Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проверяет задания из «Рабочей тетради». – Как вы ответили на вопросы после текста? – Какой вопрос вам показался наиболее интересным, а какой – наиболее трудным? – Что нового вы узнали о князе Олеге на предыдущем уроке? Расскажите как можно более подробно об этом. – Какие элементы художественности вы отметили на предыдущем уроке в изучаемой летописи? – Подумайте, почему вновь обращается ваше внимание на стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». – Как вы думаете, если предмет изучения на уроке – стихотворение А. С. Пушкина и текст летописи, то какой будет учебная задача урока? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Проверить чтение по ролям можно двумя способами: Первый способ – группы читают текст по ролям, причем одна группа – первую часть текста до слов «Когда прошло четыре лета...», другая группа – вторую часть текста со слов «Когда прошло четыре лета...». Второй способ – выборочная проверка (предлагается одной группе прочитать первую часть летописи, следующей группе – вторую часть летописи, так повторить 2–3 раза, чтобы большее количество учащихся смогли показать свои способности читать выразительно) | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке сравним два произведения | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы будем сравнивать два произведения, будем учиться находить сходство и отличия | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
III. Подготовка к восприятию произведения | Организует прослушивание стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в аудио- записи. Перед прослушиванием школьникам раздает текст стихотворения и дает задание, чтобы дети понимали, с какой целью они слушают данное произведение. – Сейчас вы прослушаете стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» полностью. В тексте помечайте места, которые вам непонятны, а также то, что вы уже знаете из текста летописи. Рассказывает об истории создания стихотворения и комментирует текст. – Для своего произведения А. С. Пушкин выбрал жанр баллады. Но при этом сам он назвал свое произведение «Песнь». Каково же соотношение понятий «баллада» и «песнь» и в чем их связь с жанром летописи, который послужил источником для создания произведения? – Что было непонятным в тексте стихотворения? Попробуем понять, о чем идет речь. – Как возникло стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? А. С. Пушкин любил рассказы о русской старине, знал летописные предания, читал сочинения ученых-историков. Летописное предание о гибели древнерусского князя Олега, хотя и немного страшное, но поэтичное, А. С. Пушкин передал в этих стихах, которые назвал песнью. Ведь когда-то в старину такие сказания – о воинах, о битвах, о встречах с чудесами – рассказывались нараспев на княжеских пирах | Слушают аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В тексте произведения отмечают места, которые им непонятны. Объясняют значения слов: Песнь – жанр народного героического эпоса, в основе которого лежали реальные исторические события. Летопись – жанр повествовательной литературы XI–XVII вв., состоящий из ежегодных записей. Баллада – лироэпическое стихотворное произведение, в основе которого лежит необычное событие с напряженным сюжетом | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Сравнение текстов | Задает вопросы по сравнению текстов. – Найдите в тексте стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» то, что роднит его с летописью «И вспомнил Олег коня своего». Что общего вы нашли в сюжетах? – Определите, что их отличает друг от друга. Найдите в тексте стихотворения строки, которые помогают представить князя Олега. – Как вы думаете, в каком из произведений – в летописи или стихотворении А. С. Пушкина – образ князя Олега наиболее живописен? Почему? – То, что в летописи звучит более кратко и сдержанно, у Пушкина наполняется содержанием. Это позволяет лучше понять характеры героев и причины их поступков.
