Урок внеклассного чтения в 3 классе на тему «Суд над литературным героем» (по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»)
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка относится к жанру литературная сказка про животных, это большое по объёму произведение, в нём четыре части, на изучение сказки отводится 4 часа.  Главными героями являются животные: старая Утка, Селезень, Серая шейка, Лиса, Заяц, в котором изображаются характеры героев.

Аллегория и антропоморфизм сказки Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_chteniya.docx229.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 3 классе на тему «Суд над литературным героем»

(по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»)

        К этому уроку ребята готовились заранее: прочитали сказку, проанализировали ее, рассмотрели образы главных героев, решили проинсценировать сказку, распределили между собой роли.

Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка относится к жанру литературная сказка про животных, это большое по объёму произведение, в нём четыре части, на изучение сказки отводится 4 часа.  Главными героями являются животные: старая Утка, Селезень, Серая шейка, Лиса, Заяц, в котором изображаются характеры героев.

Аллегория и антропоморфизм сказки Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам.

Цель урока: в ходе процесса раскрыть качества характера каждого героя, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков.

Задачи:

  1. Познакомить детей с авторской сказкой.
  2. Развивать творческие способности, речь, умение классифицировать и обобщать;
  3. Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения.

Ход урока-заседания

Вступительное слово учителя: 

- Дорогие ребята, сегодня мы проводим необычный урок, а урок-суд над литературным героем Лисой. Прошу всех настроится, и отлично сыграть свои роли.

- Прошу всех встать, суд идет!

Судья:  Сегодня суд слушает дело по обвинению Лисы.

 Лиса – очень осторожный и смышленый зверь, она легко уходит от погони, искусно запутывая следы и прибегая ко всяким уловкам. У нее хорошее обоняние и слух, благодаря которым она легко обнаруживает свою добычу. Предана суду по обвинению в причинении телесных повреждений и покушении на жизнь. Слово предоставляется обвинению.

Прокурор: Преследования Серой Шейки   еще начались с весны, Лиса подкралась к выводку и схватила утенка, но старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным. Покушения на жизнь продолжились с приходом холодов.

Судья: Нами получены вещественные доказательства – видео-ролик и фотографии, давайте посмотрим их (просмотр 2 минуты). Итак, факт покушения на лицо, продолжим разбирательство. (В зал приглашается мать и отец Серой Шейки)

Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)

Представьтесь.

Мать: Старая утка. Селезень.

Адвокат: Расскажите, почему вы оставили свою дочь одну?

Мать: С приходом холодов, все птицы собирались в дорогу. Только мой муж никуда не торопился. Я на него рассердилась. Я обвинила его, что ему до детей и дела нет. Только и думает о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом… Смотреть-то даже противно! Я плакала.

– Мне даже и подумать было страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну. Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть… Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Я даже сказала мужу, что останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе…

Адвокат: И что же сделали вы, селезень?

Селезень: Сказал жене, чтобы она не ворчала. Ведь я ничего не говорю, что у неё такой неприятный характер. У всякого есть свои недостатки… Я не виноват, что гусь – глупая птица и поэтому нянчится со своим выводком. Вообще мое правило – не вмешиваться в чужие дела. Зачем? Пусть всякий живет по-своему.

Я люблю серьезные рассуждения, причем оказывалось как-то так, что именно я, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех. Когда жена меня упрекнула, что я не забочусь о Серой Шейке. Я ей ответил: «Что же я могу поделать, если она не может летать? Я не виноват…»

Я всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, я тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, – жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи просто. Я жалел жену, что она так беспокоится, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, – ведь все равно она должна погибнуть зимою.

Мать: Ввиду близившейся разлуки, я относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Я пообещала ей, что мы вернемся и опять будем жить все вместе. Для утешения я ей рассказала несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму, что я была лично знакома с двумя такими парами.

Мне нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Я старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как мне было жаль милой, бедненькой Серой Шейки!.. Других детей я теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и мне казалось, что я даже совсем их не люблю.

