Тема: С.Я.Маршак "Кот и лодыри" 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Данный урок позволяет ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака, его произведением "Кот и лодыри"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l2_s.ya_.marshak_kot_i_lodyri.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Студент: Гоцуляк Ангелина Сергеевна
Класс: 2
Дисциплина: литературное чтение.
Тема: Стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри».
Тип урока: открытие новых знаний
Образовательная система: Школа России
Цель:
Содержательная: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Я. Маршака, его произведением «Кот и лодыри»
Деятельностная: совершенствовать навыки правильного, выразительного, сознательного чтения
Дидактические задачи:
- Учиться объяснять смысл пословицы, сравнивать её с содержанием стихотворения.
- Учиться читать вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.
- Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль стихотворения.
- Учиться объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.
- Учиться различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы, небылицы) и художественной литературы (литературные сказки).
Развивающие задачи:
- Учиться анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя.
- Учиться сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация).
- С помощью педагогического работника учиться формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Учиться выявлять недостаток информации.
- Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
- Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух.
- Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Воспитательные задачи:
- Осознавать этические понятия, оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
- Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Объясняет смысл пословицы, сравнивать её с содержанием стихотворения.
- Читает вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.
- Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль стихотворения.
- Объясняет значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.
- Различает и называет отдельные жанры фольклора (пословицы, небылицы) и художественной литературы (литературные сказки).
Личностные:
- Осознаёт этические понятия, оценивает поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
- Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
- Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определят композицию произведения, характеризует героя.
- Сравнивает информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация).
- С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации.
- Выявляет недостаток информации.
Коммуникативные:
- Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- Оценивает качество своего восприятия текста на слух.
- Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.
Оборудование: текст, презентация, аудиозапись.
Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 24-29 : ил. – (Школа России).
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
- Приветствие
- Проверка готовности
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (4 мин.)
2.1. Работа с авторским текстом
2.2. Работа с иллюстрацией
3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)
3.1. Работа со значением слова «лодыри»
3.2 Формулирование проблемы
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)
4.1. Работа над темой урока
4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта (8 мин.)
5.1. Прослушивание аудиозаписи чтения стихотворения
5.2. Проверка первичного восприятия текста
6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)
6.1. Чтение учащимися вслух
6.2. Словарная работа (грифель)
6.3. Беседа по содержанию
6.4. Работа с иллюстрациями
6.5. Характеристика героев
7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)
7.1. Выразительное чтение частей стихотворения
7.2. Работа с пословицами
7.3. Обобщающая беседа
8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)
8.1. Рефлексия учебной деятельности
8.2. Самооценка учащихся
8.3. Домашняя работа.
План-конспект урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планиру-емые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Сергеевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.
- Проверьте свою готовность к уроку.
- Ребята, посмотрите на экран, как можно назвать это высказывание? «Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет»
- Да ребята, это пословица. А как вы понимаете её смысл? - Правильно, пословица говорит о том, что ленивый человек избегает работы. | Приветствуют Проверяют Читают. - Пословица. - Ленивые люди не ходят работать, а отдыхают. | фронтальная | ПР1, ПР2, Л2,П2,ПР6 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Работа с авторским текстом - Ребята, откройте страницу 24-ую. Произведение какого писателя мы будем изучать? - Сейчас я попрошу вас прочесть про себя текст на этой странице. Читайте внимательно, после я задам вам вопросы по тексту. -А теперь вслух прочитает… - Те, кто справился с заданием, поднимите руки. 1) Для кого писал С. Я. Маршак? 2) В «Сказке о глупом мышонке» заключается мудрость, кого она касается? 3) Чему учит эта сказка? - Какие вы внимательные, молодцы. 2.2. Работа с иллюстрацией - Ребята, посмотрите на страницу 25-ую. Героев какого произведения С. Маршака изобразил художник?
