Рабочая программа по учебному предмету "Чтение ", 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Кошелева Татьяна Ивановна
Для образовательных организаций, реализующих АООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_chtenie_3_b.docx96.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

444

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа № 95»

Утверждаю

Директор ГКОУ «Школа №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

Приказ №

От « 27» августа2024г.

Рассмотрено

на педагогическом совете Протокол № 1

от «  26»  августа 2024г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

От « 25 » августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Чтение»  

                                       

Класс 3 б

Количество часов:  170  ( 5 часов в неделю)

Учитель: Кошелева Татьяна Ивановна

Программа разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

           

           

 Учебник: Чтение 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. С.Ю. Ильина, А.К. Аксенова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова. –М., Просвещение, 2024г.

г.Нижний Новгород

2024г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2.        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

4.        Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. №ВК-452/07).

5.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

6.        Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  

7.        Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

8.        Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);

9.        Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) « Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

10.        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

11.        Министерство образования и науки РФ письмо от 04 апреля 2016 г. № ВК-744 "План профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ".

12.        Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"

13.        Письмо Минпросвещения России от 11 января 2023г. №АБ-25/07 "О направлении информации" с разъяснениями об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

14.        Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в государственных, в том числе  федеральных медицинских организациях, расположенных в Нижегородской области, Постановление Правительства Нижегородской области от 27.12.2017г. №961.

15.        Письмо Минобрнауки России «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ» от 19.08.2016 № 07-3517.

16.         АООП (1 вариант) ГКОУ «Школа  № 95» на 2024-2025 учебный год;

17.         Учебный планАООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГКОУ «Школа № 95».

18.         Учебный календарный график ГКОУ «Школа № 95»на 2024 - 2025 учебный год.

19.         Расписание уроков на 2024 - 2025 учебный год.

20.         Устав ГКОУ «Школа № 95».

21.         Положение о рабочей программе ГКОУ «Школа № 95».

В  школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026  (https://clck.ru/33NMkR ) и адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей.

        ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.   

Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение».

Цель обучения - учить правильному чтению слов, предложений и текстов по слогам.

Задачи обучения:

  • воспитание у обучающихся интереса к чтению;
  • формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
  • формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
  • развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 3 классе определяет следующие задачи:

  • воспитание у обучающихся интереса к чтению;
  • формирование навыка сознательного, правильного и выразительного чтения;
  • развитие умения читать   доступный пониманию текст вслух и про себя;
  • развитие умения общаться на уроке: отвечать на вопросы педагога, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном;
  • формирование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием иллюстраций к тексту, картин; находить в тексте предложения для ответа на вопросы; элементарно оценивать прочитанное;
  • развитие умения пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту;
  • развитие умения разучивать по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения, читать их перед классом;
  •  формирование читательской самостоятельности у обучающихся: развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными пониманию произведениями детской литературы.

Характеристика познавательных особенностей обучающихся 3 б класса.

   

   В 3 б классе 12 человек. 2 человека находятся на домашнем обучении,  для них составлена  индивидуальная  учебная программа.  

Во третьем классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточности. Они имеют различную подготовку. 1 чел. обучается по программе ФГОС О УО (ИН) (2 вариант)  (Даниил С.). 1 чел. (Моничева В.) прибыла в школу 95 01.09.24.

По уровням восприятия учебной информации по чтению класс делится на следующие группы:

1 уровень- Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, читают в среднем темпе, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.-3 чел. (Денис З., Левент Д., Михаил Б.)

2 уровень - Темп чтения и усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются.-3 чел. (Максим Л., Полина Г., Юрова К.)

3 уровень - Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, не читают, знают некоторые буквы – 2 чел. (Егор С., Казаков А.)

Дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования устной и письменной речи. Поэтому обучающиеся испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процесс чтения.

Общая характеристика учебного предмета

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на формирование нравственных позиций поведения ещё раз подчёркивает практическую значимость обучения чтению обучающихся с нарушениями интеллекта.

