Мир «детей» и мир «взрослых». Комическое и драматическое в рассказе А.П.Чехова «Белолобый».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
А.Чехов. Белолобый. Урок литературного чтения в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov._belolobyy.doc | 57 КБ |
belolobyy.ppt | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мир «детей» и мир «взрослых». Комическое и драматическое в рассказе А.П.Чехова «Белолобый».
Планируемые результаты:
1. Предметные: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть авторское и выражать своё отношение к прочитанному; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью; а также слушания и говорения; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, активизировать «вдумчивое чтение».
2. Личностные: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, память, внимание; развивать словарный запас уч-ся; расширять кругозор детей; повышать интерес к чтению;
3. Метапредметные: воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитывать чуткое, доброе отношение к природе, к животным.
Оборудование: на доске портрет А.П.Чехова и цитата(«Милый, прекрасный человек, скромный, тихий…» Л.Н.Толстой); карточки для работы в группах; презентация
Ход урока
-Итак, урок чтения. Гости на уроке, поприветствуем их улыбкой. Пожелаем друг другу дружной, вдумчивой, интересной работы.
Актуализация знаний.
Слайд №2. - Прочитаем стихотворение:
А давайте заглянем в логово:
Среди валежен меж корней,
Отрывши яму для жилья,
Росла волчиная семья.
- Предлагаю эти строчки использовать в качестве эпиграфа к нашему уроку. Почему?
Слайд №3. ( Рисунок следа животного.)
- Чтобы нам урок начать,
Надо след расшифровать.
Вы внимательно смотрите.
Чей же след, тогда скажите?
В результате обсуждения приходим к выводу, что данный след является волчьим, так как конечности пальцеходящие, передние – пятипалые, задние - четырехпалые.
(Учащиеся формулируют цели и задачи урока)
Слайд №4. Семейство волчьих, псовых, собачьих, о нем сегодня пойдет речь на уроке. (Открывается запись на доске А.П.Чехов «Белолобый».)
Определение целей и задач урока
- Мы действительно не просто заглянем и узнаем, как живёт волчья семья, но и попробуем проникнуть в мир чувств и отношений, в мир А.П.Чехова, этого великого русского писателя. А может, и совершим открытия?
Работа над новой темой
На прошлом уроке мы познакомились с содержанием произведения А.П.Чехова «Белолобый», выполнили словарную работу. Дома вы нарисовали рисунки.
- Ребята, я думаю, вам интересно будет узнать историю создания произведения для детей «Белолобый».
Слайд. А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В селе Мелихово у него жили две таксы – Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.
Слайд. Рассказ «Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение». А создан в Мелихове. После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам. Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. «Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого».
– Какие места в рассказе вам понравились? Что вы можете сказать об этом рассказе?
Рассказ смешной
– Что было смешно в этом рассказе? Перечитайте эти места.
(перечитывают места, где изображаются щенок и Игнат, объясняют.)
– Кто же смешно изображен? ( Щенок и Игнат).
– А чем оба смешны? ( Своей тупостью).
(Объясняют, почему Игнат тоже смешон. Перечитывают.)
– Вот какую особенность рассказов Чехова вы открыли. Когда читали его описание животных и людей, многие места вызывали смех. И животные, и люди изображаются им по–особому. Какой это смех?
– Это юмор. Это не злой смех, а теплый добрый.
- Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? Докажите свою мысль.
(Волчица и щенок – главные герои рассказа, остальные – действующие лица)
(Далее рассказ о волчихе.)
– Где и как говорит Чехов о волчихе?
Как интересно Чехов говорит о волчихе, животном злобном и не любимом нами: была мнительная, она думала, помнила, вспоминала, замечала, у нее болела голова, решила съесть, тревожилась, напрягала зрение и слух, чуть дышала, узнавала)
– Она заботливая мать. Чехов ее так изображает.
Каковы же заботы волчихи?
-обеспечить себе и детям пропитание
-не попасться человеку
- Разберём трудности:
-возраст
-плохое зрение
-здоровье
-плохое чутьё
(Читают соответствующие места по тексту.)
– Какое чувство вызывает у вас волчиха?
– Ее жалко. Она голодна сама и любит детей и хочет накормить их. А нечем.
– Найдите места, где волчиха вызывает особое чувство жалости. Почему ее жалко.
(Перечитывают соответствующие места.)
– Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.
- Кстати, почему волк получил такое название? Этимологический словарь (Волк – волоку, волочить, т.е. тащить, уволакивать скот.)
А обратили ли вы, ребята, внимание, что особенного в описании животных у Чехова?
– Чехов высказывает думы волчихи. Она как человек, думает.
– Молодцы, что вы это заметили. Он пишет о волчихе так, как можно писать о человеке. Найдите эти места.
Перечитывает сам учитель: “По слабости здоровья . ..”, когда так говорят?
– Так говорят о человеке.
– Так говорят когда жалеют человека.
– Когда ему сочувствуют или уважают.
Вывод по беседе.
