Технология продуктивного чтения.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения.
«Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело».
К.Д. Ушинский
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль.
Развитие осознанности чтения становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной работы – одна из самых актуальных дидактических задач. Вот почему для меня стало актуальным изучение и применение технологии развития у детей интереса и способностей к чтению, с помощью технологии продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения.
В современном мире каждый человек должен уметь находить нужную информацию, уметь ее осмысливать и интерпретировать, независимо от рода деятельности. Чтение — это именно та техника получения знаний, а благодаря пониманию текста происходит познавательная деятельность, в ходе которой устанавливается смысл текста на основе читательского опыта.
Продуктивное чтение — это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте (2). То есть, чтение становится продуктивным когда:
- ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
- ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;
- ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.
Каких результатов позволяет достичь продуктивное чтение?
Регулятивные – формировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные – вести диалог, слушать и понимать речь других; выполнять различные роли
Познавательные – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате работы;
Личностные – оценивать поступки людей, сопереживать, выражать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Этапов работы с текстом будет три.
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения
Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», ученикам предлагаю ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
- Прочитайте имя автора. Знакомо ли вам это имя? Какие произведения автора помните? О чем они? На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему, цель урока.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
III. Работа с текстом после чтения.
В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
Заключение. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...
Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...
Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.
Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....
Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"
К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...