3класс Тема: М.Ю.Лермонтов стихотворение "Горные вершины".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: М.Ю.Лермонтов стихотворение "Горные вершины". | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Конспект пробного урока
по литературному чтению
Специальность
Преподавание в начальных классах
Курс 4, группа 41Н
Кирилловой Екатерины Павловны
Руководитель: Соловей Н.В
Дата: Оценка___________
Подпись учителя _______________ Подпись методиста______________
Подпись методиста______________
Трубчевск
2023 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Студент: Кирилловой Екатерины Павловны
Дата:
Школа: МБОУ Трубчевская гимназия имени Калашникова
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Образовательная система: Школа России
Учитель: Максимова Евгения Викторовна
Тема: М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова «Михаил Юрьевич Лермонтов». «Стихотворение горные вершины…».
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.
Деятельностная: формирование умения выразительно читать произведение, определять его главную идею.
Дидактические задачи:
#1059;читься читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания).
2. Учиться понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.
3. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.
4. Учиться участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия.
5. Учиться различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
Развивающие задачи:
#1059;читься анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя.
2. Учиться исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
3. Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
4. Учиться формулировать вопросы по основным событиям текста.
5. Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух.
6. Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Воспитательные задачи:
#1054;сознавать этические понятия, оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
#1042;ыражать свое видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания).
2. Понимает жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечает и формулирует вопросы к учебным и художественным текстам.
3. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулирует тему и главную мысль, определяет последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста.
4. Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулирует простые выводы, подтверждает свой ответ примерами из текста; использует в беседе изученные литературные понятия.
5. Различает прозаическую и стихотворную речь: называет особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличает лирическое произведение от эпического;
Личностные:
#1054;сознает этические понятия, оценивает поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
#1042;ыражает свое видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определяет композицию произведения, характеризует героя.
2. Исследует текст: находит описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Коммуникативные:
1. Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
2. Формулирует вопросы по основным событиям текста.
Регулятивные:
1. Оценивает качество своего восприятия текста на слух.
2. Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.
Оборудование: презентация
Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 140 - 145 : ил. – (Школа России).
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Павловна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь. Проверка готовности к уроку - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник и школьные принадлежности. Работа с пословицей - Дети, на слайде представлено выражение: Поэзия – музыка слов. - Как вы его понимаете? Поэзия - это искусство, которое объединяет музыку и словесное искусство. Она представляет собой форму выражения, где слова используются для передачи эмоций, мыслей и идей через особую ритмическую и мелодичную комбинацию. Каждый стих обладает своей музыкальной формой — своей ритмикой и мелодией. - Как вы думаете почему наш урок я начала с этого выражения? | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку -Возможно мы сегодня будем читать стихотворения Высказывают своё мнение | Фронтальная Фронтальная | К.2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Работа с портретом М.Ю. Лермонтова -Ребята, посмотрите на портрет надеюсь ,что вы узнали кто это? -Что вы о нём знаете?(Что он писал?) #1056;абота с разворотом(стр.140-141) - Откройте разворот в учебнике на стр.140. Портрет ,который есть у вас на развороте учебника заказала Бабушка Лермонтова, у художника Ф.О.Будкина. На нём Лермонтову 20 лет, он окончил юнкерскую школу и произведен в гусарский полк. