Конспект урока литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Балашова Маргарита валентиновна

Тема урока: Л.Н.Толстой «Котенок»

Цели урока: знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Котёнок»;  развивать умение анализировать текст. Продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с новым произведением «Котенок»; учить делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план для пересказа. характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского     отношения к ним;  соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н.Толстой «Котенок»

Цели урока: знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Котёнок»;                                                                                                              развивать умение анализировать текст

 Продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с новым произведением «Котенок»; учить делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план для пересказа. характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского     отношения к ним;  соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

Задачи: организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания  и его применению, вызвать интерес к занятию, придать ему проблемный характер, способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения, совершенствовать навык чтения, развивать речь, создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему, формировать способность к рефлексии, формировать навык самоконтроля.

Планируемые результаты.

Личностные:                                                                                             -  формирование положительных качеств к учению, чтению и познавательной деятельности;                                                                                                                                                                                                         -  формирование умения осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сопереживать;                                                                                                                                                                  -   оценивание жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:                                                                                                                - формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;                                                                                               - формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:                                                                           - формирование критического мышления ;                                                                                                                             - формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:                                                                                                         - формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;                                                                                                                                                                                                                                                                    - овладение диалогической и монологической речью;                                                                                     - формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные:                                                                                                         - развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития            ( чтения вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста);                       -  использование разных видов чтения;                                                                                                                          -  умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;                                        -  участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование:   мультимедийная презентация, выставка книг Л.Н.Толстого,  портрет писателя, толковый словарь, учебники   2  класса Л.Ф.Климановой «Литературное чтение», иллюстрации к рассказу, карточки для индивидуальной и групповой работы, аудиозапись рассказа, музыкальные файлы,  лепестки для цветка.                                                  

                                                   Ход урока

I . Мотивация  к учебной деятельности

Начинается урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

-Как вы понимаете основную мысль текста? ( Надо видеть ,слышать и  верить в свои силы)

-Как она нам поможет на уроке?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1. Игра «Вспомни и ответь»

У меня в руках волшебный сундучок, в нём находятся вопросы для нашей игры.

1.Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу?  (Он был еще мал)

2.Что нечаянно разбил  мальчик ?                                                                                        ( Дорогую чашку)

3. Куда Филипку очень хотелось попасть? (В школу)

4.Почему заплакали муж с женою, поглядев друг на друга?                                                                      (От стыда, что обидели старика)

5.  Почему Филиппок долго стоял на крыльце школы?

   ( Боялся учителя)

6.Зачем Миша мастерил лоханку для батюшки с матушкой?                                                                                                               ( Чтобы в старости их из неё кормить)

-Какие произведения мы вспомнили?                                                                           («Филипок», «Старый дед и внучек»,  «Правда всего дороже»)

У доски двое работают индивидуально:

1.) Соединить название произведения и пословицу, подходящую к ней.

Название произведения

Пословица, подходящая к ней.

«Как мужик убрал камень»

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

«Старый дед и внучек»

Грамоте учиться всегда пригодится; Ученье – путь к уменью.

«Лгун»

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

«Отец и сыновья»

 И сила уму уступает.

Не надейся на силу, надейся на ум. Где сила не может, там ум поможет.

«Филипок»

 Раз солгал, а навек лгуном стал.

Контролирую выполнение задания, оцениваю.

2. Проверка домашнего задания по группам.                                                                                              

1 группа:

 Расположите пункты плана в нужной последовательности. Пересказать рассказ по плану.

План.

 Встреча с учителем.

 Филиппок решает  идти  в школу.

 По дороге в школу.

 «Я смышленый!..».

2 группа:

Составить 4 вопроса по прочитанному произведению.

3 группа:

Составьте  характеристику  человеческих качеств  Филипка. Выберите нужные слова. Подготовить рассказ.

 добрый                  целеустремлённый    уважительный              умный

 храбрый                   трусливый                 ласковый                   глупый

 трудолюбивый        смышлёный              стеснительный          робкий

 решительный           хвастливый               нерешительный       любознательный

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак)   робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться).

 Смелый, бесстрашный,  робкий, любознательный и смышлёный, целеустремлённый

4 группа: 

Составьте описание главного персонажа с помощью опорных слов.