Перед отлетом, я не спала всю ночь – это была последняя ночь, которую я проводила вместе с Серой Шейкой. Я ей посоветовала держаться вон около берега, где в реку сбегает ключик. Там вода не замерзнет целую зиму…

У меня всё сердце изболелось за бедную Серую Шейку. Несколько раз я решала про себя, что останусь; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?.. И тут главный вожак скомандовал. – Трогай! И стая поднялась разом вверх.

Судья: В зал приглашается потерпевшая Серая Шейка.

Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)

Представьтесь.

Уточка: Серая Шейка. Господин судья, господа присяжные заседатели. Хочу засвидетельствовать тот факт, что Лиса стала виновником покушения на мою жизнь. Пусть она ответит за свое преступление.

Прокурор: Ваша честь, могу ли я задать вопросы обвинителю? (Да)

Расскажите о Лисе. Когда вы с ней познакомились?

Уточка: Впервые мы познакомились еще весной, когда она подкралась к нашему гнезду и хотела меня утащить, тогда меня спасла мама. Но крылышко, она мне все же повредила, и я не смогла полететь со всеми в теплые края.

Адвокат: Вы знали, что лиса опять будет на вас покушаться? Догадывались о последствиях?

Уточка: Нет.

Адвокат: Явился ли отлет вашей семьи для вас ударом?

Уточка: Да. Я заливалась слезами, думала, что я совсем одна. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса меня съела…»

Адвокат: А что изменилось в вашей жизни после того, как все улетели?

Уточка: Я познакомилась с зайцем.

Адвокат: Как вы с ним познакомились?

Уточка. Скучно мне было одной, и я всё думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про меня? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем.  Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы. И я со скуки забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем выкатил Заяц.

Адвокат: Ваше отношение к зайцу.

Уточка: Мы с ним стали друзьями.  Заяц был такой же беззащитный, как и я, и спасал свою жизнь постоянным бегством.

Адвокат: У меня больше нет вопросов к Серой Шейке.

Судья: Присаживайтесь.

Адвокат: Ваша честь, прошу пригласить в зал суда следующего свидетеля. Зайца.

(В зал приглашается Заяц)

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Заяц: Заяц.

Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)

Адвокат: Что вы можете сказать Лисе?

Заяц: Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается…

Адвокат: Вы предупреждали Серую шейку об опасности?

Заяц: Да. Я говорил, ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает… Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмешь и нырнешь в воду. А я постоянно дрожу со страху… У меня кругом враги. Летом еще можно спрятаться куда-нибудь, а зимой всё видно.

Прокурор: Расскажите, что вы видели, когда река замерзла и осталась лишь полынья.

Заяц: Я видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем. Я слышал, что она ей говорила: «Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду… Я не спесива…»  Я видел, что Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. Думаю, у Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила: «Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лед! А, впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам…»

         И Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно, в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней, она говорила: «Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем… Выходи лучше сама».

Адвокат: И почему же она ее не съела?

Заяц: По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку, когда полынья замерзла бы совсем, но случилось иначе. Я  всё видел своими собственными косыми глазами.

Дело было утром. Я выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, доколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки весело.

– Братцы, берегись! – крикнул кто-то.

Действительно, опасность была на носу. На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался на лыжах совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить. Он даже прицелился из ружья, но мы его заметили и кинулись в лес как сумасшедшие.

Адвокат: Ваша честь, пригласите в зал суда, охотника Акинтича.

(В зал суда приглашается охотник Акинтич)

Судья. Как вы оказались в лесу?

Старичок.  Я охотник. … И старуха мне вон как наказывала: «Ты смотри, старик, без шубы не приходи!» А зайцы – разбежались…
Я конечно рассердился. Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мерзнуть же ей… Вы Акинтича не обманете, сколько ни бегайте. Акинтич-то похитрее будет. Я пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Я порядком измучился, обругал лукавых зайцев и присел на берегу реки отдохнуть.

Адвокат: Что вы сделали после того как зайцы разбежались?

Старичок: Я подумал вслух «Эх, старуха, старуха, убежала наша шуба!» Ну, вот отдохну и пойду искать другую. Сижу, горюю, а тут, глядь, – Лиса по реке ползет, – так и ползет, точно кошка. «Э-э-э, вот так штука!» – обрадовался я. К старухиной-то шубе воротник сам ползет… Видно, пить захотела, а то, может, и рыбки вздумала половить. Мои глаза видели плохо, и из-за Лисы я не замечали утки. Я соображал, прицеливаясь в Лису: «Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить». А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется… Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь».

