он педагогический институт? Почему? -В какой газете были напечатаны первые его стихи? -Какие детские журналы печатали стихотворения Береснева? -Молодцы. | Слушают рассказ учителя. отвечают на вопросы учителя по содержанию. | Ф | |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
- ребята, вот мы с вами и познакомились с помощником путешествия, как вы думаете, почему именно А.М.Береснев нам будет помогать в путешествии? -А чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте загадку. Шляпка есть и есть нога, На ноге нет сапога! И нога и шляпка - Вкусный суп ребяткам! К шляпке лист ольхи прилип... Ну, конечно это -.! (Гриб) -Верно, ребята, это гриб, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке? (о грибах) -Давайте с вами это и проверим, откройте учебник на 68-й странице. Антиципация по названию и иллюстрации. - Прочитайте название стихотворения (Хитрые грибы) - а как это хитрые грибы -А кто автор этого произведения? ( А.М. Береснев) -А как вы думаете, почему он будет нашим помощником в путешествии?( потому что он написал это произведение) - Рассмотрите иллюстрацию, кто изображён на ней? (Мальчик в лесу) - Предположите о чём будет произведение. (Ответы детей). Формулирование проблемы - Можем ли мы сказать что-то о герое? (нет) - О событиях? (нет) - О том, какой урок нам подготовил автор? (нет) - А что мы можем сделать для того, чтобы узнать ответы на эти вопросы? (прочитать произведение) | Предполагают по названию и иллюстрации то, о чём будет произведение. Формулируют проблему урока. | Ф | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Формулировка темы урока. - Предположите тему урока. (А.М. Береснев «Хитрые грибы») Самостоятельное формулирование цели урока учащимися. - Какую цель вы поставите перед собой? (знакомство с содержанием стихотворения «Хитрые грибы» и формирование умения определять главную идею стихотворения). Планирование деятельности. - Ребята, а что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? (Читать произведение, определять главную идею, читать выразительно, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы). - Таким образом, мы с вами спланировали свою деятельность. | Формулируют тему, цель урока. Планируют свою деятельность. | Ф | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Прослушивание стихотворения - Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать это стихотворение Проверка первичного восприятия - Какие чувства вы испытали, читая и слушая это произведение? - Какое настроение передаёт автор? -Какие строки из стихотворения вызывают у вас улыбку? | Читают произведение с остановками. Отвечают на вопросы учителя. | Ф | |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Беседа по содержанию -Как вы думаете, почему наш помощник- автора стихотворения назвал его «Хитрые грибы»?(потому что грибы «прятались» и автор назвал их «хитрыми») -Подтвердите свои предположения, прочитав строки из стихотворения -Молодцы, ребята -Найдите олицетворение в стихотворении -Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной. Подготовка к выразительному чтению -Ребята, давайте теперь мы сами прочитаем стихотворение выразительно, то есть читать будем, четко, произнося слова, соблюдая паузы, выделяя голосом важные места Выразительное чтение -Читать будем по 1 строке, начинаем с 1 ряда 1 парты -Молодцы, ребята Знакомство с научной статьёй -Ой, а к нам на урок пришёл ещё один помощник, он хочет рассказать вам побольше информации о грибах. -Прочитайте название текста на 69-й странице. -Рассмотрите иллюстрации, как вы думаете, о чём будет данный текст? -Давайте проверим ваши предположения и прочитаем данный текст. -Читать будем по 1 предложению. -Что нового вы узнали о грибах? - Молодцы, ребята -Данный текст взят из энциклопедии -Кто знает, что такое энциклопедия? Энциклопедия — это книжное или электронное издание, научное или научно-популярное, содержащее информацию о том или ином направлении научных исследований или практической деятельности -А кто знает, как называется текст, который вы только что прочитали? Научная статья — это жанр научного стиля, в котором идёт краткое содержание проведения научного исследования и его результатов. | увела дорожка, спрятались грибочки, хитрые грибочки. Нет Выразительно читают стихотворение О грибах Говорят, что узнали нового о грибах 1 текст стихотворение, а 2 текст нет | Ф | |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | Обобщающая беседа. -Ребята, 2 наших помощника так и не поняли, чем же отличаются эти 2 текста друг от друга -Кто может сказать им, чем же они отличаются? Работа с пословицей. - Ребята, кто помнит, с какой пословицы мы начали урок? Подходит ли она к нашему уроку? Почему? Возле леса жить- голодному не быть -Что нового вы узнали о грибах? - Прочитайте её ещё раз (на слайде). - Подходит ли эта пословица к произведению? Почему? | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения по поводу пословицы. | Ф | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Подведение итогов. - Урок подходит к концу, поэтому предлагаю вам вспомнить о чём мы говорили на уроке. - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой? Рефлексия. - Ребята, за что бы вы могли похвалить себя на уроке? Поднимите руку. Комментирование домашнего задания. - Ребята, домашнее задание: - С вами было приятно работать, спасибо за урок. До свидания! | Называют тему, цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Проводят рефлексию своей учебной деятельности. Записывают домашнее задание. | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.Д.Берестов "Хитрые грибы"
Разработка урока с презентацией для 2 класса УМК "Школа России"...
"Хитрые грибы" к уроку литературного чтения во 2 классе
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "В. Берестов. Хитрые грибы" во 2 классе....
В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 2 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»
Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...
УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс Научно – познавательный текст « Грибы». В. Берестов «Хитрые грибы».
Данная презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК " школа России"...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....
Конспект урока по литературному чтению В.Д.Берестов "Хитрые грибы" ,"Грибы "(из энциклопедии)
Познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом...