Литературная викторина "Великие русские писатели"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Алексеева Маргарита Алексеевна

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturnaya_viktorina.zip889.67 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

 (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

Ход урока

I. Орг/момент

- Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.

II. Кроссворд

Слайд 

По горизонтали:

 1.Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова.(печаль)

2.В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, …

( Иносказательно)

.3.Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин.(французский)

4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.(басня)

По вертикали.

 5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)

6. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)

7.Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов)

 8.Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)

III. Конкурс чтецов стихов М.Ю. Лермонтова

—  Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича наизусть?

IV. Сочинение стихотворений детьми

—  А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст, восстановив его смысл.

Слайд

А с рассветом на село;

На поля, на пустынный сад;

Ночью бушевала буря;

Понесло первым снегом.

(Дети составляют стихотворения.

Например: Ночью буря бушевала,

/А с рассветом на село,

/ На поля, на сад пустынный

 / Первым снегом понесло.)

V. О Л.Н. Толстом

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было запрещено. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд — вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо — неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от тяжелого труда, что сходят на праздники в церковь...

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным: ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.

Граф вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало легко, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят осталась на всю жизнь в их сердцах.

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство».

Но граф этого не хотел.

«Не называйте меня "ваше сиятельство", — сказал он, — меня зовут... (Львом Николаевичем), так и зовите меня».

—  Вы правильно догадались о ком идет речь.

-  Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились.

-  Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками? Сейчас и мы поиграем в эту игру.

Игра «Метелица»

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметет.

Дети, мальчики и девочки, встают в круг и начинают размахивать руками и качаться

в разные стороны: это означает метель; они поют

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей

Потом дети делают руками быстрые движения,

как будто что-то надевают, пристегивают.

Рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ай, жги, ай, жги, говори.

И скорехонько до леса докатим.

Дети вприпрыжку бегают все быстрее

Топорами мы ударим дружно враз,

Только щепочки по лесу полетят.

Внезапно останавливаются, идут медленнее — приехали в лес

А из леса мы тихонько пойдем

И в ладоши так прихлопывать начнем.

А ногами-то притоптывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов все устали от работы

VI. Слайд     Вспомни  подходящие строки  из  сказки  А.С.Пушкина и  басни И.А. Крылова

VII    Викторина по басням И.А. Крылова

— Пять вопросов и пять ответов.

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? 

(«Стрекоза и Муравей»

Соседка, перестань срамиться...  

тебе ли со Слоном возиться?

 («Слон и Моська»)

Приятель дорогой, здорово! Где ты был? 

(«Любопытный»)

Соседка, слышала ль ты добрую молву?

Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? («Мышь и Крыса»)

Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? («Свинья»)

—  В какой басне была такая мораль?

Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!

(«Чижи Голубь».)

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(«Ворона и Лисица».)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только му ка

. («Лебедь, Щука и Рак».)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдет на лад

(«Щука и Кот».)

Случается нередко нам                         

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

Задело просто взяться

. («Ларчик».)

VIII. Викторина по творчеству А.С. Пушкина

—  Где родился А.С. Пушкин?

(В Москве.)

—  Когда он родился?

(6 июня 1799г.)

—  Как ласково называла его няня?

(Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

—  Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину?

(«За морем синица...», «По улице мостовой...».) 

Кто сказал (ну, без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!»?

IIX.

 - Ну что ж, отправляемся смело вперед, Нас пушкинских сказок ждет городок.

—  Узнайте сказку по картинке.

Слайд

1) Бочка.

(«Сказка о царе Салтане...»)

2) Яблоко

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

3) Зайчонок (может быть черт)

(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

4) Изба

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

5) Петушо

. («Сказка о золотом петушке».)

—  Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать?

Подведение итогов праздника

—  Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков?

—  Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить? 

Дом/задание Нарисовать рисунок к любому произведению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения: «Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова».

На уроке дети знакомятся с произведениями С.Г. Козлова.Сказки Козлова вселяют в детей веру в добро,  умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие....

Презентация к уроку литературного чтения Русские писатели Обобщение 2 класс

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Русские писатели. Обобщение" 2 класс УМК "Школа России"...

Презентация к уроку литературного чтения "Русские писатели 19 века", 2 класс

Презентация включает разминку для чтения, задания для групповой работы, материал к пройденной теме, физминутку для отдыха....

Проверочная работа по литературному чтению "Русские писатели" 2 класс

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Русские писатели" 2 класс УМК Школа России...

Литературное чтение "Русские писатели"

Технологическая карта урока...