Рабочая программа Литературное чтение 1- 4 класс
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа Литературное чтение 1- 4 класс СРО Л.В. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1-4_klassy.docx | 86.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературному чтению
Классы: 1-4
Содержание
Планируемые результаты учебного предмета… 3
- Личностные УУД 3
- Регулятивные УУД 4
- Познавательные УУД 5
- Коммуникативные УУД 7
- Предметные результаты 9
Содержание учебного предмета… 17
- 1 класс 17
- 2 класс 20
- 3 класс 21
- 4 класс 24
Планируемые результаты учебного предмета
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 классс |
Личностные универсальные учебные действия у обучающегося будут сформированы: | |||
- положительное отно- | – положительное | - интерес к содержанию и |
|
шение к уроку литера- | отношение к освоению | форме художественных | ние к Родине начинается с |
турного чтения; | содержания предмета | произведений; | отношений к семье и к ма- |
- эмоциональное во- | «Литературное чтение»; | - интерес к некоторым ви- | лой родине, находить приме- |
сприятие поступков ге- | – основы для эмоцио- | дам творческой деятель- | ры самоотверженной любви |
роев литературных про- | нального переживания | ности на основе литератур- | к малой родине среди героев |
изведений доступных | художественного текста; | ных произведений; | прочитанных произведений; |
жанров и форм; | – начальные представле- | - интерес к миру чувств и |
|
- способность отклика- | ния о нравственных | мыслей человека, отраже- | ал для проведения заочных |
ться на добрые чувства | понятиях, отраженных в | нных в литературе; | экскурсий по любимым мес- |
при восприятии образов | литературных текстах | - основы эмоционального | там своей Родины, местам, |
героев сказок, рассказов | (родной дом, родители, | сопереживания прочитан- | воспетым в произведениях |
и других литературных | малая Родина, ответ- | ному или услышанному | писателей и поэтов, доно- |
произведений; | ственность за родных, | художественному произве- | сить эту информацию до |
- первоначальные пред- | свое дело; забота о | дению; | слушателей, используя |
ставления о нравствен- | других, смелость как | - эмоциональное отноше- | художественные формы |
ных понятиях (доброта | преодоление страха, | ние к чертам характера и | изложения (литературный |
и сострадание, взаимо- | верность в дружбе); | поступкам людей на при- | журнал, уроки-концерты, |
помощь и забота о сла- | – эстетические чувства | мере героев литературных | уроки-праздники, уроки- |
бом, смелость, чест- | при восприятии красоты | произведений; | конкурсы и пр.); |
ность), отражённых в | родной природы, | - чувство сопричастности |
|
литературных текстах; | отраженной в худо- | своему народу; | стихов и рассказов о Родине, |
- восприятие семейных | жественных произведе- | - понимание моральных | включать в них и произве- |
традиций, в т.ч. в семей- | ниях; | норм при оценке поступков | дения собственного сочине- |
ном чтении; | – понимание своих чувств | героев литературных | ния; |
- чувство любви к при- | на основе восприятия | произведений; |
|
роде родного края; | чувств героев литера- | - общее представление о | проекте на тему «Моя |
- основы для развития | турных произведений. | мире разных профессий, их | Родина в произведениях |
творческого вообра- | значении и содержании. | великих художников, поэтов | |
жения. | и музыкантов». | ||
Обучающийся получит возможность для формирования: | |||
- интереса к чтению; | – интереса к чтению как | -понимание необходимости |
|
мотивации обращения к | особому способу изобра- | учения, важности чтения | вать национальные тради- |
книге; | жения действитель- | для современного человека; | ции своего народа, сохра- |
- основы для эмоцио- | ности; | - чувства сопричастности | нять их; |
нального переживания | – мотивации к самовыра- | к сохранению чистоты |
|
художественного текс- | жению в выразительном | родного языка; | своей Родине, об авторах и |
та; | чтении, творческой и иг- | - понятия об ответствен- | их произведениях о Родине, о |
- способности выра- | ровой деятельности; | ности человека за себя и | памятных местах своей |
жать свои эмоции в | – основы для эмоциональ- | близких, о высших чув- | малой родины; |
выразительном чтении; | ного переживания и | ствах любви, внимания, за- |
|
