Рабочая программа по предмету "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (4 класс)
В данной разработке представлена учебная рабочая программа по литературному чтению на 2023-2024 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 55.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной
программе начального
общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 4 классов
МАОУ СОШ № 20 г. Южно-Сахалинска
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
- формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
- осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
- первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий
- в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
- овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
- для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
- проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
- сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
- объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
- находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
4 КЛАСС
- осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
- демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
- различать художественные произведения и познавательные тексты;
- различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
- понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
- различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
- соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
- характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
- осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
- составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
- читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
- составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
- составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
- сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
- использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
- выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
- использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова А.В. Жигулина, Р.Г. Гамзатова, И.С. Никитина). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев 1-2 рассказа из сборника "Сто рассказов о войне", А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске...", Р.Г. Гамзатов "О Родине, только о Родине", "Журавли"
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки "Семь Симеонов", "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо", сказки народов России осетинская народная сказка "Что дороже?", нивхская народная сказка "Кыкык", былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче "Ильины три поездочки".
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» "Унылая пора".
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» "Отец и сыновья".
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова "Дары Терека", "Утес", "Парус", "Москва, Москва!...Люблю тебя как сын". Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» "Дары Терека"..
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок "Конек-Горбунок". Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака М.Ю. Лермонтова, В.Ф. Одоевский). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб", Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени", В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке".
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти по выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, Е.А. Баратынский Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) А.А. Фет "Бабочка", Ф.И. Тютчев "Еще земли печален вид"
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения "Детство", "Как мужик камень убрал", "Русак", "Черепаха", "Мужик и водяной": рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» "Как мужик камень убрал", "Мужик и водяной".
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк, Е.И. Чарушин: на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» , Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш", В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками на примере произведений: А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» "Тридцать лет спустя", К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев". Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения "Главные реки", "Елка", Никакой горчицы я не ел", юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» "Главные реки", "Что любит Мишка", Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) , М.М. Зощенко "Ёлка"..
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм, Сельмы Лагерлеф.. Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) Сельма Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете"..
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
- читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;
- анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
- характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
- сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
- составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
- исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
- характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
- выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
- Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
- пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
- рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;
- оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
- использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
- сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
- понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;
- определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
- оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
- осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
- участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
- соблюдать правила взаимодействия;
- ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Русский язык».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||
1 | О Родине, героические страницы истории | 12 | 0 | 1 |
2 | Фольклор (устное народное творчество) | 11 | 0 | 0 |
3 | Творчество И.А.Крылова | 4 | 0 | 1 |
4 | Творчество А.С.Пушкина | 12 | 0 | 0 |
5 | Творчество М. Ю. Лермонтова | 4 | 0 | 1 |
6 | Литературная сказка | 9 | 0 | 1 |
7 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века | 7 | 0 | 1 |
8 | Творчество Л. Н. Толстого | 7 | 0 | 0 |
9 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века | 6 | 0 | 1 |
