Урок обучения грамоте. Звук "у", буквы У,у
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Троицкая Лариса Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по обучению грамоте и презентацию к урокку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx201.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Гласный звук [у], буква У, у.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.

Задачи: 1) обучающие:

  1. Совершенствование умения выделять звуки в словах;
  2. Формировать навык чтения;
  3. Совершенствование умения составлять предложения по иллюстрации

 и по схеме.

2) развивающие:

1.  Развивать связную речь учащихся;

2.  Развитие процессов синтеза и анализа;

3.  Развитие памяти.

         3) воспитывающие:

1.  Воспитание интереса к книге, к чтению,

2.  Воспитание культуры речи;

3.  Воспитание любви и ответственности перед окружающим миром.

УУД:

Личностные: признавать важность учёбы и познания нового;

проявлять интерес к поиску способов решения учебных задач; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;

формирование умения извлекать    информацию из текста и схемы; делать логические выводы.

Коммуникативные: умение  сотрудничать в паре, в группе, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание.

Оборудование:

                Для учителя: учебник «Азбука» Горецкий В.Г.; карточки с изображением печатных букв У, у; опорная схема, карточки, презентация,

 карточки с текстом для читающих детей, карточки для составления схем

                Для учащихся: учебник «Азбука», тетрадь по обучению грамоте, цветные карандаши.

                                 Ход урока

  1. Организационный момент:

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся и

 молча поздороваемся.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Актуализация знаний.

Ребята, а зачем вы пришли в школу? (учиться, получать

знания)

Правильно. Вы пришли учиться, получать новые знания,

совершать открытия.

И сегодня мы совершим открытие – познакомимся с новым

 звуком и с новой буквой.

А сейчас давайте вспомним изученный материал.                  Слайд 1

Проверим ваши знания.

- 1 ученик составляет схему слова (карточка)

- 1 ученик читает текст по карточке (карточка)  

                     

- Найди лишние буквы в каждом ряду.                                     Слайд 2

                   

-  1 ученик по разрезанным карточкам рассказывает            карточки     

- 1 ученик рассказывает по опорной схеме.                            схема

Если ребята, рассказывая по опорной схеме, не назовут

 признаки гласных, согласных, то задаю вопросы

-Ребята, давайте вспомним:

-На какие две группы можно разделить звуки?

-Дайте общую характеристику гласным звукам:

-тянуться, поются

-воздух во рту не встречает преграду

-образуют слог

-Дайте общую характеристику согласным звукам:

-не тянутся, не поются

-воздух во рту встречает преграду

-не образуют слог

Проверка учеников, работающих по карточкам.

Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями

III. Постановка темы и цели урока:

Сегодня в нашей «копилке знаний» появится еще один звук. Но сначала ответьте мне на такие вопросы:

 (фонетическая зарядка)

-Как воет волк? (У-у-у)

-Как кричит кукушка? (Ку-ку)

-Как перекликаются в лесу? (Ау-ау)

-Как плачет малыш в коляске? (Уа-Уа)

-Какой звук прозвучал каждый раз, как вы отвечали на мой вопрос?

 (Звук «у»)

-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся?

 (Со звуком «у»)

А еще мы познакомимся с новыми буквами, которые обозначают      Слайд 3

на письме этот звук.

IV. Работа над новым материалом:

1. Выделение звука «у» из слова «утка»                                                  Слайд 4

Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать.  

   2.Составим схему слова «утка»

(Дети работают в тетрадях, составляют схему слова, 1 ученик у доски)

     

-Какой первый звук в слове <утка>?

-Произнесите его.

-Он гласный или согласный?

-Докажите. (тянется-потяни, поётся-пропой, воздух во рту не встречает преграды, образует слог)

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/12/07/urok_obucheniyagramote_zvuk_u_bukvy_uu.docx_image7.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/12/07/urok_obucheniyagramote_zvuk_u_bukvy_uu.docx_image3.jpg

3.Дайте характеристику каждому звуку.

-Слышу звук «у». Он гласный.

-Слышу звук «т». Он согласный, твёрдый.

-Слышу звук «к». Он согласный, твёрдый.

-Слышу звук «а». Он гласный.

-Сколько гласных звуков в слове? (В слове два гласных звука), значит сколько слогов в слове? (два слога)

-Поставим в слове ударение (позовем утку УУУТ-КА) Ударение падает на первый слог ут, на гласный «у». Звук «у» ударный.

-Произнесём еще раз звук «у» все вместе. Какие слова со звуком «у»

 вы знаете?

-А теперь посмотрите на экран. Здесь спрятались слова в названии     Слайд 5

 которых есть звук «у». Найдите эти слова. (пруд, удочка, уха, уж,

утка, утята, удод, утро)

V. Знакомство с буквами У,у.

Мы научились находить и выделять в словах звук «у». Теперь узнаем

 какой буквой он обозначается.

Звук «у» обозначается на письме буквами  У,у (демонстрация

карточки с буквами У,у. Карточка фиксируется на доске)

Игра «Фантазёры» - На что похожа буква У? (На сучок, вешалку,       Слайд 6       

рогатку, рожки улитки)

Попробуйте изобразить букву у руками/всем телом. Напишите букву

 У в воздухе, на парте, на ладошке, на спине соседа по парте.

-Прочитаем буквосочетания. (буквосочетания могут быть написаны  Слайд 7     

на доске, или выведены на экран)

ао              аоу            

ау              ауо            

оа              оау            

оу              оуа            

уа              уао            

уо              уоа                 

 VII. Физкультминутка.

VIII. Работа по учебнику:

-Ребята, откройте учебник на стр.36-37

- стр. 37 учебника. Чтение стихотворения читающими детьми.

-Составьте предложение об утятах. (Утка ведёт за собою утят. Утята идут друг за другом.)

Составьте предложение по схеме.

- О ком идёт речь в стихотворении? (о утятах)

- Как автор называет утят?( малютки)

-В кого превращаются утята? (в важных уток)

- стр. 36Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и её автора. (Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)  

-Кого вы видите на иллюстрации? (индюк, гусь, петух, утка, утята)

-Какой звук есть в названии каждой птицы? (Звук «у»)

-Как их можно назвать, одним словом? (Домашние)

-Почему этих птиц называют домашними? (Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух)

IX. Закрепление материала.

1. Игра «Услышь звук». Если в слове есть звук «у», хлопните в ладоши.

Паук, цветок,  лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок.

2.Работа по карточкам.

Ребятам раздаются карточки с пословицами

-Почему так говорят ?

«Умелые руки не знают скуки.»

«Не учись разрушать, а учись строить.»

«Умный себя винит, глупый- своего товарища.»

Найдите в пословицах все буквы у, обведите их.

-Сколько букв вы обвели? (8)

Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу друг

 друга.

X. Итог урока.

-Какой звук учились слышать и выделять из слов?

-Дайте характеристику звуку «у».

-Как на письме обозначают звук «у»?

- Закончите фразы: «Сегодня на уроке я узнал(а)….»

«Мне больше всего понравилось….»

        

Умелые руки не знают скуки.

Не учись разрушать, а учись строить.

Умный себя винит, глупый- своего товарища.

Умелые руки не знают скуки.

Не учись разрушать, а учись строить.

Умный себя винит, глупый- своего товарища.

Умелые руки не знают скуки.

Не учись разрушать, а учись строить.

Умный себя винит, глупый- своего товарища.

Умелые руки не знают скуки.

Не учись разрушать, а учись строить.

Умный себя винит, глупый- своего товарища.

Умелые руки не знают скуки.

Не учись разрушать, а учись строить.

Умный себя винит, глупый- своего товарища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...