Конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Золотой луг"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
На уроке происходит знакомство с рассказом М.Пришвина «Золотой луг», отработка у учащихся функционально-грамотного чтения, развитие читательского вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию (формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения представлять картину, нарисованную автором); воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Борисоглебского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МБОУ БОРИСОГЛЕБСКАЯ СОШ № 5»
Конспект урока
литературного чтения
во 2 классе
Тема: Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
Учитель: Артамонова О. В.
2021-2022 учебный год
Цель: | знакомство с рассказом М.Пришвина «Золотой луг», отработка у учащихся функционально-грамотного чтения, развитие читательского вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию (формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения представлять картину, нарисованную автором); воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою родину. |
Задачи: | 1.Дидактические. Познакомить с рассказом М. Пришвина «Золотой луг», наблюдать за особенностями авторской манеры письма М. Пришвина; отрабатывать навык функционально-грамотного чтения. 2.Задачи развития. Развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации радости и удивления; развивать познавательный интерес школьников; формировать потребность в послеучебном познавательном труде. 3. Воспитательные. Обеспечить здоровье и свободное развитие личности; воспитывать любовь к природе, Родине; содействовать воспитанию творческой личности. |
Ход урока.
I. Организационный момент. Введение к урок.
Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой шепотом. [Слайд 1]
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал.
И перестал.
- Прочитайте изменяя темп чтения и тон, чтобы передать ритм идущего дождя.
- Как поэтессе удалось передать характер дождя? (повтор слов, ритм)
- Какой это был дождь? (непродолжительный быстрый дождик, весенний или летний)
- Какие звуки слышите при чтении стихотворения?
- Какую картину представляете?
II. Проверка домашнего задания.
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле… (Весна)
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Художник Весна» и сейчас проверим домашнее задание. На дом вам было задано выразительно читать стихотворение С. Есенина «Черемуха», по желанию выучить его наизусть, нарисовать рисунок и выполнить творческое задание из учебника.
- Прочитаем стихотворение выразительно.
- А кто из вас выучил стихотворение наизусть?
- Послушаем этих ребят и рассмотрим выставку рисунков, которые вы нарисовали.
- Какие еще стихотворения поэта вы вспомнили?
- Нравится ли вам творчество С. Есенина? Чем оно вам нравится?
- Попробуйте сами оценить свое выразительное чтение. Что получилось, а что не удалось?
III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы и цели урока.
- Рассмотрите выставку книг. Произведение какого автора мы будем читать? Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. [Слайд 2]
- Вспомним, какие рассказы мы читали в нашем учебнике, какие прочитали самостоятельно? («Разговор деревьев», «Глоток молока» и др.)
- О чем писал Михаил Михайлович Пришвин?
- В чем отличительная особенность его рассказов? (Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по новому.)
IV. Работа с текстом до чтения.
- Откроем учебник на странице 76.
- Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться. [Слайд 3]
- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите по названию произведения и иллюстрации о чем, будем читать.
- Расскажите о своих предположениях.
- Просмотрите текст глазами. К какому литературному жанру относится это произведение?
- Какое оно по объему?
V. Работа с текстом во время чтения.
- Послушайте рассказ «Золотой луг» и подумайте, удастся ли нам открыть что-либо новое?
1. Чтение рассказа «Золотой луг» учителем.
Вопросы после чтения.
- Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?
- Удалось ли автору поразить вас?
- Что привлекло в этом рассказе?
- Представьте себе мысленно картины, которые нарисовал автор. Подходит ли к тексту название рассказа?
- Какую метафору использует автор, говоря о луге?
- Какие типы текста вы знаете?
- К какому типу текста можно отнести этот рассказ? (Текст-повествование с элементами описания)
- Какие три части можно выделить в произведении? (Вступление, основная часть, заключение) [Слайд 4]
Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «Раз».
А над нами весело шелестит листва. (Машут ладошками)
Опускаем руки мы по команде «Два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «Три».
На «Четыре» и на «Пять» будем дружно мы скакать (Подпрыгивают на месте)
Ну, а по команде «Шесть»,
Всем за парты тихо сесть.
- Попробуем отыскать каждую из этих частей в рассказе М. Пришвина «Золотой луг». В нашем учебнике текст рассказа приведен не полностью, поэтому начало рассказа начинаем читать на листах, которые я вам раздала. Без чтения этой части рассказа мы не сможем понять замысел автора.
2. Повторное чтение рассказа детьми.
Вопросы после чтения.
- От чьего лица ведется повествование?
- Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (Автор – М. Пришвин, а рассказчик – мальчик)
- Кто был старше из братьев? Почему вы так думаете? Подтвердите ответ словами из текста. («…он впереди, я – в пяту»)
- Как это – идти в пяту? (За ним, след в след)
- Какой промысел мог быть у мальчиков и что обозначает это слово?
- Что значит созревают одуванчики?
- Что такое забава? (Забава – игра, развлечение)
- Какое слово придумал М. Пришвин для названия забавы мальчиков?
- От какого слова образовалось это слово?
- Как рассказчик называет одуванчики? Почему? (Неинтересные цветы – простые, обычные, без особой красоты, тайны)
- Как вы думаете, каким предложением заканчивается первая часть?
- Прочитаем ее. Как ее можно озаглавить (Постоянная забава. Цветы для забавы) [Слайд 5-1]
- Прочитаем вторую часть.
- Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван золотым? Подтвердите ответ словами из текста.
