Проектная работа: рельефная аппликация «Русская деревня».
проект по чтению (3 класс)

Проблема:

  1. Историческая справка: Как наши предки строили дома?
  2. Фольклорная справка: можно ли определить, кто хозяин дома только посмотрев на него?
  3. Изображение русской деревни в литературных произведениях.

Цель:воспитание и развитие ученика через его самостоятельную познавательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта

Рельефная аппликация
«Русская деревня»

Руководитель проекта

Федорова Н.А.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Литературное чтение.

Технология

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Технология, ИЗО, музыка.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

9-10 лет

Состав проектной группы

Учащиеся 3 класса

Режим работы

2 урока

Продолжительность проекта

90мин.

Тип проекта

Исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.

Проблема: 

  1. Историческая справка: Как наши предки строили дома?
  2. Фольклорная справка: можно ли определить, кто хозяин дома только посмотрев на него?
  3. Изображение русской деревни в литературных произведениях.

Цели  проекта

Воспитание и развитие ученика через его самостоятельную познавательную деятельность.

Задачи  проекта

- учить работать в коллективе, оказывать помощь в решении общих задач;

- способствовать воспитанию интереса к творческой и исследовательской деятельности, укреплению единства класса.

Необходимое оборудование

Клей ПВА, ножницы, цветная бумага, фломастеры, пластилин, шаблоны.

Ход проекта урока:

1 Актуализация знаний учащихся.

-Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжим наше знакомство с рельефной аппликацией. А что мы будем мастерить? (Чтение с доски)

-Словарная работа:

Объясните значение слова деревня? Действительно слово деревня произошло от слова дерево: место очищенное от леса, от деревьев.

- Почему русский народ использовал для строительства дома именно дерево?

2. отчет 1 группы «Историки».

- Сейчас мы попросим команду историков рассказать, как наши предки строили дома.

Наша группа выяснила, что:

  1. Строительство дома было знаменательным событием, тщательно выбиралось место, оно должно быть сухим, высоким, светлым, чтобы на этом месте не было прежде кладбища, чтобы не проходила дорога и не стояла баня. Только тогда дом будет счастливым.
  2. Еще тщательно выбирали деревья, из которых строили дом, нельзя было брать священные деревья. Они могли принести смерть. Запрет был на сухие деревья и старые. Считалось, что они должны умереть своей смертью в лесу.
  3. Прежде, чем возвести дом, приносили в жертву курицу или барана. В углы клали деньги, шерсть, зерно – символы богатства, ладан – символ святости.
  4. Бревна плотно прилегали друг к другу. В них делали пазы и в них вставляли бревна, т.е. строили без гвоздей.
  5. Каждый хозяин украшал свой дом. В деревне не было ни одного одинакового строения. Окна – глаза у дома украшали наличниками, ставни – прикрывали окна. Резными досками. Конек на крыше не для красоты, чтобы зло не сумело проникнуть в дом. Петушок на крыше своим криком отпугивал нечисть.

- Спасибо, историки, за интересную информацию. Я знаю, что русские люди могли узнать каков хозяин дома, не зная его. Так ли это?

3.Отчет 2группы «Художники»

- Конечно, можно. Ведь мы же с одного взгляда можем определить аккуратный человек или наоборот . Так и с домом. Если дом ухоженный, значит и хозяин у него трудолюбивый. Вот посмотрите: перед вами избушка. Кто хозяин этой избушки? Почему вы, так решили? (Баба Яга)

- Глядя на этот дом, что вы можете сказать о его хозяине?

( Он неряшлив)

- Посмотрите на этот рисунок, что вы можете сказать?

( В доме живут трудолюбивые люди)

Кто бы мог жить в этом доме?

- Спасибо, ребята, за подготовленные рисунки, за интересную информацию. Мы обязательно воспользуемся полученными знаниями при выполнении практической работы.

4. Практическая работа.

Сегодня на уроке каждая команда должна изготовить свой домик. Прошу встать бригадиров команд. Я вам напоминаю, что только вы сможете задать мне вопрос, попросить о помощи. Посмотрите на свое рабочее место, у вас должны быть: шаблоны домов, строительный материал, заготовленный ранее, фломастеры, ножницы и клей. Помните, как вы сумеете организовать работу своей команды, таков будет результат.

Практическая работа.

5. Итог практической работы.

Получилась ли у нас с вами деревня? (да)

Сколько домов в нашей деревне? (6)

Почему дома не похожи друг на друга? (У каждого дома свой хозяин)

Кругом поля раздольные,

Широкие поля,

Где реки многоводные

Там Родина моя…

А сейчас я обращаюсь к команде «Литературоведы».

Каково изображение русской деревни в литературных произведениях.

6.Отчет группы «Литературоведы»

- Мы продекламируем лишь несколько произведений. Вот, например:

- И.С. Тургенев: «Вдоль оврага – по одной стороне опрятные амбарчики, по другой стороне 5-6 сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы, над каждым крылечком конек. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой стоит лавочка. Довольство, покой, избыток русской вольной деревни. О тишь и благодать!»

- А.С. Пушкин:

«Приветствую тебя, пустынный уголок.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья».

- И.Бунин:

Помню большой весь золотой и поредевший сад, помню запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет…

- А.Ким:

Широкая деревенская улица была покрыта топкой, свежей травкой, что хотелось лечь и прижаться к ней лицом.

7. Отчет 4 группы Рекламное агентство «Домик в деревне»

Спасибо из вашего выступления мы поняли, что не только нам нравится отдыхать в деревне, но и поэтам и писателям очень нравилось бывать в ней. А для многих из них деревня - место для творчества. Сейчас стало модно отдыхать за границей. Давайте послушаем ребят из рекламного агентства и сделаем выводы на будущее.

- Вы решили отдохнуть? Где и как и сколько стоит ? Этот вопрос на повестке дня в вашей семье? Мы предлагаем вам отдых в деревне? Да, именно, в деревне. Никаких денежных затрат. Это экологически чистая зона отдыха. Речка, лес, луг, простор. Вы можете пить парное молоко, есть всегда свежие овощи и фрукты. Свежий воздух, чистая вода – все это родные просторы.

-Обратите внимание на наши рекламные плакаты. И мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор.

Рефлексия – порядок на рабочем месте.

- Что дала нам совместная работа?

- отчет бригадиров о работе команд?

- Хотели бы вы продолжить на следующих уроках работу в группах?

Предполагаемые продукты проекта

Рельефная деревня из шести домов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа - истории исчезнувших деревень "Деревня Сосновка"

В работе рассказывается о переселенцах с Украины,Смоленщины,Черниговщины,Брянщины.О их жизни,традициях....

Проектная работа "Знаменитые люди нашей деревни"

Проект о герое Росси (лётчик Исаев Олег Николаевич) и деятеле культуры УР (Данилов Пётр Павлович)...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Рельефная аппликация «Русская деревня»

Воспитание и развитие ученика через его самостоятельную познавательную деятельность....

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Паспорт проекта "Рельефная аппликация " Русская деревня"

Тип проекта:  Исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.Проблема: 1.     Историческая справка: Как наши предки строили дома?2.     ...