Конспект урока литературного чтения по теме "Ш. Перро. "Спящая красавица"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Масликова Елена Николаевна

Конспект урока литературного чтения по теме "Ш. Перро. "Спящая красавица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_spyashchaya_krasavitsa.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по литературному чтению

Класс: 4

УМК: «Перспектива»

Тип урока: урок ОНЗ.

Тема: Ш.Перро «Спящая красавица». Представление книги.

Цель урока: создать условия для формирования умения работать с повествовательным текстом.

Задачи:

Образовательные: определять тему, основную мысль, основное содержание произведения; формировать умение ориентироваться в книге, различать жанровые особенности сказки, различать позицию автора и главного героя произведения.

  • Развивающие: способствовать развитию техники чтения; расширять кругозор учащихся; обогащать словарный запас обучающихся; вырабатывать умение устанавливать логические связи и делать выводы, развивать языковое чутьё.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса учеников к предмету, положительного отношения, самостоятельности, организованности, активности, способствовать воспитанию доброжелательного отношение к окружающим, учить работать в паре, в группе.

Оборудование: учебник литературного чтения Климановой Л.Ф. («Перспектива») для 4 класса (часть 1), выставка книг Н.Носова, портрет писателя, ЭП.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Формирование УУД

Мотивация учебной деятельности.

Формулирование темы урока.

- Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный -

Скажет каждый!

- Какой раздел мы читаем?

-Почему он так называется?

С какими писателями-сказочниками мы уже познакомились?

-Какую сказку они написали?

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Настрой на урок.

-Литературная сказка

- Эти сказки написали авторы-писатели

- Братья Гримм : Яков и Вильгельм

- Белоснежка и семь гномов.

-самоопределение (Личностные)

-смыслообразование (Личностные)

-целеполагание (Познавательные)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные).

Речевая разминка

Разминка: упражнения в чтении.

Как бы мне хотелось жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки, как стихи в альбоме,

Где старушки-стены сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках видели воочию,

Где огонь в камине создаёт уют

И на книжной полке чудеса живут,

Где в старинном кресле, чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг мой -Шарль Перро.

= Жужжащее чтение.

= Тихо-громко (по строкам).

= Медленно – быстро (по строкам).

= Выразительно.

= Шепотом

= С вопросительной интонацией

=Как солдаты на параде

=Весело и задорно

=Последние две строчки способом «Карусель» 

-Как вы думаете, почему именно последние две строчки мы прочитали нашим любимым способом чтения?

 Работа по теме урока

ОНЗ

Работа над произведением (перед чтением)

-прочитайте название темы нашего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Давайте познакомимся с биографией писателя. В этом нам помогут наши одноклассники, которые подготовили сообщение на эту тему. (Власова Анастасия и Ломакин Лев).

-Кто из вас читал сказку?

- Я тоже читала её и составила для вас план сказки. Посмотрите, все ли правильно.

(на карточках напечатаны части плана, нужно расставить в правильном порядке)

РАЗМИНКА (чтение)

- потому, что в них названо имя французского сказочника – Шарль Перро.

- Будем сегодня на уроке знакомиться со сказкой Ш.Перро «Спящая красавица».

Выходят к доске и рассказывают биографию.

Фронтальный опрос.

Регулятивные:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа над произведением

-Что больше всего огорчало короля и королеву?

-Какими подарками могли наградить феи юную принцессу? Найдите в тексте.

- Как вы понимаете смысл этих слов.

- Какой из представленных словарей помогает нам узнать значение слова.

-Какими добродетелями наградили маленькую принцессу добрые феи? (зачитать из текста)

-Какой страшный подарок приготовила для принцессы старая фея? (зачитать из текста)

-Что произошло с принцессой в старом замке?

-Что такое ВЕРЕТЕНО нам расскажет Шиндов Рустам

-Зачитайте из текста сказки описание спящей принцессы.

-Кого коснулась фея волшебной палочкой?

-Что сделала фея, чтобы никто не потревожил покой принцессы?

-Что принц увидел в старом замке?

-Что сказала принцесса, когда проснулась?

-Как была одета принцесса?

-Почему принц и принцесса ничего не видели и не слышали вокруг?

-У них не было детей.

-Добро и добродетель

По одному зачитывают из читательского дневника определение этих слов.

