Конспект по литературному чтению. 2 класс.Загадки.Как придумать загадку?
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект по литературному чтению. 2 класс.Загадки.Как придумать загадку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literaturnoe_chtenie_2_klass.docx | 536.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Предмет: Литературное чтение
Студент: Беликова Дарья Игоревна
Тема: Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
Содержательная: формирование представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.
Деятельностная: формирование умения отгадывать загадки, распределять их по тематическим группам.
Дидактические задачи:
1. Различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
2. Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения (без отметочного оценивания);
3. Владеть элементарными умениями анализа текста, прослушанного (прочитанного) произведения: определять последовательность событий
в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
4. Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Развивающие задачи:
1. Сравнивать языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения;
2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта речевой ситуации;
3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
#1056;аспознать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
#1055;роявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
#1050;орректно и аргументировано высказывать своё мнение;
#1057;троить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
#1059;станавливать причины успеха и неудач учебной деятельности;
#1054;тветственно выполнять свою часть работы.
Воспитательные задачи:
Воспитательные:
1. Осваивать опыт человеческих взаимоотношений, проявлять сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и другие моральные качества к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
2. Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
3. Испытывать потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Различает и называет отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки;
(фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);.;
2. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные;
произведения (без отметочного оценивания);
3. Владеет элементарными умениями анализа текста, прослушанного (прочитанного) произведения: определяет последовательность событий
в произведении, характеризует поступки (положительные или отрицательные) героя, объясняет значение незнакомого слова с использованием словаря;
#1048;спользует изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Личностные:
#1054;сваивает опыт человеческих взаимоотношений, проявляет сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
#1055;риобретает эстетический опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
#1048;спытывает потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
1.Сравнивает произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносит произведение и его автора, устанавливает основания для сравнения произведений, устанавливает аналогии;
#1057; помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта речевой ситуации;
#1060;ормулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
#1056;аспознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
Регулятивные:
#1059;станавливает причины успеха и неудач учебной деятельности;
#1054;тветственно выполняет свою часть работы.
Коммуникативные:
#1055;роявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии;
#1050;орректно и аргументировано высказывает своё мнение;
#1057;троит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Образовательные ресурсы:
: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2024 – С. 26-27 ил. – (Школа России).
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
Приветствие
Проверка готовности
Этнический заряд (работа с пословицей)
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)
Речевая разминка
Работа со схемой «Жанры устного народного творчества»
Литературная викторина
3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
Выставка книг с загадками
Формулирование проблемы урока
4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)
Формулирование темы урока
Формулирование цели урока
Планирование деятельности
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
Работа с понятием «Загадка»
Рассказ учителя об истории жанра
Чтение о отгадывание загадок
ФИЗМИНУТКА
6. Этап анализа произведения (7 мин.)
