Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 3класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_pp_lit_cht_3_klass_po_fop.docx | 63.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введите наименование регионального органа исполнительной власти в сфере образования
Введите наименование учредителя
МБОУ "Излучинская ОСШУИОП № 1"
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов ______________________ ФИО Протокол №__ от «____» августа 2023 г.. | СОГЛАСОВАНО Зам директора по УВР ______________________ ФИО Протокол №___ от «____» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Излучинская ОСШ УИОП № 1 ________________________ ФИО Приказ №___ от «____» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2325006)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1– 4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
- формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
- осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
- первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий
- в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
- овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
- для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
- проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
- сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
- объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
- находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
3 КЛАСС
- отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
- различать художественные произведения и познавательные тексты;
- различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
- понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
- различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
- характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
- отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
- осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
- пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
- при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
- читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
- составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
- составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
- сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
- использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
- выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
- использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Книги — мои друзья (5 часов)
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Проект. Мы идём в музей книги
Жизнь дана на добрые дела (17 часов)
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. Пословицы разных народов о человеке и его делах.В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. Характеристика героя. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе. М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. Семейное чтение. Притчи. Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Волшебная сказка (17 часов)
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки. характеристика героя. В. Васнецов. Иван царевич на Сером Волке. Рассказ по картине. Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки. Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки.Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. Наш театр. Русская сказка. По щучьему велениюПодготовка реквизита, костюмов. Инсценирование сказки. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Люби всё живое(18 часов)
Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодические издания. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы К. Паустовский. Барсучий нос. Особенностихудожественного текста. В. Берестов. Кошкин кот. Особенности юмористического произведения. Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения. В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой. О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-познавательного текста. Краткий пересказ. Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев. Характеристика героев произведения. Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу o природе.
Картины русской природы (12 часов)
Основные понятия: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа. Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. А. Фет. Осень. Настроение стихотворения. И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. Парк. А. Саврасов. Зима. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Великие русские писатели (30 часов)
Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. И. Грабарь. Зимнее утро.Сравнение произведений литературы и живописи. А. С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой. Нравственный смысл литературной сказки. Особенности сюжета. Структура сказочного текста. Характеристика героев произведения. Особенности языка литературной сказки. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. Сказки А. С. Пушкина. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина. И. А. Крылов. Басни. Слон и Моська. Особенности структуры басни. Чиж и Голубь. Особенности структуры басни. Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. Акула. Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов. Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. Л. Н. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра. Наш театр. И. А. Крылов. Квартет. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?
Литературная сказка (19 часов)
Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. В. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой.Особенности литературной сказки. В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. Переводная литература для детей. Выставка книг. Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни Пух (предисловие). Особенности переводной литературы. Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы.Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения. Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. Сочинение возможного конца сказки. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе. Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. 18. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Картины родной природы (18 часов)
Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение Б. Заходер. Что такое стихи. Особенности поэтического жанра. И. Соколов-Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». А. Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. С. Есенин. Сыплет черёмуха… В. Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. С. Есенин. С добрым утром! Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. А. Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.Сравнение произведений искусства О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы. Ф. Тютчев. В небе тают облака… А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Дата проведения | В том числе | |||
план | факт | к/работы | изложения | сочинения | |||
Вводный урок. Книги – мои друзья (5 часов) | |||||||
1. | Вводный урок по курсу «Литературное чтение». Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | 1 | |||||
2. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | 1 | |||||
3. | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | |||||
4. | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 | |||||
5. | Проект. Мы идём в музей книги. | 1 | |||||
Жизнь дана на добрые дела (17 часов) | |||||||
6. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. | 1 | |||||
7. | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | 1 | |||||
8. | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | |||||
9. | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. | 1 | |||||
10. | Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. | 1 | |||||
11. | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | 1 | |||||
12. | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Пересказ. | 1 | |||||
13. | Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. | 1 | 1 | ||||
14. | Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 1 | |||||
15. | М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. | 1 | |||||
16. | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | |||||
17. | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. | 1 | |||||
18. | Семейное чтение. Притчи. | 1 | |||||
19. | Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… | 1 | |||||
20. | Обобщение по разделу Жизнь дана на добрые дела» | 1 | |||||
21. | Проверочная работа № 1 по разделу Жизнь дана на добрые дела» | 1 | |||||
22. | Входная административная контрольная работа | 1 | 1 | ||||
Волшебная сказка (14 часов) | |||||||
23. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | 1 | |||||
24. | Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки. | 1 | |||||
25. | Русская сказка. Иван- царевич и серый волк. Характеристика героя | 1 | |||||