10 | Произведения о животных и родной природе | 12 | 0 | 1 |
11 | Произведения о детях | 13 | 0 | 0 |
12 | Пьеса | 5 | 0 | 1 |
13 | Юмористические произведения | 6 | 0 | 0 |
14 | Зарубежная литература | 8 | 0 | 0 |
15 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой | 7 | 1 | 0 |
Резервное время | 13 | 0 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 1 | 7 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Раскрытие главной идеи произведения А.Т. Твардовского «О Родине большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине | 1 | 0 | 0 | |
2 | Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине» | 1 | 0 | 0 | |
3 | Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На примере стихотворений А.В. Жигулина "О, Родина! В неярком блеске...", И.С. Никитина "Русь" | 1 | 0 | 0 | |
4 | Проявление любви к родной земле в литературе народов России. На примере стихотворения Р.Г. Гамзатова "О Родине, только о Родине" | 1 | 0 | 0 | |
5 | Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище» | 1 | 0 | 0 | |
6 | Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои | 1 | 0 | 0 | |
7 | Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. На примере рассказов А.П. Алексеева "Сто рассказов о войне" | 1 | 0 | 0 | |
8 | Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне | 1 | 0 | 0 | |
9 | Наблюдение за художественными особенностями текста авторской песни | 1 | 0 | 0 | |
10 | Составление устного рассказа «Защитник Отечества» по изученным произведениям | 1 | 0 | 0 | |
11 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О Родине, героические страницы истории» | 1 | 0 | 1 | |
12 | Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и героических страницах истории России | 1 | 0 | 0 | |
13 | Резервный урок. Работа с детскими книгами на тему: «Книги о Родине и её истории»: типы книг (изданий) | 1 | 0 | 0 | |
14 | Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном) | 1 | 0 | 0 | |
15 | Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация) | 1 | 0 | 0 | |
16 | Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные | 1 | 0 | 0 | |
17 | Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки «Семь Семионов» | 1 | 0 | 0 | |
18 | Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки «Семь Семионов» | 1 | 0 | 0 | |
19 | Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира | 1 | 0 | 0 | |
20 | Осознание понятий взаимопомощь и дружба в сказках народов России и мира. На примере осетинской народной сказки «Что дороже?» | 1 | 0 | 0 | |
21 | Представление в сказке нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. На примере немецкой народной сказки «Три бабочки» | 1 | 0 | 0 | |
22 | Сравнение фольклорных произведений разных народов: тема, герои, сюжет | 1 | 0 | 0 | |
23 | Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал | 1 | 0 | 0 | |
24 | Резервный урок.Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова | 1 | 0 | 0 | |
25 | Резервный урок.Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова | 1 | 0 | 0 | |
26 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор – народная мудрость» | 1 | 0 | 1 | |
27 | Резервный урок.Работа с детскими книгами на тему: «Фольклор (устное народное творчество)»: собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль) | 1 | 0 | 0 | |
28 | Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические | 1 | 0 | 0 | |
29 | Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» | 1 | 0 | 0 | |
30 | Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» | 1 | 0 | 0 | |
31 | Работа с баснями И.А. Крылова. Инсценирование их сюжета | 1 | 0 | 0 | |
32 | Резервный урок.Язык басен И.А. Крылова: пословицы, поговорки, крылатые выражения | 1 | 0 | 0 | |
33 | Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения | 1 | 0 | 0 | |
34 | Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 0 | 0 | |
35 | Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 0 | 0 | |
36 | Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 0 | 0 | |
37 | Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты) | 1 | 0 | 0 | |
38 | Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения | 1 | 0 | 0 | |
39 | Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» "Туча", "Унылая пора" | 1 | 0 | 0 | |
40 | Отражение темы дружбы в произведениях А.С. Пушкина. На примере стихотворения «И.И.Пущину» | 1 | 0 | 0 | |
41 | Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне» | 1 | 0 | 0 | |
42 | Составление устного рассказа «Моё любимое стихотворение А.С. Пушкина» | 1 | 0 | 0 | |
43 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» | 1 | 0 | 1 | |
44 | Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина» | 1 | 0 | 0 | |
45 | Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение | 1 | 0 | 0 | |
46 | Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» | 1 | 0 | 0 | |
47 | Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика средств художественной выразительности | 1 | 0 | 0 | |
48 | Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова | 1 | 0 | 0 | |
49 | Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки | 1 | 0 | 0 | |
50 | Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | 0 | 0 | |
51 | Характеристика героя и его волшебного помощника сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | 0 | 0 | |
52 | Проверка техники чтения за первое полугодие. | 1 | 0 | 0 | |
53 | Знакомство с уральскими сказами П.П.Бажова. Сочетание в сказах вымысла и реальности | 1 | 0 | 0 | |
54 | Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 1 | 0 | 0 | |
55 | Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 1 | 0 | 0 | |
56 | Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова | 1 | 0 | 0 | |
57 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Литературная сказка» | 1 | 0 | 1 | |
58 | Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковский «Загадка»: приёмы создания художественного образа | 1 | 0 | 0 | |
59 | Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского «Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко» | 1 | 0 | 0 | |
60 | Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» "Бабочка" | 1 | 0 | 0 | |
61 | Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»..» | 1 | 0 | 0 | |
62 | Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения Н.А. Некрасова «Саша» | 1 | 0 | 0 | |
63 | Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа | 1 | 0 | 0 | |
64 | Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений | 1 | 0 | 0 | |
65 | Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя | 1 | 0 | 0 | |
66 | Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых особенностей | 1 | 0 | 0 | |