Распределение загадок по группам
Поиск ответа на вопрос
Работа с таблицей «Виды загадок»
#1069;тап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
7.1. Работа с алгоритмом составления загадки
7.2. Придумывание загадок (работа в парах)
Конкурс загадок
#1069;тап включения в систему знаний и повторение (5 мин)
Подведение итогов
Самооценка работы на уроке
Запись домашнего задания
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД. | Приветствие -Здравствуйте, ребята. -Меня зовут Дарья Игоревна, и урок литературного чтения сегодня у вас урок проведу я. -Давайте начнём наш урок с улыбки, спасибо присаживайтесь. Проверка готовности -Я вижу у вас все готово к уроку -Можем начинать. Этический заряд (работа с пословицей) -Ребята, прочитайте пословицу на слайде СЛАЙД 2 «Не на пользу читать, коли только вершки хватать» -Ребята, а кто знает значение слова «вершки»? Вершки-это верхняя часть чего-нибудь (из Толкового сл) СЛАЙД 3 -Как вы думаете, какой смысл этой пословицы? -Верно! -Если читаешь книгу, то нужно вдумчиво читать, думать, о чем эта книга, не пропуская предложений, страниц. Без этого она не принесет тебе никакой полезной информации. | -Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы | Фронтальная | Л1 П1 К1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Речевая разминка -Перед тем, как начать работать я перелагаю вам провести разминку -Посмотрите СЛАЙД 4 -Ваша задача тихонечко хором произнести фразы и в рифму продолжить ее. СА-СА-СА-в лесу бегает…(лиса) ОС-ОС-ОС-на поляне много…(ос) СУ-СУ-СУ- было холодно в …(лесу) УСЬ-УСЬ-УСЬ-на поляне бегал…(гусь) Работа со схемой «Жанры устного народного творчества» -Ребята, посмотрите на схему на слайде СЛАЙД 5 -Прочитайте ее -Каким одним словом их можно объединить? (перед вами жанры устного народного творчества). -Ребята, какого жанра здесь не хватает? -Чтобы узнать, какого жанра не хватает я предлагаю вам отгадать загадку. Как не знаешь- Голову сломаешь. Когда отгадаешь- Нос задираешь (Загадка) Литературная викторина -Ребята, сейчас я предлагаю провести литературную викторину -Я буду вам читать отрывки из произведений разных жанров -А ваша задача определить, что же это такое? - -Давайте начнем! 1. «Земля освещается солнцем, а человек знанием». (пословица) 2. Береза моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Трава шелковая…(песня) 3. Конь ретивый, долгогривый Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, С нами в салочки играет. (считалочка) 4. Ой, лили та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе лужок, А на том лужку дубок, А на том дубку сидит Ворон в красных сапогах Во зелёненьких серьгах Черный ворон на дубу Там играет во трубу Труба тОченая, Позолоченная. Утром он в трубу трубит, К ночи сказки говорит. Сбегаются зверьки Ворона послушать Пряники покушать. ( небылица) 4. Три сороки тараторки Тараторили на горке. (скороговорка) 5. Деревянная рубашка, Где носом ведет, Там заметку кладет. (загадка, карандаш) 6. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шолкова бородушка Чего ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь? ( прибаутка) | Читают схему (русские народные песни, сказки. потешки, прибаутки, считалки и небылицы.) Загадок Предположения детей Предположения детей Предполагают | Фронтальная Фронтальная | П3 П5 П3 П4 Р2 К1 К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Выставка книг с загадками -Ребята, посмотрите на выставку книг, которую я вам приготовила -Как вы, думаете, о чем эти книги? -Что необычного есть в этих книгах? -Давайте рассмотрим одну из этих книг. -Посмотрите оформление обложки этой книги -Что изображено на обложке? -Посмотрите иллюстрации к загадкам в этой книге -Какие есть иллюстрации к загадкам? Формулирование проблемы урока -Ребята, что мы уже знаем о загадках? -Что бы вы хотели узнать? |
| Фронтальная | П3 П5 Л2 Л3 П1 П4 К1 К2 К3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Формулирование темы урока -Ребята, как вы думаете, какова будет тема урока? -Я обобщила ваши ответы, тема урока будет СЛАЙД 6 (Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок) Формулирование цели урока -Какую цель мы перед собой поставим? СЛАЙД 7 (Знакомство с тематическими группами загадок) Планирование деятельности -Ребята, что мы будем делать сегодня на уроке? СЛАЙД 8 Задачи урока:
|