Обучение чтению в 3 классе решает следующие задачи:

- формирование навыка правильного чтения и подготовка к овладению чтением про себя;

- работа над орфоэпическим чтением слов, которые обучающиеся могут читать целиком;

- продолжение работы над дикцией и выразительностью устной речи;обучение чтению по ролям;

- формирование навыка осознанного чтения;

- формирование умений осмысленно воспринимать почитанный текст.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, так как в силу особенностей психического развития умственно отсталые школьники овладевают им  с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.

Беглое чтение формируется постепенно. Во 2 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык совершенствуется. Слова, сложные по слоговой структуре, включаются в этап речевой зарядки. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе при переходе на чтение целыми словами. В 3 классе обращается внимание на авторские характеристики, речь персонажей, вводится чтение по ролям.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Поэтому проводится систематическая работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей.  От класса к классу обучающиеся становятся более самостоятельны в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, план (картинный, коллективно составленный).С 3 класса вводится словесное иллюстрирование.   

В процессе внеклассного чтения формируется  читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует  формированию умения выбирать книгу по интересу,  читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку.

Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи. Обучение чтению идет параллельно на уроках русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними: формируется внимание к слову, как основной единице языка, что создает основу для расширения словарного запаса; развиваются навыки диалогического общения, когда обучающиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и задавать их.

Основной формой организации  процесса обучения является урок.

Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, игры.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- методы стимулирования.

Основные типы уроков:

-урок изучения нового материала;

-урок закрепления и применения знаний;

-урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

-урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

-интегрированный,

-урок-игра,

-урок-викторина,  

-урок – путешествие;

-урок – драматизация;

-урок – праздник.

Виды и формы организации работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются:

-групповая;

-работа в парах;

-индивидуальная работа.

Элементы образовательных технологий:

-здоровьесберегающая технология        ;

-технология игрового обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология проблемного обучения.

Время работы с электронными средствами обучения на уроке

Непрерывное использование экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях: 1-4 классы - 10 мин.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке

1.Интерактивной доски дети до 10 лет-20 мин.; Дети старше 10 лет-30 мин.

2.Компьютера 1-2 кл. – 20 мин.;  3-4 кл. – 25 мин.

Элементы образовательных технологий:

-здоровьесберегающая технология;

-технология игрового обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология проблемного обучения.

Элементы образовательных технологий:

-здоровьесберегающая технология;

-технология игрового обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Школа № 95» рабочая программа в 3  классе рассчитана на 170 ч. в год (5ч. в неделю)  :

136ч. в год (4ч. в неделю)– обязательная  часть  Учебного плана,

34ч. (1час  в неделю) –  часть  Учебного плана, формируемая  участниками образовательных отношений. Срок реализации рабочей программы по чтению – 1 год.

Содержание учебного предмета «Чтение»

В 3 классе систематическое формирование выразительного чтения начинается с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.  Большое внимание на уроках чтения в 3 классе уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод (рассказ, объяснение, разъяснение беседа, работа с учебником);
  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ, выборочное чтение);
  • репродуктивный метод (работа по алгоритму).

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы по учебному предмету «Чтение»

Личностные:

  • проявление эмоционального отклика на произведения литературы;
  • способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • способность поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
  • способность обращаться за помощью;
  • владение разнообразными средствами коммуникации;
  • элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий (правда, ложь, добро, трудолюбие и др.), отражённых в литературных произведениях;
  • уважительное и бережное отношение к людям труда и их деятельности.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к правильному чтению целым словом   двух- и трёхсложных слов;
  • отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
  • определять главных действующих лиц прочитанного произведения;
  • соотносить иллюстрацию с отрывком определённого прочитанного и разобранного текста;
  • пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;
  • определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);
  • выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.

Достаточный уровень:

  • правильно читать вслух целыми словами;
  • выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
  • давать элементарную оценку поступкам героев и событий;
  • читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора).

 

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Направление  воспитания

ЭОР/ЦОР

1

Здравствуй, школа!

11

проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

2

Осень наступила.

14

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

3

Учимся трудиться .  

16

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений

проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

4

Ребятам о зверятах .

17

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

5

Чудесный мир сказок .

14

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

6

                                                                            Зимушка-зима.

23

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

7

Так нельзя, а так можно.

12

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

8

Весна в окно стучится .

23

проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

9

Веселые истории.

