Урок внеклассного чтения в 3 классе на тему «Суд над литературным героем» (по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»)
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка относится к жанру литературная сказка про животных, это большое по объёму произведение, в нём четыре части, на изучение сказки отводится 4 часа. Главными героями являются животные: старая Утка, Селезень, Серая шейка, Лиса, Заяц, в котором изображаются характеры героев.
Аллегория и антропоморфизм сказки Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_chteniya.docx | 229.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 3 классе на тему «Суд над литературным героем»
(по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»)
К этому уроку ребята готовились заранее: прочитали сказку, проанализировали ее, рассмотрели образы главных героев, решили проинсценировать сказку, распределили между собой роли.
Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка относится к жанру литературная сказка про животных, это большое по объёму произведение, в нём четыре части, на изучение сказки отводится 4 часа. Главными героями являются животные: старая Утка, Селезень, Серая шейка, Лиса, Заяц, в котором изображаются характеры героев.
Аллегория и антропоморфизм сказки Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам.
Цель урока: в ходе процесса раскрыть качества характера каждого героя, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков.
Задачи:
- Познакомить детей с авторской сказкой.
- Развивать творческие способности, речь, умение классифицировать и обобщать;
- Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения.
Ход урока-заседания
Вступительное слово учителя:
- Дорогие ребята, сегодня мы проводим необычный урок, а урок-суд над литературным героем Лисой. Прошу всех настроится, и отлично сыграть свои роли.
- Прошу всех встать, суд идет!
Судья: Сегодня суд слушает дело по обвинению Лисы.
Лиса – очень осторожный и смышленый зверь, она легко уходит от погони, искусно запутывая следы и прибегая ко всяким уловкам. У нее хорошее обоняние и слух, благодаря которым она легко обнаруживает свою добычу. Предана суду по обвинению в причинении телесных повреждений и покушении на жизнь. Слово предоставляется обвинению.
Прокурор: Преследования Серой Шейки еще начались с весны, Лиса подкралась к выводку и схватила утенка, но старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным. Покушения на жизнь продолжились с приходом холодов.
Судья: Нами получены вещественные доказательства – видео-ролик и фотографии, давайте посмотрим их (просмотр 2 минуты). Итак, факт покушения на лицо, продолжим разбирательство. (В зал приглашается мать и отец Серой Шейки)
Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)
Представьтесь.
Мать: Старая утка. Селезень.
Адвокат: Расскажите, почему вы оставили свою дочь одну?
Мать: С приходом холодов, все птицы собирались в дорогу. Только мой муж никуда не торопился. Я на него рассердилась. Я обвинила его, что ему до детей и дела нет. Только и думает о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом… Смотреть-то даже противно! Я плакала.
– Мне даже и подумать было страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну. Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть… Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Я даже сказала мужу, что останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе…
Адвокат: И что же сделали вы, селезень?
Селезень: Сказал жене, чтобы она не ворчала. Ведь я ничего не говорю, что у неё такой неприятный характер. У всякого есть свои недостатки… Я не виноват, что гусь – глупая птица и поэтому нянчится со своим выводком. Вообще мое правило – не вмешиваться в чужие дела. Зачем? Пусть всякий живет по-своему.
Я люблю серьезные рассуждения, причем оказывалось как-то так, что именно я, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех. Когда жена меня упрекнула, что я не забочусь о Серой Шейке. Я ей ответил: «Что же я могу поделать, если она не может летать? Я не виноват…»
Я всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, я тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, – жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи просто. Я жалел жену, что она так беспокоится, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, – ведь все равно она должна погибнуть зимою.
Мать: Ввиду близившейся разлуки, я относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Я пообещала ей, что мы вернемся и опять будем жить все вместе. Для утешения я ей рассказала несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму, что я была лично знакома с двумя такими парами.
Мне нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Я старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как мне было жаль милой, бедненькой Серой Шейки!.. Других детей я теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и мне казалось, что я даже совсем их не люблю.
