Конспект урока в 4 классе " Летопись «И вспомнил Олег коня своего». "
методическая разработка по чтению (4 класс)

Конспект урока в 4 классе по литературному чтению  " Летопись «И вспомнил Олег коня своего». "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5. ЛЕТОПИСЬ «И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО».
ПРОИЗВЕДЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для проведения сравнения фрагмента летописи «И вспомнил Олег коня своего» со стихотворением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» с целью выявления общего и различного; совершенствовать умение анализировать текст произведения; формировать способности в художественном описании внешности князя Олега на основе своих представлений

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: безошибочно и выразительно читать летопись по ролям, передавая с помощью интонации чувства главного героя произведения (рассказчика), ориентироваться в тексте летописи, быстро находить нужные эпизоды

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать сюжет фрагмента летописи «И вспомнил Олег коня своего» с сюжетом стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», находить общее и различное, делать выводы и обобщения на основе сравнения; соотносить слова солдатской песни «Как ныне сбирается вещий Олег» с текстом летописи и стихотворением А. С. Пушкина.

Регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу урока, составлять план работы по решению учебной задачи урока; оценивать себя и свои достижения на уроке.

Коммуникативные: доходчиво объяснять свою точку зрения; описывать внешний вид князя Олега

Личностные: проявлять интерес и любознательность к истории создания художественных произведений

Образовательные ресурсы: аудиозаписи стихотворения «Песнь о вещем Олеге» и солдатской песни «Как ныне сбирается вещий Олег»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проверяет задания из «Рабочей тетради».

– Как вы ответили на вопросы после текста?

– Какой вопрос вам показался наиболее интересным, а какой – наиболее трудным?

– Что нового вы узнали о князе Олеге на предыдущем уроке? Расскажите как можно более подробно об этом.

– Какие элементы художественности вы отметили на предыдущем уроке в изучаемой летописи?

– Подумайте, почему вновь обращается ваше внимание на стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

– Как вы думаете, если предмет изучения на уроке – стихотворение А. С. Пушкина и текст летописи, то какой будет учебная задача урока?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Проверить чтение по ролям можно двумя способами:

Первый способ – группы читают текст по ролям, причем одна группа – первую часть текста до слов «Когда прошло четыре лета...», другая группа – вторую часть текста со слов «Когда прошло четыре лета...».

Второй способ – выборочная проверка (предлагается одной группе прочитать первую часть летописи, следующей группе – вторую часть летописи, так повторить 2–3 раза, чтобы большее количество учащихся смогли показать свои способности читать выразительно)

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке сравним два произведения

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы будем сравнивать два произведения, будем учиться находить сходство и отличия

Принимать
и сохранять
учебную цель
и задачу

III. Подготовка к восприятию произведения

Организует прослушивание стихотворения
А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в аудио-
записи.

Перед прослушиванием школьникам раздает текст стихотворения и дает задание, чтобы дети понимали, с какой целью они слушают данное произведение.

– Сейчас вы прослушаете стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» полностью. В тексте помечайте места, которые вам непонятны, а также то, что вы уже знаете из текста летописи.

Рассказывает об истории создания стихотворения и комментирует текст.

– Для своего произведения А. С. Пушкин выбрал жанр баллады. Но при этом сам он назвал свое произведение «Песнь». Каково же соотношение понятий «баллада» и «песнь» и в чем их связь с жанром летописи, который послужил источником для создания произведения?

– Что было непонятным в тексте стихотворения? Попробуем понять, о чем идет речь.

– Как возникло стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? А. С. Пушкин любил рассказы о русской старине, знал летописные предания, читал сочинения ученых-историков. Летописное предание о гибели древнерусского князя Олега, хотя и немного страшное, но поэтичное, А. С. Пушкин передал в этих стихах, которые назвал песнью. Ведь когда-то в старину такие сказания – о воинах, о битвах, о встречах с чудесами – рассказывались нараспев на княжеских пирах

Слушают аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В тексте произведения отмечают места, которые им непонятны.

Объясняют значения слов:

Песнь – жанр народного героического эпоса, в основе которого лежали реальные исторические события.

Летопись – жанр повествовательной литературы XI–XVII вв., состоящий из ежегодных записей.

Баллада – лироэпическое стихотворное произведение, в основе которого лежит необычное событие с напряженным сюжетом

Осуществлять анализ объектов с опорой
на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

IV. Сравнение текстов

Задает вопросы по сравнению текстов.

– Найдите в тексте стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» то, что роднит его с летописью «И вспомнил Олег коня своего». Что общего вы нашли в сюжетах?

– Определите, что их отличает друг от друга. Найдите в тексте стихотворения строки, которые помогают представить князя Олега.

– Как вы думаете, в каком из произведений – в летописи или стихотворении А. С. Пушкина – образ князя Олега наиболее живописен? Почему?

– То, что в летописи звучит более кратко и сдержанно, у Пушкина наполняется содержанием. Это позволяет лучше понять характеры героев и причины их поступков.