67 | Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха» | 1 | 0 | 0 | |
68 | Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак» | 1 | 0 | 0 | |
69 | Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1 | 0 | 0 | |
70 | Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство» | 1 | 0 | 0 | |
71 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого» | 1 | 0 | 1 | |
72 | Резервный урок. Работа с детскими книгами на тему «Книги Л.Н. Толстого для детей»: составление отзыва | 1 | 0 | 0 | |
73 | Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета | 1 | 0 | 0 | |
74 | Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельнеы главы) | 1 | 0 | 0 | |
75 | Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы) | 1 | 0 | 0 | |
76 | Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | 0 | 0 | |
77 | Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | 0 | 0 | |
78 | Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | 0 | 0 | |
79 | Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» | 1 | 0 | 0 | |
80 | Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Не надо врать» | 1 | 0 | 0 | |
81 | Раскрытие главной мысли рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Тридцать лет спустя» | 1 | 0 | 0 | |
82 | Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | 0 | 0 | |
83 | Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | 0 | 0 | |
84 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях и для детей» | 1 | 0 | 1 | |
85 | Составление устного рассказа «Герой, который мне больше всего запомнился» | 1 | 0 | 0 | |
86 | Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор | 1 | 0 | 0 | |
87 | Темы лирических произведений А.А. Блока. На примере стихотворения «Рождество» | 1 | 0 | 0 | |
88 | Темы лирических произведений К.Д. Бальмонта. На примере стихотворения «У чудищ» | 1 | 0 | 0 | |
89 | Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта | 1 | 0 | 0 | |
90 | Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад» | 1 | 0 | 0 | |
91 | Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений | 1 | 0 | 0 | |
92 | Резервный урок. Выразительность поэтических картин родной природы. На примере стихотворения И.А. Бунина «Детство» | 1 | 0 | 0 | |
93 | Человек и животные – тема многих произведений писателей | 1 | 0 | 0 | |
94 | Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа А.И. Куприна «Скворцы» | 1 | 0 | 0 | |
95 | Раскрытие темы о бережном отношении человека к природе родного края | 1 | 0 | 0 | |
96 | Особенности художественного описания родной природы. На примере рассказа В.П.Астафьева «Весенний остров» | 1 | 0 | 0 | |
97 | Человек и его отношения с животными | 1 | 0 | 0 | |
98 | Образ автора в рассказе В.П. Астафьев «Капалуха» | 1 | 0 | 0 | |
99 | Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и стихотворении С.Есенина «Лебёдушка» | 1 | 0 | 0 | |
100 | М.М. Пришвин- певец русской природы | 1 | 0 | 0 | |
101 | Авторское мастерство создания образов героев-животных | 1 | 0 | 0 | |
102 | Любовь к природе, взаимоотношения человека и животного – тема многих произведений литературы | 1 | 0 | 0 | |
103 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о животных и родной природе» | 1 | 0 | 1 | |
104 | Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг | 1 | 0 | 0 | |
105 | Знакомство с пьесой как жанром литературы | 1 | 0 | 0 | |
106 | Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности | 1 | 0 | 0 | |
107 | Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: сюжет | 1 | 0 | 0 | |
108 | Представление действующих лиц в пьесе -сказке | 1 | 0 | 0 | |
109 | Понимание содержания и назначения авторских ремарок | 1 | 0 | 0 | |
110 | Резервный урок. Лирические произведения С.Я.Маршака | 1 | 0 | 0 | |
111 | Резервный урок. С.Я.Маршак - писатель и переводчик | 1 | 0 | 0 | |
112 | Резервный урок. Работа с детскими книгами "Произведения С.Я.Маршака" | 1 | 0 | 0 | |
113 | Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений | 1 | 0 | 0 | |
114 | Характеристика героев юмористических произведений | 1 | 0 | 0 | |
115 | Герой юмористических произведений В.Ю.Драгунского. Средства создания юмористического содержания | 1 | 0 | 0 | |
116 | Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола | 1 | 0 | 0 | |
117 | Средства создания комического в произведениях Н.Н.Носова и других авторов на выбор | 1 | 0 | 0 | |
118 | Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений | 1 | 0 | 0 | |
119 | Работа с детскими книгам «Юмористические произведения для детей» | 1 | 0 | 0 | |
120 | Резервный урок. Знакомство с детскими журналами: «Весёлые картинки», «Мурзилка» и другие | 1 | 0 | 0 | |
121 | Зарубежные писатели-сказочники: раскрытие главной мысли и особенности композиции | 1 | 0 | 0 | |
122 | Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере сказок зарубежных писателей | 1 | 0 | 0 | |
123 | Персонаж-повествователь в произведениях зарубежных писателей | 1 | 0 | 0 | |
124 | Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | 1 | 0 | 0 | |
125 | Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | 1 | 0 | 0 | |
126 | Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы) | 1 | 0 | 0 | |
127 | Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического | 1 | 0 | 0 | |
128 | Проверка техники чтения за второе полугодие. | 1 | 0 | 0 | |
129 | Осознание ценности чтения для учёбы и жизни | 1 | 0 | 0 | |
130 | Итоговый тест. | 1 | 1 | 0 | |
131 | Работа со словарём: поиск необходимой информации | 1 | 0 | 0 | |
132 | Книги о приключениях и фантастике | 1 | 0 | 0 | |
133 | Составление устного рассказа "Моя любимая книга" | 1 | 0 | 0 | |
134 | Знакомство с современными изданиями периодической печати | 1 | 0 | 0 | |
135 | Резервный урок. Проверочная работа по итогам изученного в 4 классе | 1 | 0 | 0 | |
136 | Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог) | 1 | 0 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 1 | 7 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литературное чтение (в 2 частях), 1 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Литературное чтение.1, 2, 3, 4 класс. Рабочая тетрадь - Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Проверочные работы по литературному чтению УМК "Школа России" 1,2,3,4 классы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. ("Школа России"),
Методическое пособие по литературному чтению
Стефаненко Н. А. Литературное чтение для 1,2,3,4 классов
Проверочные работы по литературному чтению УМК "Школа России" 1,2, 3 4 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/?-
https://www.yaklass.ru/
https://resh.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...