Проект "Мир поэзии"
проект по чтению

Толстова Олеся Евгеньевна

Проект "Мир поэзии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_poezii.docx47.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8  г. Холмска

МО «Холмский городской округ»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

МИР ПОЭЗИИ

Автор:

коллектив 4 класса,

МАОУ СОШ № 8 г. Холмска

Руководитель проекта:

Толстова Олеся Евгеньевна

г. Холмск

2021 г.

Содержание

Введение        3

Вводный этап        4

Поисково-исследовательский этап        5

Оформительский этап        8

Заключительный этап        9

Заключение        10

Список используемых источников        11

Приложение 1. Сборник стихотворений собственного сочинения        12


Введение

Что такое слова? Всего лишь то, что помогает нам понимать друг друга. А что такое поэзия? Это стихия, в которой мы можем выражать наши мысли, не боясь осуждения или непонимания. Когда человека посещает муза или приходит вдохновение, строки чувств просятся на бумагу.

Тема нашего проекта является актуальной, так как у человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным. Оной из важных тем стихотворений является тема Родины.

Цель проекта: создание сборника стихотворений собственного сочинения о Родине.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Изучить основные законы стихосложения.
  3. Составить стихотворения для сборника.
  4. Создать иллюстрации для стихотворений и оформить сборник.

Объект: поэзия.

Предмет: стихотворения собственного сочинения.

Продукт проектной деятельности: сборник стихотворений о Родине.

Методы работы над проектом: изучение литературы: поиск, анализ, синтез; работа с ресурсами Интернета, анкетирование.

Этапы проекта:

  1. вводный (погружение в проект) – октябрь - ноябрь 2020г.;
  2. поисково – исследовательский –- декабрь- февраль 2021г.;
  3. оформительский – март -апрель  2021 г. ;
  4. заключительный (представление результатов) – май 2021г.

При работе над проектом были использованы Интернет-ресурсы и научно-популярная литература. Особый интерес вызвала статья Иванова А. Основы стихосложения. В статье раскрываются основы стихосложения, которые помогли при написании проекта.

Практическая значимость: предлагаю использовать мой проект учителям русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности.


Вводный этап

Задачи этапа:

  • определение темы проекта;
  • постановка целей и задач проекта;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • изучение Интернет-ресурсов и других литературных источников.

Была определена проблема: мы не знаем, как правильно писать стихотворения, какие законы стихосложения существуют.

Определена тема проекта: «Мир поэзии».

Поэзия – одно из самых древних искусств в истории человечества. Когда родилась поэзия, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так рождаются первые стихи.

Не все могут раскрыть в себе такой талант, иногда он у человека с рождения, иногда приходит с опытом. Но, как же красиво звучит простое описание природы, любви, счастья или печали. Это не просто несколько строчек, это настоящая красота, которую нельзя ни с чем сравнить. Каждая строка стиха - это продолжение целой истории, которую хочет рассказать нам поэт. Строки в стихе обязательно связаны между собой, и несут необыкновенную красоту. И если человек говорит стихами его сразу же хочется слушать до конца.

Когда мы говорим о поэтах России, кого мы вспоминаем? Конечно мы вспоминаем, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А. Есенина, И.А.Бунина, А.А.Блока, А.А.Фета и многих других. Можно продолжать этот список достаточно долго, так как наша Родина богата своими талантами в литературной области.

На данном этапе было принято решение:

  • провести анкетирование;
  • в качестве продукта проектной деятельности создать сборник стихотворений собственного сочинения о Родине.


Поисково-исследовательский этап

Задачи:

  • анкетирование учащихся школы;
  • определение источников информации;
  • планирование способов сбора и отбор информации.

Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Б. Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень.

Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.

Учащиеся нашей школы любят читать стихотворения, а некоторые из них пробовали самостоятельно написать.

Таблица1

Вопрос

Варианты ответов

Количество человек

%

Любите ли вы читать стихотворения?

Да

21

95 %

Нет

1

5 %

Пробовали ли вы составить своё стихотворение?

Да

7

32 %

Нет

15

68 %

На вопрос о том, что им помогло написать своё стихотворение, они ответили, что большой словарный запас, знание языка, а также упомянули рифму. Что же ещё необходимо знать, чтобы написать своё стихотворение?

Наш проект посвящен рождению стихов.

Многие люди пробуют себя в стихосложении, и вы тоже можете творить, если чувствуете такое желание. Конечно, никто не даст гарантии, что вы станете хорошим поэтом, но и напрасным такой опыт не будет. Главное, вы поймёте, как писать.

С чего начать писать стихотворения? Если вы никогда раньше не занимались стихосложением, то разумнее всего начать с чтения поэтических произведений признанных авторов. Если пока не знаете, как начать писать стихи, то просто найдите и почитайте то, что найдёт отклик в вашей душе.

