Конспект урока по теме "Образ лирического героя в стихотворении В.Я Брюсова «Опять сон»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель: Познакомить с образом лирического героя в стихотворении В.Я. Брюсова «Опять сон»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_chtenie_4.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Тема: Образ лирического героя в стихотворении В.Я Брюсова «Опять сон»
Цель: Познакомить с образом лирического героя в стихотворении В.Я. Брюсова «Опять сон»
Задачи:
- Образовательная: познакомить детей с творчеством поэта – символиста; учить наблюдать за словом, его подтекстом, многозначностью, красотой; за чувствами и переживаниями лирического героя; учить анализировать, сравнивать обобщать, делать выводи, формировать собственную точку зрения и отстаивать ее с помощью текста.
- Развивающая: развивать художественную образную речь, творческие способности учащихся, логическое мышление, воображение.
- Воспитательная: воспитывать культуру чтения, культуру речи, культуру общения друг с другом и учителем.
Тип урока: изучение нового материала
Система обучения: Школа России
Литература: Горецкий и Климанова 4 кл. 2ч. (учебник), методические рекомендации
Оборудование: проектор, ноутбук
Ход урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примеч. |
I.Орган. класса II. Сообщ. темы и целей. Повтор. Пройденного материала III. Изучение нового материала IV. Закрепление изуч. материала V. Итог урока VI. Домашнее задание | 1) Слово – приветствие. - Чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам исключить из представленных слов лишние буквы. Частбушрка, быюлисна, приобавутка - Какие слова получились? - Что вы можете сказать об этих жанрах? - Из букв, которые выпали из слов составьте фамилию поэта. - Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве замечательного поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1)Подготовка к восприятию. - Кто же такой этот поэт? Что вы о нем знаете? - Кстати, а вы знаете кто такие символисты? - Что же такое символ? - А какие символы знаете вы? - Символисты верили в существование 2 миров, считали тот мир идеальным, гармоничным. - Ребята, кто-нибудь знает, что такое альманах? - Посмотрите внимательно на портрет поэта. Каким он здесь изображен? 2) Первичное знакомство. - Мы сейчас прочитаем одно из замечательных произведений Валерия Яковлевича «Опять сон». Но прежде чем я начну, прочтите название и подумайте о чем, на ваш взгляд, пойдет речь? - К этому вопросу мы вернемся немного позже, а сейчас подумаем над тем, что означают слова ДЕБРИ и ГИППОПОТАМ - Объединитесь в группы по 4 человека. Каждая четверка получит отрывок из стихотворения, ваша задача – вставить пропущенные слова, которые на ваш взгляд сюда подходят. Как закончите поднимите глаза на меня и мы посмотрим, что у вас получилось. - Хорошо, сейчас я вам почитаю, а вы послушайте авторский вариант. Попробуйте представить ту картину, которую описывает поэт. Что в нем необычного? Каким представляется лирический герой? - Так что же необычного? Может вас что то удивило или поразило? - А вы представили самого лирического героя? Кстати, а кто такой лирический герой? 3) Вторичное чтение и литературоведческий анализ. - Сейчас, не мешая друг другу в полголоса, прочитайте это стихотворение, обратите внимание, как сложно читать это стихотворение. Я вам показала на собственном примере, да и вы сами уже в этом убедились, поэтому будьте внимательны. Посмотрите, где сделать паузу, какой должна быть интонация, когда закончите посмотрите на меня. - Ну а сейчас мы будем вместе читать, следить за развитием чувств и переживаний лирического героя, будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать ее с помощью текста. - Ребята, а вы умеете действовать как художники? Писатель, поэт, музыкант, живописец передают нам свое впечатление от чего либо. Они изображают то, что их вдохновляет, отображают свои чувства. А мы вообразим и оживим это впечатление. В нашей душе остается образ. Образ – это не сам предмет, а его след в душе. - Попробуем отобразить произведение с нашей точки зрения, как мы его видим. - Кто в произведении является лирическим героем? - Подумайте, что может сниться? Может вам снятся необычные сны? - Прочитайте первую строфу. Подумайте, почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует? - У вас на столах лежат карточки для характеристики лирического героя. Запишите характеристику, которую мы назвали. - Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент? - Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва? - Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему? - Давайте посмотрим, что происходит с лирическим героем во второй строфе. Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? - Какой прием использует поэт? - Как вы думаете, почему использовался этот прием? - Подумайте какие чувства вызывает у лирического героя гиппопотам? Как он к нему относится? Почему появляется этот персонаж? - Эти слова мы можем добавить к характеристике лирического героя? - Прочтите следующую строфу. Что на ваш взгляд необычного в этой строфе? - Что такое утес? - Предположите, почему лирический герой забирается на утес? - Как это характеризует героя? - Как вы думаете, что такое видение? - Читаем 4 строфу. Как вы понимаете выражение «огненный змей»? - Змей буквально переводится – ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ? - Как вы думаете лирический герой мог испытывать эти чувства? - Что такое закат? Когда он наблюдается? - Опишите его и то, какие чувства он вызывает. - Какими другими словами можно заменить слова «затмят» и «сея» - Как вы понимаете первые 2 строчки пятой строфы? Кстати, а кто такие карлики? - Как вы понимаете выражение «превращая ветви в угли»? - Как вы считаете какие чувства эта картина пробуждает у лирического героя? - Обратите внимание на то, что в 6 строфе мы вновь встречаемся с зеброй, только теперь она уже мчится. Возможно у вас есть предположения почему она мчится? - Почему на ваш взгляд лес тянется к реке? - Представьте себя на месте леса, что, по вашему мнению, он испытывает? - Можно ли приписать эти чувства лирическому герою? - Прочитайте последнюю строфу и подумайте, почему «хруст слышнее», почему лирическому герою страшно? - По вашему мнению, кто такие духи? - Как вы считаете кого лирический герой боится больше, духов или медведя? Почему? 