Контрольная работа по литературному чтению 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

В данном  материале  содержатся критерии оценивания, текст работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к   контрольной работе №1

по литературному чтению

в 3 классах

       Контрольно- измерительные материалы для проведения   контрольной работы по  литературному чтению в 3 классе составлены на основе нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

-  Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286;

-  Федеральная  образовательная  программа  начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения от 18.05. 2023 №372

Форма проведения проверки знаний: техника чтения

Планируемые результаты:

Метапредметные :

Познавательные:

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Коммуникативные:  

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию.                                                                                                                                                

Предметные:

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух).

Критерии оценивания:

Критерии оценивания техники чтения

«5» - осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения – более 75 слов в минуту. Самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста; самостоятельно пересказывает содержание текста.

«4» - осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных; самостоятельно пересказывает содержание текста  

«3» - осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения не менее 45 слов в минуту. Выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных; пересказывает содержание текста  по вопросам учителя.

«2» - неосознанное чтение с большим количеством ошибок. Темп чтения – менее 45  слов в минуту. Не может выбрать наиболее точное название текста из нескольких  предложенных; допускает ошибки при ответе на вопросы по содержанию текста.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
    слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
    произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова
    и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при
    чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
    выразительность при передаче характера персонажа.

Текст работы

1. Прочитайте  вслух текст:

Трусиха

Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали — «трусиха». Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..

Все обернулись.

— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.

На куче песка остался только маленький Андрюша — на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.

Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.

Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

— Пошёл вон!

— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?

— Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась...

                              (Н. Артюхова)

2. Перескажите содержание прочитанного текста: самостоятельно или по вопросам.

  • Почему Валю считали трусихой?
  • Где однажды играли ребята?
  • Что произошло во время игры?
  • Как поступили ребята, когда узнали, что собака сорвалась с цепи?
  •  Как поступила Валя?
  • Что заставило Валю изменить своё поведение?

    3. Как бы вы озаглавили этот текст? Предложите свой вариант или выберите  наиболее подходящий из данных:

  • Валя и Лохмач
  • Надёжный друг
  • Храбрая девочка
  • Дети и собака

Пояснительная записка

к  годовой  контрольной работе

по литературному чтению

в 3 классах

       Контрольно- измерительные материалы для проведения  годовой  контрольной работы по  литературному чтению в 3 классе составлены на основе нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

-  Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286;

-  Федеральная  образовательная  программа  начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения от 18.05. 2023 №372

Форма проведения проверки знаний: техника чтения

Планируемые результаты:

Метапредметные :

Познавательные:

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Коммуникативные:  

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию.                                                                                                                                                

Предметные:

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух).

Критерии оценивания:

Критерии оценивания техники чтения

«5» - осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения – более 90 слов в минуту. Самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста; самостоятельно пересказывает содержание текста.

«4» - осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения не менее 75 слов в минуту. Выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных; самостоятельно пересказывает содержание текста  

«3» - осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных; пересказывает содержание текста  по вопросам учителя.

«2» - неосознанное чтение с большим количеством ошибок. Темп чтения – менее 60  слов в минуту. Не может выбрать наиболее точное название текста из нескольких  предложенных; допускает ошибки при ответе на вопросы по содержанию текста.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
    слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
    произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова
    и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при
    чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
    выразительность при передаче характера персонажа.

Текст работы

1. Прочитайте  вслух текст:

Как собака друга искала

(Мордовская сказка)

           Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
          Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочила, как залаяла  громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!
"Неважный это друг, – подумала собака, – волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится".
        Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж, – отвечает волк. – Вдвоём веселее будет. Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочила, как залаяла  громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
– Ах ты такая-разэтакая!.. Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
        "И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем". Пошла она к медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и давай ругать собаку:
– Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.

        "Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым". Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
– Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.                                                                                                

 (270 слов)

2. Перескажите содержание прочитанного текста: самостоятельно или по вопросам.

  • Где жила собака?
  • Кого ей захотелось найти?
  • Почему собака не стала жить у зайца?
  • Почему собака ушла от волка?
  • За что медведь стал ругать собаку?
  • Почему в друзья собака выбрала себе именно человека?

    3. Как бы вы озаглавили этот текст? Предложите свой вариант или выберите  наиболее подходящий из данных:

  • Человек и собака
  • Друзья
  • Собака ищет друга
  • Человек и собака
  • Человек и собака – лучшие друзья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые контрольные работы по литературному чтению 2 - 4 классы

Представлены варианты итоговых контрольных работ по литературному чтению УМК " Школа - 2100"  для 2 - 4 классов....

Контрольная работа по литературному чтению за 2 полугодие. Работа с текстом. 3 класс

Контрольная работа по литературному чтению за 2 полугодие. Работа с текстом.3 классПрочитай текст, выполни задания, ответь на во­просы.  Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Цент...

Контрольная работа по литературному чтению 3 класс по разделу "Литературная сказка".

Контрольная работа по разделу "Литературная сказка" 3 класс....

Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»

Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»...