- понимания смысла | осознания основной мыс- | боты; | библиотеке произведения о |
нравственного урока | ли художественного | - понимания своей семей- | Родине, о людях, совершив- |
произведения; | текста; | ной и этнической идентич- | ших подвиг во имя своей |
способности испыты- | – эмоционального отно- | ности; | Родины; |
вать высшие нравст- | шения к поступкам геро- | - любви к Родине, пред- |
|
венные чувства – гор- | ев литературных про- | ставлений о героическом | твенные проекты о Родине, |
дость, стыд, вина; | изведений доступных | прошлом нашего народа; | писать собственные |
- умения оценивать | жанров и форм; | - чувства ответствен- | произведения о Родине. |
поведение героев | – любви к родному дому, | ности за мир природы; | |
произведения с точки | малой Родине; | - умения оценивать свои | |
зрения морали и этики под руководством учи- теля; | – представлений об оцен- ке литературного героя произведения по его по- ступкам; | поступки на основе сопо- ставления с героями лите- ратурных произведений; |
|
|
| |
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
|
менной речи и оценивать их;
|
|
выбранными формами оце- нивания;
|
Обучающийся получит возможность | |||
|
|
|
жения своих учебных целей. |
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
|
|
|
|
произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
выполнении проектных зада- ний;
смысл изобразительно- выразительных средств язы- ка произведения, выявлять отношение автора к описы- ваемым событиям и героям произведения. | |||
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
- выделять и формулировать | – проводить аналогии между изучаемым | - пересказывать близко к тексту небольшие по объ- |
|
познавательную цель;
| материалом и собственным опытом;
| ему и разные по жанру тексты;
справо-чниках, в контролируемом пространстве Интернета;
ров в устной и письменной форме. | произведения разных жан- ров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
|
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
высказываний учителя и сверстников;
|
выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
|
выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
|
«Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
фиксируя основные положения устного |
высказывания;
выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критери- ям;
|
план выступления. | |||
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
игровую и учебную ситуацию. |
|
|
|
Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности Обучающийся научится | |||
авторов по |
авторов по собственному |
вопросы по тексту и формулировать свои | - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: |
собственному выбору;
придумывать рифмы;
всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
| выбору;
| вопросы;
малых фольклорных жанров: пословицы, загад- ки, скороговорки, считал- ки;
мысль и название произве- дения;
юмористических текстов;
| удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной инфор- мации;
выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
произведения; определять |
основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
чувствами героев, опираясь на содержание текста;
взаимосвязь между отдельными фактами, |
событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
прочитанного или прослушанного с учетом |
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанног о текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). | |||
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
«рисующие» слова, «картинный» план. | -понимать возможности литературы передавать сложное настроение, развитие чувства; -находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров; -пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; -определять роль портре- та и пейзажа в произве- дениях; -находить в юмористи- ческих текстах прием неожиданности в создании комического; -понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов нацио- нальными особенностями и представлениями народов о счастье, спра- ведливости, добре и зле; -создавать свои неболь- шие художественные тексты. |
| - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
|
Круг детского чтения Обучающийся научится: | |||
- читать осознанно и правильно вслух | – пользоваться в учебнике словарем; | – самостоятельно ориентироваться в | - осуществлять выбор книги в библиотеке (или в |
