Задания по малым фольклорным жанрам
методическая разработка по чтению

Соколова Анастасия Алексеевна

Задания по малым фольклорным жанрам

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_po_malym_folklornym_zhanram.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по малым фольклорным жанрам

СОДЕРЖАНИЕ

Пословицы        3

Задания на осмысление пословиц        3

Задание 1        3

Задание 2        3

Задания на соотнесение пословиц с текстами художественных произведений        3

Задание 3        3

Задание 5.        4

Задание 6.        4

Задание 7.        4

Задание 8        5

Задание 9.        5

Задание 10.        5

Задание 11.        5

Задание 12.        6

Задания на распределение пословиц по группам        6

Задание 13.        6

Задание 14.        6

Задания на сбор пословиц        6

Задание 15.        6

Творческие задания, связанные с пословицами        7

Задание 16.        7

Задание 17.        7

Задание 18.        7

Задание 19.        8

Колыбельные        8

Задание 1.        8

Потешки        8

Задание 1.        8

Задание 2.        9

Прибаутки        9

Задание 1.        9

Считалки        9

Задание 1.        9

Задание 2.        9

Небылицы        9

Задание 1.        9

Задание 2.        9

Задание 3.        10

Задание на соотнесение различных малых фольклорных жанров        10

Задание 1.        10

Задание 2.        11

Пословицы

Задания на осмысление пословиц

Задание 1.

Прочитайте пословицы. Подумайте над их смыслом. Обсудите с друзьями.

(В задании предоставлены различные пословицы)


Задание 2.

Прочитайте пословицы разных народов. О каких качествах человека в них говорится? Обсудите с другом.

(В задании предоставлены пословицы разных народов)


Задания на соотнесение пословиц с текстами художественных произведений

Задание 3.

Прочитайте пословицы. Поразмышляйте над их смыслом. Соотнесите пословицы с основной мыслью рассказа Н. Носова «Огурцы».


На обмане далёко не уедешь.
За правое дело стой смело.


Задание 4. 

Прочитайте пословицы. Какая важная мысль их объединяет? Можно ли их соотнести с основной мыслью рассказа Л.Каминского «Сочинение»?


Худое дитятко отцу-матери – бесчестье, роду-племени – позор.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Задание 5.

Обсудите с другом основную мысль сказки «Летучий корабль». Соотнесите её с пословицами.


Дерево держится корнями, а человек – друзьями. (Русская пословица)
Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь. (Арабская пословица)
Прежде помоги себе сам, а потом от товарища помощь принимай. (Монгольская пословица)
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. (Русская пословица)
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Задание 6.

Какова основная мысль сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбки»? Соотнеси её с пословицами.

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность – всякому горю начало.

Ненасытному всё мало.

Задание 7.

Определи главную мысль рассказа Дж. Родари «Кто сказал?». Соотнеси ее с пословицей:

Лад и согласие – первое счастье.

Задание 8.

Обсудите с родителями главную мысль рассказов Л. Толстого «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». Совпадает ли она со смыслом пословиц?

Веник не сломишь, а по прутику весь веник переломаешь.

Один за всех, все за одного.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Задание 9.

Соотнеси пословицы с содержанием рассказа Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок».

Кто дрожит, тот и бежит.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идет.

Задание 10.

Объясни смысл пословицы, используя текст рассказа В. Осеева «Три товарища»

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Задание 11.

Как ты понимаешь пословицу? Можно ли соотнести пословицу с басней С. Михалкова «Не стоит благодарности».

Красив тот, кто красиво поступает.


Задание 12.

Вспомните произведения, которые можно сопоставить с пословицами.


Лень до добра не доводит.
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.
Правда, что шило в мешке – не утаишь.
На обмане далеко не уедешь.

Задания на распределение пословиц по группам

Задание 13.

Распределите высказывания и пословицы не две группы: о книге, о знании.

(В задании даны пословицы на заданные темы)

Задание 14.

Вспомните пословицы русского народа на темы: «Дружба», «Трудолюбие», «Добро».

Задания на сбор пословиц

Задание 15.

Пословицы «расстарались». Собери их.

Творческие задания, связанные с пословицами

Задание 16.
Составьте диалог на тему «Книга в нашей жизни» и запишите его в «Творческую тетрадь».

Задание 17.

Составьте самостоятельно рассказ, используя одну из пословиц.

Слово, что воробей, вылетит – не поймаешь.
Стрелял в воробья, а попал в журавля.
И воробей на кошку чирикает.

Пуганая ворона и куста боится.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Ты пожалей – тебя пожалеют.
Лес и вода – родные брат и сестра.

Задание 18.
1) Узнайте пословицы и поговорки о добре, дружбе, трудолюбии своего народа, края, где вы живёте.
2) Сравните их с теми пословицами, которые вы прочитали в учебнике. Пусть каждый выберет одну пословицу, которую он считает важной для себя, и подготовит небольшое выступление по вопросам:
1. В чем смысл пословицы?
2. Какие ценности переданы в ней будущим поколениям?
3. Есть ли похожие по смыслу пословицы и поговорки у других народов?

Задание 19.

Придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».

Колыбельные

***

Баю-баю-баюшок,
В огороде петушок,
Петя громко поёт,
Ване спать не даёт

***

Баю, баюшки, баю,

Не ложися … .

Придет серенький волчок

И укусит … .

Задание 1.

  1. Помнишь ли ты, какие колыбельные песни пела тебе мама? Расскажи.
  2. Какие слова убаюкивают? Найди их в тексте.
  3. В последнюю песенку вставь созвучные слова.
  4. Попробуй сам сочинить колыбельную песенку. Запиши ее в « Рабочую тетрадь».

                Потешки

Задание 1.

Обсудите с другом, какой текст можно назвать потешной (потешать), какой – прибауткой (приговаривать).

Задание 2.

Что такое пеструшка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Прибаутки

Задание 1.

Разыграйте с другом прибаутки как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию.

Считалки

Задание 1.

Прочитай считалки. Прислушайся к их четкому ритму.

(В задании даны различные считалки)

Задание 2.

Какое произведение небылица, а какое – считалка? Как надо читать считалку?

Небылицы

Задание 1.

Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?

Задание 2.

Что общего между считалкой и небылицей? Что роднит небылицу со сказкой? Что роднит небылицу со сказкой?

Задание 3.

Придумай свою небылицу. Запиши ее в тетрадь.

Задание на соотнесение различных малых фольклорных жанров

Задание 1.

Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

***

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

***

Учись доброму, худое на не пойдёт.

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы..
Поводи пойди-ка ты!

***

Трах-трах, тарарах.
Едет мышка на ежах.
– Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж.

***

Сшила Сала Саньке шапку.

***

– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А ещё хочешь?
– Хочу!

***

Люли, люлек, люленьки,
Летят сижу гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.

Задание 2.

Можно ли соотнести пословицу «труд кормит, а лень портит» с потешной?

– Тит, иди молотить!
– Живот болит.
– Тит, иди кашу есть!
– Бегу, бегу.
Где моя большая ложка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"

Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....

Вн. чт. Малые фольклорные жанры 2 кл

Презентация к уроку внеклассного чтения 2 класс "Малые фольклорные жанры. "На ярмарке"...

Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"

Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....

статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....

Конспект урока. Малые фольклорные жанры

Материал для внеклассной и внеурочной работы...

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...

Малые фольклорные жанры. Считалки, дразнилки.

Материал может быть использован при проведении уроков по родной литературе, при подготовке к олимпиаде или на внеклассных занятиях....