Литература "Страшный рассказ" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Дисциплина: литературное чтение.
Тема: Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Тип урока:
Образовательная система: Школа России
Цель:
Содержательная: знакомство с творчеством Е.Чарушина рассказ «Страшный рассказ»
Деятельностная: понимание идеи рассказа
Дидактические задачи:
1. Учиться читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту ( без намеченного оценивания);
2. Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
3. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
4. Учиться описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.
5. Учиться участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
6. Учиться оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
Развивающие задачи:
- Учиться формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Учиться формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
- Учиться воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
- Учиться корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
- Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
- Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
- Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту ( без намеченного оценивания);
2.Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
3. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определяет тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста;
4.Описывает характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.
5.Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулирует простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждает свой ответ примерами из текста.
6. оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
Личностные:
- Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы;
- Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
- Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
- Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации.
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные:
- Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
- Корректно и аргументированно высказывает своё мнение.
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.
Оборудование: учебник, аудиозапись, презентация, портрет.
Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 1 ч. / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 136-138 : ил. – (Школа России).
План урока
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Формула успеха
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5-7 мин.)
2.1. Литературная викторина по стихотворениям из раздела
2.2. Беседа
3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)
3.1. Антиципация по стихотворению
3.2. Формулирование проблемы урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (1 мин.)
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели и задач урока
4.3. Планирование деятельности на уроке
5. Этап реализации построенного проекта (8-10 мин.)
5.1. Прослушивание аудиозаписи с выразительным чтением
5.2. Проверка первичного восприятия стихотворения
6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)
6.1. Беседа по содержанию
6.2. Словарная работа
7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)
7.1 .Выразительное чтения в парах
7.3. Работа с пословицами
7.4. Обобщающая беседа
8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планиру-емые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Катерина Александровна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.
- Проверьте свою готовность к уроку. - Я вижу вы готовы. 1.3.Формула успеха - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. (СЛАЙД) - Я разместила на нём разбросанные названия разных качеств, которые понадобиться нам на уроке. Прочтите их и выберите, какие качества мы возьмем, чтобы наша деятельность на уроке была успешна (Целеустремлённость, лень, трусость, рассеянность активность, внимательность.) - Какие качества нам понадобятся? - Как ты думаешь? - Посмотрите, у нас поучилась формула успеха. Все эти качества понадобятся нам на уроке. ( Слова: Целеустремлённость, усердность, активность и внимательность ) - Я желаю сегодня вам быть целеустремлёнными, трудолюбивыми, усердными, активными и главное внимательными, чтобы достичь успеха на уроке. | Приветствуют Проверяют | фронтальная | Р2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Литературная викторина по стихотворениям из раздела - Ребята, я вам предлагаю выполнить тест, который представлен у вас на карточке под номером 1, чтобы проверить, насколько вы внимательно изучили последний рассказ «Ребята и утята». найдите его у себя на парте. Я даю вам немного времени на выполнение этого теста, выполните его, пожалуйста, самостоятельно. Можете приступать. Поднимите руку, кто закончил Внимание на слайд (СЛАЙД) Проверьте пожалуйста свои работы с эталоном на слайде, если всё верно поставьте себе плюсик, а если есть ошибки то - , 2.2. Беседа об авторе - Посмотрите на портрет. - Что вы можете сказать о характере этого человека? Как вы думаете кто он по профессии? Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя. - Кто-нибудь знает про этого писателя? - Послушайте внимательно, сейчас я вам расскажу E.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Мать с детства прививала маленькому ЖЕне любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, пыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство. Отец дал ему первые навыки рисования. Свою деятельность в литературе Чарушин начал как иллюстратор детских книг, а позже – он и сам начал писать рассказы для детей.
- Как вы думаете, о чём мог писать Евгений Иванович Чарушин? Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Поэтому свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям в своих изображениях. В своих книгах –рассказах Чарушин трогательно писал и изображал медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных. - Ребята, скажите, что вы запомнили из биографии Евгения Чарушина? – Как вы думаете, почему именно об этом писателе мы заговорили? (предположения детей) (возможно, мы будем читать его рассказ) - Да, мы сегодня с вами будем читать его рассказ А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, послушайте её внимательно и вы узнаете, кто герой нового произведения. Совсем маленький зверек По каким признакам вы узнали, как догадались? Кто видел ежа? Где? А кто знает чем он питается? (Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты.) - Почему я именно эту загадку вам предложила? (Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.) | Фронтальная | ||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Антиципация по стихотворению - Ребята, откройте учебник на странице 136, прочитайте название рассказа. В названии используется слово рассказ. (слайд 9) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека) - Что такое страх? - Было ли вам когда-нибудь страшно? - Как вы думаете, о чём этот рассказ? (…) - Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на стр.137. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь? - Проверим 3.2. Формулирование проблемы урока - Итак, ребята, мы с вами знаем про автора, знаем, название рассказа. А что вы хотите ещё узнать? - Да, ребята, нам надо узнать, о чём рассказ. (Чему же учит это ?) |