– В летописи образ Олега более обобщен, в нем мало индивидуальных черт. В балладе же князь более человечен, у него более сильное выражение эмоций. Перед нами предстает образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими достоинствами и слабостями | Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. Сопоставляют летописный и художественный тексты и сообщают результаты наблюдений. – Эпизод прощания Олега с конем. В балладе более заметна искренняя грусть князя при расставании с конем. В летописи: «Олег сказал: “Никогда не сяду на него и не увижу его более”». В балладе: Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время… – Эпизод осуждения Олегом кудесника. В балладе в словах Олега больше эмоций, вызванных его грустью об умершем коне. В летописи: «Олег же посмеялся и укорил кудесника, говоря: “То неправду говорят волхвы, все это ложь есть: конь мой умер, а я жив”». В балладе: Кудесник, ты лживый, безумный старик, Презреть бы твое предсказанье! – Эпизод с черепом коня. В балладе в словах Олега прежде всего звучит печаль по своему умершему другу и лишь потом – горькая усмешка. В летописи: «…посмеялся, говоря: “Не от этого ли черепа смерть мне будет?”». В балладе: Спи, друг одинокий! … Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала! – А. С. Пушкин много работал над текстом стихотворения, в художественной форме описывал события, переданные в летописи, подбирал рифмы, а летописец лишь стремился передать факты, хотя и сообщал их с чувством | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
V. Устное словесное рисование | Организует работу по развитию речи, устное словесное рисование. – Прочитав летопись, посмотрев иллюстрации, прослушав отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, посмотрев мультфильм «Детство Ратибора», вы многое узнали о жизни людей того времени, о воинах той эпохи. Вы знаете, как были воины одеты, какое носили оружие. В летописях не описывается внешность князя Олега, лишь из стихотворения А. С. Пушкина мы узнаем, что Олег был белокур, как и многие славяне. Сейчас перед вами стоит трудная задача – описать словами князя Олега таким, каким вы его представили. Опишите, как выглядел князь Олег, во что был одет, какое у него было оружие. При описании не забудьте соблюдать определенные правила: не пересказывать, а рисовать словом, как художник рисует красками; используйте выразительные средства языка – сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; используйте глаголы только в настоящем времени, описывая только то, что в эту минуту себе представляете. Также не забудьте передавать свои чувства и свое отношение к тому, о чем говорите | Работают в парах. Слушают выступление своих одноклассников. Заполняют контрольно-оценочный лист. Качественная характеристика описания | Шкала оценивания | «!» очень хорошо | «?» недостаточно хорошо | «–» не удалось | Логичность, последовательность |
|
|
| Образный язык (использует сравнения и эпитеты, синонимы и пр.) |
|
|
| Использует цвет при описании |
|
|
| Рисует картину в настоящем времени |
|
|
| Передает чувства и свое отношение к тому, о чем говорит |
|
|
|
| Осуществлять анализ произведения. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
VI. Сравнение текста стихотворения и летописи с текстом солдатской песни «Как ныне сбирается вещий Олег...» | Предлагает для прослушивания песню, которую сначала исполняли солдаты царской армии, позже – служившие в белой гвардии, в современном исполнении хора Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря. – Сравните текст песни с тем, что вы уже прочитали о князе Олеге. Что общего у песни с летописью и стихотворением и что их различает? – Как вы думаете, почему в основу солдатской песни было положено стихотворение А. С. Пушкина? | Слушают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы учителя.
– Строки стихотворения воодушевляли воинов на подвиги, а торжественная музыка еще больше этому помогала. Подвиги князя Олега, принесшие ему славу в своем Отечестве, были и остаются примером для воинов во все времена | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собесед- ника |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение фрагмента летописи. Найти информацию о солдатской песне (авторы, год создания, исполнители и пр.). Составить об этом сообщение. Прослушать дома с родителями солдатскую песню в исполнении казачьего хора, обменяться впечатлениями и записать их в тетрадь по литературному чтению | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что было главным на уроке? – Как вы справились с этой задачей? – Что особенно вас удивило на уроке? Какие вы сделали для себя открытия? – О чем еще вам хотелось бы узнать по теме «Летописи»? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают результаты своей работы на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания («0», «+», «–», «?»): Я знаю, чем схожи и чем различаются стихотворение Пушкина и текст летописи, могу рассказать об этом. Я могу описать князя Олега, используя приемы художественной выразительности. Я могу сравнить текст песни «Как ныне сбирается вещий Олег» с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и фрагментом летописи «И вспомнил Олег коня своего» | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |