Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель: Некрасова Светлана Олеговна
Конспект урока на тему «Век живи – век учись. Звуки [в],[в']. Буквы В, в.
Класс: 1.
Цель: создание условий для овладения обучающимися умением характеризовать звуки [в] и [в’], находить их в слого-звуковых схемах, находить буквы В, в в предложениях;
Задачи:
Обучающая: учить читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой, соотносить слова и слого-звуковые схемы;
Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера;
Воспитывающая: воспитывать интерес к труду на уроке.
УУД:
Познавательные: различают на слух и характеризуют звуки [в],[в']; читают слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой.
Коммуникативные: строят в коммуникации понятные для других высказывания
Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Личностные: формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.
Ход урока:
№ этапа | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1 | Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок чтения. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. Ребята, сегодня в гости к нам пришел необычный гость. Давайте посмотрим, кто это? (это Незнайка) Ребята, Незнайка принес нам сегодня много интересных заданий, но прежде, чем их выполнить, мы должны помочь Незнайке вспомнить материал прошлых уроков. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках. | Р.: самоорганизация. | |
2 | Актуализация знаний. | Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте. Ребята, на какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие) Какие звуки называются гласными? (те звуки, у которых нет преград при произношении) А согласными? (с преградами) Назовите все гласные, которые мы уже знаем. (А, о, и, ы, у) Почему они называются гласными? (Они поются или тянутся; когда мы их произносим, не встречают преграды.) А с какими согласными мы уже знакомы? ( с буквами с, н, т, р, к, л) А почему эти буквы называются согласными? (Когда мы поизносим их, во рту встречают преграды; они не поются.) Мы помогли Незнайке вспомнить материал прошлых уроков и можем теперь поиграть в игру. Незнайка нёс нам слово, но по дороге звуки рассыпались, мы их «ловим» и карточкой сигналим, зеленой - где гласный, синей - где согласный: С, О, В, А Повторная «ловля» звуков С, О, В, А. Давайте назовем полученное слово. Дети, вы молодцы! Мы с вами выполнили задание, определили гласные и согласные звуки, составили из этих звуков слово и можем идти дальше. | гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие те звуки, у которых не преград при произношении с преградами Незнайка Задания, новую букву А, о, и, ы, у Они поются или тянутся; когда мы их произносим, не встречают преграды. с буквами с, н, т, р, к, л Когда мы поизносим их, во рту встречают преграды; они не поются. Сова | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3 | Постановка целей и задач урока. | Для того, чтобы узнать тему урока, слушайте меня внимательно и ответьте на мой вопрос: Ребята, а вы помните какие-нибудь пословицы об учебе? Как вы понимаете пословицу «Век живи – век учись»? «Век живи, век учись»- любимая половица Незнайки. Он считает, что никогда не поздно открываться чему-то новому и не изведанному. Познавать мир можно всю жизнь, но познать его полностью невозможно. Ребята, а вы согласны с Незнайкой? Итак, мы можем сделать вывод, что учиться нужно на протяжении всей своей жизни, так как мир постоянно меняется, и появляются новые, интересные открытия. Мы узнали любимую пословицу незнайки. Для того, чтобы узнать, что же еще нравится нашему гостю, посмотрим на картинки и скажем, что на них изображено. Верно, на картинках изображены вафли и ватрушки. Дети, а с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли? [в] А ещё Незнайка не прочь полакомиться виноградом и вишней. С какого звука начинаются слова виноград, вишня? [в'] Незнайка принес задание. Если вы его выполните, то узнаете тему нашего урока. а, н, н, о, к, к, и, У, с, с, В. Зачеркните все буквы, которые обозначают гласный звук. Зачеркните все согласные, которые повторяются дважды. Какая буква осталась? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Тема нашего урока «Век живи - век учись. Звуки [в], [в']. Буквы В, в.». Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на слайде, сформулируйте задачи урока: Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’] Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков; Учиться читать … слоги и слова с новой буквой. Молодцы, ребята. Незнайка доволен вашей работой. | Высказывают свое мнение. [в] [в'] В Высказывают свое мнение. Вафли и ватрушки. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4 | Открытие новых знаний. | Послушайте внимательно и подумайте над ответом на вопрос: какой буквой обозначаются звуки [в], [в’]? Правильно, это буква В. В - буква очень важная, Воображала страшная. Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут. Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «вэ». (Показ буквы). Незнайка пригласил к нам на урок мудрую Сову. Как вы думаете, почему она мудрая? Послушайте, что расскажет Сова о букве В. Смотрите внимательно, я задам вопросы. (Смотрят видеоролик) Итак, какой буквой обозначаются звуки [в], [в']? Назовите предметы на букву В. Хорошо, я вижу, что вы все поняли. Теперь можем идти дальше. Незнайка предлагает нам рассмотреть страницу учебника 68. Рассмотрите рисунок, придумайте к нему рассказ. Давайте теперь озаглавим наш рассказ. Давайте прочитаем пословицы внизу страницы. Как вы их понимаете? Какая буква в них выделена? Незнайка подготовил для нас задание. Чтобы его выполнить, вам нужно посмотреть на изображение, и сказать, что вы видите. Мы видим изображение мальчика, который ловит мяч. Скажите, в какую игру он играет? (футбол) А как в футболе называется человек, который ловит мяч, стоя на воротах? (вратарь) Сколько слогов в слове вратарь? (два) Разделим на слоги. (Вра – тарь) Давайте поставим ударение. Позовите слово. Произнесите первый слог. (Вра) Назовите первый звук. ([в]) Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный) Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды) А он твердый или мягкий? (Твердый) Звонкий или глухой? (Звонкий) Каким цветом обозначим? (Синим) Произнесите слияние. (Ра) Какое слияние? (Твердое) А теперь произнесите второй слог. (Тарь) Произнесите слияние. (Та) Какое оно? (Твердое) Произнесите последний звук. ([р,]) Какой он? (Согласный, мягкий) Каким цветом обозначим? (Зеленым) Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке) Еще, в рамочке у нас есть слоги со звуками [в],[в']. Давайте по цепочке их прочитаем. Итак, мы с вами разобрали по слогам слово вратарь. Мы научились определять в слове звуки [в], [в'] и даже узнали, какой буквой они обозначаются. | Свои варианты ответов. В Играют. Много знает. Вратарь Два Вра Согласный Нельзя спеть, встречает преграды Твердый Звонкий И т.д. | П:умение использовать иллюстрацию для решения учебной задачи. К: построение устного речевого высказывания на основе сравнения. П: извлечение необходимой информации; осуществление поиска необходимой информации. Р: осмысление уч. материала. П: выделение существенной информации. Р: подведение под понятие. |
5 | Физкультминутка. | Ребята, я вижу вы немного устали. Давайте отдохнем: повторяйте за мной. Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | ||
6 | Закрепление изученного. | Мы с вами отдохнули, и теперь можем продолжить работу. Ребята, Незнайке очень хочется послушать, как вы умеете читать. Давайте покажем ему. Прочитайте слоги хором, выделяя первый звук. ва ви ву вы во Прочитаем слоги с твердым согласным; Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко. -Молодцы! У вас хорошо получается. Незнайка рад вашим успехам. Сейчас мы прочитаем рассказ о футболе на странице 69. Учитель читает текст. О ком говорится в тексте? (о мальчиках Вове и Славе, которые играли в футбол) Кем были Вова и Слава? (вратарями.) Что сказали Вове? Что сказали Славе? Как можно озаглавить текст? (Вратари. Игра в футбол.) Найдите в тексте слово со звуком [в']. (Лови) Сколько в нем гласных? (две) Сколько слогов? (два) Дети, какой вывод можно сделать? (Слогов в слове столько, сколько гласных.) Давайте откроем страницу 69 и прочитаем правило внизу страницы. Мы с вами изучили правило, а теперь ответьте мне на вопрос: отчего зависит количество слогов в словах? (от гласных) Незнайка хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, показываем красный сигнал . Буква «В» обозначает согласный звук. (верю) Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. (верю) В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.(не верю) В слове Вова только одна буква «В». (не верю) -Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь поиграем в одну очень интересную игру. Поиграем в игру вместе с Незнайкой. Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синий или зелёный предмет. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы ничего не показываете. (Вилка, варежки, зима, вилы, волк, воробей, вьюга, василек, виноград, снег, снеговик, ворона, дверь, волосы) Мы с вами поиграли, научились определять звуки, которые обозначает буква В, теперь можем применить полученные знания на практике. Выполним задание на интернет-платформе вместе с Незнайкой. Посмотрите на изображение различных предметов, и назовите первый звук, с которого начинается название изображенного предмета. https://learningapps.org/display?v=pno2u3uij21 Распределите заглавные буквы в левую часть поля, обозначенную зеленым цветом, и строчные буквы в правую часть поля, обозначенную красным цветом. https://learningapps.org/display?v=p7vcvqxdc21 Умницы! Я вижу, что у вас не возникло трудностей при выполнении заданий. Теперь мы умеем определять на слух звук [в] и звук [в’]. | Читают, отвечают на вопросы. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других. Р.: поиск информации |
7 | Итог урока | Вы справились со всеми заданиями. Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. С какой новой буквой мы познакомились сегодня? Какие звуки обозначает эта буква? Дайте характеристику этих звуков. Незнайке интересно, что на уроке показалось трудным для вас? Что далось легче всего? Достигли ли мы поставленных задач? | Отвечают на вопросы учителя | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других. |
8 | Домашнее задание | Отсутствует | ||
9 | Рефлексия | Мы с вами подвели итог урока, а теперь посветите мне зеленым цветом те, кто доволен своей работой на уроке, у кого не было затруднений. Посветите красным те, у кого были затруднения и кто не доволен своей работой на уроке. Незнайка тоже нам светит зеленым цветом: ему понравилось работать вместе с нами! Сегодня на уроке вы порадовали меня и Незнайку. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и теперь можем попрощаться с Незнайкой. До новых встреч! | Светят |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...