 нищий

 рваное пальтишко

 большие лапти

 худые штаны

 нищенская сумка

 котомка

 посох

3. Работа в парах

На карточках  таблица, в левом столбике – заголовки рассказов, в правом  – главная мысль. Найдите соответствие между данными, укажите их с помощью стрелок.

     Заголовок

 Главная мысль

« Филипок»

Не лгать

«Старый дед и внучек»

Стремление учиться

«Правда всего дороже»

Уважать старших

Самопроверка по слайду:

     Заголовок

 Главная мысль

« Филипок»

Не лгать

«Старый дед и внучек»

Стремление учиться

«Правда всего дороже»

Уважать старших

Оцените свою работу.                                                                                                                   Если вы правильно выполнили задание  - поднимите карточку с  !,                                             если допустили ошибку – +,                                                                                                                                 если ничего не угадали – ?

- Л.Н.Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей  лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками.

-Чему  же нас научили рассказы Л.Н.Толстого?

4.  «Назови лишнее»
«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Стрекоза  и муравей», « Как мужик убрал камень», «Филиппок», «Правда всего дороже»
(Автор всех произведений Лев Николаевич Толстой, а басню «Старик годовик» написал Иван Андреевич Крылов.)

5. Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой  родился в 1828 году в имении  ……  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей … школу

Писатель написал  для детей  учебник… «Азбука»

Толстой  учил … детей бедняков

Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п... . (произведения)                                         Полное собрание сочинений насчитывает …90 томов

6.Узнай героя

 – Из каких рассказов Л. Н. Толстого пришли к нам эти герои?

Костюшка, Миша, учитель, мужики, муж и жена.

III. Выявление места и причины затруднения

- У кого дома есть животные?

-  Какие?

- Как вы заботитесь о них?

- Почему вы заботитесь о животных?

- Почему люди называют животных своими друзьями?
- Объясните смысл пословицы:

Плохо без друга, но, если он есть, его надо беречь.
— Эта мысль, выраженная в пословице, рожденная народной мудростью, будет проходить через все рассказы, которые будем читать по теме.

 - Куда мы дальше попадём ,узнаете вы скоро.                                                                                         В известном мультике найдём помощника весёлого.                                                                ( Слушаем музыкальное произведение) 

- Что это за произведение?                                                                                                                  ( Это песня «Дождик босиком» из мультфильма  «День рождение кота Леопольда»)  

- О чём эта песня? Назовите её главные слова?                                                                          ( Если добрый ты – то всегда легко)

-  Почему именно эту песню я предложила вам послушать?                                       ( Она связана с темой нашего урока)

 -  Попробуйте определить тему нашего урока.                                                                     Отгадайте загадку:                                                                                                                                       Этот маленький ребёнок

Спит без простынь и пелёнок.

 А под серенькие ушки

Не кладут ему подушку.

У него четыре лапки.

На них – острые царапки.

Он гуляет без пальто.

И ботинки и сапожки

Не наденет ни за что.

 Это – вовсе не ребенок. Это – маленький …(котенок.)                                       (Будем читать рассказ о котёнке) (изображение котёнка)

- Подберите родственные слова к слову котёнок (Кот,котофей,кошечка, котик, кошка, кошачий)

Игра «Найди лишнее»

 Серый, белый, оранжевый, чёрный

 (После чтения учитель закрывает слова)

- Сколько слов было записано? Какое слово было первым? Последним?

- Какое слово лишнее? Почему? (Котёнок не может быть оранжевым)

- Подберите синоним к слову оранжевый, чтобы он мог обозначать цвет шерсти котёнка. (Рыжий)

Усы, лапы, рога, хвост, уши

-  Какое слово здесь будет лишнее? Почему?

 Лев Николаевич Толстой много лет тому назад написал интересный рассказ, который так и назвал «Котёнок». Сегодня мы познакомимся с этим рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок».

- Попробуем  на основании названия произведения предположить ,                                            о чём это произведение?                                                                                                                            (Невозможно).

- Относится ли произведение «Котёнок» к группе ранее                                           названных поучительных рассказов, где героями были люди?                                      (Непонятно).

- Точно и однозначно пока ответить не можем. Надо прочитать.                                    -Какова цель нашего урока?                                                                                                     ( Узнать о чём это произведение, определить его главную мысль).  

- Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставим перед собой?

