Литературное чтение 1 кл. Тексты для проверки техники чтения
картотека по чтению (1 класс)

Наталья Александровна Тимофеева

Литературное чтение 1 кл. Тексты для проверки техники чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1_klass_tehn._karta.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии с ФГОС

 ФИО Тимофеева Н.А

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

_________  (_______________)                                                                                                                                   __________

        «___»___________ г                                                                                                                                                  

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

2

Класс

1

3

Тема

«Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

4

Образовательная программа, автор

Школа России; В.Г. Горецкий «Азбука»,

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе

Букварный период

6.

Цель  урока

Способствовать формированию умения  плавного слогового чтения с переходом на слова, предложений и коротких текстов с новой буквой.

7.

Задачи

Образовательные: познакомить со звуком [ч’],и буквой Ч,ч , отработать умение характеризовать звуки, находить сходства и различия.

Развивающие: развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи, развивать умение рассуждать, развивать мышление, речь, память и внимание, навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; умение анализировать и обобщать, умение рассуждать. Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества, воспитывать уверенность в себе и своих знаниях

8

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровьесберегающие технологии,  технология развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, ,технология критического мышления.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

объяснительно-иллюстративный, прием "Оратор"

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Пускай сегодня наша встреча
Оставит след в душе у вас.
Общенье, радость и познанье
Пусть вам подарит наш урок.

- Ребята, за 1 минуту убедите меня в том, что читать хорошо, быстро, выразительно просто необходимо в жизни (прием "Оратор").

Но еще очень важная сторона чтения - это умение размышлять над прочитанным.

- Как вы понимаете выражение «Чтение без размышления – пустое развлечение»?

ИЛИ

- Делу время, потехе час.

Что значит пословица? Как она относится к нашему уроку? Может ли стать девизом нашего урока?

Учащиеся психологически настраиваются на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

- Да, очень важно уметь хорошо, быстро, выразительно читать.

 

Важно не только прочитать текст, но и понять, что хотел донести до читателя автор.

И

ф

Оценка учителя

Представление о значимости языка и речи в жизни человека

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Р: формирование способности к организации своей деятельности;

К:оформлять свои мысли в устной форме.

выражать положительное отношение к учебному процессу.

Интерес к языковой деятельности.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Репродуктивный метод ,

прием мозговой штурм.

Игра «Буква заблудилась»

1. Речевая разминка

ГРАЧ
Ач-ач-ач - по полю ходит грач.
Оч-оч-оч - ходит день и ходит ночь.
Еч-еч-еч - он ведет такую речь.
Уч-уч-уч - не боюсь я туч. 

- Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте.

Игра « Буква заблудилась».

Ребята у вас на партах  карточки с буквами и два конверта-  домика – синий и красный.

- Жили – были буквы.  Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик и буквы побежали в домики.( дети ставят букву в нужный домик)

- Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

- а, о, у ,ы, и ,н, с

- Где спрятался звук и буква Ч?

1) Отгадайте загадку:

Этот милый странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда-то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены… ( Чебурашка.)

- Чебурашка приглашает нас в гости к Мудрой Черепашке на праздник «День рождения буквы».

- Определите, у какой буквы сегодня день рождение?

- На предметных картинках: чайник,чашки,мяч,свеча.очки.

- Назовите предметы, какой звук повторяется?

).

 Учитель.

Молодцы! Научились узнавать букву ч, звук  [ч’]. А для чего мы познакомились с буквой Ч?

В красном домике живу:

а, о, у, ы, и

-Гласные.

Гласные образуются только при помощи голоса(Когда их произносят, у звука нет никаких преград, звук тянется, поется)

- В синем домике живут согласные буквы – н,с

- Согласные образуются при помощи шума(глухие) или голоса и шума (звонкие).

Отгадывают загадку

Ученики должны назвать слова и сказать, что повторяется звук [ч’].

Учащиеся совместно с учителем рассматривают страницы учебника и знакомятся с новым материалом.

Ф

Ф

И

Ф

Карточки

Самооценка при помощи сигнальных карточек

Взаимопроверка

Представление о понятиях и правилах фонетики.

