3класс Тема: М.Ю.Лермонтов стихотворение "Горные вершины".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кириллова Екатерина Павловна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект пробного урока

по литературному чтению

Специальность

Преподавание в начальных классах

Курс 4, группа 41Н

Кирилловой Екатерины Павловны

Руководитель: Соловей Н.В

Дата: Оценка___________

Подпись учителя _______________ Подпись методиста______________

Подпись методиста______________

Трубчевск

2023 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Студент: Кирилловой Екатерины Павловны

Дата:

Школа: МБОУ Трубчевская гимназия имени Калашникова

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Образовательная система: Школа России

Учитель: Максимова Евгения Викторовна

Тема: М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова «Михаил Юрьевич Лермонтов». «Стихотворение горные вершины…».

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.

Деятельностная: формирование умения выразительно читать произведение, определять его главную идею.

Дидактические задачи:

#1059;читься читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания).

2. Учиться понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.

3. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.

4. Учиться участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия.

5. Учиться различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

Развивающие задачи:

#1059;читься анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя.

2. Учиться исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

3. Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.

4. Учиться формулировать вопросы по основным событиям текста.

5. Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух.

6. Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Воспитательные задачи:

#1054;сознавать этические понятия, оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

#1042;ыражать свое видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания).

2. Понимает жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечает и формулирует вопросы к учебным и художественным текстам.

3. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулирует тему и главную мысль, определяет последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста.

4. Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулирует простые выводы, подтверждает свой ответ примерами из текста; использует в беседе изученные литературные понятия.

5. Различает прозаическую и стихотворную речь: называет особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличает лирическое произведение от эпического;

Личностные:

#1054;сознает этические понятия, оценивает поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

#1042;ыражает свое видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определяет композицию произведения, характеризует героя.

2. Исследует текст: находит описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

Коммуникативные:

1. Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.

2. Формулирует вопросы по основным событиям текста.

Регулятивные:

1. Оценивает качество своего восприятия текста на слух.

2. Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.

Оборудование: презентация

Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 140 - 145 : ил. – (Школа России).

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Павловна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.

Проверка готовности к уроку

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник и школьные принадлежности.

Работа с пословицей

- Дети, на слайде представлено выражение: Поэзия – музыка слов.

- Как вы его понимаете?

Поэзия - это искусство, которое объединяет музыку и словесное искусство. Она представляет собой форму выражения, где слова используются для передачи эмоций, мыслей и идей через особую ритмическую и мелодичную комбинацию. Каждый стих обладает своей музыкальной формой — своей ритмикой и мелодией.

- Как вы думаете почему наш урок я начала с этого выражения?

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

-Возможно мы сегодня будем читать стихотворения

Высказывают своё мнение

Фронтальная

Фронтальная

К.2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Работа с портретом М.Ю. Лермонтова

-Ребята, посмотрите на портрет надеюсь ,что вы узнали кто это?

-Что вы о нём знаете?(Что он писал?)

#1056;абота с разворотом(стр.140-141)

- Откройте разворот в учебнике на стр.140. Портрет ,который есть у вас на развороте учебника заказала Бабушка Лермонтова, у художника Ф.О.Будкина. На нём Лермонтову 20 лет, он окончил юнкерскую школу и произведен в гусарский полк. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец одетый в красивый парадный вицмундир. С правильными чертами лица: удлиненный овал лица, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос.

-Посмотрите, что ещё помещено внизу на этой страничке ?( обложки его книг)

- Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он писал стихи, прозу, поэмы

-Что изображено на обложке его книги?

-Что ещё?( корабль в море)

-Мы можем предположить темы его стихотворений, глядя на обложку?( да, о природе.)

- Что изображено на второй странице?

Михаил Юрьевич Лермонтов родился, в Москве в 1814 году. Семья Лермонтова принадлежала к дворянским родам. Свое имя Михаил он получил в честь своего дедушки.

