Словарная работа на уроках родного языка и литературы
статья по чтению (4 класс)
Словарная работа на уроках родного языка и литературы
Аянитова Анна Егоровна
Словарная работа – это одна из важнейших областей методики преподавания родного языка и литературы, одно из направлений в работе по развитию речи детей. Овладеть, словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Обучая учащихся родному языку и совершенствуя их навыки владения языком, учитель, обязан:
а) вооружить учащихся знанием основных планов составляющих словарный состав якутского языка, дать навыки использования его в жизни;
б) максимально в пределах возрастных возможностей учащихся расширить их активный словарь;
в) научить использовать слова в наиболее точном значении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota_na_urokah_rodnogo_yazyka_i_literatury.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №27
Открытый урок по якутскому языку 4 Г класса
На тему: Словарная работа на уроках родного языка и литературы
Подготовил:
учитель начальных классов
первой категории Аянитова А.Е.
Словарная работа на уроках родного языка и литературы
Аянитова Анна Егоровна
Словарная работа – это одна из важнейших областей методики преподавания родного языка и литературы, одно из направлений в работе по развитию речи детей. Овладеть, словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Обучая учащихся родному языку и совершенствуя их навыки владения языком, учитель, обязан:
а) вооружить учащихся знанием основных планов составляющих словарный состав якутского языка, дать навыки использования его в жизни;
б) максимально в пределах возрастных возможностей учащихся расширить их активный словарь;
в) научить использовать слова в наиболее точном значении.
При организации работы над словарем, современная методика родного языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:
1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для его будущей практической деятельности.
2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление учащихся с богатством словаря.
3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном родном языке.
4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса родного языка, ведётся она во всех классах.
Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках родной литературы в процессе изучения художественного произведения. На таких занятиях работа ведётся в первую очередь над словами, которые предполагают вводить в активный словарь ученика.
Объяснение непонятных слов имеет большое значение. Не надо оставлять без внимания и понимания учащимися ни одного непонятного слова, встретившегося в книге, в учебнике или в беседе – одно из условий успешной работы учителя на занятиях по развитию речи и мышления учащихся.
Объяснение непонятных слов должно быть доходчивым, по возможности простым по языку. Значение слов могут быть раскрыты путём:
а) показа предмета или изображения – наглядный метод;
б) введение слова в предложение или словосочетание, а также путём дописывания предложения;
в) сравнения и сопоставления;
г) справок в энциклопедических и толковых словарях и т.д.
Источником для накопления слова являются:
1. Чтение (художественной и научной литературы, газет и журналов);
2. Общение с окружающими;
3. Учебная трудовая деятельность учащихся: уроки, беседы, слово учителя
и т. д;
4. Радио, кино, телевидение.
А сейчас я хочу показать иллюстрированный словарь якутского языка по программе 2 класс, которым я пользуюсь на уроках родного языка и литературы.
Таким образом, постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание и уместное употребление слов.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Доклад для ШМО "Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературы"
Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения....
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы.
У каждого учителя свои секреты и находки. Я же для своей работы использую приём Душа слова. Работу по обогащению словаря младшего школьника я выстраиваю поэтапно. В основе моего опыта лежат идеи, мето...