Проект "Творчество Н.Н. Носова"
проект по чтению
Проект "Творчество Н.Н. Носова" для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Творчество Н.Н. Носова" (подготовительная группа) | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«В гостях у Николая Носова»
Подготовительная группа.
(Срок реализации 6 месяцев.)
Воспитатель:
Рощина Т.В.
Москва 2021-22 уч. г.
Введение.
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.
Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Поэтому и возникла идея создания проекта, с помощью которого мы смогли бы приучить детей к чтению. Выбор писателя был очевиден – это Н. Носов.
Каждый рассказ Николая Носова – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом из них дети смогут узнать себя. Сказки и рассказы Носова читать приятно ещё и по той причине, что написаны они простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.
Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.
Цель проекта: приобщить детей подготовительной группы к чтению художественной литературы через творчество Н. Носова.
Задачи:
∙ познакомить детей с биографией и литературными произведениями писателя;
∙ учить понимать смешные, весёлые и забавные сюжеты произведений Н. Носова;
∙ развивать связную монологическую речь;
∙ воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
∙ воспитывать интерес и любовь к книге, стремления общения с ней;
∙ приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Методы реализации проекта:
1.Практические:
∙ создание предметно – развивающей среды;
∙ оформление лепбука «Творчество Н. Носова».
2.Словесные:
∙ чтение рассказов Н. Носова;
∙ беседы, викторины.
3.Наглядные:
∙ рассматривание иллюстраций, фото и видеоматериалов, презентаций;
∙ выставки рисунков по произведениям Н. Носова.
Ожидаемые результаты:
∙ проявление у дошкольников интереса к художественной литературе;
∙ приобретение первичных представлений детей о жизни и творчестве Н. Носова;
∙ создание в группе необходимых условий для ознакомления детей с творчеством Н. Носова;
∙ укрепление взаимосвязи между участниками образовательного процесса;
∙ приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
1. подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений Н.Н. Носова);
2. подготовка презентации «Жизнь и творчество детского писателя»;
3. подбор сюжетных картинок, иллюстраций, фотографий и видеоматериала;
4. работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
II. Основой этап:
1. Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».
Цель: развивать устную связную речь на примере художественных произведений.
2. Чтение детской художественной литературы: «Живая шляпа», «Фантазеры», «Дружок», «Телефон», «Бенгальские огни», «Приключение Толи Клюквина», «Огурцы», «Огородники», «Тук-тук-тук» и др.
Цель:
∙ формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы;
∙ формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других.
3. Речевая творческая игра на тему «Что произойдет, если в нашем детском саду появится «живая шляпа»?
Цель: развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, используя разнообразные средства связи между смысловыми частями.
4. Игра-драматизация на тему «Фантазеры».
Цель: помочь детям создать собственный сюжет приключений друзей - героев произведений Н. Носова.
5. НОД «Мой любимый герой рассказа Н. Носова»
Цель: формировать умение рисовать иллюстрации о любимом герое.
6.Дидактическая игра «Что каждый герой возьмет в путешествие?».
Цель: учить использовать в игре свои знания о прочитанных книгах.
7. Квест-игра «По страницам книг Н. Носова»
Цель: обобщение знаний о писателе Н. Носове и его произведениях.
III. Заключительный этап:
1. групповая книжная выставка;
2. выставка рисунков «Мой любимый герой»;
3. выставка фотографий «Читаем вместе»;
4. квест-игра «По страницам книг Н. Носова»
Взаимодействие с родителями:
∙ беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
∙ консультация «Почему важно читать детям»;
∙ домашнее чтение произведений Н. Носова;
∙ участие в организации выставки книг Н.Н. Носова;
∙ участие выставке фотографий «Читаем вместе;
∙ участие в интеллектуальной игре «Где логика?» по произведениям Н. Носова (родители и дети);
∙ анкетирование родителей «Как часто вы читаете вместе книги?».
Оценка результатов.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. А произведения Николая Николаевича Носова интересны, близки и понятны детям.
Проект должен стать мощным импульсом для развития познавательного интереса к художественной литературе и воспитать желание читать.
Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Данный проект поможет обогатить детскую речь, эмоции, сформировать гуманные чувства, дать возможность для размышления и фантазирования.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только приобщить детей и родителей к совместному чтению, но и даст толчок для развития любви к художественной литературе.
Приложение 1
Конспект НОД по рисованию
«Мой любимый литературный герой»
Цель и задачи:
∙ формировать и расширять представления о героях рассказов Н. Носова при помощи средств изобразительной деятельности;
∙ учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимого рассказа;
∙ развивать воображение, творчество.
Предварительная работа: чтение сказок и рассказов Н. Носова, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, проведение дидактической игры «Угадай, кого я описываю».
Материалы к занятию: загадки о героях рассказов Н. Носова, картинки героев, простые карандаши, акварель, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, о чём будет сегодня наше занятие?
Дети: О сказках!
Воспитатель: Правильно! О сказках и о героях, которые в них живут! Как называются эти герои?
Дети: Сказочные герои!
Воспитатель: Но говорить мы сегодня будем о героях рассказов Н. Носова.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие рассказы он написал? Назовите героев этих рассказов. Дети называют героев сказок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки любите отгадывать?
Дети: Любим!
Воспитатель: Я сейчас вам буду загадывать загадки, и если вы правильно отгадаете, на доске будет появляться картинка-отгадка.
Воспитатель загадывает детям загадки по рассказам Н. Носова.
1. Поверну волшебный круг
И меня услышит друг!
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там. («Телефон»)
2. На малину налетели
Поклевать её хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки! (Пугало из рассказа «Огородники»)
3. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная
На новый год я главная. (Елка из рассказа «Бенгальские огни»)
4. С хозяином дружит,
Дом сторожит!
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком! («Дружок»)
5. Летом - в огороде
Свежие, зелёные!
А зимою – в бочке
Крепкие, солёные! («Огурцы»)
6. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём! (Велосипед – «Приключение Толи Клюквина»
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали! А теперь для вас другое задание: я буду описывать героя, а в должны угадать. Воспитатель читает описание героя и то, чем он занимался в рассказе.
Воспитатель: Молодцы! Всех угадали. А сейчас каждый из вас нарисует своего любимого героя. Только вы не говорите кого вы будете рисовать. По окончании работы все ваши рисунки мы поместим на доске и будем угадывать, кто кого нарисовал.
Дети готовят себе рабочее место и начинают рисовать. Воспитатель наблюдает за работой детей, советуя, помогая методом пассивных действий. По мере того, как дети заканчивают свою работу, они убирают своё рабочее место и выставляют рисунки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все нарисовали своего любимого героя!
Дети называют сказочных героев и оформляют выставку «Мой любимый литературный герой.»
Воспитатель:
Героев рассказов какого писателя вы сегодня рисовали?
А какой герой был самый непослушный?
Какой герой вам больше всего понравился?
Давайте устроим выставку. И предложим вашим родителям угадать героев, которых вы нарисовали.
Приложение 2.
Конспект НОД по развитию речи на тему:
«Квест-игра по произведениям Н. Носова».
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о прочитанных произведениях Н.Н. Носова в процессе квест-игры.
Задачи:
Образовательные:
∙ продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова;
∙ совершенствовать умение анализировать произведения;
∙ расширять активный словарь.
Развивающие:
∙ формировать умение работать в командах, парах;
∙ развивать сообразительность и логическое мышление.
Воспитательные:
∙ воспитать любовь к чтению и отечественной прозе.
Предварительная работа:
∙ чтение рассказов Н Носова: «Тук – тук – тук», «Телефон», «Дружок», «Бенгальские огни», «Мишкина каша», «Дружок» и др;
∙ просмотр мультфильма «Незнайка и его друзья»;
∙ рассматривание картинок к прочитанным рассказам.
Материалы и оборудование:
∙ фотографии с изображением писателей: А.С. Пушкин, Братья Гримм, Н.Н. Носов, Шарль Пьеро и др.;
∙ разрезные картинки (кусочки пазлов) по рассказу «Бобик в гостях у Барбоса»;
∙ картинки по рассказам «Дружок» и «Телефон»;
∙ карточки с изображением сцен из рассказов: «Огородники», «Мишкина каша», «Бенгальские огни», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа»;
∙ зашифрованная азбука (каждая букве соответствует цифра) - 2 шт;
∙ фломастеры или карандаши;
∙ волшебный мешочек, конверты с заданиями;
∙ фишки для детей.
Ход НОД
Вводная часть.
Детям, пока они ещё играют, подкидывается письмо.
Текст письма: «Найдите карту и вас ждёт увлекательное приключение». Угадаете загадку и узнаете, у кого из гостей она находится.
Детский сад весёлый, славный!
Ну, а кто здесь самый главный?
В кабинете кто сидит?
Всеми, кто руководит?
Ночами не спящая,
За бюджетом следящая,
С мамами беседующая
Добрая Заведующая!
Дети подходят к заведующей и просят отдать карту. Открывают.
Воспитатель: Ну вот, ребята, и карта. Сегодня ребята вас ждёт увлекательная квест-игра. А что такое «КВЕСТ»? Квест это игра – приключение.