Нельзя забывать и о законах стихосложения.

Каков же основной закон стихосложения? Может быть, это рифма?

Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Оказываются рифмы в зависимости от своего положения бывают:

Таблица 2

Название рифм

Рифмующие строки

Образец

Смежные

Когда рифмуется первая строка со второй, третья с четвертой. Если буквами обозначить строки, то одинаковыми будут обозначаться рифмующиеся строки. Записать смежные можно так: ААББ.

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Перекрестные.

Рифмуется первая строка с третьей, вторая - с четвертой. АБАБ.

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча

Опоясанные или охватные

 Рифмуется первый стих с четвертым, а второй - с третьим. АББА.

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне песни говорил.

.

Изучив многие стихотворения, мы пришли к выводу, что не все стихотворения имеют рифму. Значит рифма не делает прозу стихами. Итак, рифма является ярким, важным признаком стиха, но не основным.

Изучив, законы стихосложения мы узнали, что именно ритм и отличает стихи от прозы. Ритм возникает в результате чередования ударных и безударных слогов, стихотворный размер - это порядок чередования ударных и безударных слогов. Сочетание ударного и безударного слога называется стопа. Рассмотрим основные виды стихотворных размеров:

Таблица 3

Название стихотворного размера

Определение размера

Образец

  1. Ямб 

один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного. Чаще всего встречается ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки.

Люб-лю́ гро-зу́ в на-ча́-ле ма́-я,

Ког-да́ ве-се́н-ний пе́р-вый гро́м.

Хорей

Ещё один распространенный размер. Тоже двусложный, только в стопе хорея сначала идет ударный слог, а за ним – безударный.

Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет

Ви́х-ри сне́ж-ны-Е кру-тя́

Дактиль

трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных

Ту́ч-ки не-бе́с-ны-е, ве́ч-ны-е стра́н-ни-ки!

Сте́пь-ю ла-зу́р-но-ю, це́-пью жем-чу́ж-но-ю

Анапест

состоит из трех слогов, первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог.

По зер-ка́ль-ной во-де́, по куд-ря́м лоз-ня-ка́

От за-ри́ а-лый све́т раз-ли-ва́-ет-ся…

Амфибрахий

трехсложный стихотворный размер, в стопе которого ударный слог с двух сторон окружен безударными. Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер.

На се́-ве-ре ди́-ком сто-и́т о-ди-но́-ко

На го́-лой вер-ши́-не сос-на́…

Вывод: стихи – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, выразить свои мысли и чувства.

Принято решение: приступить к созданию сборника стихотворений о Родине.


Оформительский этап

Задачи:

  • оформление проекта «Мир поэзии»;
  • создание сборника собственного сочинения о Родине;
  • подготовка к публичной защите.

Для создания сборника собственного сочинения мы изучили стихотворения современных писателей о нашем острове и городе. Мы увидели красоту нашей Родины глазами поэтов, стали замечать то, что не видели раньше.

Затем мы учились подбирать рифму, особую помощь нам оказала игра на поиск рифм и задание продолжить последние слова в каждой строчки стихотворения.

А также мы изучили ритм стихотворения. Узнали роль ударения при написании стихотворения.

Первая проба пера прошла познавательно и интересно. Сначала мы записали слова, которые характеризуют нашу Родину. Они и стали опорой при стихосложении. Получилось ли у нас с первого раза? Нет. Один составил прозу, ка не стихотворение, у другого не было связи в строках. Оказалось, что писать стихотворения не так и просто и с первого раза не у всех получается.

Следующая проба пера была лучше. Но требовалась редактирование наших стихотворений. Затем к стихотворениям мы нарисовали иллюстрацию. Итог нашей работы вы можете посмотреть в Приложении 1.

Экономический расчёт проекта «Мир поэзии»

Таблица 4

Наименование

Расход материала

Цена (руб.)

Пояснения

Бумага офисная, А 4

50 листов

40 руб.

Выдается школой

Папка с файлами

2 шт.

50 руб.

Куплены в магазине.

Всего

90 руб.

Как мы видим, данный проект требует минимальных затрат. Затраты на выполнение проекта должны были составлять всего 90 руб., а затрачено было 50 руб. Экономия составила 40 руб.

Принято решение: оформить папку с материалом исследования проектной деятельности.


Заключительный этап

Задачи:

  • подготовка презентационных материалов;
  • подготовка к защите: выступить в своём классе;
  • представление проекта на научно-практической конференции;
  • подведение итогов проектно – исследовательской деятельности.

После оформления проекта необходимо было подготовить выступление и презентацию для защиты, в которых отражено, на наш взгляд, самое необходимое.

