Дидактические игры на уроках литературного ятения в начальной школе
картотека по чтению (3 класс)

Игры способствуют развитию памяти, вниманию, социальных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_3.docx31.12 КБ
Файл igry_3.docx27.96 КБ
Файл igry_3.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках литературного чтения в начальной школе

Угадай последнее слово и запиши.

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и ... (ножи).

Не поедет без бензина                                                              

Наша быстрая ... (машина).

Стали звездочки кружиться,                                              

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки

 Не пушинки, а ... (снежинки).

Я от досады чуть не плачу —

 Не решается ... (задача).

 Захотели малыши

Поточить ... (карандаши)

 Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся ...

(мыши).

Я только нитки Отыщу

И змея в небо .. (запущу )                    

 Удивляется наш Сашка:

 — Блюдце есть, а где же ...  (чашка)?

В тетрадях по литературному чтению к каждому изучаемому произведениям имеются задания на развитие памяти, воображения, лексикона учащихся.

Например: Найди «лишнее слово»

- подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Радость - свет, печаль - ... (тьма).

Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).

Чтение - книги, пение - ... (песни).

Волки - лес, люди - ... (город).

Покой - движение, плен - ... (свобода).

Телефон - ухо, кино - ... (глаз).

Двор - ворота, дом - ... (дверь).

Весна - осень, рассвет - ... (закат).

Человек - платье, дерево — ... (листва).

При изучении темы «Имя существительное»

- Игра  «Слово в слове»
(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)

Смородина,  хлопушка,  гармошка,  ласточки,  стрекоза,  морозы, тапочки,  дорожки,  бабочка,  буквари,  радуга,  дорога,  платочки, огород,  олень, угроза,  камыши,  морозы,  дорога,  лесник, ягоды,  гвоздика,  победа,  погода, фасоль,  скрипка,  восток, забор.

Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы.

- Игра « Собери слова»

По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении: слова можно складывать из любых букв, только читайте их подряд, не пропуская.

- Игра « Анаграмма»

Не раз в оркестре я звучала, 
Мой голос струнный так певуч! 
Но «Ф» мое поставь с начала, 
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» — «фара».)


Вот вам - повозка, не телега, 
Но если в ней, взяв букву слева, 
Перенести на правый борт, 
То будет русских яблок сорт.
(Ответ:«Сани» - «анис».)


Приведу примеры использования дидактических игр на уроках обучения грамоте. 

1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель». 

1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый? 

2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место

можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д. 

2. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался. 

3. «Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их. 

4. «Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным. 

1в.: учитель – сыр, ученик – сок 

2в.: учитель – сыр, ученик – молоток 

3в.: учитель – кит, ученик – кино 

4в: учитель – кит, ученик – лента 

Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука. 

5в.: учитель – рука, ученик – река 

6в: учитель – рука, ученик – мясо 

7в.: учитель – вилка, ученик – вода 

8в.: учитель – вилка, ученик – молоко. 

5. «Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…). 

6. «Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит

букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные

пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача. 

7. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква. 

8. «Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д. 

Игра  «Буквенная  арифметика»

Описание: Ученикам предлагается выполнить действия с буквами и слогами и получить в результате слова.

 1) КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = …
  2) ЧЕРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = …
  3) ТОВАРНЫЙ – НЫЙ + ИЩИ = …
  4) ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = …
  5) КВА + РАК – АК + ТИРА = …
  6) КЕДР – ДР + РОСИНКА = …
  7) КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = …
  8) ЧАЩА – А + ОБА = …
  9) ШИНА – А + ЕЛЬ = …
10) ЕЖИ – И + Е + ВИКА = …
11) ТРЕЛЬ – Т + СЫР – Р = …
12) КОТ + ЁЛКА – КА = …
13) КАБАН – АН + ЛУК = …
14) КЛЕЙ – К + КА = …
15) КОРА – О + П + ИВА = …

Ответы:

  1) картофель
  2) чернослив
  3) товарищи
  4) частушки
  5) квартира
  6) керосинка
  7) коридор
  8) чащоба
  9) шинель
10) ежевика
11) рельсы
12) котёл
13) каблук
14) крапива

- Игра « Шарада»

- Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Ответ:«Бук-вы».)

-  Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица. (Ответ:«А-том».)

- Часть танца - слог мой первый,

Вино - мой слог второй,

На целом перевозят (Ответ:«Па-ром».)

 Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ:«За-дача».)

- Игра « Собери слова»

Собери слова из левой и правой  части.

 Ответы: самовар, телескоп, самолет, самоход, телевизор, телеграф, самокат, телемост, телефон, самосвал, самоцвет.


1. Игра «Внимание».

Оборудование: карточки с напечатанными словами у учителя.

Содержание игры: Учитель показывает карточку на несколько секунд, затем убирает. Дети должны сказать, что прочитали - ель, щель

- мех, смех

- лук, люк

- Что менялось в словах?

2. Игра «Угадай».

Оборудование: карточки с предложениями, в которых нет концов слов. Содержание игры: Дети выбирают карточку и пробуют прочитать предложение.

Например: Мы с пап сегод пош в ки.

3. Игра «Найди пару». Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках. Содержание игры: Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл. Например: Всякая дорога вдвоём веселей Друзья познаются в беде.

У одного с трудом, у двоих со смехом.)


4. Игра «Кораблекрушение». Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.

5. Игра «Найди слово в слове». Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово.

6. По опорным словам отгадать название рассказа.

Например: Курица, утёнок, собака («Пиковая Дама»)

Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)

Собака, хозяйка, щенки («Малька провинилась»)

7. Конкурс «Вспомни, кто написал». Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.

8. Игра «Откуда я?». Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.

9. Игра «Расскажи по картинке». В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам изученной темы. (Это иллюстрация к рассказу ... . Здесь изображены ... . Это тот отрывок рассказа, где происходит ... .)

10. Игра «Третий лишний». Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее. Например, обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Носова)

Рожь, пшеница, мука (пшеница не упоминалась в Фединой задаче)

11. Игра «Угадай название сказки». Учитель зачитывает отрывки из сказок. Учащиеся должны отгадать автора сказки и название, (команд может быть несколько)

Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы».

(Г.X. Андерсен «Дюймовочка»).




12. Игра «Продолжи стихотворение».

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

(На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.)



Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

(А зелень золотистая

На солнышке горит.)



Лёд идёт! Лёд идёт!

Вереницей длинной

(Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины)



На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

(И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий)



А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит струится маленький

Серебряный ручей)


13. Игра «Цветик - семицветик» по теме «Устное народное творчество»

Оборудование: цветик - семицветик, юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Содержание игры:

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, на нём подведём мы работы итог.

О жанрах, устного народного творчества поговорим.

И что же новое определим

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

А цветочек не простой -

В нём каждый лепесточек расписной.


Один ребёнок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикреплённая к ней. Учитель открывает лепесток с этим номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке.


Задание №1.

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.

«Детки - радость, детки же и горе»

«Вся семья вместе - так и душа на месте»

«Не тот отец - мать, кто родня, а тот, кто вспоил, вскормил да добру

научил»

Задание №2.

Прочитайте скороговорки

1)Пришёл Прокоп, кипит укроп,

И при Прокопе кипит укроп.

И ушёл Прокоп, кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

2) Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха -ха-ха-ха!


Задание №3

Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать!

Рассчитайтесь - ка, ребята,

Что в кружочке здесь стоят.

Катилось яблоко

Конь ретивый

Мимо сада.

С длинной гривой

Мимо сада,

Скачет по полям

Мимо града.

Тут и там.

Кто поднимет,

Где проскачет он,

Тот и выйдет!

Выходи вон.


Задание №4. Определите жанр:

Три - та - та, три - та - та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка - по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

- Ох ты, котик, котик,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!


Задание №5. - Что такое небылицы?

Придумайте небылицу с рифмой галка - палка.

Задание №6. - Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека?

  1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
  2. Два брюшка, четыре ушка.

Задание №7. Разгадайте кроссворд - и вы узнаете ещё один жанр устного народного творчества.

Накорми зайчика.

Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.

Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.

Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.

Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.

Быстро слово ищи.

Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить фонетическое значение слова с написанным.

Оборудование: текст букваря.

Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.

Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.

Поймай ошибку.

Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.

Оборудование: текст букваря.



Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.

Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.

Разгадай

Цель: формирование темы урока самими учащимися .

Разгадай имена и скажи, что их объединяет?

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин. Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?

Строчки рассыпались

Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Хотите себя проверить?
Снежная метель перепутала строки известных вам стихотворений.
Верните стихам первоначальное звучание, прочтите их нам в исправленном виде.
Дети работают с деформированными текстами, записанными на карточки:

И.А. Бунин: на леса и на поля, пахнул, холодом, зимним.

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса

С.А. Есенин: Прижались, у окна, детки сиротливые, воробышки игривые.

Воробышки игривые, Как детки сиротливыеПрижались у окна

С.А. Есенин: Под моим окном, белая берёза, принакрылась, точно серебром, снегом.

Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот.

Утром котПринёс на лапахПервый снегПервый снег!

«Замени слово»

Цель: обогащение словарного запаса,

на доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто спользуемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару.

ветер разноцветные парашутики


листья волшебные зеркала

лужи небесные кораблики

деревья озорной шалун

трава седеющие пряди

облака сказочные красавицы

Дети могут предлагать свои образные сравнения, и это только приветствуется.

«Что такое хорошо, и что такое плохо»:

Цель: обогащение словарного запаса, развивать мышление, речь

Показываю, например, стакан, 1 группа детей ищет достоинства, чем хорош, а 2 группа – недостатки.

 

1 группа

2 группа

Стакан красив, на нем яркая наклейка.

Хрупкий, его легко разбить.  

Он прозрачный, виден цвет жидкости.

У него нет ручки. Горячий чай трудно держать

  Игра « Веришь – не веришь»

Цель: увеличение объема и распределения внимания. Озеро Ямное

« Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…» «Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце» ( из воспоминаний В.В. Бианки).

Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках литературного чтения в начальной школе

Угадай последнее слово и запиши.

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и ... (ножи).

Не поедет без бензина                                                              

Наша быстрая ... (машина).

Стали звездочки кружиться,                                              

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки

 Не пушинки, а ... (снежинки).

Я от досады чуть не плачу —

 Не решается ... (задача).

 Захотели малыши

Поточить ... (карандаши)

 Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся ...

(мыши).

Я только нитки Отыщу

И змея в небо .. (запущу )                    

 Удивляется наш Сашка:

 — Блюдце есть, а где же ...  (чашка)?

В тетрадях по литературному чтению к каждому изучаемому произведениям имеются задания на развитие памяти, воображения, лексикона учащихся.

Например: Найди «лишнее слово»

- подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Радость - свет, печаль - ... (тьма).

Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).

Чтение - книги, пение - ... (песни).

Волки - лес, люди - ... (город).

Покой - движение, плен - ... (свобода).

Телефон - ухо, кино - ... (глаз).

Двор - ворота, дом - ... (дверь).

Весна - осень, рассвет - ... (закат).

Человек - платье, дерево — ... (листва).

При изучении темы «Имя существительное»

- Игра  «Слово в слове»
(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)

Смородина,  хлопушка,  гармошка,  ласточки,  стрекоза,  морозы, тапочки,  дорожки,  бабочка,  буквари,  радуга,  дорога,  платочки, огород,  олень, угроза,  камыши,  морозы,  дорога,  лесник, ягоды,  гвоздика,  победа,  погода, фасоль,  скрипка,  восток, забор.

Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы.

- Игра « Собери слова»

По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении: слова можно складывать из любых букв, только читайте их подряд, не пропуская.

- Игра « Анаграмма»

Не раз в оркестре я звучала, 
Мой голос струнный так певуч! 
Но «Ф» мое поставь с начала, 
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» — «фара».)


Вот вам - повозка, не телега, 
Но если в ней, взяв букву слева, 
Перенести на правый борт, 
То будет русских яблок сорт.
(Ответ:«Сани» - «анис».)


Приведу примеры использования дидактических игр на уроках обучения грамоте. 

1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель». 

1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый? 

2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место

можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д. 

2. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался. 

3. «Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их. 

4. «Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным. 

1в.: учитель – сыр, ученик – сок 

2в.: учитель – сыр, ученик – молоток 

3в.: учитель – кит, ученик – кино 

4в: учитель – кит, ученик – лента 

Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука. 

5в.: учитель – рука, ученик – река 

6в: учитель – рука, ученик – мясо 

7в.: учитель – вилка, ученик – вода 

8в.: учитель – вилка, ученик – молоко. 

5. «Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…). 

6. «Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит

букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные

пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача. 

7. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква. 

8. «Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д. 

Игра  «Буквенная  арифметика»

Описание: Ученикам предлагается выполнить действия с буквами и слогами и получить в результате слова.

 1) КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = …
  2) ЧЕРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = …
  3) ТОВАРНЫЙ – НЫЙ + ИЩИ = …
  4) ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = …
  5) КВА + РАК – АК + ТИРА = …
  6) КЕДР – ДР + РОСИНКА = …
  7) КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = …
  8) ЧАЩА – А + ОБА = …
  9) ШИНА – А + ЕЛЬ = …
10) ЕЖИ – И + Е + ВИКА = …
11) ТРЕЛЬ – Т + СЫР – Р = …
12) КОТ + ЁЛКА – КА = …
13) КАБАН – АН + ЛУК = …
14) КЛЕЙ – К + КА = …
15) КОРА – О + П + ИВА = …

Ответы:

  1) картофель
  2) чернослив
  3) товарищи
  4) частушки
  5) квартира
  6) керосинка
  7) коридор
  8) чащоба
  9) шинель
10) ежевика
11) рельсы
12) котёл
13) каблук
14) крапива

- Игра « Шарада»

- Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Ответ:«Бук-вы».)

-  Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица. (Ответ:«А-том».)

- Часть танца - слог мой первый,

Вино - мой слог второй,

На целом перевозят (Ответ:«Па-ром».)

 Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ:«За-дача».)

- Игра « Собери слова»

Собери слова из левой и правой  части.

 Ответы: самовар, телескоп, самолет, самоход, телевизор, телеграф, самокат, телемост, телефон, самосвал, самоцвет.


1. Игра «Внимание».

Оборудование: карточки с напечатанными словами у учителя.

Содержание игры: Учитель показывает карточку на несколько секунд, затем убирает. Дети должны сказать, что прочитали - ель, щель

- мех, смех

- лук, люк

- Что менялось в словах?

2. Игра «Угадай».

Оборудование: карточки с предложениями, в которых нет концов слов. Содержание игры: Дети выбирают карточку и пробуют прочитать предложение.

Например: Мы с пап сегод пош в ки.

3. Игра «Найди пару». Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках. Содержание игры: Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл. Например: Всякая дорога вдвоём веселей Друзья познаются в беде.

У одного с трудом, у двоих со смехом.)


4. Игра «Кораблекрушение». Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.

5. Игра «Найди слово в слове». Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово.

6. По опорным словам отгадать название рассказа.

Например: Курица, утёнок, собака («Пиковая Дама»)

Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)

Собака, хозяйка, щенки («Малька провинилась»)

7. Конкурс «Вспомни, кто написал». Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.

8. Игра «Откуда я?». Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.

9. Игра «Расскажи по картинке». В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам изученной темы. (Это иллюстрация к рассказу ... . Здесь изображены ... . Это тот отрывок рассказа, где происходит ... .)

10. Игра «Третий лишний». Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее. Например, обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Носова)

Рожь, пшеница, мука (пшеница не упоминалась в Фединой задаче)

11. Игра «Угадай название сказки». Учитель зачитывает отрывки из сказок. Учащиеся должны отгадать автора сказки и название, (команд может быть несколько)

Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы».

(Г.X. Андерсен «Дюймовочка»).




12. Игра «Продолжи стихотворение».

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

(На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.)



Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

(А зелень золотистая

На солнышке горит.)



Лёд идёт! Лёд идёт!

Вереницей длинной

(Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины)



На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

(И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий)



А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит струится маленький

Серебряный ручей)


13. Игра «Цветик - семицветик» по теме «Устное народное творчество»

Оборудование: цветик - семицветик, юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Содержание игры:

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, на нём подведём мы работы итог.

О жанрах, устного народного творчества поговорим.

И что же новое определим

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

А цветочек не простой -

В нём каждый лепесточек расписной.


Один ребёнок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикреплённая к ней. Учитель открывает лепесток с этим номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке.


Задание №1.

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.

«Детки - радость, детки же и горе»

«Вся семья вместе - так и душа на месте»

«Не тот отец - мать, кто родня, а тот, кто вспоил, вскормил да добру

научил»

Задание №2.

Прочитайте скороговорки

1)Пришёл Прокоп, кипит укроп,

И при Прокопе кипит укроп.

И ушёл Прокоп, кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

2) Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха -ха-ха-ха!


Задание №3

Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать!

Рассчитайтесь - ка, ребята,

Что в кружочке здесь стоят.

Катилось яблоко

Конь ретивый

Мимо сада.

С длинной гривой

Мимо сада,

Скачет по полям

Мимо града.

Тут и там.

Кто поднимет,

Где проскачет он,

Тот и выйдет!

Выходи вон.


Задание №4. Определите жанр:

Три - та - та, три - та - та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка - по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

- Ох ты, котик, котик,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!


Задание №5. - Что такое небылицы?

Придумайте небылицу с рифмой галка - палка.

Задание №6. - Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека?

  1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
  2. Два брюшка, четыре ушка.

Задание №7. Разгадайте кроссворд - и вы узнаете ещё один жанр устного народного творчества.

Накорми зайчика.

Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.

Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.

Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.

Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.

Быстро слово ищи.

Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить фонетическое значение слова с написанным.

Оборудование: текст букваря.

Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.

Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.

Поймай ошибку.

Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.

Оборудование: текст букваря.



Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.

Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках литературного чтения в начальной школе

Угадай последнее слово и запиши.

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и ... (ножи).

Не поедет без бензина                                                              

Наша быстрая ... (машина).

Стали звездочки кружиться,                                              

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки

 Не пушинки, а ... (снежинки).

Я от досады чуть не плачу —

 Не решается ... (задача).

 Захотели малыши

Поточить ... (карандаши)

 Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся ...

(мыши).

Я только нитки Отыщу

И змея в небо .. (запущу )                    

 Удивляется наш Сашка:

 — Блюдце есть, а где же ...  (чашка)?

В тетрадях по литературному чтению к каждому изучаемому произведениям имеются задания на развитие памяти, воображения, лексикона учащихся.

Например: Найди «лишнее слово»

- подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Радость - свет, печаль - ... (тьма).

Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).

Чтение - книги, пение - ... (песни).

Волки - лес, люди - ... (город).

Покой - движение, плен - ... (свобода).

Телефон - ухо, кино - ... (глаз).

Двор - ворота, дом - ... (дверь).

Весна - осень, рассвет - ... (закат).

Человек - платье, дерево — ... (листва).

При изучении темы «Имя существительное»

- Игра  «Слово в слове»
(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)

Смородина,  хлопушка,  гармошка,  ласточки,  стрекоза,  морозы, тапочки,  дорожки,  бабочка,  буквари,  радуга,  дорога,  платочки, огород,  олень, угроза,  камыши,  морозы,  дорога,  лесник, ягоды,  гвоздика,  победа,  погода, фасоль,  скрипка,  восток, забор.

Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы.

- Игра « Собери слова»

По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении: слова можно складывать из любых букв, только читайте их подряд, не пропуская.

- Игра « Анаграмма»

Не раз в оркестре я звучала, 
Мой голос струнный так певуч! 
Но «Ф» мое поставь с начала, 
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» — «фара».)


Вот вам - повозка, не телега, 
Но если в ней, взяв букву слева, 
Перенести на правый борт, 
То будет русских яблок сорт.
(Ответ:«Сани» - «анис».)


Приведу примеры использования дидактических игр на уроках обучения грамоте. 

1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель». 

1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый? 

2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе.

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе....

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач...

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактическая игра - хороший инструмент учителя для разнообразия урока, снятия напряжения и усталости учащихся, также могут являться инструментом выявления уровня усвоения материала....

Ролевые игры на уроках литературного чтения в начальной школе

laquo;Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах. Главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, является ...