Перед отлетом, я не спала всю ночь – это была последняя ночь, которую я проводила вместе с Серой Шейкой. Я ей посоветовала держаться вон около берега, где в реку сбегает ключик. Там вода не замерзнет целую зиму…
У меня всё сердце изболелось за бедную Серую Шейку. Несколько раз я решала про себя, что останусь; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?.. И тут главный вожак скомандовал. – Трогай! И стая поднялась разом вверх.
Судья: В зал приглашается потерпевшая Серая Шейка.
Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)
Представьтесь.
Уточка: Серая Шейка. Господин судья, господа присяжные заседатели. Хочу засвидетельствовать тот факт, что Лиса стала виновником покушения на мою жизнь. Пусть она ответит за свое преступление.
Прокурор: Ваша честь, могу ли я задать вопросы обвинителю? (Да)
Расскажите о Лисе. Когда вы с ней познакомились?
Уточка: Впервые мы познакомились еще весной, когда она подкралась к нашему гнезду и хотела меня утащить, тогда меня спасла мама. Но крылышко, она мне все же повредила, и я не смогла полететь со всеми в теплые края.
Адвокат: Вы знали, что лиса опять будет на вас покушаться? Догадывались о последствиях?
Уточка: Нет.
Адвокат: Явился ли отлет вашей семьи для вас ударом?
Уточка: Да. Я заливалась слезами, думала, что я совсем одна. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса меня съела…»
Адвокат: А что изменилось в вашей жизни после того, как все улетели?
Уточка: Я познакомилась с зайцем.
Адвокат: Как вы с ним познакомились?
Уточка. Скучно мне было одной, и я всё думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про меня? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы. И я со скуки забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем выкатил Заяц.
Адвокат: Ваше отношение к зайцу.
Уточка: Мы с ним стали друзьями. Заяц был такой же беззащитный, как и я, и спасал свою жизнь постоянным бегством.
Адвокат: У меня больше нет вопросов к Серой Шейке.
Судья: Присаживайтесь.
Адвокат: Ваша честь, прошу пригласить в зал суда следующего свидетеля. Зайца.
(В зал приглашается Заяц)
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Заяц: Заяц.
Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)
Адвокат: Что вы можете сказать Лисе?
Заяц: Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается…
Адвокат: Вы предупреждали Серую шейку об опасности?
Заяц: Да. Я говорил, ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает… Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмешь и нырнешь в воду. А я постоянно дрожу со страху… У меня кругом враги. Летом еще можно спрятаться куда-нибудь, а зимой всё видно.
Прокурор: Расскажите, что вы видели, когда река замерзла и осталась лишь полынья.
Заяц: Я видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем. Я слышал, что она ей говорила: «Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду… Я не спесива…» Я видел, что Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. Думаю, у Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила: «Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лед! А, впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам…»
И Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно, в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней, она говорила: «Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем… Выходи лучше сама».
Адвокат: И почему же она ее не съела?
Заяц: По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку, когда полынья замерзла бы совсем, но случилось иначе. Я всё видел своими собственными косыми глазами.
Дело было утром. Я выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, доколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки весело.
– Братцы, берегись! – крикнул кто-то.
Действительно, опасность была на носу. На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался на лыжах совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить. Он даже прицелился из ружья, но мы его заметили и кинулись в лес как сумасшедшие.
Адвокат: Ваша честь, пригласите в зал суда, охотника Акинтича.
(В зал суда приглашается охотник Акинтич)
Судья. Как вы оказались в лесу?
Старичок. Я охотник. … И старуха мне вон как наказывала: «Ты смотри, старик, без шубы не приходи!» А зайцы – разбежались…
Я конечно рассердился. Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мерзнуть же ей… Вы Акинтича не обманете, сколько ни бегайте. Акинтич-то похитрее будет. Я пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Я порядком измучился, обругал лукавых зайцев и присел на берегу реки отдохнуть.
Адвокат: Что вы сделали после того как зайцы разбежались?
Старичок: Я подумал вслух «Эх, старуха, старуха, убежала наша шуба!» Ну, вот отдохну и пойду искать другую. Сижу, горюю, а тут, глядь, – Лиса по реке ползет, – так и ползет, точно кошка. «Э-э-э, вот так штука!» – обрадовался я. К старухиной-то шубе воротник сам ползет… Видно, пить захотела, а то, может, и рыбки вздумала половить. Мои глаза видели плохо, и из-за Лисы я не замечали утки. Я соображал, прицеливаясь в Лису: «Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить». А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется… Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь».
