Урок по литературному чтению, по программе «Начальная школа. ХХ1 век.» 4 класс Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Закрепление знания учащихся о средствах выразительности через произведения М.Ю. Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поэзия М. Ю. Лермонтова | 88.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению,
по программе «Начальная школа. ХХ1 век.»
4 класс
Тема урока: Стихи о природе.
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»
Цель:
- Закрепить знания учащихся о средствах выразительности через произведения М.Ю. Лермонтова.
Задачи урока:
- Работа по закреплению понятий: олицетворение, эпитет, сравнение.
- Отработка интонационного чтения: темп, тон, логическое ударение, пауза, - соответствующего выраженным мыслям и чувствам.
- Воспитание любви к природе.
- Развитие воображения.
- Расширение кругозора и словарного запаса.
Оформление доски
М.Ю. Лермонтов (1814-1841)
Хорошие речи хорошо и слушать. Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. Видна птица по перьям, а человек – по речам. | (рисунки детей) эпитет олицетворение |
Ход урока
- Организационный момент.
(чтение стихотворения Д.Кугультинова)
***
Так много слов скопилось на земле!..
Но в собственность ни деньгами, ни властью
Ни купишь слова, не запрёшь в столе:
Оно мирское достоянье, к счастью!
И сотни раз различные уста
Одно и то же произносят слово,
И на устах у каждого из ста
Оно значенье изменяет снова,
Иначе пахнет, и звучит не так,
То дерзко требует, то жалко просит,
Послушно отражая свет и мрак
Того, кто это слово произносит.
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.
- Что хотел сказать читателю автор стихотворения? Какова основная мысль этого стихотворения? (слов много, но каждый вкладывает свой особый смысл, свою интонацию в произносимые слова)
- Проверка домашнего задания.
- Напомните, пожалуйста, с произведениями какого автора мы начали работу на предыдущем уроке. (М.Ю. Лермонтов)
- На примере какого произведения вы выполняли домашнюю работу? (стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»)
- Озвучьте первую часть задания.
(Выразить своё отношение к произведению в цвете)
- Посмотрите на рисунок: можно определить моё эмоциональное состояние по этому рисунку? (Нет)
- Что необходимо человеку для выражения своего настроения? (цвет, звук, слово, эмоции, мимика, жесты и т.п.)
- Посмотрим, как вы смогли выразить свои эмоции в рисунке. Повесьте свои рисунки на доску. Расскажите, что вы чувствовали, когда читали произведение, и как вы это выразили в рисунке? (ответы детей)
- Ещё одним способом выразить свои чувства является музыка. Послушайте романс в исполнении оперного певца Сергея Яковлевича Лемешева.
(Романс «Белеет парус»)
- Появились ли у вас новые ощущения?
- Какое средство выразительности помогает нам, по–разному рассказывать об одном и том же предмете? (эпитет)
- Прочитайте свои эпитеты к слову парус. (дети читают)
- Сегодня мы продолжим работу со средствами выразительности.
- Работа над новым материалом.
А) И.-В. Гёте сказал: «Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своём».
- На прошлом уроке я рассказала вам, что Лермонтов владел несколькими иностранными языками, в том числе, и немецким.
(Рассказываю стихотворение Гёте на немецком языке)
Uber allen Gipfeln
Ist Ruh,
In allen Wipfeln –
Spurest du
Kaum einen Hauch;
Die Vogelein schweigen im Walde.
Warte nur, balde
Ruhest du auch.
(Goe the)
- Лермонтов сделал свободный перевод этого стихотворения, и мы с вами можем его прочитать уже на русском языке.
- Откройте учебник на странице 67.
(чтение в парах)
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
- Что вы чувствовали, когда читали стихотворение? (дети рассказывают)
- Какое состояние природы передаёт поэт? (отдых, сон, спокойствие)
- С помощью каких слов он говорит об этом? (спят, ночная мгла, тихие, свежая мгла, не пылит, не дрожат, отдохнёшь)
- Можно ли сказать, что поэт таким образом рассказывает о своих чувствах?
- Какой тон больше всего подходит для чтения этого стихотворения? (грустный). Это стихотворение поэт написал незадолго до своей гибели в 1840 году.
- Какой темп нужен для прочтения? (медленный, спокойный)
- Есть ли в этом стихотворении слова, значение которых вы не знаете?
(мгла – тусклый, мало прозрачный воздух, сухой туман, дым.
Долина - низменность, природная впадина на земле)
- Кроме слов, на что ещё следует обратить внимание, чтобы передать настроение этого стихотворения? (знаки препинания)
- Как ещё можно поработать над выразительностью? (знаки выразительности)
- Расставьте знаки выразительности и прочитайте стихотворение выразительно. (2-3 человека)
- Изменилось ли ваше отношение к произведению после работы над выразительностью, появились ли новые чувства? (ответы учеников)
Б) – Иногда своё отношение к явлению или предмету мы выражаем с помощью пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и назовите ту, которая, по вашему мнению, характеризует прочтённые нами произведения Лермонтова. Объясните свой выбор.
Хорошие речи хорошо и слушать.
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.
Видна птица по перьям, а человек – по речам.
В) – Мы познакомимся с ещё одним стихотворением Лермонтова - «Утёс».
- Прочтите в парах стихотворение.
- Как вы понимаете слово «учёс»? (гора…)
- Как называет его автор? (великан)
- Подберите синонимы к этому слову. (Огромный, гигант, громадный, большой, колоссальный)
- Прочтите слова, которыми автор передаёт чувства «утёса». (одиноко, задумался, плачет).
- Как называется приём наделения неодушевлённых предметов свойствами живых существ? (олицетворение)
- Что можно сказать о человеке – Лермонтове после прочтения его стихотворений? (лирик, грустный, печальный, одинокий)
- Разучивание стихотворения наизусть.
- Домой вы получите задание выучить наизусть стихотворение «Утёс».
- Давайте попробуем это сделать в классе, а дома вы поработаете над выразительностью.
(работа по рисункам) (Разучивание стихотворения с опорой на ассоциации)
| |
| |
? |
|
(прослушать нескольких желающих учеников чтение наизусть)
- Подведения итогов урока.
- Какие средства выразительности мы вспоминали и использовали на уроке? (эпитет, олицетворение…)
- Закончу урок словами великого русского писателя И. Тургенева
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Урок окончен. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические тесты и задания по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век" 4 класс
Текущая проверка сформированности читательской и учебной деятельности по сборнику Л. А. Ефросининой " Оценка знаний. Контрольные работы по литературному чтению.4 класс"....
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).
Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеЛитературное чтение. Обучение грамотеДобуквен...
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».
Цели данного урока - 1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...
КТП Литературное чтение по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс
2017-2018 учебный год...
План-конспект урока литературного чтения по программе «Начальная школа XXI века», 2 класс, часть 2
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, со «Сказкой про Воробья Вор...