"Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения"
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_tekstom_na_urokah_literaturnogo_chteniya_avtosohranennyy.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО. В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. На этом этапе формируются следующие предметные умения: практическое отличие текста от набора предложений; знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий; выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя; составление схематического или картинного плана под руководством учителя; озаглавливание текста (подбор заголовков); характеристика героев и их поступков.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО. 2 класс - обучение детей работать с текстом: смысловое чтение; владение пересказом разного вида; деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); выделение опорных слов (словосочетаний); характеристика героев и их поступков. Подбор антонимов и синонимов к словам. Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО. 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; выделение главной и второстепенной информации; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Технология продуктивного чтения Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения Цель - прогнозирование предстоящего чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)
Антиципация букв Заполнение буквенных пропусков. Бел__ пушист__ кот__ . Коричн __ шуст__ вороб __ . Хит__ рыж__ лис__ . Восстановление в тексте опущенных элементов. Над городом низко повисли снеговые _________. Вечером началась _________. Снег повалил большими _________. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений. 1. Друзья познаются… 2. Любишь кататься - люби и… 3. Ахиллесова… Антиципация слов и словосочетаний
Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом. ПАроХОД , ШколЬнИК , уЧеНик . Чтение с постепенным наращиванием букв, слов. Лес-лесочек, сад-садик, игра-игрушка, дом-домик Чтение с помощью «Решётки».
Лев и мышь. Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".
Чтение перевёрнутого текста
2 этап. Работа с текстом во время чтения Цель – понимание текста на уровне содержания. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста. Немаловажное значение при анализе текста является работа с трудными словами. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника. Следует научить детей задумываться над значением слова. Эта работа начинается с 1 класса. Детям даются упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов. Эти задания предлагаются детям в виде игры: «Шифровальщики». Дети играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Зормо лашок агри тарап тевер несг Мороз школа игра парта ветер снег «Найди лишнее слово» Тополь, берёза, ель, липа, мак. Корова, лошадь, собака, кошка, волк.
Чтение «наоборот». Ласков Вася, да ретих . У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая.
Важнейшим этапом работы над художественным произведением является выразительное чтение. Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения Артикуляционная гимнастика Упражнение для щёк и губ «Шарик». Раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться». Делаем это постепенно, очень медленно, выпуская воздух сквозь сжатые губы. Упражнение как на артикуляцию, так и на дыхание. Упражнение «Маятник» или «Часики». «Хомячок» Чтение одного предложения с разными интонациями; Подражание речи учителя; Скороговорки; Хоровое чтение; Физминутки ;
3 этап. Работа с текстом после чтения Цель - достижение понимания текста на уровне смысла. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Большое значение в активизации творческой активности на уроках литературного чтения имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс. чтение по ролям; кукольный театр; пальчиковый театр; музыкальные инсценировки; постановка живых картин; Прием «Написание синквейна » Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Эффективность и значимость « синквейна » состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. « Синквейн » используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям! Написание « синквейнов » обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом
«Написание синквейна » На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна . На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна . На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение. Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме. Например: Друг Надёжный, верный. Помогает, советует, оберегает. Друг познаётся в беде. Богатство. Напишите синквейн : Курсы
Приём «Кубик Блума » Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа. Работа с кубиком строится следующим образом: Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. «Кубик Блума » можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить. Предложи (свой вариант названия сказки); Назови (основных героев); Придумай (другой ход событий); Почему (основной герой поступил так); Объясни (почему такой конец сказки); Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).
Прием «Лови ошибку» Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Например, найди ошибки в содержании текста: «Пауки и мухи — единственные насекомые, которые плетут паутину».
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально – нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век 21 – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки лит...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
Выступление на МО начальных классов на тему Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения....
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».
Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
Приемы, используемые на уроках чтения при работе с текстом....
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
урок чтения...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...