Литература "Страшный рассказ" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Скоробогатова Катерина Александровна

Страшный рассказ литература 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Дисциплина: литературное чтение.

Тема: Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Тип урока:

Образовательная система: Школа России

Цель:

Содержательная: знакомство с творчеством Е.Чарушина рассказ «Страшный рассказ»

Деятельностная: понимание идеи рассказа

Дидактические задачи:

1. Учиться читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту ( без намеченного оценивания);

2. Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

3. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

4. Учиться описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.

5. Учиться участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

6. Учиться оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;

Развивающие задачи:

  1. Учиться формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
  2. Учиться формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
  3. Учиться воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  4. Учиться корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
  5. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  6. Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  7. Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

  1. Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  2. Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
  3. Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту ( без намеченного оценивания);

2.Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

3. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определяет тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста;

4.Описывает характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.

5.Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулирует простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждает свой ответ примерами из текста.

6. оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;

Личностные:

  1. Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы;
  2. Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
  3. Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации.
  2. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).

Коммуникативные:

  1. Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  2. Корректно и аргументированно высказывает своё мнение.
  3. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
  2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Оборудование: учебник, аудиозапись, презентация, портрет.

Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 1 ч.  / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 136-138 : ил. – (Школа России).

План урока

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Формула успеха

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5-7 мин.)

2.1. Литературная викторина по стихотворениям из раздела

2.2. Беседа

3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)

3.1. Антиципация по стихотворению

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (1 мин.)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели и задач урока

4.3. Планирование деятельности на уроке

5. Этап реализации построенного проекта (8-10 мин.)

5.1. Прослушивание аудиозаписи с выразительным чтением

5.2. Проверка первичного восприятия стихотворения

6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)

6.1. Беседа по содержанию

6.2. Словарная работа

7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)

7.1 .Выразительное чтения в парах

7.3. Работа с пословицами

7.4. Обобщающая беседа

8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

                         

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Катерина Александровна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.

  1. Проверка готовности

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Я вижу вы готовы.

1.3.Формула успеха

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. (СЛАЙД)

- Я разместила на нём разбросанные названия разных качеств, которые понадобиться нам на уроке.  Прочтите их и выберите, какие качества мы возьмем, чтобы наша деятельность на уроке была успешна

(Целеустремлённость, лень, трусость, рассеянность активность, внимательность.)

- Какие качества нам понадобятся?  - Как ты думаешь?

- Посмотрите, у нас поучилась формула успеха. Все эти качества понадобятся нам на уроке.

( Слова: Целеустремлённость, усердность, активность и внимательность )

    - Я желаю сегодня вам быть целеустремлёнными, трудолюбивыми, усердными, активными и главное внимательными, чтобы достичь успеха на уроке.

Приветствуют

Проверяют

фронтальная

Р2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Литературная викторина по стихотворениям из раздела

- Ребята, я вам предлагаю выполнить тест,  который представлен у вас на карточке под номером 1,  чтобы проверить, насколько вы внимательно изучили последний рассказ «Ребята и утята». найдите его у себя на парте.

Я даю вам немного времени на выполнение этого теста, выполните его, пожалуйста, самостоятельно. Можете приступать.

Поднимите руку, кто закончил

Внимание на слайд (СЛАЙД)

Проверьте пожалуйста свои работы с эталоном на слайде, если всё верно поставьте себе плюсик, а если есть ошибки то - ,

2.2. Беседа об авторе

- Посмотрите на портрет.  

- Что вы можете сказать о характере этого человека? Как вы думаете кто он по профессии?

Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.

- Кто-нибудь знает про этого писателя?

- Послушайте внимательно, сейчас я вам расскажу

E.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Самые яркие  воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Мать с детства прививала маленькому ЖЕне любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, пыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство. Отец дал ему первые навыки рисования. Свою деятельность в  литературе Чарушин начал как иллюстратор детских книг, а позже – он и сам начал писать рассказы для детей.

 

- Как вы думаете, о чём мог писать Евгений Иванович Чарушин?

Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Поэтому свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям в своих изображениях. В своих книгах –рассказах Чарушин трогательно писал и изображал медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных.

- Ребята, скажите, что вы запомнили из биографии Евгения Чарушина?

– Как вы думаете, почему именно об этом писателе мы заговорили? (предположения детей) (возможно, мы будем читать его рассказ)

- Да, мы сегодня с вами будем читать его рассказ

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, послушайте её внимательно и вы узнаете, кто герой нового произведения.

Совсем маленький зверек
На спине несет грибок.
Уколоть врага он может,
Всем известно это...(ёжик)

По каким признакам вы узнали, как догадались? Кто видел ежа? Где?  А кто знает чем он питается?

(Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви.  Из растений может поедать ягоды и фрукты.)

- Почему я именно эту загадку вам предложила? (Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.)

Фронтальная

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Антиципация по стихотворению

- Ребята, откройте учебник на странице 136, прочитайте название рассказа.  

В названии используется слово рассказ. (слайд 9) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)

- Что такое страх?

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Как вы думаете, о чём этот рассказ? (…)

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на стр.137. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

- Проверим

3.2. Формулирование проблемы урока

- Итак, ребята, мы с вами знаем про автора, знаем, название рассказа. А что вы хотите ещё узнать?

- Да, ребята, нам надо узнать, о чём рассказ. (Чему же учит это ?)

 

фронтальная

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

И так, если мы с вами сегодня будем знакомиться с рассказом Евгения Чарушина, предположите, как будет звучать тема урока?       (СЛАЙД)

 (Е.Чарушие «Страшный рассказ»)

- Да, ребята, вы правы.

