Интегрированный урок по чтению и математике «Путешествие Гулливера»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
продолжить знакомство с произведением Д. Свифта «Путешествие Гулливера»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уруссинская средняя общеобразовательная школа №3»
Ютазинского мунициального района РТ
Интегрированный урок по чтению и математике
«Путешествие Гулливера»
Конспект урока подготовила и
провела учитель начальных
классов 1 кв. категории
Коновалова А.И.
Цели урока: продолжить знакомство с произведением Д. Свифта «Путешествие Гулливера»;
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить изученный материал по математике за год: сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление на двузначное и трёхзначное числа; развивать мышление, память, навыки арифметического счёта, умение понимать и анализировать художественный текст; работать над техникой чтения;
- Формировать навыки правильного выразительного чтения.
- Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- Развивать устную речь, память, мышление, воображение.
- Развивать умение аргументировать свое мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к зарубежной литературе, доброжелательное отношение к окружающим людям, положительный эмоциональный настрой к точным наукам.
УУД, формируемые на уроке.
(универсальные учебные действия)
1. Личностные УУД
1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.
1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.
2. Регулятивные УУД
2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД
Общеучебные:
3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3.2. Поиск и выделение необходимой информации.
Логические:
3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
4. Коммуникативные УУД
4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.
4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.
4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
I.Организационный момент
1. Эмоциональный настрой на урок
-Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Урок наш хочу начать с восточной притчи Мудреца (Звучит восточная мелодия ,слайд № 1 )
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
-Как вы думаете , в чем смысл притчи?
-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и перенесите эту мудрость на наш сегодня урок. Итак, девиз нашего урока: «Все в ваших руках!»
II.Сообщение темы урока
- Сегодня у нас с вами будет необычный урок, мы совместим математику с чтением.
-С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке чтения? (С произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».)
-Кто главный герой произведения? (Гулливер.)
- В какой стране очутился Гулливер, после кораблекрушения? ( Страна лилипутов)
Правильно. А это задание от лилипутов.(слайд 2)
Устный счёт.
Найдите устно значение выражений:
96*2-12:6-21*45:5=91
Ребята, Гулливер сел на корабль «Антилопа» в 1699г. Только в 1702г. Он вновь увидел свою семью, сойдя на берег в родной Англии.
–Давайте посчитаем, сколько длилось путешествие этого мореплавателя? Что для этого нужно сделать? (От 1702 отнять 1699)
–Решите у себя в тетради столбиком. Какой ответ у вас получился? (1702 – 1699 = 3 (года).)
- Гулливер на корабле служил корабельным врачом. Корабль потерпел крушение. Гулливер чудом остался жив- Прочитайте момент пробуждения Гулливера.
(Читают соответствующий абзац)
-Кого увидел корабельный врач, проснувшись? (Лилипутов.)
- Ребята, давайте посчитаем, сколько лилипутам понадобилось кольев, чтобы пленить Гулливера, если на опутывание
рук великана ушло 1835 колышков,
ног- 7567 колышков,
туловища- 14563 колышка,
головы- 1689 колышков.
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? (Сложить все колышки.)
-Решите это выражение столбиком у себя в тетради. Какой ответ у вас получился? (25564 колышка.)
III. Работа над новым материалом.
-Ребята, как вы думаете, почему лилипуты, обнаружив на своём берегу великана, решили тут же его пленить? (Они опасались его, потому что не знали, какой он – злой или добрый, он мог разрушить их дома).
- Найдите в тексте подтверждение того, что маленькие человечки опасались Гулливера. (читают)
- По сравнению с Гулливером лилипуты были очень малы и слабы. Прочитайте описание лилипута.
Давайте вычислим рост одного лилипута, если известно, что мизинец корабельного врача был равен 5 см и он был в 12 раз больше своих не слишком гостеприимных новых знакомых. Рост лилипута – 3 пальца Гулливера.
-Можем мы сразу ответить на главный вопрос? (Нет.)
- Что нам известно? (Рост лилипута составлял 3 пальца великана.)
-Как мы узнаем рост лилипута? (5 х 3 = 15 (см).)
- Сможем мы теперь узнать рост Гулливера? (Да, 15 х 12 = 180 (см).)
И так у нас получилось, что рост лилипута-15 см,
рост Гулливера- 1м 80см.
-Можно ли назвать лилипутов смелыми и бесстрашными? Почему? (Да, потому что они не убежали сразу, а привязали великана и попытались исследовать этот новый живой объект.)
-Как повели себя лилипуты, когда Гулливер оторвал от земли левую руку, чтобы немного размяться? (Стали обстреливать его из луков.)
-Скажите, какие качества характера проявил корабельный врач, попав в плен к лилипутам? (Он постарался спокойно разобраться в ситуации, не стал бороться с маленькими человечками, проявил уважение, делал всё, чтобы не напугать их.)
-Почему Гулливер решил лежать и не двигаться до ночи? (Чтобы под покровом темноты освободиться из плена.)
-Оценили лилипуты покладистость нежданного гостя? (да, они прекратили обстрел.)
-Кто прибыл, чтобы лично поговорить с Гулливером? (Королевский посол.)
- Понял путешественник слова важной персоны? (Нет.)
- Ребята, а как вы думаете, о чём мог так долго говорить и читать посол? (О законах своей страны, о распоряжении короля и т.д.)
- Как повёл себя путешественник? (Кивнул головой и приложил руку к сердцу.)
- Для чего он так сделал? (Чтобы человечки его не боялись и поняли, что великан их уважает.)
Правильно, ребята, помимо устной речи и письменной существует ещё один язык. Этот язык помогает людям понять друг друга, даже когда они не могут понимать друг друга с помощью слов. Это язык телодвижений, язык жестов.
