Литературное чтение "Русские писатели"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Маслова Е.В. 2 «Б» класс, МКОУ Чулымский лицей
Дата | 18.11.2020г. |
Предмет | литературное чтение |
Тема | Обобщение по теме «Русские писатели» |
Цели | обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”; совершенствовать умения соотносить произведения с их автором, развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся; воспитывать любовь к русской классической литературе, развивать способность к самооценке. |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний |
Планируемые результаты | Овладевают учебными действиями и умениями применять знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Личностные результаты | Формировать учебные мотивы и познавательный интерес, уважение к культуре своего народа, развивать способность к самооценке. |
УУД (метапредметные) | Р: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.. П: умение выделять информацию, сравнивать, рассуждать; развивать речевые навыки. К: слушать и понимать речь других; умение осознанно строить речевое высказывание, планирование учебного сотрудничества, рефлексия своих действий. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Жанры, рассказ, басня, сказка, иллюстрация, мораль. |
Образовательные ресурсы | Презентация, учебник, web-сервисы в интернете, карточки с индивидуальными заданиями. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя и учащихся | Вид и форма контроля | Планируемые результаты |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Подготовить учащихся к работе на уроке) | фронтальнаяиндивидуальная, беседа, словесный | Приветствие учителя. Всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Проверка готовности к уроку. | индивидуальный, фронтальный | Личностные: самоопределение (чувство необходимости учения), мотивация к обучению и познавательной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
2. Актуализация знаний. (Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов) | фронтальнаяиндивидуальная, беседа, словесный, наглядный |
Посмотрите на доску. Слайд 2. - Что вы видите? (волшебный сундучок) - Кто узнал эти произведения? Название? Автор? («У лукоморья дуб зелёный…» «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин) Слайд 3 («Лебедь, рак и Щука» «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылов» ) Слайд 4 «Старый дед и внучек» «Филипок» «Котёнок» Л.Н.Толстой) - Как называются рисунки к произведениям? ( Иллюстрации) -Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения) - Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям? ( Художники-иллюстраторы) Слайд 5 - Перед вами портреты писателей. Назовите их. ( На доске портреты писателей) - Как называется раздел нашего учебника, в котором мы изучали произведения данных писателей? ( «Русские писатели»)
| индивидуальный, фронтальный | Регулятивные: целеполагание (понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем) Познавательные: развитие познавательных интересов, умение сравнивать, анализировать |
3.Формулирование темы и целей урока. Научить учащихся ставить цель. | Фронтальная Словесный. беседа | - Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Русские писатели») (Учитель открывает тему урока на доске «Русские писатели») - Какова цель нашего урока? ( Вспомнить и повторить изученные произведения,) Раскрасьте кружочек зелёным цветом, если вы смогли узнать рисунки и авторов. Жёлтым цветом, если вам было трудно. Красным – если не поняли задание. | индивидуальный, фронтальный | Личностные: позитивное отношение к чтению Познавательные: развитие познавательных интересов, Регулятивные: целеполагание, планирование; (умение планировать свою деятельность) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества |
4. Обобщение и систематизация знаний (Формирование целостной системы ведущих знаний по теме) 5. Применение знаний и умений Совершенствовать умения соотносить произведения с их автором, развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся. | Парная Словесный, наглядный Индивидуальная, практический |
- Назовите жанры произведений. В чем их отличия? (Жанры произведений – сказка, басня, рассказ) (Ученики называют признаки сказки, басни и рассказа, прикрепляют названия жанров под фамилии писателей) (Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, победа добра, концовка) (В басне обязательно кого-то или что-то критикуют, высмеивают Пишут о животных, а подразумевают людей. Автор вправе сделать свой вывод – поучение (мораль).) Рассказ имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета). Игра «Доскажи словечко» Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою ... (пряжу) Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три ... (года). Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтобы рыба …(говорила) Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам ... (выкуп). Физминутка Игра «Отгадай произведение» Дети отвечают по плану: 1.Название произведения. 2.Автор. 3.Герои. 4.Жанр. Карточка 1 Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло; назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, и стали давали ему обедать за печкой. («Старый дед и внучек», Л.Н.Толстой, дед, внук, родители, рассказ.) Карточка 2 Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. ( Из романа «Евгений Онегин», А.С.