Я долго прицеливался, выбирая место в будущем воротнике. Наконец я выстрелил. Сквозь дым от выстрела я видел, как что-то метнулось на льду, и я со всех ног кинулся к полынье. По дороге я два раза упал, а когда добежал до полыньи, только руками развел: воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная уточка.

Адвокат: Вы были удивлены?

Старичок: Я ахнул, разводя руками!  Вот так штука! В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась… Ну и хитёр зверь! Но Серая Шейка мне объяснила, что лиса убежала, и что она не могла улететь вместе с другими. У нее одно крылышко попорчено…

Адвокат: Какое решение вы приняли?

Старичок: Я подумал-подумал, покачал головой и решил, что отнесу ее внучкам.       Я добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. И направился домой думая, что старухе я ничего не скажу. Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное – внучки обрадовались…

Адвокат: Господин судья. Я считаю, что лиса все же не виновна и поэтому для ее защиты, в зал суда приглашается зоолог.

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Зоолог: Зоолог.

Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)

Адвокат: Какие сведения вы можете дать о  Лисе?

Зоолог: Лиса представляет отряд хищных млекопитающих и входят в семейство псовых, являясь близкой родственницей волков и собак. Она обладают небольшим размерам, её рост не превышает 50 см, а вес колеблется от 6 до 10 кг. Лиса обладает красивой, эффектной внешностью. Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается очень разнообразными кормами. Среди употребляемой пищи выявлено более 400 видов животных и нескольких десятков видов растений. Повсеместно основу питания составляют мелкие грызуны, главным образом полевые. Тонкие длинные челюсти с острыми зубами идеально приспособлены для их ловли. Можно утверждать, что от числа и доступности грызунов в значительной мере зависит состояние популяции этого хищника. Особенно это относится к зимнему периоду, когда лисица живёт в первую очередь охотой на полёвок: учуяв под снежным покровом грызуна, зверь прислушивается к его пискам или шорохам, а затем быстрыми прыжками ныряет под снег или разбрасывает его лапами, пытаясь поймать добычу. Этот способ охоты получил название мышкование.

Более крупные млекопитающие, в частности, зайцы, играют в питании много меньшую роль, хотя в некоторых случаях лисицы ловят их целеустремлённо (особенно зайчат), а во время заячьего мора могут поедать и трупы. Птицы не так важны, как грызуны, хотя этот хищник никогда не упустит случая поймать птицу, оказавшуюся на земле (от мелких до крупных, вплоть до уток, гусей и глухарей), а также уничтожить кладку яиц или нелетающих птенцов. Похищает и домашних птиц, но, по наблюдениям зоологов, делает это намного реже, чем принято считать.

Прокурор: Лиса хищница. Если бы не охотник, она стала бы убийцей Серой Шейки!

Адвокат: Я протестую! Вина моего подзащитного еще не доказана!

Прокурор: Ваша честь, прошу пригласить в зал суда независимого эксперта: ученика 3 класса прочитавшего эту сказку.

(В зал суда приглашается ученик Горностаев Глеб)

Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да) Что вы можете сказать о героях?

Ученик Горностаев Глеб: В сказке "Серая шейка" именно из-за нападения лисы молодая утка повредила крыло, и только благодаря смелости матери осталась в живых, но летать из-за травмы не могла. Шейка осталась зимовать на водоеме, в месте которое благодаря ручью не замерзает, и там ее обнаружила лиса. Утка была легкой добычей для хищника, если лед станет везде, но сначала лиса попробовала выманить жертву лаской и добротой. Она рассказала, что молва о ней не правдива, но Серая Шейка не поверила. Потом лиса начала приходить каждый день и ждать, когда лед перестанет быть тонким, и пленница станет ее легкой добычей, но коварные замыслы сломал случайный охотник спасший утку. В этой сказке лису можно охарактеризовать как лживого, хитрого, но терпеливого и осторожного отрицательного персонажа. 
Прокурор: Ваша честь, разрешите пригласить в зал суда еще одного независимого эксперта: ученика 3 класса прочитавшего эту сказку.