Мать Мария Михайловна Лермонтова умерла, когда ему было всего 3 года. Для бабушки, потерявшей единственную дочь, Мишель стал единственным смыслом жизни. Она приложила, все своё влияние, чтобы оставить Мишеньку в Тарханах, не допустить, чтобы отец увез его. Юрий Петрович понимал, что не в силах обеспечить Мишелю безбедное существование, и безропотно отступил. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В ее усадьбе в Тарханах Лермонтов провел свое детство.(слайд) Учился он дома у лучших учителей-иностранцев, приглашенных бабушкой.

-М.Ю.Лермонтов любил рисовать и у него это очень хорошо получалось. Вы можете увидеть его рисунок скачущего коня у вас в учебнике.

Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться.

-Посмотрите, у вас в учебнике изображены Кавказские горы.

Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в его творчестве.

Когда Мише исполнилось 14 лет, он поступил в Благородный пансион Московского университета, он изображён внизу страницы, где проучился два года. В пансионе он начал писать свои первые произведения. После преобразования пансиона в гимназию Лермонтов в свои 16 лет становится студентом Московского университета, потом продолжает обучение в военной школе. После ее окончания его направляют на военную службу в Гусарский полк в Царском селе.

#1056;абота с авторским текстом

-Откройте страницу 142. Перед вами статья Валерия Михайловича Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове.

-Из которой мы можем узнать ещё что-то интересное.

- Хорошо, давайте начнем ее изучать. Читаем по цепочке, по одному предложению, начинает первый ряд, остальные внимательно следят и слушают в конце я буду задавать вопросы.

- Ребята, а сейчас давайте проверим внимательно ли вы читали?

-Что особенного было в речи маленького Мишеля?

- Можете себе представить, два или три года ему было, когда он сочинял стихи. Обычно дети в этом возрасте говорят не очень внятно, а тут Михаил сочинял рифмы!

- Как звали маленького Михаила Юрьевича?

-Да, его так называли ласково.

-В каком селе он жил вместе с мамой и бабушкой? Щас там есть Лермонтовский музей

-Кем был папа М.Ю.Лермонтова?

-Кто воспитывал Мишеля?

-Как её звали? (портрет)

-Где он учился?

-За что его сослали на Кавказ?

-Сколько лет прожил М.Ю.Лермонтов?

- Только представьте, за 27 лет, он написал 400 стихотворений и около 30 поэм! Какой это труд! Его произведения вам ещё предстоит изучить

- Почему стихи Лермонтова можно назвать вечными?

-Это Михаил ЮрьевичЛермонтов.

- Стихотворения, поэмы.

-На обложке изображён портрет Лермонтова

-Портреты М. Лермонтова в маленьком возрасте, его портрет в военной форме.

Московский университет и Кавказские горы.

-Он часто говорил в рифму

-Мишелем

-Тарханы

-офицером.

-бабушка

-В офицерской школе.

-За стихотворения в которых он говорил правду.

-27лет

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

#1040;нтиципация по первым строчкам стихотворения.

-Ребята, откройте 143 страницу. Прочитайте первую строчку стихотворения.

-Можем ли мы сказать о чём это стихотворение? Предположите.

Формулирование проблемы урока

-Ребята, мы знаем автора стихотворения ,уже много у знали об М.Ю.Лермонтове, предположили тему его стихотворений.

-Чего мы с вами не знаем над чем сегодня будем работать?( не знаем чему учат , его главную идею.)

-о природе

Фронтальная

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

Р.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Формулирование темы урока

- Ребята, думаю вы уже догадались, какая будет тема нашего урока.

- Сформулируйте ее.

- Верно. Наша тема урока : Стихотворение М.Ю.Лермонтова «горные вершины»

Формулирование цели

Сформулируйте цель урока

Познакомиться с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова «горные вершины» и определить его главную идею

Планирование деятельности

- Что мы будем делать для достижения поставленной цели (читать стихотворение, анализировать стихотворение, работать с иллюстрациями)

-Какие вы молодцы, мы постараемся все это сделать сегодня на уроке.

Формулируют тему, цель, планируют деятельность

Фронтальная

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

К.1

5. Этап реализации намеченного проекта и анализ стихотворения Горные вершины

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа.