| фронтальная | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока И так, если мы с вами сегодня будем знакомиться с рассказом Евгения Чарушина, предположите, как будет звучать тема урока? (СЛАЙД) (Е.Чарушие «Страшный рассказ») - Да, ребята, вы правы. 4.2.Самостоятельное формулирование цели урока учащимися - Какова будет цель нашего урока? (СЛАЙД) - Верно, ребята. Целью урока является: знакомство с содержанием рассказа «Страшный рассказ», понимание его идеи 4.3. Планирование деятельности на уроке - Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? - Молодцы. (Выразительно читать, отвечать на вопросы) | Отвечают. - Познакомиться со стихотворением и определить главную мысль Предлагают варианты ответов. | фронтальная | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Прослушивание аудиозаписи с выразительным чтением - Ребята, послушайте, пожалуйста, этот рассказ внимательно, потом я задам вам по нему вопросы В процессе прослушивания следите, пожалуйста, за текстом. Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости. Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!... Шура и говорит со своей кровати: — Мне совсем и не страшно. — Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати. — Мы воров не боимся, — говорит Шура. — Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя. — И тигров не боимся, — говорит Шура. — Они сюда и не придут, — отвечает Петя. И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.... гоп.... топ.... шлёп.... шлёп... топ... топ.... Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. — Не дыши, — говорит Шура Пете. — Я не дышу. Топ... топ… шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп... А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок. Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся. 5.2. Проверка первичного восприятия -Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился вам рассказ? Было бы вам страшно если бы вы оказались на месте мальчиков? | Внимательно слушают стихотворение | фронтальная | |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Беседа по содержанию - Кто главные герои рассказа? - Где произошёл случай, описанный в рассказе? (На даче – у самого леса, в маленьком домике) - Где всё произошло - Где находилась дача? Прочитайте - С чего всё началось? - Как получилось, что дети остались одни? (Родители ушли в гости, а дети остались одни) - Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков. Зачитайте. Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте, каким голосом они это говорили - тревожным - А что думает о них автор? (Автору понравились ребята) - Почему испугались мальчики? - Кого испугались мальчики? (Услышали топот) - Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. - Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги) - Что напугало ребят? Прочитайте - Кто испугал ребят? (Ёжик) - А почему ребята в рассказе испугались ёжика? - Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте. - Так, на столько ли опасен ёж, чтобы его бояться? - Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто не услышал) - Предположите, сколько мальчикам было лет? Из каких строк мы это видим? - Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях. - Подберите и зачитайте в тексте строки к иллюстрации. - Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали искать кто же напугал ребят) - Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком) - Почему ёж свернулся шариком? - Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа? - Почему ёжик не ушел потом в лес? - Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? - А как бы поступили вы? - Рассмотрите иллюстрацию в книге. с.137 Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте. - Можно ли считать рассказ на самом деле страшным? - Действительно, произведение было страшным? - Можно ли назвать мальчиков смелыми? - Можем ли мы ребят осуждать их за трусость? - Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх) - А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия) - Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему? - Чему учит нас этот рассказ? ( Уважать и беречь животных. Нельзя диких животных брать к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.) - Что вы читали? (Рассказ) - Что вам больше всего понравилось в рассказе? - Какой совет даёт автор? - Какая главная мысль рассказа? - А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.) - Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя) 6.2.Словарная работа.(слайд) - В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”. - Объясните лексическое значение слов. Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 10) Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 11). - Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему? - Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор) - А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 13) “Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин) - Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ. Смотрят – да это ёжик! -А мы как будем читать эту фразу? | Фронтальная
| ||
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Выразительное чтение в парах Работа над составлением плана (с/р) Самостоятельная работа (У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа) – Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. (слайд) План: 1)Мальчики остались одни. 2)Странные звуки. 3)Испуганные дети. 4)Родители вернулись. 5)Неожиданная находка. 6)Ёжик остался на даче. Взаимопроверка (в парах) (Чтение диалога по ролям. Работа в парах). - Какое языковое средство использует автор? (диалог) - Что такое диалог? - Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я. - Какой группе удалось лучше передать переживания ребят? - Приступаем. - Поднимите руку, кто закончил. - Ребята, давайте организуем конкурс чтецов, предлагаю с каждого ряда, выбрать пару и посоревноваться, кто прочтёт лучше. - Какая пара хочет прочитать? - Как вы должны читать, с какой интонацией? ( испуг ) - Какая пара ещё хочет прочитать? - Ребята, чтение какой пары вам больше понравилось? Почему?
Задание для каждой группы одинаковое. - Чья группа быстрее соберёт пословицы?)) Пуганая ворона и куста боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Трусливому зайцу и пень волк. Трус своей тени боится. У страха глаза велики. - Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу? 7.3. Обобщающая беседа - Чему учит нас этот рассказ? Какова его главная мысль? - Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем? | |||
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 8.1. Рефлексия учебной деятельности - Ребята, какова была цель нашего урока? ( познакомиться с содержанием рассказа «Страшный рассказ», понять главную мысль) - Поднимите руки, кто достиг цели на сегодняшнем уроке? Опускайте - Ребята, что вам на уроке понравилось больше всего? - Ребята, поднимите руку те, кто доволен собой и считает, что работал сегодня на уроке отлично. Молодцы. Опускайте. - Спасибо за урок. До свидания. | фронтальная |
ФИЗМИНУТКА
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
(встать между рядами друг за другом, повороты головой вправо, влево)
Раз, два, три, четыре.
(хлопки в ладоши)
Мышки дёрнули за гири.
(пальцы в кулак, резкое движение сверху вниз)
Вдруг раздался сильный звон,
(прыжок)
Побежали мышки вон.
(бег на месте на носках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...