Алгоритм анализа художественного произведения
учебно-методический материал по чтению (2, 3, 4 класс)

Конева Валентина Борисовна

Материал содержит алгоритм, пользуясь которым можно проводить подробный анализ художественного произведения с обучающимися начальных классов. Также в материале содержатся определения и примеры средств художественной выразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм анализа художественного произведения

1. Определи жанр произведения: рассказ, сказка, басня, стихотворение, былина, другое. Докажи.  

2. Определи тему текста 

3. В чём заключается главная мысль произведения? Что нам хотел сказать автор?

4. Кого и как представляет автор

а) Отношение автора к герою. Из каких слов видно отношение автора?

б) средства художественной выразительности

5. На каких героев из ранее прочитанных произведений похож главный герой этого произведения и почему? 

6. Твоё отношение к главному герою (Чем тебе понравился или не понравился герой? Кому из героев и что бы ты посоветовал? Чьё поведение тебе понятно и близко?)

Средства художественной выразительности.

СРАВНЕНИЕ - приём, когда сравниваются два понятия, предмета, объекта или состояния. Они должны иметь общий признак. Часто в сравнении используются союзы «точно», «словно», «как», «будто» и другие.

Например: “блестящий, как алмазы”, “большой, как великан”, “голос, похожий на мелодию”, “прозрачный, как вода”, “верный, будто пёс”, “луна, как жёлтая пятно”, “смеялся по-детски”, “снег, будто полотно”.

ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.

Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон

МЕТАФОРА -  это выражение, в котором слова употребляются в переносном значении, чтобы описать один объект или явление через другой, имеющий с ним какое-то сходство. Метафора позволяет обогатить текст эмоциональными и образными нюансами, делает его более интересным и запоминающимся.

Например: «Мамин голос звенит, как колокольчик». Такая метафора помогает передать яркое впечатление о звучании голоса.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.

Например:  часы идут, водопад бежит, солнышко улыбается и так далее.

АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое, а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).

Например: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.

    ФРАЗЕОЛОГИЗМ— устойчивое сочетание слов с переносным значением. В них нельзя пропускать или вставлять слова.

Например: Как снег на голову – очень неожиданно

         ЮМОР - добродушный смех. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь

ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.

Например:  -Добро пожаловать в мои хоромы (под хоромами подразумевается небольшой бедный дом, высмеивая его);

-Вот идет большой человек! (ироничное указание на младенца, который только начал ходить);

- Всю жизнь об этом мечтал! (о ситуации, которая является нежеланной);

- Кому нужна такая красота (речь идет о некрасивом).

- Ну, ты молодец! (подразумевается какая-то оплошность)

ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления, преувеличение.

Например: сто лет не виделись;   напугать до смерти;   сто раз говорила; миллион извинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

Анализ художественного произведения.

Анализ художественного произведения в начальной школе....

Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения

В данной статье описан ряд методов и приемов работы с художественным произведением, способствуюших развитию нравтственных качеств на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного прои...

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Эмоционально-оценочная лексика при анализе художественного произведения.

В русском языке немало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. Данный материал поможет ученику провести анализ художественного произведения с использованием эмоционально-оценочной лексики....