– В летописи образ Олега более обобщен, в нем мало индивидуальных черт. В балладе же князь более человечен, у него более сильное выражение эмоций. Перед нами предстает образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими достоинствами и слабостями

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. Сопоставляют летописный и художественный тексты и сообщают результаты наблюдений.

– Эпизод прощания Олега с конем. В балладе более заметна искренняя грусть князя при расставании с конем.

В летописи: «Олег сказал: “Никогда не сяду на него и не увижу его более”».

В балладе:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время…

– Эпизод осуждения Олегом кудесника. В балладе в словах Олега больше эмоций, вызванных его грустью об умершем коне.

В летописи: «Олег же посмеялся и укорил кудесника, говоря: “То неправду говорят волхвы, все это ложь есть: конь мой умер, а я жив”».

В балладе:

Кудесник, ты лживый, безумный старик,

Презреть бы твое предсказанье!

– Эпизод с черепом коня. В балладе в словах Олега прежде всего звучит печаль по своему умершему другу и лишь потом – горькая усмешка.

В летописи: «…посмеялся, говоря: “Не от этого ли черепа смерть мне будет?”».

В балладе:

Спи, друг одинокий! …

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

– А. С. Пушкин много работал над текстом стихотворения, в художественной форме описывал события, переданные в летописи, подбирал рифмы, а летописец лишь стремился передать факты, хотя и сообщал их с чувством

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

V. Устное словесное рисование

Организует работу по развитию речи, устное словесное рисование.

– Прочитав летопись, посмотрев иллюстрации, прослушав отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, посмотрев мультфильм «Детство Ратибора», вы многое узнали о жизни людей того времени, о воинах той эпохи. Вы знаете, как были воины одеты, какое носили оружие. В летописях не описывается внешность князя Олега, лишь из стихотворения А. С. Пушкина мы узнаем, что Олег был белокур, как и многие славяне. Сейчас перед вами стоит трудная задача – описать словами князя Олега таким, каким вы его представили. Опишите, как выглядел князь Олег, во что был одет, какое у него было оружие. При описании не забудьте соблюдать определенные правила: не пересказывать, а рисовать словом, как художник рисует красками; используйте выразительные средства языка – сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; используйте глаголы только в настоящем времени, описывая только то, что в эту минуту себе представляете. Также не забудьте передавать свои чувства и свое отношение к тому, о чем говорите

Работают в парах. Слушают выступление своих одноклассников.

Заполняют контрольно-оценочный лист.

Качественная
характеристика
описания

Шкала оценивания

«!»

очень хорошо

«?»

недостаточно
хорошо

«–»

не удалось

Логичность, последовательность

Образный язык (использует сравнения и эпитеты, синонимы и пр.)

Использует цвет при описании

Рисует картину в настоящем времени

Передает чувства и свое отношение к тому, о чем говорит

Осуществлять анализ произведения. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

VI. Сравнение текста стихотворения и летописи с текстом солдатской песни «Как ныне сбирается вещий Олег...»

Предлагает для прослушивания песню, которую сначала исполняли солдаты царской армии, позже – служившие в белой гвардии, в современном исполнении хора Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря.

– Сравните текст песни с тем, что вы уже прочитали о князе Олеге. Что общего у песни с летописью и стихотворением и что их различает?

– Как вы думаете, почему в основу солдатской песни было положено стихотворение А. С. Пушкина?

Слушают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы учителя.

– Строки стихотворения воодушевляли воинов на подвиги, а торжественная музыка еще больше этому помогала. Подвиги князя Олега, принесшие ему славу в своем Отечестве, были и остаются примером для воинов во все времена

Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собесед-
ника

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение фрагмента летописи. Найти информацию о солдатской песне (авторы, год создания, исполнители и пр.). Составить об этом сообщение. Прослушать дома с родителями солдатскую песню в исполнении казачьего хора, обменяться впечатлениями и записать их в тетрадь по литературному чтению

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися.

Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что было главным на уроке?

– Как вы справились с этой задачей?

– Что особенно вас удивило на уроке? Какие вы сделали для себя открытия?

– О чем еще вам хотелось бы узнать по теме «Летописи»?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают результаты своей работы на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания («0», «+», «–», «?»):

Я знаю, чем схожи и чем различаются стихотворение Пушкина и текст летописи, могу рассказать об этом.

Я могу описать князя Олега, используя приемы художественной выразительности.

Я могу сравнить текст песни «Как ныне сбирается вещий Олег» с текстом стихотворения
А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и фрагментом летописи «И вспомнил Олег коня своего»

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летописи. "И вспомнил Олег коня своего"

Литературное чтение 4 класс авторЛ.Ф. Климанова УМК "Школа России"...

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего»

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

4 класс тест "И вспомнил Олег коня своего..."

4 класс тест "И вспомнил Олег коня своего..."...

"Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение нахо...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Школа России"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Шк...

Тест " И вспомнил Олег коня своего (из летописи) "

Тест по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

Презентация к уроку "Летописи. Былины. Жития. Летопись "И повесил Олег щит свой..."" ( УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся с летописью "И вспомнил Олег коня своего"....