– Вот вам и Чехов — может так писать о животном, что вызывает не только чувство жалости, но и уважения. Еще где так же с сочувствием, уважением говорит о волчихе Чехов:
“Свежее мясо ей приходилось кушать редко”. Да, так мог сказать деликатно не “жрать”, а кушать только Чехов.
Работа в группах: выбрать из данных слов, подходящие к образу волчихи:
заботливая, осторожная, нежная, сердитая, любящая, неприветливая, добрая, слабая, предусмотрительная, злая, безжалостная, голодная, опытная, умная, старая, мнительная.
Белолобый главный герой рассказа.
– А почему рассказ назван “Белолобый”?- А я бы назвала «Волчиха» (С образом щенка связаны все остальные действующие лица; именно щенок, его образ помог нам лучше понять волчиху, узнать, как борются два чувства: голода и материнства)
– Белолобый — причина неудачной охоты. Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.
– Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.
Прочитаем о Белолобом.
– Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой.
– А в конце рассказа жаль Белолобого.
– Почему?
– Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка.
Работа в группах.
1 группа
Кто в рассказе считает, что Белолобый глупый? Почему?
2 группа
Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький. (Перечислите его умные поступки)
-нашёл дорогу домой
-когда волчица во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку
3 группа
Кто ещё нам кажется смешным (глупым)? Перечислите смешные и немного глупые поступки этого героя.
4 группа
Как наказал Игнат Белолобого? Справедливо ли?
Слайд. Прочитайте фразеологизм.
Пороха не нюхал
- Как понимаете его значение? (не испытал тягот, лишений, неопытный)
- Можно ли отнести эту фразу к Белолобому?
- Почему волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна? (Схема на доске.)
- Идет борьба чувств: голода и материнства.
Итог урока
-Чему вас научил этот рассказ?
- А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображении животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Писателя глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких». У животных жизнь не легче, чем у людей, у них тоже есть свои проблемы. Животные, как люди могут переживать, наблюдать.
Легко ли быть маленьким? Легко, потому что у маленьких нет тех проблем и забот, какие есть у взрослых. И в то же время трудно, потому что маленьких и неопытных, не знающих жизни могут подстерегать опасности, о существовании которых они даже не догадываются.
Об этом Чехов написал много рассказов: «Беглец», «Ванька», «Мальчики», «Каштанка», «Спать хочется» и др. Очень похожая ситуация описывается в произведении Г.Скребицкого «Заботливая мамаша».
Контроль усвоения знаний. Тестирование.
Тест А.П.Чехов "Белолобый"
Выбери правильный ответ и обведи букву:
1. Жанр произведения:
а) быль б) повесть у) рассказ г) сказка
2. В каком месяце происходит событие?
а) январь б) февраль м) март г) апрель
3. Героями произведения являются:
н) волчица и) щенок в) сторож Игнат г) странник
4. Повествование ведется от лица:
ц) автора а) волчицы б) Игната
5. Какой породы щенок Белолобый?
а) дворняжка б) лайка в) борзая
Взаимопроверка в парах.
Ответы: 1у, 2м, 3ни, 4ц, 5а - у кого правильные ответы, получится слово – УМНИЦА
Выставление оценок.
Подведение итогов урока.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Но мы не прощаемся с творчеством А.П.Чехова. Вы продолжите изучать его в старших классах. Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?
-Напишите на «сердечке» одно слово. Какой вывод вы сделали - чему учат нас рассказы А.П.Чехова?
Слайд Домашнее задание.
1) Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказу
2) Сочините стихи
3) Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давайте заглянем в логово: Среди валежен меж корней, Отрывши яму для жилья, Росла волчиная семья.
Чтобы нам урок начать, Надо след расшифровать. Вы внимательно смотрите, Чей же след, тогда скажите?
А.П.Чехов «Белолобый» Будем учиться читать - думать, читать - чувствовать, читать - жить.
Антон Павлович Чехов (1860-1904)
А.П.Чехов очень любил животных. «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». А.П.Чехов Чехов с таксами – Хиной и Бромом.
СОЗДАНИЕ РАССКАЗА Рассказ «Белолобый» был создан в селе Мелихове, а напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение».
Работа над текстом ?
Пороха не нюхал
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказа. 2. Сочините стихи. 3. Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).
1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль; 2. Учить устан...
Урок по литературному чтению на тему: «Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к «братьям нашим меньшим» (по рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)».
Пояснительная записка. 1.Название номинации. Конкурс методических разработок по духовно-нравственному воспитанию детей и подрост...
Урок литературного чтения 2 класс по А.П.Чехову "Белолобый".
Урок литературного чтения по А.П.Чехову "Белолобый". 2 класс...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Мир "детей" и мир "взрослых" в рассказе А.Чехова "Белолобый". На уроке ведётся литературный анализ с точки зрения героя произв...
Рассказ А. П. Чехова «Белолобый»
Конспект урока...
Урок- исследование "Мир глазами волчихи"по рассказу А.П.Чехова "Белолобый" . литературное чтение 3 класс УМК Планета знаний
Конспект урока- исследования "Мир глазами волчихи" и презентация к нему....
Тест по произведению А.П.Чехова "Белолобый"
А.П.Чехов "Белолобый"3 класс...