Проект "Мир поэзии"
проект по чтению
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
МИР ПОЭЗИИ
Автор:
коллектив 4 класса,
МАОУ СОШ № 8 г. Холмска
Руководитель проекта:
Толстова Олеся Евгеньевна
г. Холмск
2021 г.
Содержание
Поисково-исследовательский этап 5
Список используемых источников 11
Приложение 1. Сборник стихотворений собственного сочинения 12
Введение
Что такое слова? Всего лишь то, что помогает нам понимать друг друга. А что такое поэзия? Это стихия, в которой мы можем выражать наши мысли, не боясь осуждения или непонимания. Когда человека посещает муза или приходит вдохновение, строки чувств просятся на бумагу.
Тема нашего проекта является актуальной, так как у человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным. Оной из важных тем стихотворений является тема Родины.
Цель проекта: создание сборника стихотворений собственного сочинения о Родине.
Задачи проекта:
- Изучить литературу по теме.
- Изучить основные законы стихосложения.
- Составить стихотворения для сборника.
- Создать иллюстрации для стихотворений и оформить сборник.
Объект: поэзия.
Предмет: стихотворения собственного сочинения.
Продукт проектной деятельности: сборник стихотворений о Родине.
Методы работы над проектом: изучение литературы: поиск, анализ, синтез; работа с ресурсами Интернета, анкетирование.
Этапы проекта:
- вводный (погружение в проект) – октябрь - ноябрь 2020г.;
- поисково – исследовательский –- декабрь- февраль 2021г.;
- оформительский – март -апрель 2021 г. ;
- заключительный (представление результатов) – май 2021г.
При работе над проектом были использованы Интернет-ресурсы и научно-популярная литература. Особый интерес вызвала статья Иванова А. Основы стихосложения. В статье раскрываются основы стихосложения, которые помогли при написании проекта.
Практическая значимость: предлагаю использовать мой проект учителям русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности.
Вводный этап
Задачи этапа:
- определение темы проекта;
- постановка целей и задач проекта;
- определение объекта и предмета исследования;
- изучение Интернет-ресурсов и других литературных источников.
Была определена проблема: мы не знаем, как правильно писать стихотворения, какие законы стихосложения существуют.
Определена тема проекта: «Мир поэзии».
Поэзия – одно из самых древних искусств в истории человечества. Когда родилась поэзия, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так рождаются первые стихи.
Не все могут раскрыть в себе такой талант, иногда он у человека с рождения, иногда приходит с опытом. Но, как же красиво звучит простое описание природы, любви, счастья или печали. Это не просто несколько строчек, это настоящая красота, которую нельзя ни с чем сравнить. Каждая строка стиха - это продолжение целой истории, которую хочет рассказать нам поэт. Строки в стихе обязательно связаны между собой, и несут необыкновенную красоту. И если человек говорит стихами его сразу же хочется слушать до конца.
Когда мы говорим о поэтах России, кого мы вспоминаем? Конечно мы вспоминаем, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А. Есенина, И.А.Бунина, А.А.Блока, А.А.Фета и многих других. Можно продолжать этот список достаточно долго, так как наша Родина богата своими талантами в литературной области.
На данном этапе было принято решение:
- провести анкетирование;
- в качестве продукта проектной деятельности создать сборник стихотворений собственного сочинения о Родине.
Поисково-исследовательский этап
Задачи:
- анкетирование учащихся школы;
- определение источников информации;
- планирование способов сбора и отбор информации.
Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Б. Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.
Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень.
Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.
Учащиеся нашей школы любят читать стихотворения, а некоторые из них пробовали самостоятельно написать.
Таблица1
Вопрос | Варианты ответов | Количество человек | % |
Любите ли вы читать стихотворения? | Да | 21 | 95 % |
Нет | 1 | 5 % | |
Пробовали ли вы составить своё стихотворение? | Да | 7 | 32 % |
Нет | 15 | 68 % |
На вопрос о том, что им помогло написать своё стихотворение, они ответили, что большой словарный запас, знание языка, а также упомянули рифму. Что же ещё необходимо знать, чтобы написать своё стихотворение?
Наш проект посвящен рождению стихов.
Многие люди пробуют себя в стихосложении, и вы тоже можете творить, если чувствуете такое желание. Конечно, никто не даст гарантии, что вы станете хорошим поэтом, но и напрасным такой опыт не будет. Главное, вы поймёте, как писать.
С чего начать писать стихотворения? Если вы никогда раньше не занимались стихосложением, то разумнее всего начать с чтения поэтических произведений признанных авторов. Если пока не знаете, как начать писать стихи, то просто найдите и почитайте то, что найдёт отклик в вашей душе.