Я долго прицеливался, выбирая место в будущем воротнике. Наконец я выстрелил. Сквозь дым от выстрела я видел, как что-то метнулось на льду, и я со всех ног кинулся к полынье. По дороге я два раза упал, а когда добежал до полыньи, только руками развел: воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная уточка.
Адвокат: Вы были удивлены?
Старичок: Я ахнул, разводя руками! Вот так штука! В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась… Ну и хитёр зверь! Но Серая Шейка мне объяснила, что лиса убежала, и что она не могла улететь вместе с другими. У нее одно крылышко попорчено…
Адвокат: Какое решение вы приняли?
Старичок: Я подумал-подумал, покачал головой и решил, что отнесу ее внучкам. Я добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. И направился домой думая, что старухе я ничего не скажу. Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное – внучки обрадовались…
Адвокат: Господин судья. Я считаю, что лиса все же не виновна и поэтому для ее защиты, в зал суда приглашается зоолог.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Зоолог: Зоолог.
Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да)
Адвокат: Какие сведения вы можете дать о Лисе?
Зоолог: Лиса представляет отряд хищных млекопитающих и входят в семейство псовых, являясь близкой родственницей волков и собак. Она обладают небольшим размерам, её рост не превышает 50 см, а вес колеблется от 6 до 10 кг. Лиса обладает красивой, эффектной внешностью. Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается очень разнообразными кормами. Среди употребляемой пищи выявлено более 400 видов животных и нескольких десятков видов растений. Повсеместно основу питания составляют мелкие грызуны, главным образом полевые. Тонкие длинные челюсти с острыми зубами идеально приспособлены для их ловли. Можно утверждать, что от числа и доступности грызунов в значительной мере зависит состояние популяции этого хищника. Особенно это относится к зимнему периоду, когда лисица живёт в первую очередь охотой на полёвок: учуяв под снежным покровом грызуна, зверь прислушивается к его пискам или шорохам, а затем быстрыми прыжками ныряет под снег или разбрасывает его лапами, пытаясь поймать добычу. Этот способ охоты получил название мышкование.
Более крупные млекопитающие, в частности, зайцы, играют в питании много меньшую роль, хотя в некоторых случаях лисицы ловят их целеустремлённо (особенно зайчат), а во время заячьего мора могут поедать и трупы. Птицы не так важны, как грызуны, хотя этот хищник никогда не упустит случая поймать птицу, оказавшуюся на земле (от мелких до крупных, вплоть до уток, гусей и глухарей), а также уничтожить кладку яиц или нелетающих птенцов. Похищает и домашних птиц, но, по наблюдениям зоологов, делает это намного реже, чем принято считать.
Прокурор: Лиса хищница. Если бы не охотник, она стала бы убийцей Серой Шейки!
Адвокат: Я протестую! Вина моего подзащитного еще не доказана!
Прокурор: Ваша честь, прошу пригласить в зал суда независимого эксперта: ученика 3 класса прочитавшего эту сказку.
(В зал суда приглашается ученик Горностаев Глеб)
Судья: Клянетесь ли вы говорить правду и только правду? (Да) Что вы можете сказать о героях?
Ученик Горностаев Глеб: В сказке "Серая шейка" именно из-за нападения лисы молодая утка повредила крыло, и только благодаря смелости матери осталась в живых, но летать из-за травмы не могла. Шейка осталась зимовать на водоеме, в месте которое благодаря ручью не замерзает, и там ее обнаружила лиса. Утка была легкой добычей для хищника, если лед станет везде, но сначала лиса попробовала выманить жертву лаской и добротой. Она рассказала, что молва о ней не правдива, но Серая Шейка не поверила. Потом лиса начала приходить каждый день и ждать, когда лед перестанет быть тонким, и пленница станет ее легкой добычей, но коварные замыслы сломал случайный охотник спасший утку. В этой сказке лису можно охарактеризовать как лживого, хитрого, но терпеливого и осторожного отрицательного персонажа.