На основе презентации и подготовленной речи мы провели предзащиту в нашем классе. После которой внесли некоторые корректировки и дополнения.

Таким образом мы пришли к выводу, что:

  • поэзия занимает значимое место в нашей жизни и помогает выражать свои мысли и чувства;
  • поэзия учит чувствовать мир, видеть красоту мира;
  • поэзия уникальна и формой, в которой она воплощена: ритм, рифма, размер, - которая придает ей музыкальность.
  • знание законов и принципов стихосложения помогает в написании стихотворений. Однако, не является гарантией того, что стихотворения будут удачными.
  • стихосложение – это трудная, но интересная работа.

Стихотворения должны вызывать эмоции, как положительные, так и отрицательные, и если написанное не вызывает глубоких чувств у автора, то у читателя тем более не возникнет никаких эмоций. Нужно глубоко чувствовать, писать с душой, переживать описываемые ситуации. Также нужно воображать, придумывать интересные, неожиданные образы, красочные картины.

В процессе выполнения проекта мы научилась:

  • проводить анкетирование и анализировать полученные результаты;
  • работать с различными источниками информации;
  • составлять стихотворения;
  • оформлять работу и создавать презентацию для защиты.


Заключение

«Поэзия – великая держава.

                                        Она легка на много верст и лет.

                                        Строга, невозмутима, величава

                                        Распространяет свой спокойный свет.»

Работая с определенной литературой, слушая и читая стихотворения на различные темы, мы приобщились к миру поэзии.

 Поэзия- это словесное творчество, произведения, написанные стихами.

Проектная деятельность осуществлялась по этапам:

Вводный этап был использован для погружения в проект: определения проблемы, цели, задач проекта, ознакомления с информацией по заинтересовавшей нас теме.

На поисково-исследовательском этапе работали с различными источниками информации и анализировали ее, систематизировали изученный материал, проводили анкетирование обучающихся, изучили приемы стихосложения, составили стихотворения о своей Родине.

На аналитико-оформительский этапе мы оформили сборник стихотворений собственного сочинения, создали иллюстрации к ним.

На заключительном этапе мы подготовили выступление на защиту нашего проекта, была оформлена презентация. На занятии внеурочной деятельности мы представили данную работа для учащихся нашего класса.

Любовь к родному мы решили проявить посредством стихотворений собственного сочинения, которые помогли увидеть красоту родного края, красоту слова.

Главное при написании стихотворений помнить, что все начинается с цели, которой вы ходите достичь в мире поэзии. Наша цель заключается в том, чтобы сделать поэзию повсеместной, популяризировать ее, донести до людей.


Список используемых источников

  1. Азарова Н. М., Бочавер С. Ю. Поэзия. М.: ОГИ, 2016. 886 с.
  2. Иванов А.  Основы стихосложения -пособие для начинающих. [Электронный ресурс]. URL: https://stihi.ru/2006/03/04-862 
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. М.: Либроком, 2009.320 с.
  4. Разговор о стихах М.: Детская литература, 1970. 242 с.
  5. Уроки стихосложения [Электронный ресурс]. URL: https://poetov.net/enciclopedia/1-uroki-stihoslozhenija.html
  6. Сахалинская область - стихи о родном крае [Электронный ресурс]. URL: https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1685-sakhalinskaya-oblast-stikhi-o-rodnom-krae.html
  7. Стихи о Сахалине [Электронный ресурс]. URL: https://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-sakhaline/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Целью учебного годичного проекта является создание альбома  картин русских художников и поэтических произведений, которые являются  словесной иллюстрацией к творению живописца, помогают восп...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МОИ ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫЕ

Сегодняшняя встреча посвящена международному Дню защиты животных. У многих из вас, ребята, в семьях есть различные звери: большие и маленькие, лохматые и не очень, четвероногие или двулапые, летающие ...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ

Сегодня мы в гостях у группы детей, которые изучают французский язык третий год. Они познакомят нас со своими переводами стихов об осени, которые учили наизусть и, некоторые из них, сумели перевести н...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МЫ ИГРАЕМ

Сценарий праздника, построенного на стихотворном материале, связанном с игрой для учащихся 2-го – 4-го годов обучения....

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МЫ ИГРАЕМ

Сценарий праздника, построенного на стихотворном материале, связанном с игрой для учащихся 2-го – 4-го годов обучения....

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МОИ ИГРУШКИ

Сегодня мы в гостях у самых младших учащихся нашего объединения. Ребята только начали учить французский язык. Он занимаются очень успешно всего несколько месяцев.  Но уже у них есть определенные ...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» В ЗООПАРКЕ

Сегодня мы в гостях у самых младших членов нашего клуба. Ребята в этом году  начали учить французский язык. Но за несколько месяцев у них есть успехи, хотя возраст наших главных участников от 5 д...