Прослушивание аудиозаписи в актёрском исполнении.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение «Горные вершины».

#1055;роверка первичного восприятия

-Какое настроение создаёт произведение?

-Почему?

Слушают аудиозапись

-грустное.

Высказывают своё мнение

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

ПР.3

6.

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Анализ произведения

-Ребята, прочитайте первые две строчки. Какое выразительное средство использует автор?

Что такое олицетворение? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.)

-Как названы долины?(тихие)Как называется такое выразительное средство?

-Что такое эпитет? (ЭПИТЕТ — образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, событие, явление.)

-Какое выразительное средство используется в строке: полной свежей мглой?

#1055;рослушивание музыки

-А вы знаете, что Михаил Юрьевич был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

-Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную- вы бы могли подобрать к стихотворению?

-Предлагаю вам сейчас послушать музыку ,которую подобрала я.

-Подходит ли вот эта музыка?

-Что вы представили во время прослушивания этой музыки?

#1056;абота с репродукцией картины

-Ребята посмотрите на репродукцию картины, какие строки из стихотворения к ней подходят?

ФИЗМИНУТКА

- Давайте немного отдохнем.

Вам, ребята, надо встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело

- олицетворение

-эпитет

-эпитет.

Фронтальная

ПР.3

Л.1

П.2

К.1

Р.2

ПР.1

ПР.2

ПР.3

Л.1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

Чтение стихотворения в парах

-Прочитайте друг другу в парах это стихотворение?

- С какой интонацией будете читать ?

-Ребята, как вы думает почему автор пишет, что не пылит дорога, не дрожат листы?

-Поэт описывает ночь в горах Кавказа. В ночное время жизнь в горных поселениях замирает. Днём по узким горным тропкам ходили люди, передвигались животные. Они поднимали пыль на дороге. Ночью по ним нельзя было ходить. Это было очень опасно, можно было сорваться в пропасть. Ночь, которую описывает поэт, без ветра, поэтому листья на деревьях не дрожат.

Подожди немного, Отдохнёшь и ты.

В 1840 году М. Ю. Лермонтов служил на Кавказе, где шла война. Он написал рапорт об отставке и ждал решения. Поэт устал от военной службы. Он хотел уйти со службы и посвятить свою жизнь литературе.

Конкурс чтецов.

-Ребята, а сейчас мы устроим конкурс чтецов.

-От первого ряда пойдёт…, от второго…, третьего.

-Давайте оценим выступающих,чьё чтение было лучшим?

-Почему?

Читают стихотворение в парах.

-грустно,протяжно

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Л.1

П.2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подведение итогов

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- С творчеством какого поэта мы сегодня знакомились?

- Что нового вы о нём узнали?

-С каким стихотворением мы сегодня работали?( видеть красоту природы ценить и слышать)

-Главная идея ?

- Вспомните, пожалуйста, какая была цель урока?

- Поднимите руки, кто достиг цели.

Самооценка

- Если вы хорошо, активно работали на уроке и выполняли все задания учителя на отлично, то поднимите правую руку

- Если у вас возникали какие – то трудности, то поднимите левую руку. Какие трудности? я надеюсь, что ты будешь в следующий раз более внимательным.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою деятельность

Фронтальная

Л.1

П.2

К.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» урок литературного чтения в з классе

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литерату...

методическая разработка по литературному чтению 4 класс, О.В. Джежелей.Тема: "М.Ю. Лермонтов «Бородино»"

методическая разработка по литературному чтению 4 класс, О.В. Джежелей.Тема: "М.Ю. Лермонтов «Бородино»...

М.Ю. Лермонтов "Горные вершины".

                                                ...

Урок по литературному чтению, по программе «Начальная школа. ХХ1 век.» 4 класс Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»

Закрепление знания учащихся о средствах выразительности через произведения М.Ю. Лермонтова....

Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком..."

Презентация к уроку литературного чтения в 3  классе....

Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…»

Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: созда...

Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины, «На севере диком»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины, «На севере диком»...