небольшой текст плавным слоговым чтением и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка; - отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного. |
| содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
«Прочитай эти книги»;
литературно- художественное издание. | контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
|
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
|
детской литературы на основе знакомства с |
|
помещенные в учебнике. | произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох. | ||
Литературоведческая пропедевтика Обучающийся научится: | |||
- сопоставлять неболь- шие по объему тексты: поэтический и прозаи- ческий; сказочный и реалистический;
|
|
комические;
- понимать сюжет как цепь событий; – приводить примеры многозначности поэтического слова. |
выразительности);
выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
|
|
|
Творческая деятельность Обучающийся научится: |
| –воспринимать эмоцио- нальное содержание ху- дожественных текстов; –читать по ролям, пере- давая основное настрое- ние произведения; –подбирать и (или) созда- вать иллюстрации к литературному произведению. |
|
коммуникативной задачи (для разных адресатов). |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
- воспринимать эмоци- ональное содержание художественных текс- тов;
|
|
|
|
Содержание учебного предмета 1 класс
СРО Л.В. Занкова
Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно- познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно- следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно- популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Подготовительный период | 20 ч |
Букварный период | 64 ч | |
Послебукварный период | 12 ч | |
2. | Систематический курс | 40 ч |
Жили, были буквы | 6 ч | |
Сказки, загадки, небылицы | 5 ч | |
Апрель, апрель, звенит капель | 6 ч | |
И в шутку, и всерьез | 5 ч | |
Я и мои друзья | 8 ч | |
Повторение | 10 ч | |
Всего: | 132 ч |
Содержание учебного предмета 2 класс
СРО Л.В. Занкова
Глава 1. Вступление, или Детективное начало... (10 часов)
Характер литературного героя: по рассказам В. Драгунского «Что я люблю», «... И чего не люблю!», «Что любит Мишка», стихотворению И. Токмаковой «Мне грустно.». Прием контраста в литературе: по стихотворениям Б. Заходера, Дж. Чиарди, Д. Кедрина. Образ ночи в поэзии, живописи и музыке: А. Пушкин «Тиха украинская ночь...», фрагмент рассказа В. Драгунского, картина А. Куинджи «Ночь на Днепре». Сравниваем научный и художественный текст: по статье из «Энциклопедического словаря», по рассказу М. Пришвина, стихотворению В. Друка. Понятие о видах искусства (литература, живопись, музыка).
Глава 2. Завязка, тайны искусства...(12 часов)
Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья». Песни осени: по стихотворению Д. Кедрина «Осенняя песня», О. Дриза «Кончилось лето». Олицетворение как поэтический прием: по стихотворениям М. Лермонтова «Утес», Ф. Тютчева «Что ты клонишь над водами...». Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы.» и на полотне И. Левитана «Золотая осень». Чудесный дар - видеть красоту мира: по сказкам С. Козлова «Ежик в тумане», «Красота», стихотворению М. Цветаевой «Одна половинка окна.». Картины мира, созданные писателями и поэтами: Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», И. Пивоварова «Песня зарянки». Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога». Как смотрят на мир поэт и ученый: по стихотворениям И. Пивоваровой «Как я считал», Н. Орловой «Самолет», рассказам Г. Корниловой «Про бабочку», «Вертолет», К. Арона, С. Сахарнова «Воздушный богатырь».
Глава 3. Погоня за секретами литературы (17 часов)
Что такое образ? Мир литературы - мир образов. Ироническое отношение автора к герою (по произведениям К. Чуковского, Е. Чеповецкого, С. Маршака, Э. Мошковской, С. Михалкова). Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия в рассказе: Л. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка». Приемы, помогающие автору создать художественный образ (В. Даль «Старик-годовик», П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане...»). Фантазия и неправда - это одно и то же? Юмористические произведения: Ю. Мориц «Сто фантазий», Н. Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот». Наедине с книгой. Авторская сказка (В. Катаев «Цветик-семицветик»). Автопортрет читателя (Э. Мошковская «Я сперва была сосною...», Е. Чеповецкий «Кто как ходит»).
