Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа" автор Чуракова Н.А.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: "Особенности рифмовки в произведении С. Я. Маршака " Как поработала зима."
На изучение поэтического произведения С.Я. Маршака «Как поработала зима» в 4 классе по программе отводится 1 час. На уроке используется метод проектной и исследовательской деятельности.
В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворением, в котором сочетаются три вида рифмы. Они получают представление об особенностях каждой из них. Учащиеся встречаются с проблемой, которую должны решить на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Особенности рифмовки в стихотворении С. Маршака «Как поработала зима!».
Цель: Создать условия для формирования умений определять разные виды рифм.
Тип урока: «открытие» нового знания
Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):
Обучающая:
формируем представления о творчестве С.Я. Маршака на примере стихотворения «Как поработала зима»;
формируем мыслительную деятельность учащихся;
формируем умения находить в стихотворении разные виды рифм (парную, перекрестную, охватную), анализировать поэтическое произведение.
Развивающая:
развиваем творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика; умение передавать настроение и чувства при чтении стихотворения.
Воспитательная:
воспитываем эмоциональную отзывчивость к прочитанному стихотворению, к произведениям живописи и музыки
• Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, частично-поисковой метод.
• Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная; фронтальная; групповая
• Средства обучения: (для учителя, для учащихся):
Материальные средства (учебник, ТПО)
Технические средства (проектор, акустическая система)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ход урока
- Самоопределение к деятельности
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
Формируемые УУД:
личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, к познанию нового;
коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Урок литературный
А мы народ культурный
На уроке не лениться
Всем работать, отвечать
Ну а мы сегодня будем
Наши знанья расширять
– Работать будем под девизом, который вам надо разгадать и прочитать.
кев ивиж, кев ьсичу (прочитать наоборот). (Век живи, век учись)
2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
Цель: изучение материала, необходимого для «открытия нового знания».
Формируемые УУД:
коммуникативные: умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи
познавательные: добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание);
перерабатывать информацию (анализировать, обобщать)
–Зима удивительное, волшебное, сказочное время года.
- А вам нравится зима? Почему? (ответы детей).
- Красота зимней природы побуждает людей творить.
-Подумай те, через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту природы зимой? (Музыка, живопись, поэзия).
-Благодаря художникам, мы можем увидеть красоту зимних пейзажей, обратить внимание на то, чего раньше не замечали,
-Композиторы изображают зиму с помощью звуков.
-Сейчас вы увидите несколько картин, всмотритесь в них внимательно, почувствуйте настоящую русскую зиму, а ещё вы услышите музыку, которую сочинил композитор Георгий Васильевич Свиридов и назвал своё сочинение «Метель» (смотрим и слушаем). Работа с презентацией.
- Итак, чтобы передать красоту зимы художнику нужны? (кисти и краски) композитору? (звуки)
-А что нужно поэту? (ответы детей)
-Многие поэты посвящали зиме свои стихотворения. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением, которое написал известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак.
- Выступление ученика о жизни и творчестве С.Я. Маршака (слайды об авторе)
3. Постановка учебной задачи
Цель: организовать уточнение и согласование темы урока.
Формируемые УУД:
познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию,
коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения
-Откройте стр.125
-Определите цель нашего урока. (высказывания детей).
-Будете учиться читать выразительно стихи, различать стихотворные рифмы, познакомитесь с биографией С.Я.Маршака и его стихотворением «Как поработала зима…».
-Прочитайте название стихотворения, послушайте его
(читает учитель)
-Что представляли, слушая стихотворение? (ответы детей)
-Прочитайте стихотворение сами.
– Какие слова были непонятны? Объяснить значение слов:
КАЙМА-полоса по краю чего-либо
КРОВЛЯ-крыша
ТАИТСЯ-прячется
ОКАЙМИЛИ ЛЕС - опоясали лес
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта.
Цель: обсуждение затруднения «Чего мы ещё не знаем?»
Формируемые УУД:
познавательные: понимать полученную информацию, представленную в схематичной форме, осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.
1) А теперь прочитайте первую строфу.
