Смысловое чтение на уроках в начальной школе.
статья по чтению (2 класс)

Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов начального образования  звучит  так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами  коммуникации  и составлять тексты в устной и письменной формах», а в стандарте основного образования один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_v_nachalnoy_shkole.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Смысловое чтение в начальной школе.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 

Виды смыслового чтения

 

        Согласно требованиям  ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

         В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого  результата становления разных видов чтения   на всех без исключения уроках используются следующие приѐмы и способы работы:

1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова,  понимать и принимать  смысл задания и «переводить» каждое задание в само-, инструкцию, в алгоритм действий;

2) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст);

3) вычитывание  и обобщение  информации  из  таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

 

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

Определение последовательности событий в тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

 Этапы формирования смыслового чтения в начальной школе

1класс

Образное чтение (от образа к слову), включая эмоциональное переживание. Формирование предпосылок образно-смыслового чтения. Опора на воображение, его развитие и способы перехода с образного кода восприятия информации на графически-вербальный код. Формирование чувства языка.

 

2 класс

Эмоционально – образное чтение с переходом на эмоционально-смысловое чтение. Опора на развитие читательских эмоций – от эмоционально- чувствительного восприятия текста к пониманию содержания и смысла. Чтение по ролям для развития лексического опыта. Освоение литературоведческих азов.

3-4 класс

Эмоционально – смысловое чтение на основе включения образно-эмоциональных и смысловых механизмов чтения. Формирование образно-эмоционально-смыслового чтения. Театрализация чтения – основа синтеза чувственной сферы. Формирование жанрового сознания. Гармонизация психологических сфер личности, участвующих в восприятии информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...