На карте есть цифры – это станции, на которых вас ждут интересные задания. И за каждое выполненное задание – вы получите кусочек пазла, который пригодится для последнего испытания.
Вы готовы? Не боитесь испытаний? В путь!
Как же мы будем проходить испытания? У меня есть к вам предложение.
Детям предлагается выбор:
• использовать прямой счёт: с 1 до 5;
• использовать обратный счёт: с 5 до 1;
• использовать решение примеров;
• использовать соседей числа справа и слева.
Основная часть.
1 станция: «Угадай рассказ»
На этой станции дети находят 2 конверта, на которых приклеено изображение команд. Дети открывают конверты.
Задание: посмотрите на картинки, угадайте произведение, перескажите кратко рассказ.
2 станция: «Найди свою пару»
На этой станции дети вытаскивают из мешочка по карточке, на которой изображена сцена из рассказа.
Задание: Каждый из вас должен найти себе пару, вместе вы должны угадать - из какого рассказа эти картинки, перечислить главных героев.
3 станция: «Знаток»
На этой станции детям предлагается поучаствовать в викторине.
Задание: Ответьте на вопросы воспитателя. За каждый правильный ответ ребёнку даётся фишка.
Викторина:
1. Что придумал Мишка, чтобы получить флаг в рассказе «Огородники»?
2. Кто спрятался под шляпой в рассказе «Живая шляпа»?
3. Куда упал Толя Клюквин, когда катался на велосипеде?
4. Кого везли в чемодане мальчики домой?
5.Кто стучал по крыше в рассказе «Тук-тук-тук»?
6. Что мешало решать задачу Феде Рыбкину?
7. Что делал Гена вместо того, чтобы собирать металлолом?
8. В каком рассказе Мишутка и Стасик рассказывали друг другу небылицы?
9. Что разбил мячом Толя Клюквин?
10. Что варили мальчики на даче, когда остались одни?
11. За чем ходили мальчики в лес в рассказе «Бенгальские огни»?
12. Почему урожай у мальчиков из рассказа «Огородники» оказался самым хорошим?
4 станция: «Заколдованные буквы»
На этой станции детям предлагается расшифровать цитату из книги и назвать рассказ.
Задание: У каждой команды в конверте сеть зашифрованный текст, подсказка – азбука. Вам необходимо расшифровать текст и угадать рассказ.
5 станция: «Портрет»
На этой станции детям предлагается выбрать из предложенных фотографий портрет Н. Носова.
Задание: Найдите портрет Н. Носова.
Ребята, а какие рассказы писал Н. Носов? (смешные, поучительные, весёлые). А вы знаете, что в то время, когда росли ваши мамы и папы, а у некоторых бабушки и дедушки, его рассказы издавались огромными тиражами. Тираж – это количество напечатанных книг.
Воспитатель: Ну вот мы и побывали на всех станциях. Сколько кусочков пазла вы собрали? Давайте соберём картинку. Только картинку будем собирать тихо, чтобы наши гости не услышали и не догадались, что же это за рассказ. Собрав картинку, вы загадаете нашим гостям загадку. Вы расскажите о главных героях, а гости попытаются угадать.
Дети собирают пазл с изображением сцены из рассказа «Бобик в гостях у Барбоса». Говорят, что главные герои этого рассказа две собаки, которые остались дома одни и развлекались.
Заключительная часть.
А сейчас ребята, ответьте на вопросы:
1. Произведения какого автора мы сегодня вспоминали?
2. Какие вы знаете произведения Н. Носова?
3. С какими новыми словами мы сегодня познакомились?
4. Что вам сегодня понравилось?
Сегодня вместо фишек вы получите смайлики. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Выберете смайлика, который соответствует вашему настроению в конце нашего приключения:
∙ весёлый – мне всё понравилось и всё удалось;
∙ грустный - мне было неинтересно и не всё удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс
Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...
Творчество Н.Носова
Урок литературного чтения "Творчество Н.Носова". Презентация к уроку....
Слайд-презентация к викторине по произведению Н. Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей"
Иллюстрации к викторине...
Жизнь и творчество Н .Н. Носова
В презентации представлена краткая биография и этапы творческого пути Н. Носова...
Литературная игра по рассказам Н.Носова
Литературная игра для учащихся 2 класса по рассказам Николая Носова может быть использована и в других классах начальной школы на уроках и во внеурочное время....
Классный час "Что может носовой платок"
конспект...
Тест по произведению Н.Носова "Мишкина каша"с презентацией по творчеству Н.Носова
Материал для урока по литературному чтению....