4 класс. Тема: Отрывок из летописи «И вспомнил Олег коня своего».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Знакомство с содержанием летописи и углубление представления о жанре летописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otryvok_iz_letopisi_i_vspomnil_oleg_konya_svoego.docx | 47.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема: Отрывок из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
Тип урока: ОНЗ
ОС: «Школа России»
Цель:
Содержательная знакомство с содержанием летописи; углубление представления о жанре летописи;
Деятельностная: формирование умения сравнивать произведения разных жанров, формулировать идею произведения.
Дидактические задачи:
1. Читать вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
2. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к художественному тексту;
3. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль стихотворения;
4. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
5. Осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, тема, идея, сравнение, эпитет, олицетворение);
6. Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста, использовать в беседе изученные литературные понятия.
Развивающие задачи:
- Объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
- Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- Формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- Находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
- Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
Воспитательные задачи:
- Проявлять уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
- Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
- Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читает вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- Понимает жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечает и формулирует вопросы к художественному тексту;
- Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулирует тему и главную мысль стихотворения;
- Объясняет значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находит в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
- Осознанно применяет для анализа текста изученные понятия (автор, тема, идея, сравнение, эпитет, олицетворение);
- Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулирует простые выводы, подтверждает свой ответ примерами из текста, использует в беседе изученные литературные понятия.
Личностные:
- Проявляет уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
- Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
- Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развивает познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Объединяет произведения по жанру, авторской принадлежности;
2. Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
3. Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации;
4. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
5. Находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму.
Коммуникативные:
1. Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии;
3. Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
4. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
1. Устанавливает причины успеха (неудач) учебной деятельности;
2. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
Оборудование: учебник,презентация, раздаточный материал.
Образовательные ресурсы:
- Литературное чтение 4 класс. Учеб. Для образоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 51-54.
План
1. Этап мотивации
Приветствие
Проверка готовности
Работа с пословицей «Книги не говорят, а правду сказывают.»
2. Актуализация знаний
Беседа по содержанию летописи
Работа с картинкой на слайде (или в учебнике)
3. Выявление места и причины затруднения
Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Смерть Олега» (на карточках на каждой парте)
Формулирование проблемы урока
4. Построение проекта выхода из затруднения
Формулирование темы урока
Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
Планирование деятельности на уроке
5. Реализация построенного проекта и анализ стихотворения «Сны»
Чтение отрывка из летописи (по цепочке) с остановками
Словарная работа
ФИЗМИНУТКА
6. Анализ произведения
Беседа по содержанию
Работа с иллюстрацией учебника
7. Этап обобщения и интерпретации
Озаглавливание отрывка из летописи
Чтение текста в лицах
Обобщающая беседа
8. Рефлексии учебной деятельности
Подведение итогов урока
Рефлексия
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планиру-емые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Юрьевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.
- Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно. Работа с пословицей -Я очень рада снова видеть вас. А чтобы наш урок прошел успешно и у нас все получилось, посмотрите, пожалуйста на экран. -Ребята, скажите, что это? (пословица) «Книги не говорят, а правду сказывают.» (означает, что через чтение книг можно узнать много нового и интересного.) -Как вы думаете, для чего мы с вами поработали над пословицей? А это мы сейчас узнаем. | Приветствуют Работают с пословицей | фронтальная | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги - летописи. - От какого слова образовалось слово летопись? - Что такое летопись? Летопись – это исторический жанр древнерусской - Как создавались летописи? - Чем отличается летопись от рассказа? При каждом монастыре был свой летописец. Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте. - Что такое пергамент (слайд с картинкой) На основе первичных летописей составлялись летописные своды. Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора. (слайд с картинкой) Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей. Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской. Вы уже познакомились с отрывком из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Содержание переносит нас в далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов. Киевские князья также совершали походы на близлежащие территории. Однако против самого богатого и могущественного государства – Византии, никто идти не осмеливался. Император Византии стремился захватить Русь, а ее жителей превратить в своих подданных. Столицей Византии был красивейший город Константинополь, но на Руси его называли Царьградом. В тот период Киевской Русью правил варяжский князь Рюрик. После его смерти власть перешла приемнику – князю новгородскому Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был очень маленьким и не мог управлять государством. - Что вы знаете о князе Олеге? - Почему народ прозвал Олега Вещим? (Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.) Князь Олег сумел не только преобразить государство, но и осмелился на героический поступок – пойти войной на Византию. Об этом знаменитом походе, который увенчался победой, и рассказывает нам отрывок из «Повести временных лет» - «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». - Что значит «повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»? (победил). Работа с