Нельзя забывать и о законах стихосложения.
Каков же основной закон стихосложения? Может быть, это рифма?
Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Оказываются рифмы в зависимости от своего положения бывают:
Таблица 2
Название рифм | Рифмующие строки | Образец |
Смежные | Когда рифмуется первая строка со второй, третья с четвертой. Если буквами обозначить строки, то одинаковыми будут обозначаться рифмующиеся строки. Записать смежные можно так: ААББ. | Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. |
Перекрестные. | Рифмуется первая строка с третьей, вторая - с четвертой. АБАБ. | В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча |
Опоясанные или охватные | Рифмуется первый стих с четвертым, а второй - с третьим. АББА. | И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне песни говорил. |
.
Изучив многие стихотворения, мы пришли к выводу, что не все стихотворения имеют рифму. Значит рифма не делает прозу стихами. Итак, рифма является ярким, важным признаком стиха, но не основным.
Изучив, законы стихосложения мы узнали, что именно ритм и отличает стихи от прозы. Ритм возникает в результате чередования ударных и безударных слогов, стихотворный размер - это порядок чередования ударных и безударных слогов. Сочетание ударного и безударного слога называется стопа. Рассмотрим основные виды стихотворных размеров:
Таблица 3
Название стихотворного размера | Определение размера | Образец |
| один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного. Чаще всего встречается ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки. | Люб-лю́ гро-зу́ в на-ча́-ле ма́-я, Ког-да́ ве-се́н-ний пе́р-вый гро́м. |
Хорей | Ещё один распространенный размер. Тоже двусложный, только в стопе хорея сначала идет ударный слог, а за ним – безударный. | Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет Ви́х-ри сне́ж-ны-Е кру-тя́ |
Дактиль | трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных | Ту́ч-ки не-бе́с-ны-е, ве́ч-ны-е стра́н-ни-ки! Сте́пь-ю ла-зу́р-но-ю, це́-пью жем-чу́ж-но-ю |
Анапест | состоит из трех слогов, первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. | По зер-ка́ль-ной во-де́, по куд-ря́м лоз-ня-ка́ От за-ри́ а-лый све́т раз-ли-ва́-ет-ся… |
Амфибрахий | трехсложный стихотворный размер, в стопе которого ударный слог с двух сторон окружен безударными. Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. | На се́-ве-ре ди́-ком сто-и́т о-ди-но́-ко На го́-лой вер-ши́-не сос-на́… |
Вывод: стихи – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, выразить свои мысли и чувства.
Принято решение: приступить к созданию сборника стихотворений о Родине.
Оформительский этап
Задачи:
- оформление проекта «Мир поэзии»;
- создание сборника собственного сочинения о Родине;
- подготовка к публичной защите.
Для создания сборника собственного сочинения мы изучили стихотворения современных писателей о нашем острове и городе. Мы увидели красоту нашей Родины глазами поэтов, стали замечать то, что не видели раньше.
Затем мы учились подбирать рифму, особую помощь нам оказала игра на поиск рифм и задание продолжить последние слова в каждой строчки стихотворения.
А также мы изучили ритм стихотворения. Узнали роль ударения при написании стихотворения.
Первая проба пера прошла познавательно и интересно. Сначала мы записали слова, которые характеризуют нашу Родину. Они и стали опорой при стихосложении. Получилось ли у нас с первого раза? Нет. Один составил прозу, ка не стихотворение, у другого не было связи в строках. Оказалось, что писать стихотворения не так и просто и с первого раза не у всех получается.
Следующая проба пера была лучше. Но требовалась редактирование наших стихотворений. Затем к стихотворениям мы нарисовали иллюстрацию. Итог нашей работы вы можете посмотреть в Приложении 1.
Экономический расчёт проекта «Мир поэзии»
Таблица 4
№ | Наименование | Расход материала | Цена (руб.) | Пояснения |
Бумага офисная, А 4 | 50 листов | 40 руб. | Выдается школой | |
Папка с файлами | 2 шт. | 50 руб. | Куплены в магазине. | |
Всего | 90 руб. |
Как мы видим, данный проект требует минимальных затрат. Затраты на выполнение проекта должны были составлять всего 90 руб., а затрачено было 50 руб. Экономия составила 40 руб.
Принято решение: оформить папку с материалом исследования проектной деятельности.
Заключительный этап
Задачи:
- подготовка презентационных материалов;
- подготовка к защите: выступить в своём классе;
- представление проекта на научно-практической конференции;
- подведение итогов проектно – исследовательской деятельности.
После оформления проекта необходимо было подготовить выступление и презентацию для защиты, в которых отражено, на наш взгляд, самое необходимое.