8

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

10

Родина любимая.

12

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений

проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

11

Здравствуй, лето!

15

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

итого

170

  1. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения рабочей  программы по учебному предмету «Чтение»

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

В 3 классе текущий контроль по предмету «Чтение» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке устных ответов принимается во внимание:

  • чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно);
  • выразительное чтение наизусть или с листа;
  • умение ориентироваться в тексте;
  • знание литературных произведений.  

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» - ставится обучающемуся, если он читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

 Оценка «3» - ставится обучающемуся, если он читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» - не ставится.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится  в конце каждой четверти и учебного года в сроки, установленные  календарным учебным графиком, графиком контрольных работ Учреждения.                                                                                                                                       

                Учебный год для обучающихся 3 классов заканчивается промежуточной (годовой) аттестацией,  к годовой аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой проведение контрольных работ и может проводиться:

-  в 3 классе – по четвертям.

Промежуточная   аттестация проводится до окончания учебного года Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя:

- наблюдение за навыками чтения.

Промежуточная аттестация за четверти обучающихся 3 класса осуществляется по текущим оценкам, полученными обучающимися в течение четверти. Оценка за четверть по предмету определяется путем вычисления среднего арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа от 1 до 5.

Четвертная оценка по учебному предмету «Чтение» считается обоснованной при наличии у обучающегося в классном журнале не менее трех текущих оценок по данному предмету.

Программа формирования базовых учебных действий через освоение учебного предмета  «Чтение».

Рабочая программа по чтению для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия формируются и реализуются в процессе изучения чтения   только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Группа БУД действий

Перечень учебных действия

Образовательная область

Формы работы

1. Личностные учебные действия

1.1осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Язык и речевая практика чтение,

Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения.

1.2самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

Самостоятельные задания и работы.

2.Коммуникативные учебные действия

2.1вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс)

Язык и речевая практика чтение

Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа.

2.2использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Проигрывание ситуаций, игры.

2.3Обращаться за помощью и принимать помощь

Сигнальные карточки

2.4слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Переход от пошаговой к общей инструкции.

3.Регулятивные учебные

действия

3..1входить и выходить из учебного помещения со звонком

Язык и речевая практика

чтение

Четкие требования к обучающимся, воспитанникам, ежедневная отработка правил поведения на уроке и в школе, тематические игры, игровые ситуации.

Поощрения.

3.2. ориентироваться в пространстве класса

3.3. пользоваться учебной мебелью

3.4. адекватно использовать ритуалы школьного поведения

3.5. работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место

3.6. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

3.7. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия

3.8. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

3.9. передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

4.Познавательные

Учебно-управленческие умения: 

4.1.Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

4.2.Понимать и соблюдать последовательность действий.

Учебно-информационные умения: 

4.3.Выразительно говорить. 4.4.Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову.

4.5.Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку.

Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения).

4.6.Осуществлять коллективное описание компонентов объекта.

Язык и речевая практика

Чтение

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Промежуточная оценка уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) у обучающихся осуществляется на основании диагностических заданий,  разработанных учителем, организуется и проводится  в последний месяц учебного года. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Результаты анализа представляются в форме условных единиц:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся  не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 -2  балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

3 - 4 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

5 - 6 баллов ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

7 - 8  баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

9 – 10  баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Результаты оценки уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающегося заносятся в портфель достижений (портфолио) обучающегося.

Формы промежуточной аттестации.

В промежуточную аттестацию включена диагностика предметных результатов, которая определяет уровень и качество  освоенных обучающимися знаний и умений, специфичных для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 3 классе проводится в следующих формах:

  • Наблюдение за навыками чтения

        Результаты овладения обучающимися программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

                В промежуточную аттестацию включена диагностика результатов личностного развития обучающихся. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения каждого обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Она проводится в форме наблюдения. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

                В промежуточную аттестацию включена диагностика уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Формы и методы оценки обучающихся

Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

                Для оценивания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью используется система отметок по 5-ти балльной шкале, которая  включает в себя следующие компоненты: качественный компонент, количественный компонент  и объём  верно выполненных заданий.