4) Обобщение - Ребята в течении урока мы на карточке записывали слова характеристики. Теперь давайте дадим лирическому герою наиболее полную характеристику. - Какой же вывод мы можем сделать из стихотворения? Что хотел сказать поэт? - Помните в начале урока я просила по названию определить о чем пойдет речь. Кто сможет ответить на этот вопрос: Почему стихотворение называется «Опять сон»? 1) Мысленное рисование картины. - Сейчас я включу музыкальный фрагмент, а вы закройте глаза и попробуйте представить картину, которую выдел перед собой лирический герой. 2) Оценочное чтение стихотворения. - А теперь кто рискнет прочитать стихотворение так, чтобы передать всю гамму чувств и переживаний лирического героя. - А оценивание будет происходить согласно критериям оценки. 1. Культура произношения 2. Дикция 3. Интонационное богатство - С каким автором мы познакомились сегодня на уроке? -Что вы запомнили из его биографии? - С каким его произведением мы работали в течении всего урока? - На дом вам дается 3 вида творческих заданий, выберите то, которое вам больше всего понравится и выполните его. 1. Рисование иллюстраций к стихотворению 2. Сочинение устного рассказа от имени льва к зебре. 3. Сочинение устного рассказа о лирическом герое. | - частушка, былина, прибаутка. - Жанры устного народного творчества. - Былина - от слова быль. это повествование о событиях, которые были давно. Частушка - это короткая рифмованная песенка, состоящая из четырех строк и исполняемая более быстро, чем протяжная песня. Прибаутки - это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания. - Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Писать стихи он начал уже в 8 лет. Уже в студенческие годы он заявляет о себе, как о поэте нового направления- символизма: издал сборник «Русские символисты» - Те, кто в своих стихах используют слова-символы. -Опознавательный знак, примета. - Солнце – жизнь, тепло, счастье, радость. Звезда – рождение нового человека. - В 1899г. Брюсов стал одним из организаторов московского издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Под его руководством создается альманах «Северные цветы», с выходом которого символизм оформился, как самостоятельное течение. - Сборник произведений, посвященных одной теме. - Брюсов организовал высший литературно-художественный институт. Умер Валерий Яковлевич 9 октября 1924г. в Москве. - Статный, интеллигентный, задумчивый. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот - Лирический герой – тот, кто наблюдает, делится своими впечатлениями, чувствами, переживаниями. - лирический герой – сам автор. - Дебри – это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее. - Восторг, удивление, восхищение. - Хитрый, осторожный, решительный, стремительный, наблюдательный - Осторожный, т.к. не приближается ко льву; решительный и стремительный – он поставил перед собой цель и хочет ее достичь: наблюдательный – замечает все, что делает лев. - о человеке. - олицетворение - Символисты верили в то, что природа живая. - Чувство гордости за природу, восторг и восхищение ее силой, мощью обитателей леса. - да -гора - Возможно потому, что здесь безопасно, а может потому, что с утеса лучше видно. - Внимательный, наблюдательный, предусмотрительный, осторожный. - что-то несуществующее; то, что кажется. - страх, опасность, отвращение - Закат – это явление природы. Наблюдается он вечером. - Красота, предвосхищение. - Заслонят, закроют; бросая - Маленькие люди. Возможно здесь автор имеет ввиду гномов, которые выходят из камней. - Сжигая, уничтожая все живое. -Чувство жалости к природе, сожаления, чувство боли, что такая красота погибает. - Возможно она мчится от пожара, ото льва. - Мы говорили об огненном змее, который взлетел и сыплет искры, возможно лес тянется реке, чтобы затушить пожар. - Нестерпимую боль, боязнь, грусть, отчаянье. - Можно, так как он жалеет природу. Хруст слышнее, так как все стихло, лес в ожидании чего то, в напряжении и от этой тишины герою не по себе. - Духи – души умерших людей. - Медведя, так как духи ничего не сделают. Любит жизнь и природу Живет в гармонии с природой Испытывает восторг от увиденного, удивление Чувство гордости за красоту родной природы Человек эмоциональный, благородный, добрый, отзывчивый, щедрый, решительный, наблюдательный, стремительный, осторожный, испытывает чувство жалости к природе. - Мир очень интересен, богат, таинственен, очень важно уметь восторгаться, восхищаться им, задумываться, что происходит в природе, беречь ее. - Здесь лирический герой говорит и о духах, и о огненном змее, о карликах, об африканских животных и о медведе. Он видит сразу несовместимые вещи, а такое бывает только во сне. | слайды № 2-3 ФИО, годы жизни, портрет слайд № 4 Сообщение ребенка Сообщение Слайды № 5-6 Карточки с отрывками Читает учитель Дети читают Запись на карточках Запись на карточках Запись на карточках Запись на карточках Запись на карточках Запись на карточках Муз. фрагмент Слайд № 7 Слайд № 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»
Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса....
Конспект урока литературного чтения "Рождение красоты в стихотворении С. А. Есенина "Берёза".
Представлен конспект урока по литературному чтению, на котором дети выясняют, как рождается красота в стихотворении Есенина "Берёза"....
Образ лирического героя в стихотворении В. Брюсова "Опять сон"
Представленные материалы позволяют расширить словарный запас детей, формируют грамотную речь. На уроке дети учатся анализировать, обобщать, формируется собственная точка зрения....
Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...