Дмитрий Донской. Куликовская битва.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема урока: Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Тип урока: знакомство с новым произведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitriy_donskoy_.kulikovskaya_bitva.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова Ирина Викторовна

учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 1»

г. Набережные Челны

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4.

Тема урока: Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение планируемых результатов посредством технологии развития критического мышления.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметные умения:

- понимать смысл прочитанного текста;

- отвечать на вопросы по содержанию;

2. Совершенствовать УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию; с помощью учителя проводить рефлексию  содержания учебного материала (Познавательные УУД);

- задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 4-й класс». Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Стр. 70 – 75,

- мультфильмы: «Битва Пересвета и Челубея», «Мамай».

- Приложение 1, 3 (у каждого ученика)

- Приложение 2 (у учителя)

                                                                                                                    Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

I. ВЫЗОВ (10 мин)

1. Сообщение темы урока. Выявление первичного понимания темы

- Сегодня мы познакомимся с произведением

А. Старостина «Куликовская битва».

- С данным историческим событием связано имя Дмитрия Донского.

Приём ТРКМ «Знаю-Хочу узнать-Узнал»

Примечание: таблица на доске и на листочках у каждого ученика.

- Запишите в первый столбик таблицы, что вы знаете о Дмитрии Донском (Приложение 1).

Записывает на доске в колонку «Знаю».

Самостоятельно заполняют таблицу 3-5 мин.

Далее желающие озвучивают свои записи.

2. Постановка цели урока

Используя записи на доске, отмечает недостаточность знаний о Дмитрии Донском.

- А что вы хотите узнать об этом человеке?

- Запишите свои вопросы в колонку «Хочу узнать».

Записывает вопросы на доске в колонке «Хочу узнать».

- Вот на эти вопросы мы и будем искать ответ. Это цель нашего урока.

Самостоятельно заполняют таблицу 3-5 мин.

Примерные вопросы:

Кто такой ? Каким был?

Чем отличился князь Дмитрий ?

Какие подвиги совершил?

Почему назвали Донской?

В каких сражениях участвовал?

Зачитывают по одному вопросу.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД);

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

(25 мин)

1. Приём ТРКМ «Чтение с остановками»

Смотреть Приложение 2.

Примечание: по ходу чтения обращает внимание на вопросы в колонке «Хочу узнать». Записывает кратко на доске ответы в колонке «Узнал» (напротив каждого вопроса).

2. Просмотр отрывка из м\ф «Мамай».

Что узнали о Дмитрии Московском (отказался платить дань)

3. Просмотр мультфильма «Битва Пересвета и Челубея» (2 мин)

- Прочитайте самостоятельно о том, как дальше проходила битва.

Задаёт вопросы после чтения:

- Как сражался князь Дмитрий?

- Какая военная хитрость помогла победить войско Мамая?

4. Работа с колонкой таблицы «Узнал».

- Запишите в колонке таблицы «Узнал», на какие вопросы вы ещё нашли ответ.

Следят за чтением учителя.

Записывают ответы на вопросы в колонке «Узнал».

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно читают текст на стр. 74.

Записывают ответы на вопросы.

Понимать смысл прочитанного текста.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).

III. РЕФЛЕКСИЯ

(10 мин)

1. Рефлексия

2. Постановка домашнего задания.

- Какое произведение сегодня читали?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

- Как вы на них ответили?

- На какие вопросы мы пока не нашли ответа в данном произведении?

- Предлагаю найти ответы на эти вопросы в дополнительных источниках (энциклопедии, Википедии и др.) и составить кроссворд на тему «Жизнь и деятельность Дмитрия Донского».

- Предлагаю ознакомиться с критериями оценивания выполненного задания (Приложение 3).

- Куликовская битва.

Зачитывают из колонки таблицы «Хочу узнать».

Зачитывают ответы из колонки таблицы «Узнал» (индивидуальная таблица).

Зачитывают из колонки таблицы «Хочу узнать».

С помощью учителя проводить рефлексию  содержания учебного материала (Познавательные УУД).

осуществлять пошаговый контроль по результату;  оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;  (Регулятивные УУД).

Приложение 1.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Приложение  2.

1-остановка (1 абзац—…белокаменной стеной)

Что узнали о детстве князя  Дмитрия?

2 остановка (и были у него воины….итальянские)

Какие события происходили на Руси? (Кто такой Мамай, Золотая орда. Что значит платили дань)

Как понять неисчислимое войско? С кем предстояло воевать Дмитрию?

3 остановка (Но это были не простые монахи а могучие богатыри)

Зачем Дмитрий Московский поехал к Сергию радонежскому?  Как объяснить слова-пророчество .тачал .кельи. благославил?

Каких помощников дал старец князю? Чем они выделялись?

А что было дальше?

4 остановка (…мешают реки, леса, болота)

Кто пополнил войско Дмитрия? Как князь готовился к предстоящему бою?(  КАРТИНА)

5остановка (Умру –с вами, спасусь-с вами)

Какие слова произнес князь перед боем?

Как готовился к бою? Что ответил князь на предложение наблюдать за боем со стороны?

А что было дальше?

Приложение 3.

Отметка «5»:

        1. Кроссворд состоит из пяти (и больше) вопросов.

        2. Вопросы соответствуют теме кроссворда.

        3. Имеются ответы.

        4. Формат листа А 4 (альбомный лист).

        5. Оригинальность оформления кроссворда.

Отметка «4»:

        1. Кроссворд состоит из четырёх вопросов.

        2. Вопросы соответствуют теме кроссворда.

        3. Имеются ответы.

        4. Формат листа А 4 (альбомный лист).

        5. Оригинальность оформления кроссворда.

Отметка «3»:

        1. Кроссворд состоит из трёх вопросов.

        2. Вопросы соответствуют теме кроссворда частично.

        3. Имеются ответы (не имеются ответы).

        4. Формат листа А 4 или другой формат.

        5. Оригинальность в оформлении отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения В.Маторин "Дмитрий Донской"

В конспекте предложены разнообразные формы организации урока литературного чтения по картине В.Маторина "Дмитрий Донской"....

Презентация на тему"Дмитрий Донской"

Ппрезентация на тему"Дмитрий Донской"...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "В.Маторин "Дмитрий Донской"

Технологическая карта представляет собой обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.Обучение с использованием ...

Дмитрий Донской (материал для тематической газеты)

Дмитрий Донской (материал для тематической газеты)...

Стихотворения, посвященные памяти Дмитрия Донского

Стихотворения собственного сочинения, посвященные памяти Дмитрия Донского....

Конспект урока «Как объединяли и освобождали Русь. Дмитрий Донской. Куликовская битва» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Как объединяли и освобождали Русь. Дмитрий Донской. Куликовская битва»...