-Какие слова рифмуются? Какие строчки по счёту? (1-2, 3-4)
-Строчки рифмуются парами. Такая рифма называется - ПАРНОЙ (опора на доску)
-Парная рифма самая простая и самая энергичная. Её часто применяют детские писатели, потому, что она очень легко и быстро запоминается. С детского сада вы знаете и, я думаю, помните такие стихи:
Я начинаю, дети продолжают:
«Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка…» - какие слова рифмуются?
(хозяйка-зайка)
«Муха-муха цокотуха
Позолоченное брюхо….» - (цокотуха-брюхо)
2) Прочитайте вторую строфу.
- Назовите рифмующиеся слова (прудов - проводов, полушубках- трубках)
-В каком порядке рифмуются строчки? (1-3, 2-4)
-Такая рифма называется ПЕРЕКРЁСТНОЙ (опора на доску)
-Откройте страницу 126. Прочитаем о перекрёстной рифме 3- абзац.
3) Прочитайте третью строфу
-Назовите рифмующиеся строчки. В каком порядке они рифмуются? (1-4,2-3). Такая рифма называется ОХВАТНОЙ.
(Читают - стр. 126, 6-й абзац).
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания
Формируемые УУД:
регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности,
коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения
-Итак, какую рифму использовал поэт в 1-й строфе? Во2-й? В 3-ей?
-Прочитайте стихотворение ещё раз, пользуясь особенностями каждой рифмы.
-А знаете, кто первым из русских поэтов использовал сразу все три вида рифм?
- Это был А. С. Пушкин. Используя такие строфы, он написал большое литературное произведение - роман в стихах «Евгений Онегин», его вы обязательно будете читать в старших классах.
Физминутка «хлопай-топай» (видео сопровождение)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Цель: Организация выполнения учащимися типовых заданий.
Формируемые УУД:
коммуникативные: умение обосновывать свои суждения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.
- Какой секрет мастерства поэзии мы сегодня узнали? (три вида рифм)
- Как узнать каждую рифму? (по тому, как она расположена)
- Проверим, как вы это запомнили на других стихотворениях:
Работа в парах (читают отрывки из стихотворений, определяют какой вид рифмы использовал поэт)
Проверка (фронтальная)
***
Открываем календарь
Начинается январь
В январе, в январе
Много снегу во дворе. (ПАРНАЯ)
***
Зима недаром злится
Прошла её пора
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (ПЕРЕКРЁСТНАЯ)
***
На стёклах зимние узоры
Деревья в зимнем серебре
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы. (ОХВАТНАЯ).
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: использовать новые знания в практической работе.
Формируемые УУД: Познавательные: использовать новые знания для решения учебной задачи
Личностные: участвовать в творческом процессе
Коммуникативные: участвовать в общей беседе.
- А теперь, подводя итог нашего урока, я предлагаю вам почувствовать себя начинающими поэтами.
Я даю Вам незаконченное стихотворение, а вы попробуйте закончить его подходящей по смыслу и по рифме строчкой.
Подошёл к концу …….. (урок)
Скоро будет дан …… (звонок)
Мы сегодня не скучали ……………………….
Молодцы!
Определите какую рифму мы использовали?
8. Домашнее задание
- А чтобы вы и дома не скучали, я предлагаю вам разные варианты домашнего задания. (Слайд№ 24)
-Выучить стихотворение «Как поработала зима» наизусть
-Научиться выразительно читать и приготовить рисунок
-Сочинить своё стихотворение о зиме (указать вид рифмы)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Формируемые УУД:
личностные: уметь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, саморефлексия.
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-40241-1409735827.jpg)
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/08/picture-468245-1407504712.jpg)
Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")
Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/28/picture-469960-1464440158.jpg)
План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686714-1444675727.jpg)
Конспект урока Литературное чтение 2 класс. Тема: В.Даль «Девочка Снегурочка» «Начальная школа XXI века»
Литературное чтение 2 класс. (Слушание)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-748376-1647241127.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1097015-1547012136.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1364785-1637510155.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА
Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...