Ученица Кускова Ульяна: Очень хорошая и добрая сказа со счастливым концом. Я очень переживала о судьбе Серой шейки, мне было ее очень жаль. Мне понравилось, что лиса осталась ни с чем, и над ней даже зайцы смеялись.

Судья: Есть ли дополнения у адвоката, а у прокурора?

Судья: Понятно. Вам, подсудимая, предоставляется последнее слово. Клянитесь говорить только правду и ничего, кроме правды.

Лиса: Да, клянусь. Я всегда могу спасти себя и найти выгоду от своей хитрости.

И хотя я часто добиваюсь своей цели хитростью, но иногда тоже бываю наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках мой образ даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Я в русских сказках, иногда, принадлежу к положительному образу, меня часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит мой типичный характер - хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: «Хитрость – второй ум». «Простота хуже воровства» и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: «На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся»; «Льстец под словами – змей под цветами» и т. д.     Я вас прошу: не судите меня строго… У меня все.

Адвокат: Да, моя подзащитная не идеальна, не лишена, как, впрочем, и все, недостатков. Но несмотря на то что она рыжая плутовка, она одна из любимых и популярных героинь народных сказок. За свою ловкость, изворотливость и находчивость она вызывает симпатии читателей. Однако, она не всегда положительный персонаж. Ей так же присущи наглость, лицемерие и предательство.
         Читая сказки про лису, становится понятно, что народ осуждал в себе и в обществе. На примере лисы и других животных высмеивались хвастовство, глупость, лесть и жестокость. Она не виновна.

Суд удаляется на совещание. После возвращения зачитывается приговор.

Судья: Именем закона Российской Федерации суд, рассмотрев дело по обвинению Лисы в покушении на убийство Серой Шейки и причинении вреда здоровью, решил:

1. Лиса  виновна в совершении преступления, но так как Серая Шейка осталась жива, назначить ей условно, меру пресечения.

2. Также суд установил обстоятельства, смягчающие вину Лисы: она хищник, ей нужно питание, так же народ в сказках изображает ее плутовкой.

3. Исходя из вышеуказанного, суд применяет к Лисе следующую меры – оставить в сказках, так как произведение направлено на воспитание у читателей чувства доброты и милосердия.

Автор показывает, что в любой ситуации нужно продолжать бороться, даже если совершенно нет сил и шансов выжить. Чтобы существовать и добиваться успехов, необходимо быть сильным и смелым человеком, готовым пройти все жизненные трудности и испытания.
4. Приговор считать основательным, привести в исполнение, обжалованию не подлежит!!!

         

Так закончился наш урок. Дети остались в раздумье: виновен или не виновен, но голосование в своём большинстве посчитало приговор суда справедливым и героя невиновным. Спасибо всем за участие. Хочется добавить, что сказка «Серая Шейка» поднимает вечную тему добра и зла. Д. Н. Мамин-Сибиряк показывает, что добро всегда побеждает зло. Добрый поступок старика, который помог Серой Шейке, спасает ее от злого хищника, охотившегося на главную героиню.

Приложение 1.

  1. Старая Утка добрая, заботливая, сопереживает дочери, но ничем не может ей помочь.
  2. Селезень равнодушный эгоист:
  3. Заяц трусливый,  добрый
  4. Лиса хитрая и ценичная.
  5. Добродушный старичок Акинтич друг и защитник природы
  6. Независимые эксперты (ученики 3 класса)
  7. Судья
  8. Прокурор
  9. Адвокат

Приложение 2.

Серая шейка - картинка 6

Серая шейка - картинка 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

Литературная викторина по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Литературная викторина по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Урок внеклассного чтения 2 класс "Любимые сказки А.С.Пушкина"

Материал учебного занятия по внеклассному чтению: презентация, проектная деятельность обучающихся, связь с уроками "Технология",тема:  "Работа на компьютере"....

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела».

Интегрированный  урок  внеклассного чтения и музыки  по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня  к Победе вела». 4 класс...

Конспект урока по чтению 2 класс на тему "Сказка «Кашица из топора»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний о жанре бытовая сказкаПланируемые результаты:Предметные: знать, что такое бытовая сказка уметь находить признаки бытовой сказки Личнос...