( Прочитать рассказ Льва Толстого, определить главных героев, понять содержание текста, определить идею произведения)

На доске открывается запись

Задачи урока

1. Прочитать рассказ Льва Толстого

2. Определить главных героев

3. Понять содержание текста

4. Определить идею произведения

Поставим цели:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

Итак, сегодня мы познакомимся с былью Л. Толстого « Котенок», будем думать, размышлять и выразительно читать. Постараемся понять основную мысль текста, поделимся своими мыслями, чувствами о прочитанном произведении.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

1.Работа со словарём.

- Что такое быль? Найдите определение в словаре Ожегова. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

2.Работа с текстом.

1.) Ознакомительное чтение.                                                                                 ЭСТАФЕТА - начинает читать текст учитель, прочитав несколько строк, он передаёт эстафету ученику. Ученик, прочитав несколько предложений, называет имя следующего ученика, который продолжить чтение.

Цель: внимательно слушаем рассказ Льва Толстого «Котёнок» и после чтения постараемся назвать всех главных героев произведения.

2.) Словарная работа.

-Какие слова вам были непонятны?

 Работа в парах по карточкам

Объясните значение слов из рассказа «Котенок». Соедините линиями слово и значение.

Амбар

Очень быстро

Солома

Строение в виде сарая для хранения зерна, муки

Что было духу

Около

Подле

Полые стебли пшеницы, ржи после обмола

Прочь

В другую сторону

Амбар – - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле – около, возле

Пустился что было духу - очень быстро

прочь – в другую сторону;                                                                                                      Солома - полые стебли злаков, остающихся после обмолота (картинка)                                                                                                                        

3.Проверка восприятия.

- Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства испытывали, когда читали рассказ?

- Кто  главные герои этого рассказа? (Главные герои: Вася, Катя, котёнок, собаки)

- За кого вы переживали?

 - Какой момент был самым напряжённым?

Физкультминутка

V. Реализация построенного проекта

 1. Повторное чтение

На нити сюжета будем завязывать узелки событий, где история завязалась - завязка, как она развивается, растёт, достигает вершины - кульминация, как развязалась - развязка.
На  экране: завязка - синий кружок, вершина, кульминация - красный кружок, развязка - зелёный.

2. Анализ литературного текста (с опорой на выборочное чтение)

-Как звали брата и сестру?

- Что случилось у Кати и Васи? ( завязка.)

- Когда у детей пропала кошка?

- Почему она пропала?

- Как вёл себя мальчик, когда обнаружил котят? (Был рад и удивлён)

- Подтвердите свой ответ словами текста.

- Сколько было котят?

-  Какого котёнка выбрали себе дети? Прочитайте.

- Как относились к нему ребята?

-Почему дети оставили котёнка на дороге? (собирали щавель).

-Какая беде грозила котёнку? (его окружили охотничьи собаки)

- Как котёнок оказался один на дороге?

- Какая опасность ему угрожала? Прочитайте.

- Каким показан котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)

- Какой самый напряженный момент в рассказе? Это вершина (кульминация)

- Как поступил Вася?(Он сумел преодолеть свой страх, бросился спасать котёнка

- Каким оказался Вася? (Смелый, решительный, находчивый, отчаянный, бесстрашный)

- Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак? (Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

- Кто отогнал собак?

- Как называется заключительная часть? (развязка)

- Как вела себя Катя? Можно ли осуждать девочку?  (Нет, все мы можем чего-то бояться)

- Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод рассказа изобразил художник?

- Прочитайте отрывок. (Вася бросается спасать котёнка, видя, что приближаются голодные охотничьи собаки)

- Какими словами автор описал котёнка?  Как будем читать? (с любовью, ласково)

 -Как дети играли с котёнком? С какой интонацией будем читать? (радостно)

 - Любили ли они его? (приведи примеры из текста) 

3. Выявление нравственной проблемы произведения

Чтение пословицы, записанной на слайде

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Подходит ли она к нашему тексту? Почему? (Мальчик бросился спасать беззащитного котёнка, понимая, что собаки могут опередить его, что котёнок погибнет)

- Почему же котёнок оказался в опасности? (Дети забыли про него, оказались безответственными)

- Какой же вывод мы можем сделать? (Нужно быть внимательными и  ответственными за тех, кто слабее нас )

Выявление авторского отношения к герою и его поступку

- Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя? (….)

- Как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана автором?

- Зачем Лев Николаевич Толстой рассказал нам эту историю? Какими мыслями он хотел поделиться с нами?

Выявление позиции учащихся к поступку героя

- А как бы вы поступили на месте Васи? Оцените его поступок

VI. Первичное закрепление во внешней речи

1. Фронтальная работа                                                                                     Составление описания Васи.

-Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

-Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

2. Работа в парах.

На карточках слова:  тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый,глупый, отчаянный, мужественный, находчивый,  решительный, смелый, ответственный,

Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Работа в группах.

1.) Составление плана произведения

- Перед вами план рассказа. Последовательность пунктов плана нарушена. Восстановите план, пронумеровав пункты плана цифрами. Выделить главную мысль, озаглавить.

План

Страшные собаки.

Дети нашли котят.

Вася спасает котёнка.

Дети забыли котёнка на дороге.

Кошка пропала.

Самый лучший котёнок.

Проверка выполнения задания по эталону на экране  (фронтально)

1 часть: Кошка пропала.

2 часть: Дети нашли котят.

3 часть: Самый лучший котенок.

4 часть: Дети забыли котенка на дороге

5 часть: Страшные собаки.

6 часть: Вася спасает котенка.

- У кого получился такой же план, как на слайде?

- Кто записал по – другому ?

2.)  Рассказ о кошках

Прочитать и приготовить ответы на вопросы

1 группа

Кошки появились около 40 млн. лет назад, Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

- Откуда к нам пришли кошки ?                                                                                               – Как люди относились к ним?                                                        

2 группа

      На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Считалось, что кошки приносят счастье и достаток, не зря при въезде в новый дом первой в него пускали кошку. Эти животные — единственные, которым дозволяется находиться в православных храмах, во многих старых церквях для них даже делали лазы. Долгое время на Руси кошки были очень дороги, поэтому позволить их себе мог далеко не каждый. В Казани было принято высаживать самых холеных котов в витринах купеческих лавок: упитанность животного должна была показать, что дела у его хозяина идут наилучшим образом. Именно казанские коты были привезены по указу императрицы Елизаветы Петровны в Петербург для охраны покоев от мышей и крыс. Их потомки до сих пор состоят на службе в Эрмитаже и берегут музейное имущество от грызунов.

- Как в России относились к кошкам ?                                                                                          – Признаком чего они являлись?

3 группа                                                                                                                                                                    На свете около 60 разных пород кошек.  Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии. Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное существо. Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы. Выведением новых пород домашних кошек человек занялся сравнительно недавно — около 150 лет назад. Теперь насчитывается более 100 пород кошек. Среди них наиболее известные длинношерстные — персидские, мейн-куны; короткошерстные — сиамские, британские; лысые кошки — сфинксы и другие.

- Сколько существует пород кошек?                                                                                              – Сколько сейчас в мире их?

4 группа

Кошачьи относятся к семейству млекопитающих, отряд хищных. У всех видов кошачьих голова небольшая, а туловище очень стройное, изящное. Ноги не высокие, но мощные. Когти полностью или частично втягиваются, только гепард не может втягивать. Хвост у большинства длинный, но у рыси короткий. Размеры кошачьих от маленьких (20 см в холке, например, домашние) до больших (120 см — тигр, лев). Из органов чувств лучше всего развиты: слух и зрение. Образ жизни в большей степени ночной и сумеречный. Пищей являются рыбы, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие, иногда насекомые. Большинство видов охотятся в одиночку (гепарды, тигры) или целым выводком (львы в прайде).

- К какому семейству относятся кошки?                                                                                                  – Какой образ жизни ведут кошки?

5 группа

У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошек на задних лапах по четыре пальца, а на передних — пять. У кошки на 24 кости больше, чем у человека, всего их скелет состоит из 230 костей.

У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек , различают запахи. У кошки рисунок поверхности носа уникален, как отпечаток пальца у людей. Кошка ничего не видит прямо у себя под носом. 

-Какие  они - домашние кошки?

6 группа                                                                                                                                                               У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. Кошки мяукают только для людей, друг с другом они никогда этого не делают.  У кошек отличная память.                                                                                                                 Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой. Частота звука, при которой кошка мурлычет, обладает целебной пользой для вашего здоровья. Любой владелец кошки знает, что звук мурлыканья часто помогает растаять чувству напряжения и беспокойства. 60 метров — это расстояние, на которое могут видеть кошки. Кошки — очень ленивые млекопитающие. Их ежедневный сон составляет 16 часов в день.