26. | В. Васнецов. Иван- царевич на Сером Волке. Рассказ по картине. | 1 | |||||
27. | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. | 1 | |||||
28. | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки. | 1 | |||||
29. | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. | 1 | |||||
30. | Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. | 1 | |||||
31. | Русская сказка. Морозко. Пересказ. | 1 | |||||
32. | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. | 1 | |||||
33. | Русская сказка. Белая уточка. Пересказ. | 1 | |||||
34. | Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. Инсценирование. | 1 | |||||
35. | Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Инсценирование сказки. | 1 | |||||
36. | Обобщение по разделу и проверочная работа № 2 «Волшебная сказка» | 1 | |||||
Люби всё живое(20 часов) | |||||||
37. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодические издания. | 1 | |||||
38. | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 1 | |||||
39. | К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. | 1 | |||||
40. | К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (текст из энциклопедии). | 1 | |||||
41. | В. Берестов. Кошкин кот. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. | 1 | |||||
42. | Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения | 1 | |||||
43. | В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки. | 1 | |||||
44. | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой. | 1 | |||||
45. | О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-познавательного текста. Краткий пересказ. | 1 | |||||
46. | Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. | 1 | |||||
47. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 | |||||
48. | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 1 | |||||
49. | Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. | 1 | |||||
50. | Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ. | 1 | |||||
51. | Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев. | 1 | |||||
52. | Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения. | 1 | |||||
53. | Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. | 1 | |||||
54. | Обобщение по разделу «Люби всё живое» | 1 | |||||
55. | Отзыв на книгу o природе. | 1 | |||||
56. | Проверочная работа № 3 по разделу «Люби всё живое» | 1 |
| ||||
Картины русской природы (12 часов) | |||||||
57. | Вводный урок. Основные понятия: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | 1 | |||||
58. | И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. | 1 | |||||
59. | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 | |||||
60. | М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа | 1 | |||||
61. | Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. | 1 | |||||
62. | А. Фет. Осень. Настроение стихотворения. | 1 | |||||
63. | И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | |||||
64. | Административная контрольная работа за первое полугодие 2019/2020 учебного года | 1 | 1 | ||||
65. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 | |||||
66. | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | 1 | |||||
67. | Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень…Краски осени. | 1 | |||||
68. | Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. Парк. А. Саврасов. Зима. | 1 | |||||
69. | Обобщение по разделу «Картины русской природы» | 1 | |||||
Великие русские писатели (30 часов) | |||||||
70. | Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | 1 | |||||
71. | Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ. | 1 | |||||
72. | А. С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. | 1 | |||||
73. | И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | |||||
74. | А. С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. | 1 | |||||
75. | Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | 1 | |||||
76. | А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | 1 | |||||
77. | В. Суриков. Взятие снежного городка. Сочинение по картине. | 1 | 1 | ||||
78. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | 1 | |||||
79. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | 1 | |||||
80. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | 1 | |||||
81. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | 1 | |||||
82. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | 1 | |||||
83. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | 1 | |||||
84. | Урок работы с книгой. Сказки А. С. Пушкина | 1 | |||||
85. | И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина. | 1 | |||||
86. | И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И. А. Крылова. | 1 | |||||
87. | И. А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. | 1 | |||||
88. | И. А. Крылов. Чиж и Голубь. Особенности структуры басни. | 1 | |||||
89. | Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. | 1 | |||||
90. | Л. Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. Квартет. Инсценирование. | 1 | |||||
91. | Л. Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. | 1 | |||||
92. | Л. Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана | 1 | |||||
93. | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов. | 1 | |||||
94. | Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. | 1 | |||||
95. | Л. Н. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра. | 1 | |||||
96. | Наш театр. И. А. Крылов. | 1 | |||||
97. | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». | 1 | |||||
98. | Что такое согласие? | 1 | |||||
99. | Проверочная работа № 4 по разделу «Великие русские писатели». | 1 | |||||
Литературная сказка (19 часов) | |||||||
100. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | 1 | |||||
101. | В. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. | 1 | |||||
102. | В. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. | 1 | |||||
103. | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». | 1 | |||||
104. | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. | 1 | |||||
105. | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | 1 | |||||
106. | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. | 1 | |||||
107. | Переводная литература для детей. Выставка книг. | 1 | |||||
108. | Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни Пух (предисловие). Особенности переводной литературы. | 1 | |||||
109. | Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. | 1 | |||||
110. | Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения. | 1 | |||||
111. | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. | 1 | |||||
112. | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. | 1 | |||||
113. | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | 1 | |||||
114. | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. | 1 | |||||
115. | Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе. | 1 | |||||
116. | Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. | 1 | |||||
117. | Комплексная работа | 1 | 1 | ||||
118. | Проверочная работа № 5 по разделу «Литературная сказка» | 1 |
| ||||
Картины родной природы (18 часов) | |||||||
119. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. | 1 | |||||
120. | Б. Заходер. Что такое стихи. Особенности поэтического жанра. | 1 | |||||
121. | 3. И. Соколов-Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. | 1 | |||||
122. | Сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». | 1 | 1 | ||||
123. | А. Майков. Весна. Е. Волков. В конце. Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. Приѐм контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | |||||
124. | С. Есенин. Сыплет черёмуха… В. Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | |||||
125. | С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. | 1 | |||||
126. | Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. | 1 | |||||
127. | А. Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. | 1 | |||||
128. | О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. | 1 | |||||
129. | М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 1 | |||||
130. | А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. | 1 | |||||
131. | Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | |||||
132. | Ф. Тютчев. В небе тают облака… А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | |||||
133. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 | |||||
134. | Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература. | 1 | |||||
135. | Обощение по разделу «Картины родной природы» | 1 | |||||
136. | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||||
Итого: | 136 | 4 | 3 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литературное чтение : 3-й класс : методические
рекомендации : учебное пособие / Н. А. Стефаненко. - 4-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://lib.myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...