Читательская грамотность
рабочая программа по чтению (4 класс)
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Теоретические основы программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chit.gram_.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тбилисский район, ст.Тбилисская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Юрия Антоновича Грановского
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №_1
от 30 .08.2022 года
Председатель педсовета
_______А.М.Ковалёв
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комплексная
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/по конкретным видам внеурочной деятельности)
«Читательская грамотность»
(4 класс)
Возраст обучающихся 10-11 лет
Составитель Кошкина Т.И.
Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Планируемые результаты освоения курса
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий:самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по литературному чтению и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-17): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
1.Содержание научно-познавательного текста(занятия 1-16).
1.1 Старинная женская одежда парадная и повседневная-2ч.
– с помощью текста определять название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
1.2 Старинная женская обувь и головные уборы-2ч
– определять по описанию название старинной обуви;
– приводить примеры современного названия обуви;
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
1.3 Старинная мужская одежда парадная и повседневная-2ч
– с помощью текста определять название мужской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной мужской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной мужской одежды.
1.4 Старинная мужская обувь и головные уборы-2ч
– определять по описанию название старинной обуви;
– приводить примеры современного названия обуви;
– Определять лексическое значение слова;
– составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
1.5 Жилище крестьянской семьи на Руси-4ч
– определять лексическое значение слова с помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
1.6 История посуды и сувениров на Руси-3ч
– определять лексическое значение слова с помо-щью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
1.7 Какие деньги были раньше на Руси-1ч
– определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
2.Творческая работа-1ч
2.1 Творческое задание по выбору из перечисленных тем-1ч
– выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Предмет изучения | Формируемые умения |
Блок «Читательская грамотность» | |||
1 | Старинная женская одежда (парадная) | Содержание научно-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова; – озаглавливать текст; – определять тему; – определять главную мысль; – составлять план в виде вопросов; – с помощью текста определять название женской одежды; – с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; – объяснять значение слова; – приводить примеры современной женской одежды. |
2 | Старинная жен-ская одежда (повседневная) | Содержание науч-но-познавательного текста. | |
3 | Старинная жен-ская обувь | Содержание науч-но-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова; – составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; – определять по описанию название старинной обуви; – приводить примеры современного названия обуви. |
4 | Старинные женские головные уборы | Содержание научно-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова; – составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; – определять по описанию названия головных уборов; – приводить примеры современных головных уборов. |
5 | Старинная мужская одежда (парадная) | Содержание научно-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова с помощью словаря; – отвечать на вопросы по тексту; – вписывать пропущенные слова в текст; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – оформлять план текста; – определять с помощью описания название предмета. – с помощью текста определять название мужской одежды; – с помощью рисунка вписывать в текст название старинной мужской одежды; – объяснять значение слова; – приводить примеры современной мужской одежды. |
6 | Старинная муж-ская одежда (повседневная) | Содержание науч-но-познавательного текста. | |
7 | Старинная муж-ская обувь | Содержание науч-но-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова; – составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; – определять по описанию название старинной обу-ви; – приводить примеры современного названия обуви |
8 | Старинные мужские головные уборы | Содержание науч-но-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова; – составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; – определять по описанию названия головных убо-ров; – приводить примеры современных головных уборов. |
9 | Жилище крестьянской семьи на Руси | Содержание научно-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова с помощью словаря; – рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; – отвечать на вопросы по тексту; – рассуждать, давать определение слова; – называть элементы оформления избы. |
10 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | Содержание научно-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова с помощью словаря; – письменно отвечать на вопросы; – называть предметы печной утвари; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; – соотносить описание предметов с их рисунками; – описывать назначение предметов; – составлять обобщающий план. |
11 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | Содержание научно-познавательного текста. | |
12 | Основные типы крестьянских дворов и изб | Содержание науч-но-познавательного текста. | |
13 | История посуды на Руси | Содержание научно-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова с помощью словаря; – соотносить рисунок и его название; – работать с толковым словарём; – рассуждать и записывать ответ на вопрос; – записывать ответ на вопрос по его началу; – определять части предмета, называть их; – определять порядок предложений в тексте; – дополнять текст по заданному условию. |
14 | Какие сувениры первыми появились на Руси | Содержание науч-но-познавательного текста. | |
15. | Какие сувениры сохранили свою ценность в наше время | Содержание научно-познавательного текста. | |
16 | Какие деньги были раньше на Руси | Содержание научно-познавательного текста. | – определять лексическое значение слова с помощью Википедии; – называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; – определять тему текста; – составлять план текста; – находить информацию в Интернете; – записывать названия монет в порядке их возрастания; – указывать названия современных денег. |
Творческое занятие | |||
17 | Творческая работа | По выбору. | – выбрать тему для творческой работы; – выполнять творческую работу; – представлять классу творческую работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»
laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....
Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...