Глава 4. Идем по невиданным следам...(18 часов)
Исследуем волшебную сказку (Ю. Мориц «Песенка про сказку», вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»). Особенности авторской сказки (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый», сказка Ш. Перро «Кот в сапогах». Зимняя страничка (стихотворение А. Пушкина «Опрятней модного паркета.»). Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И. Сурикова «Все темней, темней и тише.» и фрагменте сказки П. Ершова «Конек-горбунок». Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Бытовая сказка (русская народная сказка «Мужик и медведь», эвенкийская сказка «Медведь и охотник»).
Глава 5. Кульминация! Вершина воображения... (26 часов)
Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах (С. Есенин «Зима», Е. Благинина). Наедине с книгой. Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Нравственные уроки сказок (татарская народная сказка «Три дочери»). Разгадываем загадки сказок (русская народная сказка «Снегурочка», стихотворение О. Вацетиса «Подснежник»). Следы сказочного жанра в стихотворениях И. Сурикова, Д. Хармса. Особенности авторского взгляда: М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», фрагмент сказки О. Пройслера «Маленькая Баба-яга». Мир авторской сказки (фрагмент сказки А. Толстого «Золотой ключик.»). Исследуем законы рассказа (Л. Толстой «Акула»).
Глава 6. Вперед по дороге открытий (23 часа)
Наедине с книгой. Уроки добра: Э. Мошковская «Дедушка Дерево», Г. Скребицкий «Передышка». Следы волшебных сказок в авторских текстах (Ф. Тютчев «Зима недаром злится.»). В. Бианки - писатель и ученый (сказка «Как Муравьишка домой спешил»). Научный и художественный текст (В. Бианки «Муравейник зашевелился», С. Махотин «Жук»). «Точка зрения» художника в литературе и живописи. Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного (Саша Черный «Песня мухи»). Уроки этики в авторском произведении: К. Ушинский «Играющие собаки», Л. Муур «Крошка Енот». Исследуем жанры устного народного творчества (потешки, сказки, загадки). Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца.»). Колыбельные в авторской поэзии (Саша Черный «Колыбельная», А. Барто «Старший брат сестру баюкал.»). Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах (Э. Успенский, А. Усачев, И. Пивоварова). Современная авторская сказка: Л. Петрушевская «Кот, который умел петь», «Все непонятливые».
Глава 7. Развязка. Раскрытые тайны...(15 часов)
Исследуем научные и художественные тексты: Дж. Родари «Отчего идет дождь?». Юмор в литературном произведении: Э. Успенский «Разгром», Н. Носов «Мишкина каша», «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер». Что это такое - быть настоящим поэтом: Н. Носов «Как Незнайка сочинил стихи», О. Дриз «Как сделать утро волшебным», Н. Рыленков «После дождя». Сергей Козлов - сказочник и поэт («В небе туча хмурится.»). Понятие о видах искусства (театр, архитектура, скульптура).
Глава 8. Заключение, или Счастливые минуты с книгой (15 часов)
Поэтические и живописные образы детей: С. Маршак, В. Лунин, Э. Успенский, картина З. Серебряковой «За завтраком». Как смотрят на мир поэт и ребенок (А. Барто «В пустой квартире»). Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах». Сопричастность миру семьи, Родины: А. Смирнов «Кто был на войне», В. Берестов «Мир», М. Матусовский «С чего начинается Родина?». Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Вступление, или Детективное начало... | 10 |
2 | Завязка, тайны искусства | 12 |
3 | Погоня за секретами литературы | 17 |
4 | Идем по невиданным следам | 18 |
5 | Кульминация! Вершина воображения... | 26 |
6 | Вперед по дороге открытий (23 часа) | 23 |
7 | Развязка. Раскрытые тайны... | 15 |
8 | Заключение, или Счастливые минуты с книгой | 15 |
Всего: | 136 ч |
Содержание учебного предмета 3 класс
СРО Л.В. Занкова
1. Народные сказки
Волшебные сказки. Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки — представлений о неодолимости добра, возмездии за зло.