   -Какие  они - домашние кошки?                                                                                                                                                                                    7 группа                                                                                                                    Любовь к кошкам во всем мире оказалась настолько велика, что их владельцы просто не могли обойтись без специального праздника для своих любимцев. В итоге каждый год 1 марта в очень многих странах мира отмечается Всемирный день кошек, который объединяет миллионы владельцев этих животных по всему миру. Традиция празднования этого дня возникла стихийно, и хотя до сих пор Всемирный праздник кошек нигде официально не утвержден, это не мешает любителям этих животных чествовать своих питомцев. Популярность праздника объясняется прежде всего тем, что кошки испокон веков были и остаются самыми популярными домашними животными во всем мире: около 80% всех жителей Земли держат домашнее животное, и более половины из них отдали свое предпочтение именно кошкам. 1 марта - в России отмечают День кошек. Праздник был провозглашен в честь поклонения русских людей этим животным и впервые состоялся в 2004 году по инициативе журнала «Кот и Пес» и Московского музея кошки.                                                                                                                                  – Что отмечают в России 1 марта?                                                                                                                    – Когда впервые стали отмечать День кошек?                                                       Проверка: устно отвечает один из группы

VIII. Включение в систему знаний и повторение                                                                                                  1. Игра «ДА - НЕТ»

А) герои были – брат и сестра,

Б) у кошки родилось 6 котят,

В) один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка,

Г) дети собирали щавель и не забывали про котенка,

Д) две собаки ухватили котенка и хотели с ним поиграть,

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них,

Ж) Вася упал животом на котенка и закрыл его от себя.

2.Распределить иллюстрации в правильном порядке.

3. Выбрать пословицу

Выбрать пословицу, которая наиболее точно отображает главную мысль рассказа.

*Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

*Друг познаётся в беде.

*Один в поле не воин.

*Совесть без зубов, а гложет.

*Мал телом, да велик делом.

*Дерево познаётся в плодах, а человек в делах.

4. Обобщающая беседа

- Что испытывала Катя, раз она испугалась, закричала  и убежала? (  Страх – это эмоция, включающая там, где отсутствует информация или её слишком мало. Это среднее , между тревогой и ужасом.)                                                                                                                                                

-  А Вася испытывал страх, ведь он тоже ребёнок ?                                                                                                                                             -  О чём думал он в момент опасности?                                                                                 - Если он бросился на спасение, значит он свой страх поборол ?                                                    -  Добро помогает побороть страх?

- А Вы испытывали страх в своей жизни? Вы побороли его в себе?

- А с вами могла произойти такая история?

- Зачем  Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?                                                             (Чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах)                                                                        - Можно ли отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных рассказов?      

- Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?( Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут)

IX. Рефлексия учебной деятельности

- Жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно                        вести себя в обществе, принимать решения. Читая произведения,                         вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»  - сказал французский                                писатель А. Сент-Экзюпери в рассказе «Маленький принц» .                                                             Это и есть ваш урок на сегодня.

- А немецкий философ Артур   Шопенгауэр сказал  «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»

- А Л.Н.Толстой говорил так, «Чтобы поверить в добро, надо начать                             его делать».

- Перед вами волшебный листок. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого Вам и окружающим Вас людям стало радостно.
-
Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица: «Кто добр поистине, добро творит в молчании».
Чтение наизусть учеником стихотворения

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

- Какие чувства вызвало стихотворение?

- Чтобы такого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что наш друг потеряет кров над головой.

- Какие задачи мы ставили перед собой?                                                                 - Удалось ли нам их выполнить ? (Вернуться к задачам, записанным на доске и озвученным в начале урока)

- Оцените себя, закончив предложения:

Сегодня на  уроке:

Я узнал ….

Я похвалил бы себя за ….

Я сумел …

Мне понравилось…

Мне было трудно…

X. Домашнее задание (дифференцированное):                                                         опираясь на составленный вами план, подготовить подробный пересказ текста на  стр. 117-118,

по желанию  нарисовать свои иллюстрации к тексту,

 по желанию написать мини-сочинение о своем домашнем питомце.        

Рекомендация книг с произведениями Л. Толстого

Использованная литература:

https://pristor.ru/interesnye-fakty-o-koshkax-dlya-detej/

https://vsookoshkax.ru/istoriya/istoriya.htm

http://kot-i-koshka.ru/istoriya-koshek/

https://hystory.mediasole.ru/istoriya_poyavleniya_koshek_v_rossii

Поурочные разработки по литературному чтению для 2 класса к УМК Климановой Л.Ф. и др. / Автор Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2015.

Технологические карты уроков по литературному чтению для 2 класса по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. II полугодие. / Автор-составитель И.В. Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....