Пушкин, стихотворение) Карточка 3 Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Рак и Щука», И.А.Крылов, басня) Карточка 4 У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. («У лукоморья дуб зелёный…»,из поэмы «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин, кот, русалка,..) Раскрасьте кружочек зелёным цветом, если вам было интересно, вы справились с заданием. Жёлтым, если вы старались, но не всё получилось, нужна была помощь. Красным, если не справились. Игра « Четвертый лишний» Слайд 9 Подчеркни лишнее слово в каждом ряду. Море, русалка, корыто, старик. Миша, собака, кошка, солома. Жучка, ребята, Рак, учитель. (Дети выполняют самостоятельно. Проверка. Ученики называют лишнее слово, доказывают. ) Раскрасьте зелёным цветом кружок, если вы правильно и сами выполнили задание. Жёлтым, если нужна была подсказка. Красным, если не справились, не поняли задание. Работа с учебником Учебник, стр.124. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы. Один за всех, а все за одного. Грамоте учиться - всегда пригодиться. «Филипок» Друзья познаются в беде. «Котёнок» Добра желаешь - добро и делай. «Старый дед и внучек» Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Счастье тот добывает, кто умением ума набирает. | индивидуальный, фронтальный парная фронтальный парная индивидуальный фронтальный Индивидуальная, практическая, фронтальная Индивидуальный фронтальная индивидуальный фронтальный парная | Регулятивные: Целеполагание, планирование, коррекция, оценка. Познавательные: умение выделять информацию, умение сравнивать, анализировать, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества умение договариваться, находить общее решение, способность строить понятные для партнера высказывания, умение с помощью вопросов получать необходимые от партнера сведения. |
6. Итог урока Воспитывать любовь к русской классической литературе, развивать способность к самооценке | - Какую цель ставили в начале урока? Что мы для этого делали? ( Вспоминали содержание произведений, выполняли разные задания) Назови произведения, которые тебе запомнились? Какие трудные слова мы использовали на уроке. (Жанр, иллюстрация, мораль) Learningapps - Кого видите на картинке? Что они делают? Как вы думаете, не опасно ли это для собачки? Как они оказались вместе? Вы это узнаете, если прочитаете рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка». | Беседа по вопросам. фронтальная | ||
7. Рефлексивно-оценочный (Мобилизация на рефлексию своего поведения, усвоение принципов саморегуляции, сотрудничества) 8. Домашнее задание (сообщить домашнее задание, инструкция по выполнению) | Фронтальная Словесный. Беседа Фронтальная Словесный. Объяснение |
- Оцените работу. Закончите предложение. Сегодня на уроке я повторил.... На уроке я похвалил бы себя за .... После урока мне захотелось…
(Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке) Оценка работы учащихся. Посмотрите на свои светофорчики. - Спасибо за работу на уроке. Слайд 16 - Домашнее задание будет двух видов: 1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. Ваши рисунки мы оформим в альбом « В гостях у русских писателей». 2. Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка». | Беседа по вопросам. саморегуляция | Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Коммуникативные: рефлексия своих действий, умение аргументировать свое предложение. Личностные: Чувство необходимости учения Регулятивные: Целеполагание( способность принимать цели, следовать им в деятельности), планирование( умение действовать по плану), волевая саморегуляция (умение контролировать и выполнять действие) Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение логически рассуждать, умение сравнивать, обосновывать. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демонстрационное пособие по литературному чтению "Писатели начальной школы"
Нередко на уроках литературного чтения перед учителем возникает проблема, как рассказать учащимся биографию писателя, продемонстрировать его портрет. Для себя я решила эту задачу и создала демон...
Урок - проект по литературному чтению "Писатели детям"
Портреты писателей Б.Заходер, М. Цветаева, П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов....
Презентация для уроков литературного чтения "Писатели и поэты" (продолжение).
Презетация для уроков литературного чтения "Писатели и поэты" содержит краткие биографии и рекомендательные списки произведений классиков русской литературы....
Коллективный интернет- проект по литературному чтению "Писатели раздела "Природа и мы" 4 класс
Создание коллективной интернет- презентации интересно тем, что дети выполнять задание могут дистанционно, зарегистрировавшись в Google. Учитель на первых слайдах размещает критерии...
Материалы к проведению внеклассного мероприятия по литературному чтению "Писатели - юмористы".
Данный материал поможет провести внеклассное мероприятие по литературному чтению. Учащиеся вспоминают творчество двух детских писателей- юмористов Н.Н.Носова и В.Ю. Драгунского. Мероприятие проводится...
Конспект урока по литературному чтению "Писатели-детям"
Данный конспект урока будет полезен учителям,работающим во 2 классе по программе "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения «Писатели о детях и для детей. О.Ф.Кургузов «Надоело летать» 2 класс УМК "Планета Знаний"
Конспект урока по рассказу О.Кургузова "Надоело летать"...