Бытовые сказки. Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. «Простой» непростой герой, здравый смысл, смекалка, хитрость — основы его непобедимости; самоирония народа как основа оптимизма и нравственного здоровья. Утверждение жизненной активности как залога удачи, счастье как награда герою. Победа «простых» и бедных над «умными» и богатыми. Сказки разных народов. Общее и различное в темах, сюжетах и образах сказок, причины различий. Характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле. Русская народная сказка «Дочь — семилетка». «Каша из топора». «Бой на Калиновом мосту». «Сивка — Бурка». «Баба Яга».
Японская сказка «Земляника под снегом». Узбекская сказка «Ох» и «Ах». Ненецкая сказка «Кукушка». Литовская сказка «Бедняк и богач».
2. Былины
Отражение в былинах народных представлений. Язык, напевность, ритм. Особенности былинного жанра.
Идея служения Отечеству, героический характер. Идея служения Отечеству в произведениях русского народа.
Былина « Алёша Попович и Тугарин Змеевич». Былина «Илья Муромец и Соловей — разбойник». Былина «Добрыня Никитич и Змей».
3. Мифы
Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей. Мифы разных народов о взаимоотношениях людей и богов, героях и их подвигах, о самых дурных и самых лучших качествах человека. Древние славяне.
Мифы и легенды Древней Греции. Знакомство с мифическими древнегреческими богами. Древнегреческий миф «Лернейская гидра». Изучение славянской мифологии.
4. Сказки, написанные авторами
Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. Автор — рассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской воли в сюжете сказки, финале и названии. Подробность как признак литературной сказки; возможность стихотворной формы. Способность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир неживой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
5. Басни
Басня как сценка из жизни, диалогическая природа басни. Мораль — сформулированная автором главная мысль. Эзоп «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса». Эзоп «Пчёлы и Зевс». И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»., «Квартет», С.В. Михалков «Дальновидная Сорока».
6. Сказы
Двойственная природа сказа: реальная основа и сказочные мотивы. Особенность сказового слова, народность сказа.
7. Рассказы
Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. Композиция как проявление авторской позиции. Автор и рассказчик. Герой — движущая сила сюжета, возможность эволюции характера героя. Поступок как способ проявления характера героя. Портрет и пейзаж в произведении. Правда жизни и вымысел. К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». С.Г. Георгиев «Дедушка». В.К. Железников «Рыцарь». Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка». . В.К. Железников «Три ветки мимозы». К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».
8. Поэзия, поэтические странички (по временам года)
Единство выразительного и изобразительного начал. Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многозначность. Главная мысль стихотворения. Эффект неожиданности. Необычное в обычном, тайны смешных стихов. Э.Н. Успенский «Неудачник». Изучение юмористических стихотворений. О.Е. Григорьева, Ф.Д. Кривина, Ю.Д. Владимирова. Ю.И. Коваль «Сундук», Э. Лир «Лимерики». Н.Н. Матвеева «Грустный заяц». Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин». . Н.М. Рубцов «Хлеб». С.А. Есенин «С добрым утром!». «Черёмуха». «Береза». В.В. Маяковский «Тучкины штучки». Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я готов...». И.А. Бунин «Детство». С.П. Щипачёв «Подсолнух». Э.Н. Успенский «Память» С. Я. Маршак «Пожелания друзьям». «Как поработала зима…» А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...» А.А. Фет «Ещё светлело перед окном...» «Печальная береза». И.С. Никитин «Утро». А.А. Блок «Ворона». Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится...» А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами...» «В тот год осенняя погода…» Б.А. Пастернак «Снег идет…». Н.А. Некрасов «Славная осень…» А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...». Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Г.А. Ладонщикова «Верная примета», А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...», Ф.И. Тютчева «Сентябрь холодный бушевал...»