картинкой на слайде (или в учебнике) - Каким вы себе представляете князя Олега? -Каким он для вас выглядит? Добрым или злым? Почему? | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Пр7 Л4 К1 К3 | |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Смерть Олега» (на карточках на каждой парте) Был русский князь Олег. Он призвал к себе волхвов и спросил у них: какая его жизнь будет и какая смерть? Волхвы сказали: — Жизнь твоя будет счастливая, а смерть тебе будет от любимого твоего коня. Олег и подумал: «Если мне смерть от любимой лошади, так я ее отошлю и никогда на ней ездить не стану». И Олег велел отвести лошадь в дальнюю деревню. Один раз приехал Олег в ту деревню. Времени уже прошло много. Олег и спросил: — А где лошадь моя, что я сюда прислал? Жива ли? Ему и говорят: — Лошадь твоя давно уже издохла. И жалко стало Олегу лошади. Он и говорит: — Напрасно погубил я коня. Покажите мне его. А ему говорят: — Он давно издох, его волки съели, одни кости остались. Олег велел провести себя к тому месту, куда они бросили лошадь. А там только кости валялись да лошадиная голова. Олег и подумал: «Как же мне смерть придет от этого теперь?» И он толкнул ногой лошадиную голову. А в голове была змея. Она выползла, зашипела и ужалила Олега в ногу. От этого Олег и умер. Л.Н. Толстой - О чем мы узнали из рассказа? Откуда автор взял эти сведения, как вы думаете? (из летописи) Формулирование проблемы - Поднимите руки, кто хотел бы познакомиться с отрывком из этой летописи? - О чём бы вы хотели узнать? | Фронтальная | П5 П2 | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Формулирование темы урока - Ребята, предположите, какая будет тема урока? - Сравните свои предположения со слайдом. (слайд) (Отрывок из летописи «И вспомнил Олег коня своего») Самостоятельное формулирование цели урока учащимися -Какова будет цель нашего урока? -Я скорректировала нашу цель следующим образом: (слайд) Цель: знакомство с содержанием летописи; углубление представления о жанре летописи; Планирование деятельности на уроке -Ребята, а что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? -Мы с вами сейчас спланировали свою деятельность | фронтальная | П3 П3 К4 Р2 | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Чтение отрывка из летописи (по цепочке) с остановками Словарная работа ВОЛХВЫ— у древних славян: чародеи, колдуны. КУДЕСНИК - волхв, чародей. СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь. ИБО - потому что. КНЯЖЕ– вежливое обращение к князю. УКОРЯТЬ – обвинять. СЕЙ– этот. — Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне принять?» (недоверие) ФИЗМИНУТКА Поработали мы дружно, Отдохнуть немного нужно. Дружно встанем, тихо сядем И закроем все глаза (Шепот) Наступает, наступает, Наступает тишина. | = | Фронтальная | Л2 Л3 Пр3 Пр7 Пр5 К3 К4 Л1 Пр4 К3 |
6. Этап анализа произведения Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Беседа по содержанию — О каком веке идет речь в прочитанных отрывках из летописи? Прочитайте запись года. («В лето 6415 (907)...» — Х в., «В лето 6420(912)...»-X в.) - Где жил и правил Олег? Как вы считаете, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами? (Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.) - Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»? - Как Олег отреагировал на предсказание кудесника? - Как вы думаете, мог ли летописец слышать разговор кудесника и Олега? Значит, он домыслил эти слова, предположил, какой разговор мог состояться между ними. Значит, мы можем говорить о наличии вымысла в тексте летописи. - Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа? - Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? - Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? - Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег? - Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера? - Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. (Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать). - Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега. - Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега? - Что чувствуете вы, когда читаете эти строки? - Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины). - Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования). - Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? - Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? - Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи. - Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? (Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.) Работа с иллюстрацией учебника -Ребята, рассмотрите пожалуйста иллюстрацию в учебнике -Что вы можете о ней рассказать? -Поработайте в парах, составьте небольшой рассказ
| Беседуют по содержанию | Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная | К1 Л2 Л3 Пр7 К3 К4 Пр2 Пр6 К3 К4 Пр1 Л4 К2 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | Озаглавливание отрывка из летописи - Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи? ( «Смерть Олега», «Пророчество кудесника».) Чтение текста в лицах Обобщающая беседа -Прослеживается ли отношение автора летописи к описываемым событиям? - Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии жизни Олега? - Чему учит нас этот текст? - Какой урок вы извлекли? (Чтобы тебя любили, чтобы память о тебе осталась в веках, надо творить добро, надо думать о людях, совершать благородные поступки) | Фронтальная | П1 Пр4 К3 К4 Пр6 Пр4 | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Подведение итогов урока -Вот и подходит к концу наш урок. - Что нового узнали на уроке? - Что особенно понравилось? -Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? (слайде) -Благодаря чему у нас получилось достичь цель? Рефлексия - Ребята, поднимите руку те, кто доволен собой и считает, что работал сегодня на уроке отлично. - Молодцы, опускайте. - Ребята, поднимите руку те, кто считает, что плохо справился с работай на уроке сегодня. -Какие трудности у вас возникли? -Наш урок подходит концу, вы отлично поработали. До свидания. |
Мы читали и анализировали, были внимательными, работали с картинками, находили средства выразительности | фронтальная | К3 К4 П4 Р1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летописи. "И вспомнил Олег коня своего"
Литературное чтение 4 класс авторЛ.Ф. Климанова УМК "Школа России"...
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего»
Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....
4 класс тест "И вспомнил Олег коня своего..."
4 класс тест "И вспомнил Олег коня своего..."...
"Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение нахо...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Школа России"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Шк...
Тест " И вспомнил Олег коня своего (из летописи) "
Тест по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока в 4 классе " Летопись «И вспомнил Олег коня своего». "
Конспект урока в 4 классе по литературному чтению " Летопись «И вспомнил Олег коня своего». "...