Проверочная работа по рассказу Ю Яковлева "Цветок хлеба"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Данные материал по произведению Ю Я ковлева о Великой Отечественной войне подходит для внеклассного чтения, классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverochnaya_yu_yakovlev_tsvetok_hleba.docx | 62.84 КБ |
tsvetok_hleba.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ назван «Цветок хлеба», потому что хлеб - это цветок жизни
На бывшей Дороги жизни стоит памятник Цветок жизни. Он создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Представляет из себя каменный цветок высотой 15 м, на лепестках которого изображён улыбающийся ребёнок и нанесена надпись: «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится гранитная плита, на которой вырублена надпись: Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов
1. Когда происходит действие, описанное в рассказе?
В годы гражданской войны В годы Великой Отечественной войны
В годы войны в Афганистане
2.Как звали главного героя рассказа? ________________________
3.Какое чувство постоянно испытывал мальчик в годы войны?
Холод Страх Голод
4.Когда он впервые за всю войну уснул спокойно?
Когда угостили хлебом наши автоматчики
Когда созрел урожай и бабушка испекла хлеб
Когда дед отдал ему свой свой хлеб
5.Что сделал дед с хлебом?
Съел Разломил пополам и угостил мальчика
Отнёс в шалаш, завернул его в чистую тряпицу и положил внуку в котомку с грязным бельём
6. Какое чувство испытал Коля, когда понял, что дед голодает, но хлеб отдал внуку?
Обиды Радости Стыда за свои мысли про деда
7. Что сделал Коля с хлебом, который вернул дед?
Скорее съел Угостил бабушку
Завернул в чистую тряпицу и отнёс в дедушкин сундук
8. Чем утолял дед свой голод?
Печёной картошкой
Подслащённой водичкой, предназначенной для пчёл
Вкусными пирогами
9. Чему учит данный рассказ?
Любви, жертвенности, взрослению Любви к самому себе
Непослушанию
Рассказ назван «Цветок хлеба», потому что хлеб - это цветок жизни
На бывшей Дороги жизни стоит памятник Цветок жизни. Он создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Представляет из себя каменный цветок высотой 15 м, на лепестках которого изображён улыбающийся ребёнок и нанесена надпись: «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится гранитная плита, на которой вырублена надпись: Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов
1. Когда происходит действие, описанное в рассказе?
В годы гражданской войны В годы Великой Отечественной войны
В годы войны в Афганистане
2.Как звали главного героя рассказа? ________________________
3.Какое чувство постоянно испытывал мальчик в годы войны?
Холод Страх Голод
4.Когда он впервые за всю войну уснул спокойно?
Когда угостили хлебом наши автоматчики
Когда созрел урожай и бабушка испекла хлеб
Когда дед отдал ему свой свой хлеб
5.Что сделал дед с хлебом?
Съел Разломил пополам и угостил мальчика
Отнёс в шалаш, завернул его в чистую тряпицу и положил внуку в котомку с грязным бельём
6. Какое чувство испытал Коля, когда понял, что дед голодает, но хлеб отдал внуку?
Обиды Радости Стыда за свои мысли про деда
7. Что сделал Коля с хлебом, который вернул дед?
Скорее съел Угостил бабушку
Завернул в чистую тряпицу и отнёс в дедушкин сундук
8. Чем утолял дед свой голод?
Печёной картошкой
Подслащённой водичкой, предназначенной для пчёл
Вкусными пирогами
9. Чему учит данный рассказ?
Любви, жертвенности, взрослению Любви к самому себе
Непослушанию
Предварительный просмотр:
ЦВЕТОК ХЛЕБА
Ю Яковлев
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все, что было съедобным,- - щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники - вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.
Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников - настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики.
Они вошли в хату ночью. Их тяжелые шинели и сбитые сапоги были измазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. А на дворе шел дождь. Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.
От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. Он поманил к себе Колю:
- Эй, хозяин, пойди-ка сюда. Хлебушка хочешь?
Мальчику захотелось крикнуть: "Хочу! Хочу!" Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.
- Ты, наверно, плотно поужинал?
Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.
...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.
- Скоро наш хлеб зацветет, - говорила мать.
И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветет хлеб. Появились колосья - глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.
Потом полоска стала соломенной.
Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.
Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение.
Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
- Отведай, внучок, моего коржа.
Какая-то скрытая пружина сработала внутри - руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.
Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало...
Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
- Отнеси этот корж деду, - сказала бабушка.
- Давай отнесу, - упавшим голосом сказал Коля.
Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку. Все лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щек торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.
Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.
Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожженное место. Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. Но он терпел. Он прошел мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.
Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем - перед желобком, по которому текла вода. Пчелы облепили желобок, и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчелы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.
Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам.
- Хороший корж, - сказал дед.
- Хороший, - тут же согласился Коля.
- Без немцев и земля лучше родит! - Дед опустил руку с коржом. - Как там бабка-то? Ползает?
- Ползает, - вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев?
- Зачем медаль? - сказал он. - Мне бы здоровья.
Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.
Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем - пусть бабка простирнет! - у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.
Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед - он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку. Старый, наверное, и вкуса то не чувствует.
Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:
- Дед велел простирнуть!
- Как он там, не болеет? - насторожилась бабушка.
- Чего ему болеть-то? - сказал Коля. - Пасет себе пчел.
Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.
Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика.
Радостный огонек вспыхнул в его глазах.
Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам... И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.
Коля сполз со скамейки и пошел прочь... Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Проверочная работа на понимание содержания рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»....
Проверочная работа по рассказу И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек"
Данный материал поможет определить степень понимания учениками текста после прочтения...
Проверочная работа по рассказам В. Ю. Драгунского "Главные реки" и "Что любит Мишка" (литературное чтение, 4 класс, "Школа России"
Проверочная работа для четвертоклассников, направленная на диагностику усвоения содержания и первичных литературоведческих представлений....
Работа с текстом. Проверочная работа по рассказу Л.Н. Толстого "Зайцы".
Проверочная работа содержит текст произведения и вопросы по содержанию текста, а также его по анализу и знанию терминологии. Проверяется умение понимать поставленную учебную задачу и давать краткие и ...
Проверочная работа по рассказу А.Чехова "Каштанка".
Данная проверочная работа может быть использована на уроке внеклассного чтения. Работа должна проверить, насколько внимательно учащиеся читали произведение....
Проверочная работа по рассказу К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей».
Проверочная работа по рассказу К.Г.Паустовского«Растрепанный воробей»....
Проверочная работа по рассказу М. Горького «Случай с Евсейкой».
Данная работа выполняется по учебнику. Работа с текстом - это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её....