Урок по литературному чтению, по программе «Начальная школа. ХХ1 век.» 4 класс Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Закрепление знания учащихся о средствах выразительности через произведения М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поэзия М. Ю. Лермонтова88.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению,

по программе «Начальная школа. ХХ1 век.»

4 класс

Тема урока: Стихи о природе.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»

Цель:

  • Закрепить знания учащихся о средствах выразительности через произведения М.Ю. Лермонтова.  

Задачи урока:

  1. Работа по закреплению понятий: олицетворение, эпитет, сравнение.
  2. Отработка интонационного чтения: темп, тон, логическое ударение, пауза, - соответствующего выраженным мыслям и чувствам.
  3. Воспитание любви к природе.
  4. Развитие воображения.
  5. Расширение кругозора и словарного запаса.

Оформление доски

М.Ю. Лермонтов

 (1814-1841)

                                                                                   

         М.Ю. Лермонтов           Место дуэли Лермонтова

Лермонтов в детстве. Неизвестный художник

Хорошие речи хорошо и слушать.

Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

Видна птица по перьям, а человек – по речам.

(рисунки детей)

эпитет

олицетворение

Ход урока

  1. Организационный момент.

(чтение стихотворения Д.Кугультинова)

                           ***

Так много слов скопилось на земле!..

Но в собственность ни деньгами, ни властью

Ни купишь слова, не запрёшь в столе:

Оно мирское достоянье, к счастью!

И сотни раз различные уста

Одно и то же произносят слово,

И на устах у каждого из ста

Оно значенье изменяет снова,

   Иначе пахнет, и звучит не так,

   То дерзко требует, то жалко просит,

   Послушно отражая свет и мрак

   Того, кто это слово произносит.

Оттенков множество в себе тая,

Звучание не больше, чем одёжа…

У каждого из слов душа своя,

На душу говорящего похожа.

   

- Что хотел сказать читателю автор стихотворения? Какова основная мысль этого стихотворения? (слов много, но каждый вкладывает свой особый смысл, свою интонацию в произносимые слова)

  1. Проверка домашнего задания.

- Напомните, пожалуйста, с произведениями какого автора мы начали работу на предыдущем уроке. (М.Ю. Лермонтов)

- На примере какого произведения вы выполняли домашнюю работу? (стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»)

- Озвучьте первую часть задания.  

 (Выразить своё отношение к произведению в цвете)

- Посмотрите на рисунок: можно определить моё эмоциональное состояние по этому рисунку? (Нет)

        

- Что необходимо человеку для выражения своего настроения? (цвет, звук, слово, эмоции, мимика, жесты и т.п.)

- Посмотрим, как вы смогли выразить свои эмоции в рисунке. Повесьте свои рисунки на доску. Расскажите, что вы чувствовали, когда читали произведение, и как вы это выразили в рисунке? (ответы детей)

- Ещё одним способом выразить свои чувства является музыка. Послушайте романс в исполнении оперного певца Сергея Яковлевича Лемешева.

(Романс «Белеет парус»)

- Появились ли у вас новые ощущения?

-  Какое средство выразительности помогает нам, по–разному рассказывать об одном и том же предмете? (эпитет)

- Прочитайте свои эпитеты к слову парус. (дети читают)

- Сегодня мы продолжим работу со средствами выразительности.

  1. Работа над новым материалом.

А) И.-В. Гёте сказал: «Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своём».

- На прошлом уроке я рассказала вам, что Лермонтов владел несколькими иностранными языками, в том числе, и немецким.

(Рассказываю стихотворение Гёте на немецком языке)

 Uber allen Gipfeln

Ist Ruh,

In allen Wipfeln –

Spurest du

Kaum einen Hauch;

Die Vogelein schweigen im Walde.

Warte nur, balde

Ruhest du auch.

(Goe the)

- Лермонтов сделал свободный перевод этого стихотворения, и мы с вами можем его прочитать уже на русском языке.

- Откройте учебник на странице 67.

(чтение в парах)

Горные вершины              

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

- Что вы чувствовали, когда читали стихотворение? (дети рассказывают)

- Какое состояние природы передаёт поэт? (отдых, сон, спокойствие)

- С помощью каких слов он говорит об этом? (спят, ночная мгла, тихие, свежая мгла, не пылит, не дрожат, отдохнёшь)

- Можно ли сказать, что поэт таким образом рассказывает о своих чувствах?

- Какой тон больше всего подходит для чтения этого стихотворения? (грустный). Это стихотворение поэт написал незадолго до своей гибели в 1840 году.

- Какой темп нужен для прочтения? (медленный, спокойный) 

- Есть ли в этом стихотворении слова, значение которых вы не знаете?

(мгла – тусклый, мало прозрачный воздух, сухой туман, дым.

Долина - низменность, природная впадина на земле)

- Кроме слов, на что ещё следует обратить внимание, чтобы передать настроение этого стихотворения? (знаки препинания)

- Как ещё можно поработать над выразительностью? (знаки выразительности)

- Расставьте знаки выразительности и прочитайте стихотворение выразительно. (2-3 человека)

- Изменилось ли ваше отношение к произведению после работы над выразительностью, появились ли новые чувства? (ответы учеников)

Б) – Иногда своё отношение к явлению или предмету мы выражаем с помощью пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и назовите ту, которая, по вашему мнению, характеризует прочтённые нами произведения Лермонтова. Объясните свой выбор.

Хорошие речи хорошо и слушать.

Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

Видна птица по перьям, а человек – по речам.

В) – Мы познакомимся с ещё одним стихотворением Лермонтова - «Утёс».

- Прочтите в парах стихотворение.

- Как вы понимаете слово «учёс»? (гора…) 

- Как называет его автор? (великан)

- Подберите синонимы к этому слову. (Огромный, гигант, громадный, большой, колоссальный)

- Прочтите слова, которыми автор передаёт чувства «утёса». (одиноко, задумался, плачет).

- Как называется приём наделения неодушевлённых предметов свойствами живых существ? (олицетворение) 

- Что можно сказать о человеке – Лермонтове после прочтения его стихотворений? (лирик, грустный, печальный, одинокий)

  1. Разучивание стихотворения наизусть.

- Домой вы получите задание выучить наизусть стихотворение «Утёс».

- Давайте попробуем это сделать в классе, а дома вы поработаете над выразительностью.

(работа по рисункам) (Разучивание стихотворения с опорой на ассоциации)

                      picture_08_w250[2]

       

                                                       

                                                 ? 

j0410257

           

         Имя файла: j0282741.gif

 (прослушать нескольких желающих учеников чтение наизусть)

  1. Подведения итогов урока.

- Какие средства выразительности мы вспоминали и использовали на уроке? (эпитет, олицетворение…)

- Закончу урок словами великого русского писателя И. Тургенева

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».  

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические тесты и задания по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век" 4 класс

Текущая проверка сформированности читательской и учебной  деятельности по сборнику Л. А. Ефросининой " Оценка знаний. Контрольные работы по литературному чтению.4 класс"....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеЛитературное чтение. Обучение грамотеДобуквен...

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...

План-конспект урока литературного чтения по программе «Начальная школа XXI века», 2 класс, часть 2

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, со «Сказкой про Воробья Вор...