        Балльная отметка вводится с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

        Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;
  • полнота и надёжность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

        Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения  предметных результатов, который  оценивается с точки зрения:

  • частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
  • полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
  • самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).

        Объём верно выполненных заданий  относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:

  • отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
  • отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

        Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится форме наблюдения.

        Диагностика результатов уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является педагогической, её организует и проводит учитель, хорошо знающий индивидуальные особенности обучающихся и их образовательные потребности, регулярно наблюдающий формирование учебной деятельности у обучающихся в процессе обучения в течение всего учебного года. Учитель разрабатывает специальные диагностические работы:

  • задания по диагностике уровня сформированности базовых учебных действий;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных базовых учебных действий.

Дополнительным средством контроля является педагогическое наблюдение.

Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости – это процесс проверки успешности обучения обучающихся Учреждения, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года. Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.                                                                                              

Формами текущего контроля успеваемости

- устный опрос;

-наблюдение за навыками чтения

В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами Учреждения разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки.                                                                                          

Критерии оценки предметных  результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Оценка предметных результатов обучающихся

в результате освоения программы

ГКОУ «Школа №95»  не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальными  нарушениями. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу  обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

          Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур,  и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся  и не допускает сравнения его с другими детьми.

Оценка предметных результатов включает в себя оценивание предметных результатов, а также уровень сформированности базовых учебных действий (БУД).

Уровни сформированности предметных результатов:

Уровень

Условное обозначение

Критерий

Достаточный

В

(высокий)

Полное усвоение информации, независимость от взрослого в выполнении задания, умение объяснить свои действия.

В/С

(выше среднего)

Усвоение сведений в основном, за исключением отдельных деталей, потребность в организующей поддержке, умение ответить на все вопросы по содержанию деятельности.

С

(средний)

Частичное усвоение в объеме более половины от заданного, потребность в помощи в виде наглядных опор, умение ответить на основные вопросы по содержанию деятельности.

Минимальный

Н/

(ниже среднего)

Частичное усвоение в объеме менее половины от заданного, потребность в практической помощи, умение ответить на отдельные вопросы по содержанию деятельности.

Н

(низкий)

Усвоение отдельных случайных сведений, полная зависимость от взрослого в выполнении задания, отсутствие осознанности, неумение отвечать на вопросы.

Педагогами заполняется сводная таблица «Таблица образовательных результатов по учебному предмету».

Балльная отметка

        Балльная отметка вводиться с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

        Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;
  • полнота и надёжность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

        Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения  предметных результатов, который  оценивается с точки зрения:

  • частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
  • полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
  • самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).

        Объём верно выполненных заданий  относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:

  • отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
  • отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов.

Основные виды контроля:

по месту в процессе обучения:

  • текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
  • пооперационный     контроль,     управляющий     правильностью,     полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

  • внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
  • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся  и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Оценке не подлежит:

  • темп работы обучающегося с нарушением интеллекта;
  • личностные качества;
  • своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у обучающихся  адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности

№/ п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая

(входная)

работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует

коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Фиксируется учителем в журнале (в том числе в электронном) и  в дневнике обучающегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

2.

Диагностическая

работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов

действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач.

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся  в рамках решения учебной задачи.

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку обучающегося  с интеллектуальными нарушениями.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

3.

Контрольно-

обобщающий урок

Не более одного раза в месяц

Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на

параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня.

Учитель проверяет и оценивает выполненные обучающимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

4.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля - май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.

Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и итоговой работы.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

5.

Предъявление

(демонстрация) достижений

ученика за год.

Май

Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы.

В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения обучающегося  за учебный год.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

6

Мониторинг

«Динамика развития личности»

2 раза в год Сентябрь, апрель/май

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

Материально – техническое обеспечение

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Чтение» включают:

 Учебно-методический комплект:

1. Аксёнова А. К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

2.Ильина С.Ю., Аксенова А. К., Головкина Т.М., Шишкова М. И. Чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2024.

3. Ильина С.Ю., Аксенова А. К., Головкина Т.М., Шишкова М. И. Чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2024.

Печатные пособия:

наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения;

Учебно-практическое оборудование: 

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); 

Технические средства:

- компьютер, интерактивная доска.