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец одетый в красивый парадный вицмундир. С правильными чертами лица: удлиненный овал лица, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос. -Посмотрите, что ещё помещено внизу на этой страничке ?( обложки его книг) - Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он писал стихи, прозу, поэмы -Что изображено на обложке его книги? -Что ещё?( корабль в море) -Мы можем предположить темы его стихотворений, глядя на обложку?( да, о природе.) - Что изображено на второй странице? Михаил Юрьевич Лермонтов родился, в Москве в 1814 году. Семья Лермонтова принадлежала к дворянским родам. Свое имя Михаил он получил в честь своего дедушки. Мать Мария Михайловна Лермонтова умерла, когда ему было всего 3 года. Для бабушки, потерявшей единственную дочь, Мишель стал единственным смыслом жизни. Она приложила, все своё влияние, чтобы оставить Мишеньку в Тарханах, не допустить, чтобы отец увез его. Юрий Петрович понимал, что не в силах обеспечить Мишелю безбедное существование, и безропотно отступил. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В ее усадьбе в Тарханах Лермонтов провел свое детство.(слайд) Учился он дома у лучших учителей-иностранцев, приглашенных бабушкой. -М.Ю.Лермонтов любил рисовать и у него это очень хорошо получалось. Вы можете увидеть его рисунок скачущего коня у вас в учебнике. Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. -Посмотрите, у вас в учебнике изображены Кавказские горы. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в его творчестве. Когда Мише исполнилось 14 лет, он поступил в Благородный пансион Московского университета, он изображён внизу страницы, где проучился два года. В пансионе он начал писать свои первые произведения. После преобразования пансиона в гимназию Лермонтов в свои 16 лет становится студентом Московского университета, потом продолжает обучение в военной школе. После ее окончания его направляют на военную службу в Гусарский полк в Царском селе. #1056;абота с авторским текстом -Откройте страницу 142. Перед вами статья Валерия Михайловича Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. -Из которой мы можем узнать ещё что-то интересное. - Хорошо, давайте начнем ее изучать. Читаем по цепочке, по одному предложению, начинает первый ряд, остальные внимательно следят и слушают в конце я буду задавать вопросы. - Ребята, а сейчас давайте проверим внимательно ли вы читали? -Что особенного было в речи маленького Мишеля? - Можете себе представить, два или три года ему было, когда он сочинял стихи. Обычно дети в этом возрасте говорят не очень внятно, а тут Михаил сочинял рифмы! - Как звали маленького Михаила Юрьевича? -Да, его так называли ласково. -В каком селе он жил вместе с мамой и бабушкой? Щас там есть Лермонтовский музей -Кем был папа М.Ю.Лермонтова? -Кто воспитывал Мишеля? -Как её звали? (портрет) -Где он учился? -За что его сослали на Кавказ? -Сколько лет прожил М.Ю.Лермонтов? - Только представьте, за 27 лет, он написал 400 стихотворений и около 30 поэм! Какой это труд! Его произведения вам ещё предстоит изучить - Почему стихи Лермонтова можно назвать вечными? | -Это Михаил ЮрьевичЛермонтов. - Стихотворения, поэмы. -На обложке изображён портрет Лермонтова -Портреты М. Лермонтова в маленьком возрасте, его портрет в военной форме. Московский университет и Кавказские горы. -Он часто говорил в рифму -Мишелем -Тарханы -офицером. -бабушка -В офицерской школе. -За стихотворения в которых он говорил правду. -27лет | Фронтальная Фронтальная | ПР.1 ПР.2 Л.1 П.1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | #1040;нтиципация по первым строчкам стихотворения. -Ребята, откройте 143 страницу. Прочитайте первую строчку стихотворения. -Можем ли мы сказать о чём это стихотворение? Предположите. Формулирование проблемы урока -Ребята, мы знаем автора стихотворения ,уже много у знали об М.Ю.Лермонтове, предположили тему его стихотворений. -Чего мы с вами не знаем над чем сегодня будем работать?( не знаем чему учат , его главную идею.) | -о природе | Фронтальная | ПР.2 Л.1 П.1 К.1 Р.2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Формулирование темы урока - Ребята, думаю вы уже догадались, какая будет тема нашего урока. - Сформулируйте ее. - Верно. Наша тема урока : Стихотворение М.Ю.Лермонтова «горные вершины» Формулирование цели Сформулируйте цель урока Познакомиться с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова «горные вершины» и определить его главную идею Планирование деятельности - Что мы будем делать для достижения поставленной цели (читать стихотворение, анализировать стихотворение, работать с иллюстрациями) -Какие вы молодцы, мы постараемся все это сделать сегодня на уроке. | Формулируют тему, цель, планируют деятельность | Фронтальная Фронтальная | П.1 Р.1 Л.1 К.1 |
