Урок обучения грамоте по теме: Звук [й’], буквы Й, й
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Урок обучения грамоте для 1 класса по теме: Звук й, буквы Й, й
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обучения грамоте по теме: Звук [й’], буквы Й, й | 69.03 КБ |
urok_obucheniya_gramote_1_kl_bukva_y.docx | 69.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте, 1 класс
Тема | Звук [й’], буквы Й, й |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Определяют особенность буквы Й; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему |
Личностные результаты | Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [й’], буквы Й, й. Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква Й; согласный звук [й’]; особенность буквы Й; слого-звуковой анализ слова; пословица, виды транспорта, дорожные знаки, вежливые слова |
Образовательные ресурсы | • Печатные пособия: алфавит; карточки с буквами; счетные палочки; словари по русскому языку; дорожные знаки; предметные картинки: https://flomaster.top/71068-jog-risunok-dlja-detej.html https://flomaster.top/70098-majka-risunok-dlja-detej.html https://www.livemaster.ru/topic/3012659-risuem-akvarelyu-chashka-goryachego-chaya • Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; компьютер |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, – Проверим готовность к уроку У русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как вы понимаете эту народную мудрость? –Верно. Человек может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками. Пусть в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний. –Сегодня мы отправимся в гости, как уже делали не раз, к новому звуку и букве, которой обозначается этот звук. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Актуализация знаний. Речевая разминка | – Давайте выучим с вами чистоговорку: Йоги йогурт обожают, Йогурт силы прибавляет. К йогу буква Й пришла, Йогу йогурт принесла. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | |
III. Целеполагание. Постановка учебной задачи | – Какой новый звук вы сейчас произнесли? –Чему сегодня мы будем учиться на уроке?(Будем учиться распознавать звук [й’] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научимся обозначать звук [й’] буквой Й) | Повторяют звук. Слушают учителя | Принимают учебную задачу |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова. Чтение слов с буквой Й («Азбука», 2 ч., с. 35) | – Посмотрите, что изображено на рисунках? ( йог, майка, чай) –– Выполните слого-звуковой анализ этих слов – Выделите звук [й’]. – Где стоит звук [й’]? -Вспомните, где мы уже встречали этот звук в словах? (в некоторых словах: в начале слов и после гласных он обозначается вместе с последующими гласными одной буквой. – Прочитайте слова на с. 35. Охарактеризуйте звук [й’] и букву Й | Выполняют слого-звуковой анализ слов йог, майка, чай. Выделяют звук [й’]. Слушают объяснение учителя. Читают слова. Делают вывод: буква й обозначает согласный звук [й’], который не входит в слияние, слога он не образует. | Осуществляют классификацию транспорта. Выделяют звук [й’] в процессе слого-звукового анализа слов. Распознают новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определяют место звука [й’] в словах. Делают вывод под руководством учителя |
2. Знакомство с буквой й | –На что похожа буква Й? Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. В. Степанов – Выложите букву Й из счетных палочек | Находят букву Й на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из счетных палочек выкладывают букву Й | Находят букву Й на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
Физкультминутка | Вот под елочкой зеленой (встали) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
3. Работа с текстом. Составление рассказа («Азбука», 2 ч., с. 35) | – Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку. – Кем был прадедушка во время войны? – Какая медаль есть у прадедушки? – Что говорит мама о прадедушке? | Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы | Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами. |
| – Как вы понимаете эту фразу? – Составьте текст со словами герой, май. – Что означает слово отвага? | Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем | |
4. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Обсуждение проблемы («Азбука», 2 ч., с. 34) | – Рассмотрите картинку. – Составьте по ней рассказ. – Как вы думаете, что значит служить Родине? | Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению одноклассников |
5. Работа с пословицами («Азбука», 2 ч., с. 34) | – Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете смысл пословиц? | Читают, объясняют смысл пословиц | Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. Высказывают свою версию |