П.-общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); перерабатывать ранее полученную информацию.

вызвать желание у детей работать,

настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места.

К-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.

3. Этап выявления места и причины затруднения

постановка цели урока.

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Проблемное изложение

- Какие затруднения у вас появились?

- В чем вы испытали затруднение?

1) Открывает файл с днем рождения Чебурашки

Задает вопросы:

  • Кого Чебурашка пригласил на день рождения?
  • Почему именно их?

Предлагает произнести звук [ч’] хором.

  • Какой же этот звук: гласный или согласный?
  • Докажите.

2) Предлагает по заданным свойствам отгадать слово и выполнить его звуко-буквенный анализ (модель слова):

  • Он сладкий, коричневого цвета, ароматный, горячий...

Контролирует выполнение работы, организует проверку выполнения задания.

- Не знаем правильного названия буквы, не знаем, какие звуки она обозначает.

Ученики предлагают варианты ответа на вопрос

Ф

Мультимедийный проектор

Оценка учителя

Практические  умения  работать  с  языковыми  единицами

П- Осуществляют анализ с выделением существенных признаков.

Р- оценивать   совместно   с   учителем   или   одноклассниками   результат  своих  действий,  вносить  соответствующие  коррек-тивы

К-

принимать  участие  в  диалоге

Формирование учебно-познавательного интереса.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

организация учащихся по исследованию проблемной ситуации,

выбор способа и средств их реализации

Проблемное изложение

- Какова цель нашего урока?

Какова тема нашего урока?

- Построим план наших действий. (Как будем действовать).

2)Предлагает прокомментировать модель слова чай и обозначить звуки буквами.

Создаёт проблемную ситуацию:

чай  ? чяй?

Кто прав?

3) Предлагает проверить предположения, проведя работу со слогами ча, чу, чи, че, чё в букваре

а) Организует проверку выполнения задания с использованием средств обратной связи.

б) Предлагает прочитать слоги, написанные синим цветом и понаблюдать за произношением согласного звука в этих слогах.

Подводит обучающихся к выводу, что звук [ч’] - всегда мягкий.

4) Подводит обучающихся к выводу об орфограмме ча - чу

  • Почему эти буквосочетания выделены?

Акцентирует внимание детей на запоминание новой орфограммы (через сказку), помещает на доску карточки

ча - чу

Теперь мы можем решить нашу проблему?

Кто же прав?

(Убирает знак вопроса).

- И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи.

- А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой.

Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой

Пробуют доказать свою точку зрения

Комментируют, предлагают свои варианты ответов, рефлексируют.

Ф

 

Оценка учителя

представление  о  некоторых  изменениях  в  системе  русского

языка и его  развитии,

Р- высказывать    своё    предположение    относительно    способов

решения  учебной  задачи

Формирование  уважительного  отношения  к  иному  мне-нию,  

5.Этап реализации построенного проекта

Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос. 

Словесный. Наглядный. Практический. Беседа.. Объяснение учителя.

Деятельностный подход.

объяснительно-иллюстративный

1) Организует работу в тетради для печатания

а) - На что похожа буква ч?

Читает стихотворение.

б) Произносит слова: чудеса, свеча, учу.

Организует проверку выполнения задания по эталону, побуждает к выполнению самооценки

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

  • В какой домик поселим букву ч?

 Организует работу со словами в столбиках на с. 132

а) Предлагает прочитать слова в столбиках про себя и отметить (v) слова, значение

которых непонятно.

Предлагает индивидуальное ,дополнительное задание для мотивированных обучающихся: найти значение слова в толковом словаре (дифференциация по

объёму и по уровню трудности).

чудак

чуткий

чумазый

чернила

чернильница

чаша

качалка

Организует объяснение лексического значения слов.

б) Организует выборочное чтение сначала с буквосочетанием ча, а потом чу.

в) Организует учебное исследование для выделения понятия однокоренные слова (работа в парах).

Посоветуйтесь в парах и в словах 3-его ряда подчеркните однокоренные слова к слову чай.

