Доклад на РМО Работа с текстом на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Архангельская СШ»

Работа с текстом

на уроках литературного чтения (Слайд 1)

В соответствии с требованиями ФГОС  НОО учащиеся  должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"?  

 

Рассмотрим   3 уровня работы с текстом:  (Слайд 2)

-поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

оценка информации.

Под поиском и пониманием прочитанного  предполагается умение находить в тексте факты, определять главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью; ориентироваться в словарях и справочниках. 

  Под преобразованием и интерпретацией информации понимается

умение пересказывать текст; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи; формулировать несложные выводы; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.  

Третий блок – оценочный. Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 

      Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения.  

  •   Научить чтению нужно и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом.  
  • Вся работа с текстом в начальной школе основана на дидактическом принципе:  (Слайд 3)
  • “От простого – к сложному,
  • от легкого – к трудному”.

В каждом классе мы ставим свои  цели работы.  

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя). (Слайд 4)

Цели работы над текстом с каждым классом усложняются

2 класс  - обучение детей   работать с текстом: (Слайд 5)

  • читать и понимать прочитанное;
  • пересказывать прочитанное;
  • делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);
  • выделение опорных слов (словосочетаний);
  • определять героев и давать  характеристику им и их поступкам.

3 – 4  класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: (Слайд 6)

  • выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);
  • находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или  иной  форме;
  • выделять главную второстепенную информацию;
  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
  • сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

 (Слайд 7)

Работа с текстом начинается уже с 1 класса, в период обучения грамоте и продолжается на уроках литературного чтения. В данный момент я работаю по УМК «Школа России» в 1 классе.  На данном слайде показана литература, которая используется в 1 классе для работы с текстом. Приведу примеры заданий, которые мы используем для работы с текстом из данных книг.

(Слайд 8)

Уже в азбуке даются такие задания, как:  назови героев рассказа, придумай конец рассказа, озаглавь текст

(Слайд 9)

Придумай рассказ со словами, словесное рисование

(Слайд 10)

Задайте друг другу вопросы,

Дают лексическое значение слова, объясняют из текста, как они понимают значение слова

(Слайд 11)

На следующем слайде вы видите задания из учебника литературное чтение. Здесь дети определяют с какой интонацией они будут читать текст, сравнивают сказки русскую народную и авторскую, главную мысль текста выражают с помощью пословиц, что мы часто делаем во всех классах при работе с текстом.

(Слайд 12)

Выполняя  следующие задания, дети  находят в тексте конкретные сведения, факты, заданные  в  явном  виде. Используют выборочное чтение.

(Слайд 13)

Здесь дети восстанавливают последовательность событий с помощью рисунков. Такие задания готовят детей к делению текста на части и составлению плана.

(Слайд 14)

Работая над сказкой «Петух и собака» дети определяют основную мысль, подбирают пословицы к героям сказки, придумывают вопросы по тексту, рассуждают чему учит это произведение.

(Слайд 15)

Здесь дети подбирают эпизод к рисунку, обращают внимание на выражения лиц героев, их жесты.

(Слайд 16)

Работая над стихотворением Овсея Дриза «Привет», дети работаю над многозначностью слова горячий, подбирают синонимы к выражению горячий привет.

(Слайд 17)

В учебнике литературное чтение есть разноцветные страницы, задания которых помогают  детям научится быстро и чётко произносить слова.

В рабочей тетради тоже есть такие задания на правильное произношение, а также разные советы маленьким школьникам: учимся читать без ошибок, правильно ставить ударение, читать выразительно, понимать текст.

(Слайд 18)

Здесь, и в учебнике, и в рабочей тетради представлены задания, в которых  дети сравнивают между собой объекты, описанные в тексте.

(Слайд 19)

Помогает детям научиться читать правильно и выразительно «Читалочка», в которой много игр, занимательных упражнений и текстов.

(Слайд 20)

На этом слайде представлены разнообразные упражнения из этой книги.

(Слайд 21)

Также используем дополнительную литературу для работы с текстом, например «Входные тесты по чтению» для 1 класса, где даются тексты и задания к ним.

(Слайд 22)

«Итоговая аттестация»-  тоже тексты с различными заданиями к ним.

(Слайд 23)

В учебном пособии Крыловой «Чтение. Работа с текстом» даны задания, которые уже с 1 класса готовят детей к ВПР в 4 классе, а может уже со 2 класса. Задания усложняются к концу пособия. Здесь представлены задания Работы № 1, где дети читают правильно с ударением,

(Слайд 24)

Находят слова-синонимы, с помощью них определяют лексическое значение. Ищут ответ на вопрос в тексте.

(Слайд 25)

Составляют вопросительное предложение. Ищут слова, в которых ударение падает на 1 слог.

(Слайд 26)

Определяют последовательность событий, расставляя картинки по порядку, анализируя поведение героев. (Готовит к делению на части и составлению плана). Выбирают заголовок из предложенных.

(Слайд 27)

Определяют количество букв и звуков в словах

Образуют слова один-много.

(Слайд 28)

Далее задания усложняются. Дети выписывают предложение, делят слова чёрточками для переноса.

Запиши, о каком животном ты узнал из рассказа. С помощью текста объясняют значение слова мышкует. Записывают главную мысль. Находят в тексте ответ на вопрос.

(Слайд 29)

Поле изучения раздела в учебнике «Литературное чтение», можно предложить детям выполнить тесты. Здесь вы видите один из тестов к разделу «Жили были буквы»

(Слайд 30)

Помогает развить у детей навык самостоятельной работы с текстом такое пособие как «Учимся писать сочинение» к каждому разделу литературного чтения.

Даётся текст.

(Слайд 31- 34)

Далее даются вопросы по тексту, на которые дети письменно дают ответы. Далее соединив все ответы у детей получается сочинение.

(Слайд 35)

Здесь представлены задания из пособия «Учимся читать правильно» за 20 мин в день:  ответы на вопросы, вставь пропущенные слова, читаем с разной интонацией, вставь пропущенные предлоги и т.д.

(Слайд 36- 37)

Далее можно использовать тексты с «дырками и хвостами». Это пособие поможет детям научиться задавать вопросы: Начало читают, а делее сами продолжают.

(Слайд 38)

Мы рассмотрели литературу, которую мы используем для работы с текстом в 1 классе

(Слайд 39-41)

Далее представлена литература для работы с текстом  по принципу от простого к сложному для 2, 3 и 4 классов. Естественно с каждым следующим классом задания усложняются.

Все эти учебные пособия, за исключение учебников, охватить и всё выполнить невозможно. Поэтому задания выполняем выборочно. Что-  то делаем коллективно, используя интерактивную доску, что- то индивидуально. Можно брать задания для групповых работ, для работы в парах.

Кроме перечисленных видов работ с текстом, мы применяем ещё такие как

- Работа с толковым словарём.

- Составление диафильма, где текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

- Составление кроссвордов по тексту.

- Подбор загадок к словам из текста.

- Составление ребусов к словам из текста.

(Слайд 42)

     К урокам для работы с текстом мы стараемся найти и использовать материал из различной методической литературы. Принимаем участие в вебинарах. Вот, например, мы принимали участие в вебинаре «Развиваем умения работать с текстом на уроках литературного чтения: поиск информации и понимание прочитанного»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...