Физкультминутка | Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте.) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Дидактические упражнения «Транспорт», «Дорожные знаки» (учебник, с. 36–37) | – Какие виды транспорта вы знаете? Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта? – Рассмотрите рисунки, что обозначают эти дорожные знаки? – Прочитайте выразительно стихотворение. – Что случилось с мячом? почему так произошло? – Прочитайте обращение авторов учебника к вам. – Зачем нужно знать правила дорожного движения? | Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы | Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами. |
2. Работа с текстом | – Прочитайте текст. – Какие вежливые слова вы знаете? | Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем | |
3. Чтение стихотворения В. Берестова 4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | – Прочитайте стихотворение. – Прочитайте стихотворение. – Подчеркните буквы Й в стихотворении Слов на «Й» совсем немного: Йогурт, йод и слово «йога». «Й» в конце обычно пишем: Чай, случайный, тайный, лишний. -Подчеркните в словах букву й. | Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему Выполняют упражнение по новой теме, проверяют работу по эталону | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению одноклассников |
4. Работа с «лентой букв» («Азбука», 2 ч., с. 37) | – Задайте друг другу вопросы по «ленте букв» | Читают, объясняют смысл пословиц | Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. |
VI. Рефлексивно-оценочный Оценивание | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? - Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите. Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились читать слова с буквой й. Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки. Красный – кому было трудно научиться читать слова с буквой й и выполнять разные задания. - Ребята! Вы у меня молодцы! - Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко! – Спасибо всем за урок. | Обучающиеся самостоятельно оценивают работу на уроке, называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Учатся осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение и позицию |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте, 1 класс
Тема | Звук [й’], буквы Й, й |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Определяют особенность буквы Й; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему |
Личностные результаты | Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [й’], буквы Й, й. Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква Й; согласный звук [й’]; особенность буквы Й; слого-звуковой анализ слова; пословица, виды транспорта, дорожные знаки, вежливые слова |
Образовательные ресурсы | • Печатные пособия: алфавит; карточки с буквами; счетные палочки; словари по русскому языку; дорожные знаки; предметные картинки: https://flomaster.top/71068-jog-risunok-dlja-detej.html https://flomaster.top/70098-majka-risunok-dlja-detej.html https://www.livemaster.ru/topic/3012659-risuem-akvarelyu-chashka-goryachego-chaya • Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; компьютер |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, – Проверим готовность к уроку У русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как вы понимаете эту народную мудрость? –Верно. Человек может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками. Пусть в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний. –Сегодня мы отправимся в гости, как уже делали не раз, к новому звуку и букве, которой обозначается этот звук. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Актуализация знаний. Речевая разминка | – Давайте выучим с вами чистоговорку: Йоги йогурт обожают, Йогурт силы прибавляет. К йогу буква Й пришла, Йогу йогурт принесла. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | |
III. Целеполагание. Постановка учебной задачи | – Какой новый звук вы сейчас произнесли? –Чему сегодня мы будем учиться на уроке?(Будем учиться распознавать звук [й’] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научимся обозначать звук [й’] буквой Й) | Повторяют звук. Слушают учителя | Принимают учебную задачу |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова. Чтение слов с буквой Й («Азбука», 2 ч., с. 35) | – Посмотрите, что изображено на рисунках? ( йог, майка, чай) –– Выполните слого-звуковой анализ этих слов – Выделите звук [й’]. – Где стоит звук [й’]? -Вспомните, где мы уже встречали этот звук в словах? (в некоторых словах: в начале слов и после гласных он обозначается вместе с последующими гласными одной буквой. – Прочитайте слова на с. 35. Охарактеризуйте звук [й’] и букву Й | Выполняют слого-звуковой анализ слов йог, майка, чай. Выделяют звук [й’]. Слушают объяснение учителя. Читают слова. Делают вывод: буква й обозначает согласный звук [й’], который не входит в слияние, слога он не образует. | Осуществляют классификацию транспорта. Выделяют звук [й’] в процессе слого-звукового анализа слов. Распознают новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определяют место звука [й’] в словах. Делают вывод под руководством учителя |