4.2.Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Какова будет цель нашего урока?     (СЛАЙД)

- Верно, ребята. Целью урока является: знакомство с содержанием рассказа «Страшный рассказ», понимание его идеи

4.3. Планирование деятельности на уроке

- Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

- Молодцы. (Выразительно читать, отвечать на вопросы)

Отвечают.

- Познакомиться со стихотворением и определить главную мысль

Предлагают варианты ответов.

фронтальная

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Прослушивание аудиозаписи с выразительным чтением

- Ребята, послушайте, пожалуйста, этот рассказ внимательно, потом я задам вам по нему вопросы

В процессе прослушивания следите, пожалуйста, за текстом.

Мальчики Шура и Петя остались одни.

Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.

Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!...

Шура и говорит со своей кровати:

— Мне совсем и не страшно.

— Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати.

— Мы воров не боимся, — говорит Шура.

— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.

— И тигров не боимся, — говорит Шура.

— Они сюда и не придут, — отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.... гоп.... топ.... шлёп.... шлёп... топ... топ....

Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

— Не дыши, — говорит Шура Пете.

— Я не дышу.

Топ... топ… шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп...

А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.

Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.

Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик!

Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

5.2. Проверка первичного восприятия

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился вам рассказ? Было бы вам страшно если бы вы оказались на месте мальчиков? 

Внимательно слушают стихотворение

фронтальная

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Беседа по содержанию

- Кто главные герои рассказа?                                                                         

- Где произошёл случай,  описанный в рассказе? (На даче – у самого леса, в маленьком домике) - Где всё произошло - Где находилась дача? Прочитайте

- С чего всё началось? - Как получилось, что дети остались одни? (Родители ушли в гости, а дети остались одни) 

- Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют  мальчиков. Зачитайте.

Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).- Как Шура  и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте, каким голосом они это говорили - тревожным

- А что думает о них автор?  (Автору понравились ребята)

- Почему испугались мальчики? - Кого испугались мальчики? (Услышали топот)

Прочитайте  диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.

- Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги) - Что напугало ребят? Прочитайте

- Кто испугал ребят? (Ёжик) 

- А почему ребята в рассказе испугались ёжика?

- Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.

- Так, на столько ли опасен ёж, чтобы его бояться?

- Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто  не услышал)

- Предположите, сколько  мальчикам было лет?  Из каких строк мы это видим?

 - Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.

Подберите и зачитайте в тексте  строки к иллюстрации.

 - Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали  искать кто же напугал ребят)

- Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

- Почему ёж свернулся шариком?

- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

- Почему ёжик не ушел потом в лес?

- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

- А как бы поступили вы?

- Рассмотрите иллюстрацию в книге. с.137 Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте.

 - Можно ли считать рассказ на самом деле страшным? - Действительно, произведение было страшным?

 - Можно ли назвать мальчиков смелыми?

- Можем ли мы  ребят осуждать их за трусость?

- Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)

-  А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)

- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

- Чему учит нас этот рассказ?  ( Уважать  и беречь  животных. Нельзя  диких животных  брать к себе домой. Ведь их дом - это лес.  Каждый счастлив только у себя дома.)

- Что вы читали? (Рассказ)

- Что вам больше всего понравилось в рассказе?

- Какой совет даёт автор?

- Какая главная мысль рассказа?

- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

6.2.Словарная работа.(слайд)

- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

- Объясните лексическое значение слов.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 10)

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 11).

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор)

А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 13) “Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин)

- Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ.

Смотрят – да это ёжик!

-А мы как будем читать эту фразу?

Фронтальная

 

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Выразительное чтение в парах

Работа над составлением плана (с/р)

Самостоятельная работа

(У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа)

– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

(слайд)

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

Взаимопроверка (в парах)

 (Чтение диалога по ролям. Работа в парах).

- Какое языковое средство использует автор? (диалог)

- Что такое диалог?

- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?

 
Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.

- Приступаем.

- Поднимите руку, кто закончил.

- Ребята, давайте организуем конкурс чтецов, предлагаю с каждого ряда, выбрать пару и посоревноваться, кто прочтёт лучше.

- Какая пара хочет прочитать?

- Как вы должны читать, с какой интонацией? ( испуг )

- Какая пара ещё хочет прочитать?

- Ребята, чтение какой пары вам больше понравилось? Почему?


7.2. Работа с пословицами в группах.  

Задание для каждой группы одинаковое.

- Чья группа быстрее соберёт пословицы?))

Пуганая ворона и куста боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Трусливому зайцу и пень волк.

Трус своей тени боится.

У страха глаза велики.

- Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?

7.3. Обобщающая беседа

- Чему учит нас этот рассказ? Какова его главная мысль?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

8.

Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, какова была  цель нашего урока? ( познакомиться с содержанием рассказа  «Страшный рассказ», понять главную мысль)

- Поднимите руки, кто достиг цели на сегодняшнем уроке? Опускайте

- Ребята, что вам на уроке понравилось больше всего?

- Ребята, поднимите руку те, кто доволен собой и считает, что работал сегодня на уроке отлично. Молодцы. Опускайте.

- Спасибо за урок. До свидания.

фронтальная

ФИЗМИНУТКА

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

(встать между рядами друг за другом, повороты головой вправо, влево)

Раз, два, три, четыре.

(хлопки в ладоши)

Мышки дёрнули за гири.

(пальцы в кулак, резкое движение сверху вниз)

Вдруг раздался сильный звон,

(прыжок)

Побежали мышки вон.

(бег на месте на носках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...