Приложение 1.

Контрольно-оценочные материалы по предмету «Чтение»

Входной срез

Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинноследственных связей, и по содержанию.

I вариант
Кот, дрозд и петух
Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.
Уходят – строго наказывают:
– Мы пойдём далеко, а ты оставайся, да голоса не подавай. Когда придёт лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела.
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, побежала в свою нору.
Петушок закричал. Кот и дрозд услышали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
(95 слов)
(Отрывок из русской народной сказки)

II вариант

 Собака и ее тень
(Басня)
Собака шла по до-щеч-ке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, – она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
И осталась собака ни при чём.
(54 слова) (Л. Толстой)
Вопросы и задания:
Где шла собака? Что несла в зубах?
Почему собака осталась без мяса? 3. Как понимаешь слова «И осталась собака ни при чём»?

III вариант

 Вороны
Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летят вороны и ос-мат-ри-ва-ют каждую поляну. Зимой они прилетают за кормом поближе к деревне.
(27 слов) (Г. Снегирев)
Вопросы и задания:
О каких птицах идет речь?
Сколько лет могут жить вороны? 3. Где кормятся вороны зимой?

Наблюдение за навыками чтения I четверть

Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинноследственных связей, и по содержанию.

I вариант

Кот и лиса
Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понёс в лес. Принёс и оставил его в лесу.
Кот ходил, ходил и набрёл на избушку. Залез на чердак и полёживает себе. А захочет есть — пойдёт на в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта – опять на чердак и полёживает себе. А захочет есть – пойдёт в лес мышей наловит, наестся досыта – опять на чердак, и горя ему мало.
Вот пошел кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидела кота и дивится:
«Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!»
Поклонилась лиса коту…
(111 слов)
(Русская народная сказка)

Вопросы и задания:
Расскажи, как кот жил в лесу.
«Увидела кота и дивится» – как сказать по-другому? 3. Почему удивлена была лиса?

II вариант

 Колобок
Внезапно кончился дождь. На ветвях ивы что-то засияло и сползло на землю. Это был сверкающий колобок. Он покатился к реке и вдруг подпрыгнул. Ослепительный свет от него резал глаза. Около огненного колобка горела радуга. Засияли кусты, деревья, река.
Вдруг померк его свет. Колобок раздулся и стал огромным тёмным шаром. Грохнул взрыв. Это была молния. Иногда во время грозы появляются такие шаровые молнии. Они очень опасны.
(66 слов)
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)
Вопросы и задания:
1. Чем оказался сверкающий колобок?
III вариант 

Шалун
Падали и падали осенние листья на землю. Кот Вьюн караулил их. Он грозно хлопал лапой по листу. Вьюн думал, что это воробьи. Бабушка Дарья дала ему молочка. Кот лёг на кучу листьев и заснул.
(35 слов) (Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева) Вопросы и задания:
О ком говорится в рассказе?
Как звали кота? 3. Почему рассказ так назван?

Наблюдение за навыками чтения II четверть

Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинноследственных связей, и по содержанию.

I вариант

Яблоко
По улице шла старушка с корзинкой. В корзинке были яблоки: красные и жёлтые. Очень красивые яблоки. Вот бы мне одно! Я тихонько подкрался сзади.
Схватил яблоко и сунул его в карман. Старушка ничего не заметила и сказала:
Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
Петя…
Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
Съешь! Это из моего сада.
Яблоко – то, что в кармане, – прямо жгло мне ногу.
Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я… А я выхватил яблоко из кармана. Бросил его в корзину и убежал. Когда я прибежал домой, то заплакал.
Сам не знаю: почему я заплакал?
(113 слов) (Ем. Буков)
Вопросы и задания: 1. Как ты думаешь, почему заплакал мальчик?

II вариант
Тихо-тихо Мальчик и отец не заметили, как мама уснула.
Смотри, папа, – сказал мальчик чуть слышно, – у мамы около брови морщинка. Откуда она взялась?
А помнишь, ты обидел маленькую девочку? – сказал папа.
Помню.
Так вот, на другой день у мамы появилась морщинка.
А около губ морщинка тоже… – Вот и на лбу появилась… Папа задумался.
Мы с тобой оба виноваты. Давай не огорчать маму.
Мама спала, а отец с сыном сидели тихо-тихо.
(72 слова) (А. Седугин)
Вопросы и задания:
1. Какой вывод сделали для себя отец и сын?

