Конспект урока по литературному чтению. В.И. Белов "Малька провинилась".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Богданова Татьяна Викторовна

  Открытый урок литературного чтения на тему "В,И Белов "Малька провинилась"" проводился в 3 классе в разделе «Люби живое». Он продолжает учить детей литературоведческому анализу. Особое внимание обращается на групповую работу. В результате аналитической работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что мы должны заботиться о наших меньших братьях и любить нашу землю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЛЕЗНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.В. ДУБЕНКО»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «В.И.Белов «Малька провинилась»»

Подготовила и провела: Богданова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов,

специалист II категории

2019 г.

Тема. В.И. Белов «Малька провинилась»

Цель: познакомить с биографией  В.И. Белова и его произведением «Малька провинилась»; развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы; воспитывать  любовь и уважение к животным, любознательность, интерес  к чтению.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса, компьютер, проектор, экран, DVD – проект «Домашние животные и их детёныши», презентация о В.И.Белове, презентация «Музыкальная физкультминутка», индивидуальные листы для работы.

Тип урока: комбинированный. 

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

Проснулась я сегодня рано,

За окном лежит снежок.

Поспешила к вам скорее

Провести у вас урок!

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежит индивидуальный листок, в котором вы будете работать: заполнять кластер –  снеговичок, пользоваться словарём чувств, составлять синквейн, давать оценку своей работе.

II. Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности.

1. Беседа

- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

- Что означает слово любовь?

- Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

- С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

2. Проверка домашнего задания

- Кто такой Листопадничек?

- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

 - О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

- Какое продолжение сказки вы придумали?

3. Прогнозирование

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой DVD – фильм. Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О животных, о любви матери к своему ребёнку).

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

- Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

4. Постановка темы и целей урока

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

- Давайте определим задачи нашего урока.  Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

* Узнать о жизни … … (В.И.Белова).

* Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).

* Учиться ??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).

III. Изучение новой темы.

1. Знакомство с писателем (презентация).

- Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым.

В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

2. Первичное восприятие

- В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

- Как вы думаете, кто такая Малька?

- Почему ей дали такую кличку?

- В чём она могла провиниться?

- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

Приём «Чтение с остановками».

Чтение учителем рассказа.

  • (Чтение 1 части)

     Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

  «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

  • ( Чтение 2 части)

- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

   Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

    - За что ругала хозяйка Мальку?

  •  ( Чтение 3 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

  • ( Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

 - Ладно, пускай живут.

   Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

     Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…

- Что же увидел он?

  •  ( Чтение 5 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день? 

  •  ( Чтение 6 части)

Спросил у Лидии:

- Куда это Малька каждый день бегает?

- Да кормить! – весело пояснила Лидия. -  Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в  чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

3. Первичный анализ

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

 - Понравился ли рассказ?

-  Кто нам рассказывает этот текст?

- Как вы догадались?

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

4. Музыкальная физкультминутка.

5. Словарная работа

-  Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

кри-во-но-га-я

блуд-ня

ба-тяв-ка

о-ка-зы-ва-ет-ся

с не-до-у-ме-ни-ем

бес-по-мощ-но

ша-ро-мыж-ник

од-на-о-ди-не-шень-ка

ку-тё-нок

бес-со-вест-ный

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник  - жулик.

6. Повторное чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.

- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

- Как Малька отнеслась к потере щенка?

- Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

IV. Закрепление изученного материала

1. Анализ произведения. Выборочное чтение. Заполнение кластера.

-  Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).

Признаки рассказа

  1. Повествование о реальных событиях.
  2. Небольшой объём.
  3. Немного действующих лиц.
  4. Описание одного эпизода.

-  Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).

2. Характеристика героя

- Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в кластер – снеговичок.

 - Назовите главного героя рассказа. (Малька)

В кластере пишем МАЛЬКА.

- Кто такая Малька? (Собака).

В кластере пишем СОБАКА.

- Какая Малька? Опишите её.

В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.

- За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала?  Найдите и прочитайте это место.

- Как хозяйка поступила со щенками?

- Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился?

- Куда и зачем каждый день бегала Малька?

В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.

- Как поступала с ней хозяйка?

- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

- Как нужно читать эти строки, с каким чувством? (С восхищением).

В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША.

3. Работа в парах.

- Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в кластере ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.

V. Рефлексия.

  • Составление синквейна о Мальке.

- Я вам предлагаю составить синквейн на тему «Малька» и записать его в своих листочках.

(Дети читают получившиеся синквейны).

  • Вывод учителя.

- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут  научиться у Мальки?

VI. Подведение итогов урока. Оценивание работы.

-  Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

-  Какой рассказ прочитали? О ком он?

 - Что вы знали до урока по нашей теме?

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

- Оцените свою работу на уроке в своих листочках.  Напротив утверждения поставьте «+», если вы согласны с ним и  «-», если не согласны.

- Поднимите руку, у кого получилось 4 плюса и меньше.

-У кого шесть плюсов и больше?

Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание

  1. Подготовить пересказ.
  2. Придумать продолжение рассказа.
  3. Нарисовать иллюстрацию какого-либо фрагмента.
  4. Придумать вопросы  или составить кроссворд.

Литература и ИНТЕРНЕТ-ресурсы

1. Учебник «Литературное чтение». 3 класс. Учебник в 2 ч. Ч. 2/[Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.  

2. https://www.youtube.com/watch?v=joJJnZLuCe4

3. https://ipleer.fm/q/музыкальные+физминутки/

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/11/01/malka-provinilas-v-i-belov

     

               

        

  • Прочитайте слова по слогам.

После прочтения слов, отметьте напротив знаком «+», если вы знаете значение этого слова, «?» - не знаете значение этого слова, «-» - не уверены.

о-ка-зы-ва-ет-ся

с не-до-у-ме-ни-ем

бес-по-мощ-но

ша-ро-мыж-ник

од-на-о-ди-не-шень-ка

ку-тё-нок

бес-со-вест-ный

кри-во-но-га-я

блуд-ня

ба-тяв-ка

шель-ма

                 

  • Синквейн

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.___________________________________________________________

  • Оценка моей работы.

Внимательно слушал

Активно работал

Рассуждал

Правильно отвечал

Проявлял старание

Красиво писал

Усвоил тему урока

  • Оценка моей работы.

Внимательно слушал

Активно работал

Рассуждал

Правильно отвечал

Проявлял старание

Красиво писал

Усвоил тему урока

  • Оценка моей работы.

Внимательно слушал

Активно работал

Рассуждал

Правильно отвечал

Проявлял старание

Красиво писал

Усвоил тему урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...

конспект урока по литературному чтению по теме "В. Белов. Малька провинилась", 3 класс

конспект урока по литературному чтению по теме "В. Белов. Малька провинилась", 3 класс...

конспект урока по литературному чтению в 3 класс " Школа России" по теме " Малька провинилась"

Конспект представлен по рассказу В. Белова " Малька провинилась"....