Читательская грамотность
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Данная работа представлена в вие литературной викторины по произведениям о зиме. Цель: развитие и популяризация читательской грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_viktorina_4_klass.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Игра «Грамотный читатель»
Цель: прививать любовь к чтению; обогащать опыт общения воспитанников в коллективе.
Задачи:
- учить организовывать досуг;
- помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний;
- расширять словарный запас воспитанников.
Оборудование: снежинки, конфеты, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Форма: игра-путешествие
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Сейчас учебные, трудовые будни, но совсем скоро наступает самое сказочное время- близится Новый год! Все ждут чуда. Но иногда чудеса можно творить своими руками. Одно из них - участие в нашей игре! Вы почувствуете атмосферу праздника, вспомнив замечательные книги и любимых сказочных героев! Накануне игры не забудьте «взять с собой хорошее настроение».
При этом надо соблюдать определенные правила викторины:
1. Вопрос задаётся ведущим каждому по очереди.
2. Если игрок не даёт ответа, то право отвечать передается следующему участнику.
3. За правильный ответ дается снежинка.
4. В конце викторины выявляется победитель, набравший наибольшее количество снежинок. Если у детей оказывается одинаковое количество снежинок, им задаются дополнительные вопросы и таким образом выявляются победители.
Готовы? Итак, в путь!
РАЗМИНКА “ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ СКАЗКИ?”
- Как звали девочку из сказки «Снежная Королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
- В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег? (Госпожа Метелица)
- В какую новогоднюю игрушку превратил молодого принца Король мышей в сказке Гофмана? (Щелкунчик)
- Как звали мальчиков из рассказа Аркадия Гайдара, приехавших к отцу в далекую тайгу встречать Новый год с геологической экспедицией?(Чук и Гек.)
- Из какой сказки эти строки? «Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, старик, ее куда хочешь, чтобы глаза ее не видели… во чисто поле на трескучий мороз». («Морозко»)
- За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
- Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
- Угадай героя сказки: «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая. Глаза сверкали как звезды, но в не было ни теплоты, ни красоты» («Снежная Королева»)
КОНКУРС: « КОНСТРУКТОР».
Каждая команда получает листок со словом – СНЕГУРОЧКА. Необходимо образовать новые слова из букв, входящих в данное слово и записать их. Время этого конкурса – одна минута. Победит та команда, которая образует больше новых слов.
КОНКУРС «ЛОТЕРЕЯ»
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
На конкурс – лотерею.
Участники подходят к доске, берут снежинки, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц и загадок про зиму или Новый год.
КОНКУРС «АНАГРАММЫ».
Разгадайте анаграммы (в словах перепутаны буквы) за 1 минуту
УССОКАЛЬ (сосулька)
ИЖНСЕКАН (снежинка)
НЬКОКИ (коньки)
КАРУВИАЦ (рукавица)
РОЗОМ (мороз)
ИЖЛЫ (лыжи)
БЛИЦ - ОПРОС
1. Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»?
Кубок
Блюдо
Зеркало +
2. За что звери и птицы устроили суд над декабрем в сказке Н.Сладкова «Суд на Декабрем»?
Декабрь день сократил +
Ночь сделал темнее
Землю снегом закрыл
3. Как называется сказка С.Я.Маршака, в которой зимой чудесным образом появились подснежники?
«Подснежники»
«Двенадцать месяцев» +
«Братья Месяцы»
4. Какая девочка появилась из снега у старика и старухи в сказке В.И.Даля «Девочка Снегурочка»?
Беленькая, как снежок +
Черненькая, как уголек
Рыженькая, как солнышко
5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками?
«Три счастливца»
«Зима в Простоквашино» +
«Дом, занесенный снегом»
6. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби?
Удочкой
Хвостом +
Лапой
7. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу, под елью?
«Как тебя зовут, девица?»
«Не скучно ли тебе, девица?»
«Тепло ли тебе, девица?» +
8. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»?
Красный и белый
Красный и синий +
Розовый и фиолетовый
ЗАГАДКИ ПРО СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ.
1. Я на балу никогда не бывала.
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
2.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!(Снегурочка)
3.Я королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.(Снежная королева)
4. Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?(Баба Яга)
5.Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.(Ступа)
6.С кем Мороз играет в прятки, |
7. Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?(Герда)
8. На снежных санях Королева |
КОНКУРС: БЮРО НАХОДОК
Каждая команда получает листок с заданием. Из какой сказки каждый предмет первого столбика? Нужно соединить предметы из левого столбика, с названием сказок из правого столбика.
ЛЕДЯНОЙ ДВОРЕЦ По щучьему велению
ПЕЧЬ Лисичка – сестричка и серый волк
ПОДСНЕЖНИК Щелкунчик
МЫШЬ Снежная Королева
ПРОРУБЬ Двенадцать месяцев
КОНКУРС: ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Мы будуем говорить словами героев сказок, а вы должны назвать, кто это сказал и в какой сказке.
1. «Ловись, рыбка, и мала и велика!» ( Волк – «Лисичка – сестричка и серый волк»»).
2. «Хочу, чтобы вёдра сами домой пошли и вода бы не расплескалась».
(Емеля – «По щучьему велению»).
3. «Я не боюсь злых чар! Пусть она только прилетит, я посажу её прямо на печь, и она растает». (Кай – «Снежная королева»).
4. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» (Морозко –
«Морозко»).
5. «Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела». (Мороз-Синий нос –
«Два Мороза»).
6. У какого месяца из сказки «Двенадцать месяцев» изначально был посох? (у Декабря).
7. Какой подарок старик хотел сделать старухе из лисьей шкуры?
(Воротник).
8. Назови домашних животных из сказки «Зимовье зверей». (Бык, баран, свинья, гусь, петух).
9. Кто из Морозов моложе: Мороз-Синий нос или Мороз-Багровый нос? (Мороз-Синий нос).
10. На чём разъезжал Емеля? (На печи).
11. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы?
(Вечность).
12. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича?
(Зеленую травку, цветы).
КОНКУРС: ВОПРОСЫ НА СМЕКАЛКУ.
1. Когда можно нести воду в решете? (Когда она замерзает).
2. Почему дождь падает с неба? (Нет лестницы, чтобы спуститься).
3. Когда человек спит целый год? (Под Новый год).
4. Чем начинается день и кончается ночь? (Буквой «д» и мягким знаком).
5. Почему дождь не идёт два дня подряд? (Потому что их разделяет ночь).
6. В каком месяце едим меньше? (В феврале).
7. Кому день кажется коротким? (Трудолюбивому).
8. Когда идёт дождь, на какое дерево садится птица? (На мокрое).
9. Где видны воды без воды? (На карте).
10. На какой дом снег падает в первый раз? (На новый дом).
Каждый из нас по-своему любит зиму. Она удивляет нас своей белоснежной красотой и волшебством зимних деньков. Ведь только зимой можно увидеть, как снег покрывает всё белым одеялом, как дорога под лучами солнца сверкает алмазами, как снежинки блестят, словно драгоценные камни...
Подведение итогов.
Подсчет снежинок, у кого больше, тот и победил. Награждаются конфетами.
- Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»
laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....
Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...