Мир «детей» и мир «взрослых». Комическое и драматическое в рассказе А.П.Чехова «Белолобый».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Малинина Ольга Владимировна

А.Чехов. Белолобый. Урок литературного чтения в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov._belolobyy.doc57 КБ
Office presentation icon belolobyy.ppt297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир «детей» и мир «взрослых». Комическое и драматическое в рассказе А.П.Чехова «Белолобый».

Планируемые результаты:

1. Предметные: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть авторское и выражать своё отношение к прочитанному; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью; а также слушания и говорения; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, активизировать «вдумчивое чтение».

2. Личностные: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, память, внимание; развивать словарный запас уч-ся; расширять кругозор детей; повышать интерес к чтению;

3. Метапредметные: воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитывать чуткое, доброе отношение к природе, к животным.

Оборудование: на доске портрет А.П.Чехова и цитата(«Милый, прекрасный человек, скромный, тихий…» Л.Н.Толстой); карточки для работы в группах; презентация

Ход урока

-Итак, урок чтения. Гости на уроке, поприветствуем их улыбкой. Пожелаем друг другу дружной, вдумчивой, интересной работы.

Актуализация знаний.

Слайд №2. - Прочитаем стихотворение:

А давайте заглянем в логово:
Среди валежен меж корней,
Отрывши яму для жилья,
Росла волчиная семья.

- Предлагаю эти строчки  использовать в качестве эпиграфа к нашему уроку. Почему?

Слайд №3. ( Рисунок следа животного.)

                   - Чтобы нам урок начать,

                     Надо след расшифровать.

                     Вы внимательно смотрите.

                     Чей же след, тогда скажите?

В результате обсуждения приходим к выводу, что данный след является волчьим, так как конечности пальцеходящие, передние – пятипалые, задние - четырехпалые.

 (Учащиеся формулируют цели и задачи урока)

Слайд №4.  Семейство волчьих, псовых, собачьих, о нем сегодня пойдет речь на уроке.  (Открывается запись на доске А.П.Чехов «Белолобый».)  

 Определение целей и задач урока

- Мы действительно не просто заглянем и узнаем, как живёт волчья семья, но и попробуем проникнуть в мир чувств и отношений, в мир А.П.Чехова, этого великого русского писателя. А может, и совершим открытия?

 Работа над новой темой 

На прошлом уроке мы познакомились с содержанием произведения А.П.Чехова «Белолобый»,  выполнили словарную работу. Дома вы нарисовали рисунки.

- Ребята, я думаю, вам интересно будет узнать историю создания произведения для детей  «Белолобый».  

Слайд.  А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь».  Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью.  В селе Мелихово у него жили две таксы – Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.  

Слайд. Рассказ «Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение».  А создан в Мелихове.  После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам.  Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым.  «Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого».

– Какие места в рассказе вам понравились? Что вы можете сказать об этом рассказе?

Рассказ смешной

– Что было смешно в этом рассказе? Перечитайте эти места.

(перечитывают места, где изображаются щенок и Игнат, объясняют.)

– Кто же смешно изображен? ( Щенок и Игнат).

– А чем оба смешны? ( Своей тупостью).

(Объясняют, почему Игнат тоже смешон. Перечитывают.)

– Вот какую особенность рассказов Чехова вы открыли. Когда читали его описание животных и людей, многие места вызывали смех. И животные, и люди изображаются им по–особому. Какой это смех?

– Это юмор. Это не злой смех, а теплый добрый.

  - Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?  Докажите свою мысль.  

(Волчица и щенок – главные герои рассказа, остальные – действующие лица)

 (Далее рассказ о волчихе.)

– Где и как говорит Чехов о волчихе?

Как интересно Чехов говорит о волчихе, животном злобном и не любимом нами: была мнительная, она думала, помнила, вспоминала, замечала, у нее болела голова,  решила  съесть, тревожилась, напрягала зрение и слух, чуть дышала, узнавала)

– Она заботливая мать. Чехов ее так изображает.

Каковы же заботы волчихи?

-обеспечить себе и детям пропитание

-не попасться человеку

- Разберём трудности:

-возраст

-плохое зрение

-здоровье

-плохое чутьё

(Читают соответствующие места по тексту.)

– Какое чувство вызывает у вас волчиха?

– Ее жалко. Она голодна сама и любит детей и хочет накормить их. А нечем.

– Найдите места, где волчиха вызывает особое чувство жалости. Почему ее жалко.

(Перечитывают соответствующие места.)

– Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

- Кстати, почему волк получил такое название? Этимологический словарь (Волк – волоку, волочить, т.е. тащить, уволакивать скот.)

А обратили ли вы, ребята, внимание, что особенного в описании животных у Чехова?

– Чехов высказывает думы волчихи. Она как человек, думает.

– Молодцы, что вы это заметили. Он пишет о волчихе так, как можно писать о человеке. Найдите эти места.

Перечитывает сам учитель: “По слабости здоровья . ..”, когда так говорят?

– Так говорят о человеке.

– Так говорят когда жалеют человека.

– Когда ему сочувствуют или уважают.

Вывод по беседе.