2. Знакомство с буквой й | –На что похожа буква Й? Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. В. Степанов – Выложите букву Й из счетных палочек | Находят букву Й на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из счетных палочек выкладывают букву Й | Находят букву Й на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
Физкультминутка | Вот под елочкой зеленой (встали) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
3. Работа с текстом. Составление рассказа («Азбука», 2 ч., с. 35) | – Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку. – Кем был прадедушка во время войны? – Какая медаль есть у прадедушки? – Что говорит мама о прадедушке? | Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы | Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами. |
| – Как вы понимаете эту фразу? – Составьте текст со словами герой, май. – Что означает слово отвага? | Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем | |
4. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Обсуждение проблемы («Азбука», 2 ч., с. 34) | – Рассмотрите картинку. – Составьте по ней рассказ. – Как вы думаете, что значит служить Родине? | Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению одноклассников |
5. Работа с пословицами («Азбука», 2 ч., с. 34) | – Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете смысл пословиц? | Читают, объясняют смысл пословиц | Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. Высказывают свою версию |
Физкультминутка | Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте.) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Дидактические упражнения «Транспорт», «Дорожные знаки» (учебник, с. 36–37) | – Какие виды транспорта вы знаете? Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта? – Рассмотрите рисунки, что обозначают эти дорожные знаки? – Прочитайте выразительно стихотворение. – Что случилось с мячом? почему так произошло? – Прочитайте обращение авторов учебника к вам. – Зачем нужно знать правила дорожного движения? | Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы | Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами. |
2. Работа с текстом | – Прочитайте текст. – Какие вежливые слова вы знаете? | Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем | |
3. Чтение стихотворения В. Берестова 4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | – Прочитайте стихотворение. – Прочитайте стихотворение. – Подчеркните буквы Й в стихотворении Слов на «Й» совсем немного: Йогурт, йод и слово «йога». «Й» в конце обычно пишем: Чай, случайный, тайный, лишний. -Подчеркните в словах букву й. | Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему Выполняют упражнение по новой теме, проверяют работу по эталону | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению одноклассников |
4. Работа с «лентой букв» («Азбука», 2 ч., с. 37) | – Задайте друг другу вопросы по «ленте букв» | Читают, объясняют смысл пословиц | Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. |
VI. Рефлексивно-оценочный Оценивание | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? - Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите. Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились читать слова с буквой й. Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки. Красный – кому было трудно научиться читать слова с буквой й и выполнять разные задания. - Ребята! Вы у меня молодцы! - Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко! – Спасибо всем за урок. | Обучающиеся самостоятельно оценивают работу на уроке, называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Учатся осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение и позицию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Звук и буква Мм" 1 класс УМК "Перспективная начальная школа".
Презентация к изучению первого согласного звука М....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"
Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....
презентация к уроку обучения грамоте по теме"Звук и буква - Э,Э"
•Закрепить знания о гласном звуке [э] (Букварь стр-148)+ )+ доп. материал (с-21-22 Букварь, Кулешова)....
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки и буквы З,з."
Урок в 1 классе, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС, входящий в образовательную систему «Начальная школа 21 века».Тема. Звуки [з, з\']. Буквы З з. Тип урока. Урок ...
План урока обучения грамоте по теме:« Звук (ф), буква ф» , УМК "Школа 2100". С использованием интерактивной доски.
Для данного урока в рамках деятельностного подхода была выбрана структура урока «Открытия нового знания».Использованы ме...
Урок Обучения грамоте. Чтение. Тема: «Звук [А], Буквы Аа, Яя»
УМК "Гармония"...
Технологическая карта урока Обучение грамоте по теме: "Звук [о], буква о"
Технологическая карта к уроку обучение грамоте по теме "Звук [о], буква о" 1 класс....