Прокурор: Ваша честь, разрешите пригласить в зал суда еще одного независимого эксперта: ученика 3 класса прочитавшего эту сказку.
Ученица Кускова Ульяна: Очень хорошая и добрая сказа со счастливым концом. Я очень переживала о судьбе Серой шейки, мне было ее очень жаль. Мне понравилось, что лиса осталась ни с чем, и над ней даже зайцы смеялись.
Судья: Есть ли дополнения у адвоката, а у прокурора?
Судья: Понятно. Вам, подсудимая, предоставляется последнее слово. Клянитесь говорить только правду и ничего, кроме правды.
Лиса: Да, клянусь. Я всегда могу спасти себя и найти выгоду от своей хитрости.
И хотя я часто добиваюсь своей цели хитростью, но иногда тоже бываю наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках мой образ даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.
Я в русских сказках, иногда, принадлежу к положительному образу, меня часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит мой типичный характер - хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: «Хитрость – второй ум». «Простота хуже воровства» и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: «На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся»; «Льстец под словами – змей под цветами» и т. д. Я вас прошу: не судите меня строго… У меня все.
Адвокат: Да, моя подзащитная не идеальна, не лишена, как, впрочем, и все, недостатков. Но несмотря на то что она рыжая плутовка, она одна из любимых и популярных героинь народных сказок. За свою ловкость, изворотливость и находчивость она вызывает симпатии читателей. Однако, она не всегда положительный персонаж. Ей так же присущи наглость, лицемерие и предательство.
Читая сказки про лису, становится понятно, что народ осуждал в себе и в обществе. На примере лисы и других животных высмеивались хвастовство, глупость, лесть и жестокость. Она не виновна.
Суд удаляется на совещание. После возвращения зачитывается приговор.
Судья: Именем закона Российской Федерации суд, рассмотрев дело по обвинению Лисы в покушении на убийство Серой Шейки и причинении вреда здоровью, решил:
1. Лиса виновна в совершении преступления, но так как Серая Шейка осталась жива, назначить ей условно, меру пресечения.
2. Также суд установил обстоятельства, смягчающие вину Лисы: она хищник, ей нужно питание, так же народ в сказках изображает ее плутовкой.
3. Исходя из вышеуказанного, суд применяет к Лисе следующую меры – оставить в сказках, так как произведение направлено на воспитание у читателей чувства доброты и милосердия.
Автор показывает, что в любой ситуации нужно продолжать бороться, даже если совершенно нет сил и шансов выжить. Чтобы существовать и добиваться успехов, необходимо быть сильным и смелым человеком, готовым пройти все жизненные трудности и испытания.
4. Приговор считать основательным, привести в исполнение, обжалованию не подлежит!!!
Так закончился наш урок. Дети остались в раздумье: виновен или не виновен, но голосование в своём большинстве посчитало приговор суда справедливым и героя невиновным. Спасибо всем за участие. Хочется добавить, что сказка «Серая Шейка» поднимает вечную тему добра и зла. Д. Н. Мамин-Сибиряк показывает, что добро всегда побеждает зло. Добрый поступок старика, который помог Серой Шейке, спасает ее от злого хищника, охотившегося на главную героиню.
Приложение 1.
- Старая Утка добрая, заботливая, сопереживает дочери, но ничем не может ей помочь.
- Селезень равнодушный эгоист:
- Заяц трусливый, добрый
- Лиса хитрая и ценичная.
- Добродушный старичок Акинтич друг и защитник природы
- Независимые эксперты (ученики 3 класса)
- Судья
- Прокурор
- Адвокат
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""
Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...
Литературная викторина по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
Литературная викторина по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Урок внеклассного чтения 2 класс "Любимые сказки А.С.Пушкина"
Материал учебного занятия по внеклассному чтению: презентация, проектная деятельность обучающихся, связь с уроками "Технология",тема: "Работа на компьютере"....
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела».
Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела». 4 класс...
Конспект урока по чтению 2 класс на тему "Сказка «Кашица из топора»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний о жанре бытовая сказкаПланируемые результаты:Предметные: знать, что такое бытовая сказка уметь находить признаки бытовой сказки Личнос...