Литературная викторина "Великие русские писатели"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina.zip | 889.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина
(обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)
Ход урока
I. Орг/момент
- Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.
II. Кроссворд
Слайд | По горизонтали: 1.Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова.(печаль) 2.В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, … ( Иносказательно) .3.Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин.(французский) 4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.(басня) |
По вертикали. 5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов) 6. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин) 7.Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов) 8.Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой) |
III. Конкурс чтецов стихов М.Ю. Лермонтова
— Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича наизусть?
IV. Сочинение стихотворений детьми
— А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст, восстановив его смысл.
V. О Л.Н. Толстом
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было запрещено. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд — вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо — неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от тяжелого труда, что сходят на праздники в церковь...
И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным: ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало легко, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство».
Но граф этого не хотел.
«Не называйте меня "ваше сиятельство", — сказал он, — меня зовут... (Львом Николаевичем), так и зовите меня».
— Вы правильно догадались о ком идет речь.
- Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились.
- Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками? Сейчас и мы поиграем в эту игру.
Игра «Метелица»
Вдоль по улице метелица метет, Скоро все она дорожки заметет. Ай, жги, ай, жги, говори. Скоро все она дорожки заметет. | Дети, мальчики и девочки, встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют |
Запряжем мы в сани лошадей, В лес поедем за дровами поскорей. Ай, жги, ай, жги, говори. В лес поедем за дровами поскорей | Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, пристегивают. |
Рысью друг за другом поспешим И скорехонько до леса докатим. Ай, жги, ай, жги, говори. И скорехонько до леса докатим. | Дети вприпрыжку бегают все быстрее |
Топорами мы ударим дружно враз, Только щепочки по лесу полетят. | Внезапно останавливаются, идут медленнее — приехали в лес |
А из леса мы тихонько пойдем И в ладоши так прихлопывать начнем. А ногами-то притоптывать все враз. Ну, теперь мороз не страшен-то для нас. | Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов все устали от работы |
VI. Слайд Вспомни подходящие строки из сказки А.С.Пушкина и басни И.А. Крылова
VII Викторина по басням И.А. Крылова
— Пять вопросов и пять ответов.
Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? («Стрекоза и Муравей» | Соседка, перестань срамиться... тебе ли со Слоном возиться? («Слон и Моська») |
Приятель дорогой, здорово! Где ты был? («Любопытный») | Соседка, слышала ль ты добрую молву? Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? («Мышь и Крыса») |
Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? («Свинья») |
— В какой басне была такая мораль?
Вперед чужой беде не смейся, Голубок! | («Чижи Голубь».) |
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. | («Ворона и Лисица».) |
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только му ка | . («Лебедь, Щука и Рак».) |
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад | («Щука и Кот».) |
Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться Задело просто взяться | . («Ларчик».) |
VIII. Викторина по творчеству А.С. Пушкина
— Где родился А.С. Пушкин? | (В Москве.) |
— Когда он родился? | (6 июня 1799г.) |
— Как ласково называла его няня? | (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.) |
— Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? | («За морем синица...», «По улице мостовой...».) |
Кто сказал (ну, без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!»? |
IIX.
- Ну что ж, отправляемся смело вперед, Нас пушкинских сказок ждет городок.
— Узнайте сказку по картинке.
Слайд
1) Бочка. | («Сказка о царе Салтане...») |
2) Яблоко | («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) |
3) Зайчонок (может быть черт) | («Сказка о попе и о работнике его Балде».) |
4) Изба | («Сказка о рыбаке и рыбке».) |
5) Петушо | . («Сказка о золотом петушке».) |
— Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать?
Подведение итогов праздника
— Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков?
— Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?
Дом/задание Нарисовать рисунок к любому произведению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Урок литературного чтения: «Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова».
На уроке дети знакомятся с произведениями С.Г. Козлова.Сказки Козлова вселяют в детей веру в добро, умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие....
Литературная викторина "Русские писатели"
УМК "Школа России" 2 класс...
Презентация к уроку литературного чтения Русские писатели Обобщение 2 класс
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Русские писатели. Обобщение" 2 класс УМК "Школа России"...
Презентация к уроку литературного чтения "Русские писатели 19 века", 2 класс
Презентация включает разминку для чтения, задания для групповой работы, материал к пройденной теме, физминутку для отдыха....
Проверочная работа по литературному чтению "Русские писатели" 2 класс
Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Русские писатели" 2 класс УМК Школа России...
Литературное чтение "Русские писатели"
Технологическая карта урока...