Организует проверку выполнения задания по эталону.

Почему эти слова являются однокоренными?

Побуждает к выполнению самооценки.

 

 Физминутка

Тик – так, тик – так.

Все часы идут вот так.

Тик – так, тик – так.

Смотри скорей, который час:

Тик – так, тик – так, тик – так.

Налево раз, направо раз.

Мы тоже можем так.

Тик – так, тик – так, тик – так.

 

 

-Звук согласный глухой твердый

-За буквой «к» в слове стоит гласная буква «о»

 Твердый  согласный звук мы будем обозначать на схеме синим  цветом.

Анализируют. Осуществляют классификацию по заданным критериям. Строят высказывание, контролируют.

Ф

Ф

П

Картинки

Учебник

Оценка учителя

 

П-

целенаправленно   слушать   учителя   (одноклассников),   решая

познавательную  задачу;

Р-

Преобразовывают практическую задачу в учебную.

П-

Осуществляют синтез как составление целого из частей.

П -

Осуществляют анализ по заданным критериям.

Р-

Принимают и сохраняют учебную задачу.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

выявление проблемы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов

репродуктивный

2.Работа по учебнику.

  Организует работу с текстом

1. Работа с текстом до чтения.
Предлагает рассмотреть иллюстрацию и прочитать заглавие текста.

- Кого называют почемучкой?

Побуждает к прогнозированию содержания текста по заглавию и иллюстрации.

  • А есть ли такая буква — почемучка?
  • Как же буква может быть почемучкой

2. Работа с текстом во время чтения.

а) Предлагает проверить свои предположения

Фиксирует внимание обучающихся на расхождение в написании и произношении слова (что).

  • Что интересного вы замечаете при чтении первого слова?

б) Организует проверку первичного восприятия текста

  • Дал ли текст ответ на наш вопрос?

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

-А как называют людей, кто хочет много знать?

Фиксирует внимание обучающихся на лексическом значении слов: любопытный и любознательный.

-А как называют того, кто хочет много знать?

-А любопытный и любознательный – это одно и то же?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

  • Как вы думаете, буква ч любопытная или любознательная?

Предлагает доказать словами текста.

3. Работа с текстом после чтения.

.

Организует творческую деятельность обучающихся (И.Д.).

Предлагает несколько книг.

  • В каких книгах буква-почемучка нашла бы ответы на множество своих вопросов?

Мотивирует на поиск информации, рекомендует для прочтения энциклопедии.

Предлагает творческое домашнее задание по желанию.

  • Какое еще задание вам предлагается к этому тексту?

Контролирует степень выполнения плана урока.

5) Работа в группах.

- У вас на партах карточки. Нужно отгадать загадку и составить звуковую схему к отгадке.

1 группа: Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы.

В мою большую пасть. ( Чемодан.)

2 группа: Маленький и горький, луку брат.

( Чеснок.)

3 группа: Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы.

( Червяк.)

4 группа: Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться

Вот и меду принесла

Работящая (пчела.)

- Проверка схем.

- Найдите схему своей отгадки на доске и соединим ее с картинкой.( в программе смарт)

Мне очень понравилось как вы отвечали. Давайте

прочитаем скороговорку.

« Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая».

- Прочитаем радостно, с вопросительной интонацией, тихо.

Отвечают на вопросы, строят высказывание.

Подбирают слова.

Находят сходства (буквы ч с цифрой 4), печатают букву ч цветными ручками.

Обводят нужное буквосочетание чу — ча.

Осуществляют самопроверку по эталону, выполняют самооценку.

Определяют место для буквы ч в домике для согласных звуков на зеленом этаже.

Осуществляют самопроверку.

Называют признаки однокоренных слов.

Выполняют самооценку.

Рассматривают иллюстрацию и читают заглавие текста.

Высказывают своё мнение.

Высказывают свои предположения.

Проверяют свои предположения во время чтения текста беглочитающими обучающимися.

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют анализ текста:

высказывают своё мнение;

работают над лексическим значением слов;

отвечают на вопросы учителя;

выбирают и зачитывают предложения.