9. Пьесы
Коллективная творческая работа. Работа над сочинениями-описаниями и сочинениями- рассуждениями. Сочинение небольших сказок и рассказов по самостоятельно разработанному плану. Краткий пересказ. Пересказ текста с его творческой обработкой. Составление рассказа по картине художника. Пьесса Е.Л. Шварца «Красная Шапочка»
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Осенние странички | 9 |
2 | Народные сказки | 22 |
3 | Преданье старины глубокой | 20 |
4 | Зимние странички | 5 |
5 | Авторские сказки | 16 |
6 | Весенние странички | 6 |
7 | Рассказы | 20 |
8 | Басни | 6 |
9 | Поэзия | 15 |
10 | Пьесы | 8 |
11 | Летние странички | 3 |
12 | Резервные часы | 6 |
Всего | 136 ч |
Модуль «Школьный урок»
Библиографическая культура. Знакомство с правилами работы с детской книгой и справочной литературой ( духовно- нравственное воспитание). Знакомство с фольклором русского народа ( духовно – нравственное) Идея служения Отечеству в произведениях русского народа. Русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту» (гражданско – патриотическое). Знакомство с русскими богатырями. (гражданско- патриотическое). Значимость профессий в современном мире ( трудовое воспитание) . Знакомство с трудом людей осенью (трудовое воспитание). Понятие о мифе. (ценность научного познания). Греция – Родина Олимпийских игр. (физическое воспитание). Знакомство с представлениями наших предком об устройстве мира. (ценность научного познания). Сказки других народов мира. (духовно-нравственое воспитание). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХVIII - ХIХ века ( эстетическое воспитание). Сказки народов России и народов мира. (духовно-нравственное воспитание). Значимость разных видов искусства в современном мире. Связь музыки, литературы и живописи (эстетическое воспитание). Изображение зимы в творчестве писателей. (эстетическое воспитание). Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). Связь авторских и народных сказок. (ценность научного познания). Звуки и краски родной природы в разные времена года (эстетическое воспитание). Работа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели ». Знакомство с правилами бережного отношения к природе (экологическое воспитание). В.К. Железников «Три ветки мимозы». Герои рассказа и их поступки. (духовно-нравственное воспитание). Г.Б. Остер «Очень страшная история». Изучение юмористических произведений.(эстетическое воспитание). Знакомство с понятием «пьеса». Театр. Правила поведения в театре. (эстетическое воспитание). Анализ пьесы Е.Л. Шварца «Красная Шапочка». Правила поведения с незнакомыми людьми. ( физическое воспитание). И.А. Бунин «Детство». Картины семьи и детства в произведениях писателей. (духовно-нравственное воспитание). Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке и кинематографии. (гражданско-патриотическое). Правила поведения летом на природе. (экологическое воспитание).
Содержание учебного предмета 4 класс
СРО Л.В. Занкова
- В школе жизни
А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; В.Д. Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».
- «Мы в ответе...»
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (стихотворение); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; Д.М. Шагиахметов «В синем лесу»; А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- «Сто фантазий»
Ю.П. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон»; К. Россетти «Есть у булавки головка»; Д.С. Самойлов «Сказка»,
«Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; В.Д. Берестов «Честное гусеничное»; Ф.Д. Кривин «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок).
- Каждый выбирает по себе
В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев
«Зачем шумит трава глухая...»; А. Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н. Матвеева «Кораблик».
- «Россия, Родина моя»
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А. Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов
«Звезда полей»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...».
В рубрике «Проверь себя»: А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя»; А.К. Передре-ев «Качались ели.»; Ф.Д. Кривин «Подсолнух»; А.А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной.»; Н.М. Языков «Пловец»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Н.М. Рубцов «Утро».
В рубрике «Музейная страничка»:
Д.С. Самойлов «Вечером»; В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | «В школе жизни» | 13 |
2. | «Мы в ответе...» | 14 |
3. | «Сто фантазий» | 7 |
4. | «Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам» | 25 |
5. | «Россия, Родина моя» | 8 |
6. | Резервное время | 1 |
Всего: | 68 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...
Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...
Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"
Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...
Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России
Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...