- Каким настроением отзывалась картина луга в сердцах тех, кто видел ковер из одуванчиков?
- Как следует прочитать восклицательное предложение?
- Что заставило мальчика заняться наблюдением? Расскажите, какое объяснение происходящему нашел рассказчик.
Рисуя картину луга, автор использует сравнение. С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? Найдите эти слова в тексте и попробуйте представить то, что нарисовано словами.
- Какой прием использует автор? (Сравнивает лепестки цветка с ладонью)
- Как изменился тон повествования? (Тон становится теплее)
- Охарактеризуйте, что меняется в настроении наблюдателя (Удивление сменяется восхищением)
- Какую силу голоса следует выбрать при чтении этих предложений? (Читаем громко, с ликованием)
- А как нужно прочитать последнее предложение второй части? (Задумчиво, нараспев)
- В чем главная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)
- Как можно озаглавить вторую часть? (Тайна золотого луга. Маленькое открытие. Секрет одуванчиков) [Слайд 5-2]
- Прочитаем третью часть.
- Итак, мы прочитали заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли текста.
- Какова же эта главная мысль? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна)
- как озаглавим третью часть? (Один из самых интересных цветов. Цветок моего детства.) [Слайд 5-3]
VI. Прочитаем текст еще раз и подумаем над проблемным вопросом:
- Какое «открытие» сделал для себя писатель?
- А можно ли, на ваш взгляд, считать это открытием?
(Чтение текста вслух детьми)
- Какие мысли автора вы прочитали между строк?
Пришвин – писатель и человек.
- А какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых цветов», сделать открытие? [Слайд 6]
- Какой же человек М. М. Пришвин? Автор- великий наблюдатель, который любит природу, приоткрывает ее тайны. Герои его произведений не совершают никаких особенных поступков, и все-таки в его рассказах все необычно. Пришвин особенно ярко, точно изображает природу – ее образ создается одним – двумя меткими словами. В его рассказах передается особая, трогательная любовь к самым простым явлениям природы, он умеет видеть красоту и поэзию там, где другие ее не заметили бы. Автор мастерски влияет на нас, заставляя сначала увидеть неинтересный цветок, затем учит внимательному, любовному отношению к природе, наблюдательности, испытывать сначала удивление, а затем восторг.
С детства Михаил Михайлович был очень любознательным, частенько задавал взрослым вопросы. Родился Пришвин в селе Хрущево Орловской губернии в дворянской усадьбе. Там он провел свое детство. О том как он стал писателем, Пришвин рассказал в своем автобиографическом романе «Кащеева цепь». В этом романе маленький мальчик решил, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея Бессмертного – в мире, где царит зло, а он, мальчик, призван разорвать его цепь. Из первого класса гимназии он убегает однажды в сказочную для него «Золотую страну Азию» в поисках мест, свободных от власти Кащея. Его ловят и возвращают. Юношей он вступает в круг революционной молодежи. Учеба за границей – и молодой агроном возвращается на родину. Он уже пишет и издает научные книги. Но ему становится ясно – наука не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: становится писателем. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем уходит он в неисследованные северные леса, потом в азиатские степи, куда рвался с детства. А вскоре рождаются его первые художественные книги: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный арап». Пришвина многие упрекали в том, что он мало пишет о людях, все о животных да о природе. Лишь Алексей Максимович Горький не соглашался с этим. «…да, на мой взгляд и не о природе пишете Вы, - писал он Пришвину, - а о большем, чем она, - о земле, великой матери нашей»
(Материал о писателе взят из методического издания «Поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс». Автор Кутявина С. В.)
VII. Подготовка к выразительному чтению.
- В чем поэтичность рассказа «Золотой луг»?
- Какие эмоционально-выразительные средства языка использовал автор? Подтвердите примерами из текста.
Поиск интонаций для каждой части.
- С какой интонацией следует читать первую часть? (Весело, игриво, радостно)
- С какой интонацией следует читать вторую часть? (С нежностью, восхищением, передать удивление мальчика)
- С какой интонацией следует читать третью часть? (Многозначительно, серьезно, но вместе с тем трогательно)
VIII. Выразительное чтение рассказа.
- Сейчас мы совершим прогулку в чарующий мир звуков и голосов природы. Радостно поют птицы, природа просыпается. Красоту и величие природы усиливает звучание классической музыки. Прочитаем рассказ «Золотой луг» выразительно под звуки природы и классической музыки.
IX. Возвращение к иллюстрации.
- В какое время дня изобразил художник луг на своей иллюстрации?
- Какое предложение из текста вы бы подписали под ней?
- А какие еще секреты одуванчиков вы знаете? (Они закрывают «ладошки» не только к вечеру, но еще и перед дождем, существует такая примета: «одуванчик снимает шар – к дождю». Это лекарственное растение. Его листья употребляют в пищу.) [Слайд 7]
- Посмотрите на слайды, а вы как описали бы цветущий луг?
X. Подведение итогов.
- Когда рассказ о природе будет удачным, когда его захочется читать и перечитывать?
- Послушайте слова К. Паустовского, которые подтверждают ваши мысли. [Слайд 8]
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина…слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются как птицы…»
- Чему учат нас рассказы о природе?
- И я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов самого писателя, которые слышали и знают многие. [Слайд 9]
Он написал в своих воспоминаниях: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь. Горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Вот этими словами и закончим урок.
XI. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение, придумать загадку о одуванчике по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...