| Фронтальная | П5 П2 П3 К1 К2 К3 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | . Работа с понятием «загадка» -Ребята, кто сможет объяснить значение слова «загадка»? -Посмотрите на слайд СЛАЙД 9 Загадка-это кратное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно узнать, разгадать Рассказ учителя об истории жанра Сейчас я вам немного расскажу об истории возникновения загадок -Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Много столетий назад, еще в 1016 году (почти 1000 лет назад) загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим, а также использовались в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. -Что интересного вы запомнили о загадках? Чтение о отгадывание загадок -Ребята, отройте учебник на стр.26-ой -Давайте прочитаем первую загадку -Кто прочитает? -О чем эта загадка? (о книге) -Как вы поняли, что в загадке речь идет именно о книге? -Кто прочитает следующую загадку? -О чем она? (карандаш) -Как вы поняли, что речь идёт именно о «карандаше? -Прочитайте следующую загадку -О чем она? (книга) -Верно -Прочитаем загадку в оранжевой рамочке -О чем эта загадка? (о петухе) -Прочитайте следующую загадку -Кто назовет отгадку? (лук) -Прочитаем загадку в зеленой рамочке -О чем она? (о еже) -И прочитаем последнюю загадку на стр. 27-ой -О чем эта загадка? (морковь) | Предполагают | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | П2 П3 П4 П5 Л1 Л3 П1 П3 П4 Р2 К1 К2 К3 |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Распределение загадок по группам -Как вы думаете, на какие тематические группы можно разделить все эти загадки? (загадки о животных, сад и огород, книга и письмо) Поиск ответа на вопрос -Ребята, послушайте загадку, а после ответьте мне вопрос «Ни окон, ни дверей-полна полна горница людей» - Как вы думаете могут ли быть к загадке разные отгадки? -Как вы думаете, какая отгадка будет у этой загадки? (арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан) - А почему все эти отгадки подходят этой загадке? (Любой из перечисленных овощей может быть отгадкой для этой загадки. Ведь они очень похожи между собой и в каждом из них находится много семян) Работа с таблицей «Виды загадок» -Ребята, как вы думаете какие виды загадок бывают? -Посмотрите на слайд СЛАЙД 10 (на слайде таблица с видами загадок) (загадка-ВОПРОС, загадка-ОПИСАНИЕ, загадка-ДЕЙСТВИЕ, загадка-ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) | Предполагают правильный алгоритм | Фронтальная Индивидуальная. | П5 Л3 П3 П4 Р2 К1 К2 К3 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | Работа с алгоритмом составления загадки -Ребята, кто-нибудь знает, как правильно составить загадку? -Посмотрите на слайд СЛАЙД 11 -Вы видите алгоритм составления загадки #1042;ыбрать какой-либо объект 2. Определить на что этот предмет похож (2-3 сравнения) 3. Что этот предмет делает? кто делает также? 4. Чем же предмет отличается от чего-то другого? #1042;ставить слова «как, но не…», «а не». Придумывание загадок (работа в парах) -Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах -Давайте назовем правила работы в парах -Перед вами лежат карточки с картинкой и названием предмета -Ваша задача придумать одну загадку с этим названием предмета, соблюдая алгоритм (алгоритм на слайде) -После того, как все справятся с этим задание мы проведем игру-соревнование в отгадывании загадок -Можете приступать к работе Конкурс загадок -Ребята, давайте представим получившиеся загадки классу -Кто желает прочитать свою загадку? -К какой группе относится ваша загадка? -Какие вы молодцы! -У вас получились очень интересные загадки! |
Называют разные отгадки Называют | Индивидуалная Парная Индивидуальная Фронтальная | П4 П5 Р2 К1 К2 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Подведение итогов -Какая тема урока у нас была? -Какая была цель урока? - А какие группы загадок вам запомнились больше всего? -Какие вы молодцы! Самооценка работы на уроке -За что вы можете похвалить себя на уроке? -А кто думает, что не совсем хорошо потрудился на уроке? -Что у вас получилось? -в чем возникли трудности? Запись домашнего задания. -Ребята, запишите домашнее задание. -Мне было приятно с вами работать. -Спасибо всем за работу, урок окончен -До свидания! | Фронтальная Индивидульная | П2 П3 П4 П5 П3 П4 Р2 К1 К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
Конспект по литературному чтению на родном русском языке " В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»)"
Цель: познакомить с главой «Мой дневник» из произведения «Я ничего не придумал» В.И. Воробьёва; обогатить словарь учащихся; развивать устную речь учащихся, память мышление, наб...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...