Алгоритм анализа художественного произведения
учебно-методический материал по чтению (2, 3, 4 класс)
Материал содержит алгоритм, пользуясь которым можно проводить подробный анализ художественного произведения с обучающимися начальных классов. Также в материале содержатся определения и примеры средств художественной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_analiza_hudozhestvennogo_proizvedeniya_-_kopiya.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм анализа художественного произведения
1. Определи жанр произведения: рассказ, сказка, басня, стихотворение, былина, другое. Докажи.
2. Определи тему текста
3. В чём заключается главная мысль произведения? Что нам хотел сказать автор?
4. Кого и как представляет автор
а) Отношение автора к герою. Из каких слов видно отношение автора?
б) средства художественной выразительности
5. На каких героев из ранее прочитанных произведений похож главный герой этого произведения и почему?
6. Твоё отношение к главному герою (Чем тебе понравился или не понравился герой? Кому из героев и что бы ты посоветовал? Чьё поведение тебе понятно и близко?)
Средства художественной выразительности.
СРАВНЕНИЕ - приём, когда сравниваются два понятия, предмета, объекта или состояния. Они должны иметь общий признак. Часто в сравнении используются союзы «точно», «словно», «как», «будто» и другие.
Например: “блестящий, как алмазы”, “большой, как великан”, “голос, похожий на мелодию”, “прозрачный, как вода”, “верный, будто пёс”, “луна, как жёлтая пятно”, “смеялся по-детски”, “снег, будто полотно”.
ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон
МЕТАФОРА - это выражение, в котором слова употребляются в переносном значении, чтобы описать один объект или явление через другой, имеющий с ним какое-то сходство. Метафора позволяет обогатить текст эмоциональными и образными нюансами, делает его более интересным и запоминающимся.
Например: «Мамин голос звенит, как колокольчик». Такая метафора помогает передать яркое впечатление о звучании голоса.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
Например: часы идут, водопад бежит, солнышко улыбается и так далее.
АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое, а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
Например: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ— устойчивое сочетание слов с переносным значением. В них нельзя пропускать или вставлять слова.
Например: Как снег на голову – очень неожиданно
ЮМОР - добродушный смех. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь
ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
Например: -Добро пожаловать в мои хоромы (под хоромами подразумевается небольшой бедный дом, высмеивая его);
-Вот идет большой человек! (ироничное указание на младенца, который только начал ходить);
- Всю жизнь об этом мечтал! (о ситуации, которая является нежеланной);
- Кому нужна такая красота (речь идет о некрасивом).
- Ну, ты молодец! (подразумевается какая-то оплошность)
ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления, преувеличение.
Например: сто лет не виделись; напугать до смерти; сто раз говорила; миллион извинений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ художественного произведения
в помощь педагогам...
" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"
Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...
Анализ художественного произведения.
Анализ художественного произведения в начальной школе....
Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения
В данной статье описан ряд методов и приемов работы с художественным произведением, способствуюших развитию нравтственных качеств на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного прои...
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...
Анализ художественных произведений как средство формирования нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Литературное чтение. Школа России. 1 класс, 2 часть....
Эмоционально-оценочная лексика при анализе художественного произведения.
В русском языке немало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. Данный материал поможет ученику провести анализ художественного произведения с использованием эмоционально-оценочной лексики....