Формулируют конечный результат своей работы над текстом.

Ф

Г

учебник

Оценка учителя

Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний

Р -

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода

репродуктивный

А сейчас поработайте в паре.

- У вас на столе конверты. Для Чебурашки з элементов составьте заглавную и строчную буквы Ч ч.

ПРОВЕРКА: Сравните с образцом в учебнике.

- Чебурашке очень понравились ваши буквы.

- Если вы выполнили правильно, покажите зеленый кружок, который лежит у вас на столе, если не получилось выполнить задание – красный.

- Какую тайну расскажем Чебурашке на этом этапе?

Оцените свою работу на этом этапе при помощи светофоров

ку

-па

-ки

П

Взаимопроверка

Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний

Р

проговаривать  вслух  последовательность  производимых

действий,  составляющих  основу  осваиваемой  деятельности


К

принимать  участие  в  работе

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода.

репродуктивный

объяснительно-иллюстративный

  1. Чтение слогов с новой буквой.
  • Ребята, у нас в классе есть тоже часы, только они слоговые.

Давайте попробуем почитать слоги на этих часах.

1 раз за учителем, 2 раз с интонацией:

-радостно, -с удивлением, - пропеть, -с грустью, с вопросом


  1. Орфограмма ча, чу

Посмотрите, на циферблате нет букв Я и Ю. Как думаете, почему? Да потому, что они поссорились. Вот послушайте.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

– С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. (На доске таблицы ЧА и ЧУ)

Чтобы лучше запомнить правило, как писать ча – чу выучим стихотворение:

В сочетаниях ча

Пишем только букву А!

В сочетаниях чу

Пишем только букву У.

  1. Слова со слогами ЧА, ЧУ.

Придумайте слова со слогами ЧА , ЧУ. Прочитайте их на наших часиках.
















Составляют слова и предложение в кассе букв.

Анализируют, строят высказывание, слушают, контролируют.

взаимооценка

Р-

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют пошаговый контроль, оценивают правильность выполнения.

9.Этап рефлексии УД на уроке

-Итак, с какой новой буквой познакомились?

-Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ч ч».

-Чему научились на уроке?

-Что было интересно, трудно?

-За что можете себя похвалить?

Теперь сможем?

- Достигли ли цели?

- Урок окончен!

- Буква Ч обозначает согласный мягкий  глухой звук [ч']. Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

-Мне удалось...

-Я могу похвалить...

-Я недостаточно...

-Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение

Ф

Оценка учителя.

самооценка

представление  о  значимости  языка и  речи  в  жизни людей

К-

Формулируют собственное мнение.

П

делать  выводы  в  результате  совместной  работы  класса  и  учителя

интереса  к  языковой  и  речевой  деятельности;

Методы по Лернеру и Скаткину:

  1. объяснительно-иллюстративный: учитель сообщает готовую информацию разными средствами (рассказ, лекция, работа с учебником, объяснение правила)
  2. репродуктивный: восприятие учеником учебных действий по определённому алгоритму. Используется для приобретения умений и навыков.
  3. метод проблемного изложения материала: дается противоречивый материал, который нужно сравнить и сделать выводы.
  4. Частично -поисковой: учитель дробит информацию на небольшие проблемные вопросы, а ученик пошагово осуществляет поиск решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...

Литературное чтение.Тексты для проверки техники чтения. Тема "Животные"

Литературное чтение.Тексты для проверки  техники чтения. Тема "Животные"...

03. Дидактический материал по литературному чтению (тексты для проверки техники чтения).

Тексты для проверки техники чтения  по программе "Школа России"....

Литературное чтение 3 кл. Тексты для проверки техники чтения

Литературное чтение 3 кл.Литературное чтение 3 кл Тексты для проверки техники чтения...

Литературное чтение 2кл. Тексты для проверки техники чтения

Литературное чтение 2кл. Тексты для проверки техники чтения...

Литературное чтение 4кл. Тексты для проверки техники чтения

Литературное чтение 4кл. Тексты для проверки техники чтения...