Приёмы формирования читательской компетенции младших школьников
статья по чтению
«Книга-это духовное завещание одного поколения другому.
Вся жизнь человечества последовательно оседала
в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_formirovaniya_chitatelskoy_kompetentsii.docx | 51.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования читательской компетенции младших школьников
«Книга-это духовное завещание одного поколения другому.
Вся жизнь человечества последовательно оседала
в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…»
А.И. Герцен
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Цель работы учителя: использовать и применять разные технологии, формы, методы и приёмы, направленные на формирование читательской компетентности.
Компоненты читательской компетентности:
- Владение техникой чтения;
- Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- Знание книг и умение их самостоятельно выбирать;
- Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе;
- Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.
При формировании читательской компетенции я использую в своей работе разные современные технологии ,методы и приёмы обучения.
Представлю вашему вниманию использование разных приёмов на примере урока литературного чтения.
Тема: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Приём «Шифровка»
Фамилия зашифрована. Дети расшифровывают самостоятельно ( буквы из первой таблицы в соответствии со следованием цифр во второй таблице (на листах))
4 | 3 | 1 | 6 |
5 | 2 | 7 | 8 |
А | Т | А | Ь |
Ф | С | Е | В |
-Астафьев. Виктор Петрович Астафьев.
Приём «Прогнозирование по иллюстрации». Детям предложена иллюстрация героя произведения. Надо рассмотреть иллюстрацию и высказать свои предположения: какова тема произведения, о чём будем читать.
Приём «Ассоциация». Его можно применить для высказывания предположения о содержании произведения, обсуждении названия. Дети называют ассоциации, которые оно вызывает. «Почему именно так называется? Что может произойти в произведении с таким названием? Прошу сформулировать свои догадки».
Приём «Кластер».
Составление схемы «Скрип и другие персонажи рассказа» и работа со схемой (работа в группах)
1. Составление кластера
- Кто главный герой произведения? (Скрип)
- Запишите ключевое слово посередине.
- Вокруг запишите персонажей, с которыми пришлось общаться Скрипу (группы записывают информацию на листах)
После выполнения задания дети из разных групп называют персонажей, а учитель прикрепляет на доску листы (стрелки не рисуются)
2. Подготовка устного рассказа
-Каждой группе необходимо составить рассказ из 3 предложений:
1 группа «Скрип и мама»
2 группа «Скрип, братья и сёстры»
3 группа «Скрип и вожак»
4 группа «Скрип и стрижи»
5 группа «Скрип и мальчики»
-Вам надо выбрать из текста эпизоды, связанные с отношениями Скрипа и одного из этих персонажей, в таблицу внести опорные слова для составления рассказа (между 5 группами распределяются персонажи).
1 группа «Скрип и мама»
Скрип | |
Мама |
2 группа «Скрип, братья и сёстры»
Скрип | |
Братья и сёстры |
3 группа «Скрип и вожак»
Скрип | |
Вожак |
4 группа «Скрип и стрижи»
Скрип | |
Стрижи |
5 группа «Скрип и мальчики»
Скрип | |
Мальчики |
После выполнения задания заслушиваются рассказы групп.
3.Обмен мнениями и моделирование стрелок в схеме.
- Какие чувства испытывали между собой Скрип и данные персонажи?
Чёрная стрелка – отрицательные отношения, зелёная стрелка - уважительные отношения, жёлтая стрелка – дружеские отношения, красная стрелка - добрые отношения.
Прием «Синквейн».
Для характеристики мамы- стрижихи и других героев, я использовала приём «Синквейн»
Составьте синквей.
1.Белое Брюшко, 2. Стрижонок Скрип, 3. Стрижиха, 4.Стая стрижей.
Давайте прочитаем, что у вас получилось.
Белое Брюшко.
Храбрый, внимательный.
Учил, защищал, атаковал, правил.
Заботился о стрижах.
Вожак.
Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето
Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.
Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ
Приём «Восстановление последовательности событий»
Восстановите последовательность событий в плане рассказа Астафьева "Стрижонок Скрип".
- Мама прилетела
- А что же там, за пределами норки? Первый полет.
- Постройка своего гнезда.
- Встреча с разбойником-соколом.
- Рождение стрижонка
- Смерть мамы-стрижихи.
- Пора на свободу!
- Встреча с мальчишками.
- В теплые края.
- На помощь приходят другие стрижи.
Ответ
1. Рождение стрижонка. 2. Мама прилетела. 3. А что за пределами норки? Первый полёт. 4. Встреча с разбойником-соколом. 5. Смерть мамы-стрижихи. 6. Постройка своего гнезда. 8. На помощь приходят другие стрижи. 9. Встреча с мальчишками. 10. В тёплые края.
Приём «Уроки жизни»
-Сейчас я предлагаю поработать, посоветовавшись друг с другом.
-Ответить на вопрос, какие уроки усвоил Скрип? Проследите по тексту.
1. Не отнимать еду у других птиц
2. У маленьких птиц есть враги
3. Не вылезай из норки-опасно!
4.Нужно быть сплочёнными и дружными
5.Без мамы очень плохо
6. «Хорошо когда умеешь летать»
7.Необходимо трудиться, чтобы жить в безопасности
-Подумайте, какие уроки жизни полезны для вас?
-Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал прочитать рассказ «Стрижонок Скрип» потому, что…….
Приём «Исследование»
Проведите небольшое исследование. Сравните научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ Астафьева. Обрати внимание на изобразительно-выразительные средства. (из Энциклопедии):
Стриж лишь под клювом имеет белое пятно. У стрижа все четыре пальца находятся спереди. Стриж не сидит на ветках или проводах, но умело карабкается по шероховатой вертикальной поверхности. Ноги у стрижей очень маленькие. Стрижи не ходят. Вся жизнь стрижей проходит в воздухе, где они не только едят и пьют, но и собирают материал для гнезда, купаются. Стриж более крупный, его крылья длиннее и более узкие, похожие на серп или изогнутую саблю, а хвост короче и шире, чем у ласточки. Стриж — самая быстрая птица. Скорость его полета может достигать 160 км/ч. Он летит только по прямой и никогда не складывает крылья. Для поворота стрижу нужно сделать большой вираж. Стрижей отличает то, что в полёте они постоянно кричат. Их и прозвали стрижами за характерный крик, похожий на «стри-и». В кладке стрижа всего 2—3 яйца.
Параметры сравнения | «Стрижонок Скрип» | НПТ |
Тема | О стрижах | О стрижах и ласточках |
Содержание | Сюжетная линия | Научные факты из жизни стрижей |
Язык | Средства художественной выразительности | Научные термины |
Авторское отношение | Чётко выражено | Нет |
Наличие главной мысли | Наличие главной мысли | Не требуется |
Использование данных приемов охватывает большее количество информации, вовлекает большее количество учащихся в продуктивную мыслительную деятельность, сохранению интереса к обучаемой теме, развивает аналитико-синтетические и творческие способности, что позволяет учащимся шире использовать познавательные возможности и постоянно поддерживать интерес к предмету.
Проводимая мною работа по теме «Формирование читательской компетентности», даёт свои результаты. Мои ученики стараются уже самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, учатся высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысилась техника чтения, развивается оперативная память и творческое мышление.
«Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать» Сесиль Лупан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"
Целью данного родительского собрания является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение важной пробле...
советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx
Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...
Формирование читательской компетенции младших школьников
Федеральные государственные стандарты начального общего образования, в основе каторого лежит системно - деятельностный подход , предполагает воспитание и развитие личности, отвечающих требованияминфор...
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
Методическая статья из опыта работы...
Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)
В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....