На основе презентации и подготовленной речи мы провели предзащиту в нашем классе. После которой внесли некоторые корректировки и дополнения.
Таким образом мы пришли к выводу, что:
- поэзия занимает значимое место в нашей жизни и помогает выражать свои мысли и чувства;
- поэзия учит чувствовать мир, видеть красоту мира;
- поэзия уникальна и формой, в которой она воплощена: ритм, рифма, размер, - которая придает ей музыкальность.
- знание законов и принципов стихосложения помогает в написании стихотворений. Однако, не является гарантией того, что стихотворения будут удачными.
- стихосложение – это трудная, но интересная работа.
Стихотворения должны вызывать эмоции, как положительные, так и отрицательные, и если написанное не вызывает глубоких чувств у автора, то у читателя тем более не возникнет никаких эмоций. Нужно глубоко чувствовать, писать с душой, переживать описываемые ситуации. Также нужно воображать, придумывать интересные, неожиданные образы, красочные картины.
В процессе выполнения проекта мы научилась:
- проводить анкетирование и анализировать полученные результаты;
- работать с различными источниками информации;
- составлять стихотворения;
- оформлять работу и создавать презентацию для защиты.
Заключение
«Поэзия – великая держава.
Она легка на много верст и лет.
Строга, невозмутима, величава
Распространяет свой спокойный свет.»
Работая с определенной литературой, слушая и читая стихотворения на различные темы, мы приобщились к миру поэзии.
Поэзия- это словесное творчество, произведения, написанные стихами.
Проектная деятельность осуществлялась по этапам:
Вводный этап был использован для погружения в проект: определения проблемы, цели, задач проекта, ознакомления с информацией по заинтересовавшей нас теме.
На поисково-исследовательском этапе работали с различными источниками информации и анализировали ее, систематизировали изученный материал, проводили анкетирование обучающихся, изучили приемы стихосложения, составили стихотворения о своей Родине.
На аналитико-оформительский этапе мы оформили сборник стихотворений собственного сочинения, создали иллюстрации к ним.
На заключительном этапе мы подготовили выступление на защиту нашего проекта, была оформлена презентация. На занятии внеурочной деятельности мы представили данную работа для учащихся нашего класса.
Любовь к родному мы решили проявить посредством стихотворений собственного сочинения, которые помогли увидеть красоту родного края, красоту слова.
Главное при написании стихотворений помнить, что все начинается с цели, которой вы ходите достичь в мире поэзии. Наша цель заключается в том, чтобы сделать поэзию повсеместной, популяризировать ее, донести до людей.
Список используемых источников
- Азарова Н. М., Бочавер С. Ю. Поэзия. М.: ОГИ, 2016. 886 с.
- Иванов А. Основы стихосложения -пособие для начинающих. [Электронный ресурс]. URL: https://stihi.ru/2006/03/04-862
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. М.: Либроком, 2009.320 с.
- Разговор о стихах М.: Детская литература, 1970. 242 с.
- Уроки стихосложения [Электронный ресурс]. URL: https://poetov.net/enciclopedia/1-uroki-stihoslozhenija.html
- Сахалинская область - стихи о родном крае [Электронный ресурс]. URL: https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1685-sakhalinskaya-oblast-stikhi-o-rodnom-krae.html
- Стихи о Сахалине [Электронный ресурс]. URL: https://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-sakhaline/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».
Целью учебного годичного проекта является создание альбома картин русских художников и поэтических произведений, которые являются словесной иллюстрацией к творению живописца, помогают восп...
Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МОИ ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫЕ
Сегодняшняя встреча посвящена международному Дню защиты животных. У многих из вас, ребята, в семьях есть различные звери: большие и маленькие, лохматые и не очень, четвероногие или двулапые, летающие ...
Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ
Сегодня мы в гостях у группы детей, которые изучают французский язык третий год. Они познакомят нас со своими переводами стихов об осени, которые учили наизусть и, некоторые из них, сумели перевести н...
Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МЫ ИГРАЕМ
Сценарий праздника, построенного на стихотворном материале, связанном с игрой для учащихся 2-го – 4-го годов обучения....
Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МЫ ИГРАЕМ
Сценарий праздника, построенного на стихотворном материале, связанном с игрой для учащихся 2-го – 4-го годов обучения....
Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МОИ ИГРУШКИ
Сегодня мы в гостях у самых младших учащихся нашего объединения. Ребята только начали учить французский язык. Он занимаются очень успешно всего несколько месяцев. Но уже у них есть определенные ...
Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» В ЗООПАРКЕ
Сегодня мы в гостях у самых младших членов нашего клуба. Ребята в этом году начали учить французский язык. Но за несколько месяцев у них есть успехи, хотя возраст наших главных участников от 5 д...