– Вот вам и Чехов — может так писать о животном, что вызывает не только чувство жалости, но и уважения. Еще где так же с сочувствием, уважением говорит о волчихе Чехов:

“Свежее мясо ей приходилось кушать редко”.  Да, так мог сказать деликатно не “жрать”, а кушать только Чехов.

Работа в группах: выбрать из данных слов, подходящие к образу волчихи:
заботливая, осторожная, нежная, сердитая, любящая, неприветливая,  добрая, слабая, предусмотрительная, злая, безжалостная, голодная, опытная, умная, старая, мнительная.

Белолобый главный герой рассказа.

– А почему рассказ назван “Белолобый”?- А я бы назвала «Волчиха» (С образом щенка связаны все остальные действующие лица; именно щенок, его образ помог нам лучше понять волчиху, узнать, как борются два чувства: голода и материнства)

– Белолобый — причина неудачной охоты. Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.

– Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.

Прочитаем о Белолобом.

– Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой.

– А в конце рассказа жаль Белолобого.

– Почему?

– Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка.

 Работа в группах.

1 группа

Кто в рассказе считает, что Белолобый глупый? Почему?

 

2 группа

Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький. (Перечислите его умные поступки)

-нашёл дорогу домой

-когда волчица во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку

3 группа

Кто ещё нам кажется смешным (глупым)? Перечислите смешные и немного глупые поступки этого героя.

4 группа

 Как наказал Игнат Белолобого? Справедливо ли?

Слайд.  Прочитайте фразеологизм.

Пороха не нюхал

- Как понимаете его значение? (не испытал тягот, лишений, неопытный)

- Можно ли отнести эту фразу к Белолобому?

- Почему волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна? (Схема на доске.)

- Идет борьба чувств: голода и материнства.

Итог урока

-Чему вас научил этот рассказ?

- А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображении животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Писателя глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких». У животных жизнь не легче, чем у людей, у них тоже есть свои проблемы. Животные, как люди могут переживать, наблюдать.

 Легко ли быть маленьким? Легко, потому что у маленьких нет тех проблем и забот, какие есть у взрослых. И в то же время трудно, потому что маленьких и неопытных, не знающих жизни могут подстерегать опасности, о существовании которых они даже не догадываются.

Об этом Чехов написал много рассказов: «Беглец», «Ванька», «Мальчики», «Каштанка», «Спать хочется» и др. Очень похожая ситуация описывается в произведении Г.Скребицкого «Заботливая мамаша».

Контроль усвоения знаний.  Тестирование.

Тест А.П.Чехов "Белолобый"

Выбери правильный ответ  и обведи букву:

1. Жанр произведения:

а) быль  б) повесть у) рассказ  г) сказка

2. В каком месяце происходит событие?

а) январь б) февраль м) март г) апрель

3. Героями произведения являются:

н) волчица и) щенок в) сторож Игнат г) странник

4. Повествование ведется от лица:

ц) автора а) волчицы б) Игната

5. Какой породы щенок Белолобый?

а) дворняжка  б) лайка  в) борзая

Взаимопроверка в парах.

Ответы: 1у, 2м, 3ни, 4ц, 5а -  у кого правильные ответы, получится слово – УМНИЦА

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

Учитель.  Наш урок подходит к концу. Но мы не прощаемся с творчеством А.П.Чехова. Вы продолжите изучать его в старших классах. Чьи ответы и  выступления вам сегодня запомнились?

-Напишите на «сердечке» одно слово. Какой вывод вы сделали - чему учат нас рассказы А.П.Чехова?

Слайд   Домашнее задание. 

1) Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказу

2) Сочините стихи

3) Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малинина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №10 Урок литературного чтения в 4 Б классе А.П.Чехов «Белолобый»

Слайд 2

Давайте заглянем в логово: Среди валежен меж корней, Отрывши яму для жилья, Росла волчиная семья.

Слайд 3

Чтобы нам урок начать, Надо след расшифровать. Вы внимательно смотрите, Чей же след, тогда скажите?

Слайд 4

А.П.Чехов «Белолобый» Будем учиться читать - думать, читать - чувствовать, читать - жить.

Слайд 5

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Слайд 6

А.П.Чехов очень любил животных. «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». А.П.Чехов Чехов с таксами – Хиной и Бромом.

Слайд 7

СОЗДАНИЕ РАССКАЗА Рассказ «Белолобый» был создан в селе Мелихове, а напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение».

Слайд 8

Работа над текстом ?

Слайд 9

Пороха не нюхал

Слайд 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказа. 2. Сочините стихи. 3. Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).

1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;          2. Учить устан...

Урок по литературному чтению на тему: «Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к «братьям нашим меньшим» (по рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)».

Пояснительная записка.       1.Название номинации.       Конкурс методических разработок по духовно-нравственному воспитанию детей и подрост...

Урок литературного чтения 2 класс по А.П.Чехову "Белолобый".

Урок литературного чтения по А.П.Чехову "Белолобый". 2 класс...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Мир "детей" и мир "взрослых" в рассказе А.Чехова "Белолобый".  На уроке ведётся литературный анализ   с точки зрения героя произв...

Тест по произведению А.П.Чехова "Белолобый"

А.П.Чехов "Белолобый"3 класс...