Толковый словарь.

-Смерть от укола веретеном

-Уколола палец веретеном и заснула.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П)

- выбор наиболее эффективных способов задач(П)

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

- учет разных мнений(К)

-Использование критериев для обоснования суждения(К)

- самообразование(Л)

- построение логической цепи рассуждения(П)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Рефлексия

Домашнее задание

Работа по карточкам

-Прочитайте свою карточку и узнайте по ситуации героя сказки.

-Кто прочитал слова о короле. Выскажи своё отношение к этому герою.

-Кто прочитал слова о молодой фее. На ваш взгляд, какая она была по характеру?

-Кто прочитал слова о принце –

какими чертами характера обладает принц.

-Кто прочитал о принцессе- какими словами можно описать её?

-Как мы можем назвать всех этих персонажей?

Какие это герои?

-Сколько отрицательных героев в сказке?

-Как вы думаете, почему отрицательных героев меньше?

Работа по учебнику.

Стр. 30 вопрос №5.

-Читаем вопрос, обсуждаем ответ с товарищем по парте.

-Какова же главная мысль сказки, которую хотел донести до нас автор?

- Какие добродетели важны каждому человеку?

-Что нового узнали на уроке?

-Что особенно запомнилось?

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам прочитать другие сказки Ш.Перро и написать отзыв в читательский дневник..

-Любит свою дочь, почтительный, заботливый. Виновен в произошедшем потому, что должен был проверить, жива ли старая фея.

-Добрая, отзывчивая, в любую минуту готова придти на помощь.

- Бесстрашный, смелый, воспитанный -не показывает виду, что платье принцессы вышло из моды.

-Милая, добрая, с чувством юмора.

-Главные герои сказки.

-Положительные.

- Один

-Добра на земле больше.

Фея обиделась на то, что её не пригласили, что не хватило золотых приборов. Отомстила, причинила зло.

Вывод: нельзя наказывать детей за поступки родителей.

В каждом человеке живёт добро и зло. Какие качества он в себе воспитывает, таким и становится.

Любовь к близким,(король по отношению к дочери), уважение к окружающим (забыли о старой фее), бескорыстие (юная фея помогла принцессе), тактичность (принц не подал виду что у принцессы платье вышло из моды).

- рефлексия способов и условий действий(П)

- Контроль и оценка результатов деятельности(П)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

- Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

РОЖДЕНИЕ ДОЛГОЖДАННОЙ ДОЧЕРИ

ПОДАРКИ ПРИГЛАШЕННЫХ ФЕЙ

ПРЕДСКАЗАНИЕ СТАРОЙ ФЕИ

ВЕРЕТЕНО В РУКАХ ПРИНЦЕССЫ

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

ПРОШЛО СТО ЛЕТ

ЧУДЕСНАЯ ВСТРЕЧА С ПРИНЦЕССОЙ

ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ

И всё же он решил попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого он под страхом смертной казни запретил всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки.

Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.

Недолго думая, он дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.
И вот перед ним заколдованный лес. Он соскочил с коня, и сейчас же высокие толстые деревья, заросли колючего кустарника - всё расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной, прямой аллее, пошёл он к воротам замка

Она проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.
- Ах, это вы, ? - сказала она.

- Наконец-то! Долго же вы заставили ждать себя...

Как бы мне хотелось

жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

создаёт уют

И на книжной полке

чудеса живут,

Где в старинном кресле,

чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг

мой -Шарль Перро.

Как бы мне хотелось

жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

создаёт уют

И на книжной полке

чудеса живут,

Где в старинном кресле,

чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг

мой -Шарль Перро.

Как бы мне хотелось

жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

создаёт уют

И на книжной полке

чудеса живут,

Где в старинном кресле,

чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг

мой -Шарль Перро.

Как бы мне хотелось

жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

создаёт уют

И на книжной полке

чудеса живут,

Где в старинном кресле,

чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг

мой -Шарль Перро.

Как бы мне хотелось

жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

создаёт уют

И на книжной полке

чудеса живут,

Где в старинном кресле,

чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг

мой -Шарль Перро.

Как бы мне хотелось

жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

создаёт уют

И на книжной полке

чудеса живут,

Где в старинном кресле,

чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг

мой -Шарль Перро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...