- А какие вы знаете жесты, указывающие на то, что вы доброжелательно настроены? (Выставленный вверх большой палец –хорошо, широко распахнутые объятия, улыбка и др.)
IV.Физминутка
Музыкальная игра с ускорением темпа "Как живёшь?"
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
V. Продолжение работы над темой
- Существуют такие жесты, которые понятны без всяких слов, в какой бы стране вы не находились. Гулливер, как опытный путешественник, согласился с намерениями маленьких хозяев, кивнув головой, и поспешил заверить их в доброжелательном к ним отношении, приложив руку к сердцу.
- Какой ещё знак подал лилипутам Гулливер? (Приложил палец к губам)
Как расценили этот жест лилипуты? (Как желание поесть.)
-Правильно ли они всё поняли? (Да.)
-Прочитайте, чем потчевали лилипуты своего гостя.
1. Решение задачи.
- Ребята, а давайте посчитаем, сколько всего мяса съел Гулливер во время своего первого обеда у лилипутов. При пересчете на человеческие мерки все быки весили 1 кг 150 г, 1
баран – на 202 г меньше, чем бык,
вес всей птицы был на 100 г больше, чем вес всех баранов,
а вес всех поросят – в 3раза меньше, чем вес птицы.
Сколько всего мяса съел Гулливер, если было 5 жареных быков, 8 вяленых баранов, 19 поросят и 200 птиц.
- О чем говорится в этой задаче? (Об обеде Гулливера.)
- Что нам известно о лилипутских быках? (Их вес составил 1 кг 150 г.)
- Сколько весили бараны? (Неизвестно, но баран весил на 202 г меньше, чем 1 бык.)
- Что нам известно о птице? (Вес птицы был на 110 г больше, чем вес всех баранов.)
- Сколько весили поросята? (В 3 раза меньше, чем птицы.)
- Как мы запишем условие?
5 быков – 1кг 150 г.
8 баранов -?, 1 баран на 202 г меньше 1 быка.
200птиц -?, на 110 г больше8 баранов.
19 поросят- ?, в 3 раза меньше 200 птиц.
- Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
Что мы узнаем в первую очередь? (Узнаем сколько весил 1 бык.)
1)1кг 150 г = 1150г
1150 : 5 =230 (г) -Что мы теперь сможем узнать? (Сколько весили 8баранов.)
2) (230 – 202) х 8 = 224 (г)
- Как мы узнаем, сколько весили 200 птиц?
3) 224 + 110 = 334 (г)
- Сколько весили 19 поросят?
4) 334 : 2 = 167 (г)
- Можем мы теперь ответить на главный вопрос задачи? (Да.)
-Что для этого нужно сделать?
5) 1150 + 224 + 334 + 167 = 1875 (г)
Видите, как проголодался Гулливер. «Гулливер вышиб дно из одной бочки, вышиб из другой и в несколько глотков осушил обе бочки». Ребята, как вы думаете, возможно ли это? Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше нормальной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется примерно 96 см.
- Сможем мы сразу ответить на вопрос? (Да)
96 : 12 = 8 (см)
-Значит, высота лилипутской бочки не превышала 8 см. Так, смог бы Гулливер несколькими глотками осушить обе эти бочки? (Да)
- Что произошло с Гулливером после еды? (Он уснул, лилипуты подсыпали ему снотворное.)
- Почему корабельный врач никак не отреагировал на человечков, мешающих ему спать? (он пожалел их, был благодарен им за сытный обед.)
Как вы думаете, зачем лилипуты усыпили Гулливера? (Лилипуты усыпили своего неожиданного гостя для того, чтобы перевезти его поближе к своему городу и сделать ему более прочные кандалы. Через некоторое время лилипуты поймут, что Гулливер не представляет для них никакой опасности, и позволят ему свободно жить в своем городе и даже гулять в его окрестностях.)
VI. Рефлексия
- Продолжите предложения.
- Сегодня на уроке я узнал …..
- На этом уроке я похвалил бы себя за …………
- После урока мне захотелось ………..
- Сегодня я сумел ………..
VII. Подведение итогов
- О каком литературном произведении мы с вами продолжили разговор? (О «Приключениях Гулливера» Джонатана Свифта.)
- Какое название можно дать этому тексту?
-К какому литературному жанру вы можете отнести прочитанное произведение?
VIII. Домашнее задание
Подготовить пересказ от лица Гулливера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-игра(окружающий мир+математика) "Путешествие по пустыне"
Удетей формируется целостное представление о природе, обществе. Этот урок формирует у учащихся эстетическое, экологическое и нравственное воспитание. На этом уроке, соприкасаясь с природой, мы заставл...
Интегрированный урок-сказка (чтение, математика) по теме «Закрепление пройденного»
Урок-сказка «Закрепление пройденного»...
Конспект и презентация к уроку чтения 4 кл Путешествия Гулливера
Презентация поможет учителю в проведении урока, сделать его интересным....
Интегрированный урок окружающего мира и математики. Путешествие по поясам освещённости героев м/ф "Маша и Медведь"
Урок проведён в форме путешествия героев м/ф "Маша и Медведь" по поясам освещённости. Параллельно учащиеся осваивали нумерацию чисел в пределах 100. Презентация выполнена на mimiostudio, которую можно...
Интегрированный урок в 1 классе (математика+чтение+письмо) К. Чуковский "Тараканище"
Сценарий интегрированного урока с презентацией, 1 класс...
Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».
Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...
Технологическая карта урока литературного чтения: Джонатан Свифт "Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России"., 4 класс)
Тема урока: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведен...