конспект урока литературного чтения "Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин."
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_avramenko.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Предмет: литературное чтение
Тема: Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
УМК: «Школа России»
Технология: Технология проектного обучения
Цель урока: познакомить с биографией и творчеством художников- иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты:
• предметные: Развивать умение работать по плану,
развивать умение находить, анализировать информацию из текста;
• метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Оборудование: раздаточный материал: тексты, фотографии, ватман, компьютер, эл.доска
Ход урока
1 этап. Мотивационный
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2 этап. Постановка проблемы
Учебная задача для учителя: организация работы по постановке проблемы и целей урока.
Учебная задача для учащихся: Ребята, сегодня у нас необычный урок
Практическая задача: Чтобы успешно поработать на уроке, послушайте задание
Организация деятельности: Работать будем все вместе.
Содержание:
У: нам прислали письмо, послушайте что в нем говорится:
Здравствуйте, если вы читаете это письмо, значит у нас так и не получилось разрешить наш спор, вы должны помочь нам!
Миша считает, что картинки в книжках появляются сами, ведь как иначе на них так подробно нарисованы моменты текста! Но я считаю, что Миша абсолютно не прав! Иллюстрации для книжек берут из мультфильмов, но как же тогда появляются иллюстрации, если по книге мультфильма нет?
От первоклассников Маши и Миши
У: ребята, как вы думаете, сможем ли мы разобраться во всем и помочь Маше и Мише?
Д: сможем
У: как думаете, кто делает иллюстрации для книг?
Д: их рисуют художники
У: Совершенно верно, есть такая профессия – художник-иллюстратор. Давайте подумаем, что мы сегодня будем изучать на уроке?
Д: познакомимся с известными художниками-иллюстраторами
Контрольно-регулировочный компонент:
Контроль со стороны учителя: Следит за правильностью ответов
Контроль со стороны учащихся: Внимательно слушают ответы одноклассников
Оценочно-результативный компонент: Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с двумя знаменитыми иллюстраторами: И. Билибиным и В. Васнецовым
3 этап. Открытие нового знания
Учебная задача для учителя: познакомить учеников с понятием художники-иллюстраторы
Учебная задача для учащихся: Мы выяснили, чем будем заниматься на уроке. Нам нужно разобраться с тем, кто же такие художники иллюстраторы
Практическая задача: для этого поработаем с учебником
У: Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них вам больше всего понравились?
(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)
У: Попробуйте дать определение слова «иллюстрация». (Ответы детей.)
Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, помещенное в книге. Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.
У: Пролистайте страницы прочитанных сказок. Рассмотрите иллюстрации к ним. Кто их автор?
(Дети просматривают и замечают, что художники-иллюстраторы — И. Билибин и В. Васнецов.)
У: Откройте с. 35 учебника. Сравните картину В. Васнецова и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются?
Д: На картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» более объемное изображение, выделены главные герои, изображение более реалистичное
У: Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с заглавной буквы?
Д: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что на картине отражен только один эпизод сказки.
У: Хорошо, мы с вами проанализировали работы художников, но мы совершенно не знаем о их биографии
4 этап. Планирование работы
Учебная задача для учителя: организовать работу по выполнению проекта
Учебная задача для учащихся: Мы узнали кто такие художники иллюстраторы, теперь нам нужно познакомиться с их творчеством и биографией
Практическая задача: Чтобы познакомиться с биографией И. Билибина и В. Васнецова, вам нужно будет выполнить задание
Организация деятельности: Но знакомство у нас будет необычное, потому что не я буду рассказывать вам о них, а вы. Весь урок вы будете делать групповой проект, в котором расскажете о биографии каждого иллюстратора. Я разделю вас на две группы и каждая группа в конце урока представит свою стенгазету, и мы оценим ее по критериям.
Содержание:
У: У вас на партах лежат тексты, в них подробно описана биография иллюстратора, ваша задача выделить самую значимую информацию и оформить стенгазету, также я даю вам доступ к моему компьютеру, чтобы вы по очереди смогли найти нужные иллюстрации и фотографии, и мы вместе их распечатаем. Прежде чем приступить к работе, давайте составим план работы
План работы
- Внимательно прочитайте текст.
- Обсудите в группе какая информация самая важная
- Приступите к поиску иллюстраций и фотографий
- Подумайте, какие иллюстрации и фотографии вы будете использовать
- Продумайте оформление стенгазеты
- Оформите стенгазету
- Представьте свою стенгазету классу.
- Оцените свою работу.
У: отлично, мы составили план. Давайте выделим критерии для оценки
Д: Стенгазета должна быть красочной
Нужно использовать иного иллюстраций
Информация краткая и понятная
5 этап. Действия по по реализации плана
У: Отлично, мы с вами составили план и выделили критерии, теперь можете приступать к работе
(выполнение работы учащимися, представление их классу)
1группа : Это Виктор Васнецов – русский художник – живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Сначала Виктор Васнецов писал небольшие жанровые сценки из жизни бедного петербургского люда. Но это был еще не настоящий Васнецов. Лучшими работами художника стали те, которые он посвятил русской старине.
В. М. Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе Лопьял.
Здесь, в глуши уральских лесов, в будущем художнике пробудилась горячая любовь к народному искусству. «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины» - так писал о своем детстве Виктор Васнецов. В 1867 году он приехал в Петербург, а в 1868-м поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств. Затем он вышел из академии и сблизился с кружком Крамского, стал членом Товарищества передвижных выставок
В 1880 году появилась первая картина Васнецова на историческийтсюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами» по мотивам «Слова о полку Игореве». Вслед за ней Васнецов пишет «Аленушку» (Слайд 5), начинает «Ивана Грозного», а в 1898 году на Персональной выставке художника были впервые показаны «Богатыри», над которыми Васнецов работал свыше восемнадцати лет. Это был его наиболее плодотворный период творчества. Впечатление, произведенное этими картинами, было громадно. «Богатыри» стали высшим, не превзойденным выражением мощи, доблести, мудрости и миролюбия русского народа.
Кроме того, художник создал серию картин на темы русских сказок: «Баба-яга», «Кощей бессмертный» , «Царевна лягушка» , «Царевне Несмеяна», «Спящая царевна» , «Сивка-бурка», «Ковер-самолет».
2группа. Билибин Иван Яковлевич – русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Известность И. Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902) , «Марья Моревна» (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910).
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.
И. Я. Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название «билибинский», сделался популярным и породил немало подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что И. Я. Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины.
Контрольно-регулировочный компонент:
Контроль со стороны учителя: Следит за участием работы в группе каждого ученика, за правильностью выполнения работы.
Контроль со стороны учащихся: работают в группе, осуществляют взаимоконтроль
Оценочно-результативный компонент: Молодцы! Группы получились очень красочные стенгазеты. Мы сделаем выставку ваших работ.
6 этап. Фиксация результата
У: Итак, смогли ли мы разобраться с тем, кто такие художники-иллюстраторы?
Д: Да, мы узнали кто такие художники-иллюстраторы и познакомились с двумя знаменитыми художниками, узнали о их жизни и творчестве.
У: сможем ли мы помочь Маше и Мише?
Д: Да, надо рассказать им о художниках-иллюстраторах и о том, что они делают иллюстрации для книг.
7 этап. Рефлексия
У: Ребята, вы все сегодня очень хорошо поработали на уроке. Давайте вспомним цель нашего урока, достигли ли мы ее?
Д: Да, мы узнали о художниках-иллюстраторах
У: что мы делали, чтобы достичь цели?
Д: мы анализировали иллюстрации в учебнике и делали стенгазеты
У: совершенно верно, ответьте на вопросы:
Я на уроке узнал…
Мне было трудно…
Мне удалось…
Домашнее задание
Расскажите, какие книги еще иллюстрировали эти художники. Найдите в интернете, или в библиотеке еще названия книг, иллюстрации к которым они нарисовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"
Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём с...
Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"
Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....
конспект урока литературного чтения "Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин."
Конспект урока литературного чтения для 3 класса...