5. Этап реализации намеченного проекта и анализ стихотворения Горные вершины Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. | Прослушивание аудиозаписи в актёрском исполнении. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение «Горные вершины». #1055;роверка первичного восприятия -Какое настроение создаёт произведение? -Почему? | Слушают аудиозапись -грустное. Высказывают своё мнение | Фронтальная
| ПР.1 ПР.2 ПР.3 |
6. Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Анализ произведения -Ребята, прочитайте первые две строчки. Какое выразительное средство использует автор? Что такое олицетворение? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.) -Как названы долины?(тихие)Как называется такое выразительное средство? -Что такое эпитет? (ЭПИТЕТ — образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, событие, явление.) -Какое выразительное средство используется в строке: полной свежей мглой? #1055;рослушивание музыки -А вы знаете, что Михаил Юрьевич был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи. -Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную- вы бы могли подобрать к стихотворению? -Предлагаю вам сейчас послушать музыку ,которую подобрала я. -Подходит ли вот эта музыка? -Что вы представили во время прослушивания этой музыки? #1056;абота с репродукцией картины -Ребята посмотрите на репродукцию картины, какие строки из стихотворения к ней подходят? ФИЗМИНУТКА - Давайте немного отдохнем. Вам, ребята, надо встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело | - олицетворение -эпитет -эпитет. | Фронтальная | ПР.3 Л.1 П.2 К.1 Р.2 ПР.1 ПР.2 ПР.3 Л.1 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | Чтение стихотворения в парах -Прочитайте друг другу в парах это стихотворение? - С какой интонацией будете читать ? -Ребята, как вы думает почему автор пишет, что не пылит дорога, не дрожат листы? -Поэт описывает ночь в горах Кавказа. В ночное время жизнь в горных поселениях замирает. Днём по узким горным тропкам ходили люди, передвигались животные. Они поднимали пыль на дороге. Ночью по ним нельзя было ходить. Это было очень опасно, можно было сорваться в пропасть. Ночь, которую описывает поэт, без ветра, поэтому листья на деревьях не дрожат. Подожди немного, Отдохнёшь и ты. В 1840 году М. Ю. Лермонтов служил на Кавказе, где шла война. Он написал рапорт об отставке и ждал решения. Поэт устал от военной службы. Он хотел уйти со службы и посвятить свою жизнь литературе. Конкурс чтецов. -Ребята, а сейчас мы устроим конкурс чтецов. -От первого ряда пойдёт…, от второго…, третьего. -Давайте оценим выступающих,чьё чтение было лучшим? -Почему? | Читают стихотворение в парах. -грустно,протяжно Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная | Л.1 П.2 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Подведение итогов - Ребята, наш урок подходит к концу. - С творчеством какого поэта мы сегодня знакомились? - Что нового вы о нём узнали? -С каким стихотворением мы сегодня работали?( видеть красоту природы ценить и слышать) -Главная идея ? - Вспомните, пожалуйста, какая была цель урока? - Поднимите руки, кто достиг цели. Самооценка - Если вы хорошо, активно работали на уроке и выполняли все задания учителя на отлично, то поднимите правую руку - Если у вас возникали какие – то трудности, то поднимите левую руку. Какие трудности? я надеюсь, что ты будешь в следующий раз более внимательным. | Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою деятельность | Фронтальная | Л.1 П.2 К.1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» урок литературного чтения в з классе
Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литерату...
методическая разработка по литературному чтению 4 класс, О.В. Джежелей.Тема: "М.Ю. Лермонтов «Бородино»"
методическая разработка по литературному чтению 4 класс, О.В. Джежелей.Тема: "М.Ю. Лермонтов «Бородино»...
Урок по литературному чтению, по программе «Начальная школа. ХХ1 век.» 4 класс Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»
Закрепление знания учащихся о средствах выразительности через произведения М.Ю. Лермонтова....
Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком..."
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе....
Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…»
Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: созда...
Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины, «На севере диком»
Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины, «На севере диком»...