III вариант

 Хмурый день
Стоит хмурый зимний день. Я смотрю в окно. Мороз вывел на стекле нежные узоры. Вот трава, только белая. Вот сказочные цветы. Под пушистой сосной спит зверёк. Тут странные следы. Кто их оставил? Куда они ведут?
(37 слов)
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)

Вопросы и задания:
Какое время года описано в рассказе?
Какие узоры мороз вывел на стекле?

Наблюдение за навыками чтения III четверть

Цель работы: проверить:
сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинноследственных связей, и по содержанию.

I вариант

Дюймовочка
(Отрывок из сказки)
…На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к птице. Ласточка уже совсем ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку. Дюймовочка стояла перед ней с куском гнилушки в руках – другого фонаря у неё не было.
Спасибо тебе, милая крошка! – сказала больная ласточка. – Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и опять полечу на солнышко.
Ах, – сказала Дюймовочка, – теперь так холодно, идёт снег. Останься лучше в своей тёплой постельке, а я буду ухаживать за тобой.
Дюймовочка принесла ласточке воды в цветочном лепестке и несколько ячменных зёрнышек. Ласточка попила и поела, а потом рассказала девочке, как она поранила себе крыло о терновый куст и не могла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края.
(121 слово) (Г.Х. Андерсен)
Вопросы и задания:
1. Что случилось с ласточкой? 2. За что ласточка поблагодарила Дюймовочку?

II вариант
***
Лес весь сверкал весёлыми звёздочками. Каждый листок, каждая травинка блестела, улыбалась капельными глазками. Солнце ещё только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и ёлочки были в паутинах. Каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами.
Мы сразу промочили свои штаны и рубахи. Но всё равно становились на колени, раскапывали руками мокрый мох. Мы вытаскивали из-под него маленьких крепышей с тёмной шапочкой на пузатенькой ножке – настоящих боровичков. Потом спешили дальше – искать новое гнездо грибов.
(77 слов) (В. Бианки) Вопросы и задания:
1. О каком времени года идёт речь?

III вариант
Тепло и уютно в доме
Тяжёлым одеялом снег накрыл двор и дорожки в саду. Мальчик вышел на крыльцо. Ночью снег засыпал тропу. Маленький хозяин шёл осторожно, нога утопала в сыпучем снежном болоте. Руслан стал разгребать снег. Его брат Илюша помогал ему. Вот показалась и первая вязанка дров. Скоро в доме будет тепло и уютно.
(54 слова)
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)

Вопросы и задания:
Какое время года описано в рассказе?
За чем ребята пошли в лес? Как звали братьев?
Почему в доме будет уютно и тепло?

Задания для диагностики сформированности навыка чтения обучающихся в ходе проведения итоговой аттестации.

Текст для чтения

Задания для оценки осознанности чтения

Достаточный уровень

На лесной поляне — кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.

Но кто же здесь копает землю?

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.

Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.

А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка. Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка. 

(По Э. Шиму) - 71 слово

1) Что заметил автор на лесной поляне?

2) Какой вопрос он сам себе задал?

3)  Кто же копал землю?

4) Какие части тела крота рассмотрел автор? Прочитай.

5) На что похожа маленькая кучка земли, которую выкопал крот?

6) Для чего могут пригодиться эти кучки рыхлой земли?

7) Объясните слово «вспаханная» земля. Как сказать по-другому?

8) Какую пользу приносит крот лесу?

9) Озаглавьте рассказ.

Количество ответов – 9.

Минимальный уровень

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами.

Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его.

Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По В. Бианки) - 50 слов

  1. Кто вышел на берег реки из леса?
  2. Как отнёсся к купанию первый медвежонок?
  3. Прочитай, как медведица купала его.
  4. Почему второй медвежонок побежал в лес?
  5. Что сделала с ним мать?
  6. Как изменилось настроение у медведей после купания? Докажи словами из текста.

Максимальное количество ответов - 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...