- А всё ли правильно изобразил художник? - Кто же лишний? | Произведение С.Я. Маршака 1) Он писал и для взрослых, и для детей. 2)Мудрость касается каждого человека. 3) Она учит слушаться родителей. - Он изобразил героев «Сказки о глупом мышонке». - Нет. - Не было мешочка. | фронтальная | ПР2, ПР3,Л2,Л1,К2 Л2,П2,К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Работа со значением слова «лодыри» - Откройте страницу 26-ую и прочитайте название произведения? Как оно звучит? - А что означает слово «лодыри»? -Лодыри – это бездельники, ленивые люди, которые обычно избегают работы. 3.2. Формулирование проблемы - Что за жанр произведения? - Ребята, мы знаем автора и название его произведения. А что мы не знаем? Кто будут главными героями? Что они будут делать? - Что нужно сделать, чтобы узнать ответы на эти вопросы? - Давайте активно поработаем и ответим на них. | - Лодыри. Предполагают. - стихотворение - Нужно прочесть произведение. | фронтальная | ПР5,П4,Л2 Л2,П4,К2,ПР6 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Ребята, предположите, какова тема урока? - Сравните свои предположения со слайдом. 4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися - Какова будет цель нашего урока? - Верно, ребята. Целью урока является знакомство со стихотворением С. Я. Маршака «Кот и лодыри» и понимание основной мысли произведения. 4.3. Планирование деятельности на уроке - Что мы будем делать чтобы достичь нашей цели? - Молодцы, вы всё верно сказали, а теперь давайте обобщим. 1) Выразительно читать стихотворение. 2) Отвечать на вопросы по содержанию. 3) Рассмотреть иллюстрации к стихотворению. | - Стихотворение С. Я. Маршака «Кот и лодыри». - Прочитать с произведение и узнать его основную мысль - Читать произведение. - Узнать, почему так названо произведение. | фронтальная | Л2,П3,П4,К2 Л2,П3,П4,К2 Л2,К2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Прослушивание аудиозаписи чтения стихотворения - Ребята, прежде чем мы начнем с вами читать самостоятельно, я предлагаю вам послушать аудиозапись этого произведения. 5.2. Проверка первичного восприятия текста - Какое это произведение, грустное или веселое? - Что вам показалось весёлым? | - Весёлое. Отвечают. | фронтальная | Л2, П4 ПР3, ПР4,К2 |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Чтение детьми вслух -Ребята, теперь я предлагаю вам прочитать это стихотворение вслух по цепочке -Один учащийся читает по 2 строчки -Начинаем читать с первого ряда, остальные ставят пальчик на строчку и внимательно следят 6.2. Словарная работа (грифель) - Что означает слово «грифель»? - Грифель – это графитовый стержень, который находится внутри карандаша 6.3. Беседа по содержанию - Назовите, персонажей в стихотворении - Куда собрались лодыри? - А куда они попали? - А кто такое эти Лодыри? Что они делали? - Кого же они увидели? - Как он выглядел? - Почему кот был такой хмурый? Найдите в тексте. - А что хотел кот? - А почему не мог обучиться? - Для чего коту нужна грамота? Найдите в тексте. - А есть ли имена у лодырей? - А почему у них нет имён. - Да, ребята, главное для поэта, то, что они лодыри и с этим нужно бороться. - Как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и кота? - В каких словах содержится главная мысль? Кто их произносит? 6.4. Работа с иллюстрациями - Ребята, рассмотрите иллюстрацию на 26-ой стр. Кто изображен? - Найдите описание кота в тексте. - А теперь посмотрите на стр. 27-ю. Кто изображён? Какие у них выражения лица? - Найдите подходящий отрывок произведения. - А что делают Лодыри на иллюстрации, помещённой на 28 стр.? - Найдите подходящий отрывок. ФИЗМИНУТКА Кошка встала, потянулась, Лапки вытянула вверх и прогнулась! Коготками интенсивно шевелит, Ничего у киски не болит! Ножки от сидения у норки затекли, Ты подвигай ими, разомни! Ножку- влево, ножку- вправо, А теперь - вперед, назад- На охоте будешь в форме И добыче всегда рад! 6.5. Характеристика героев. - Ребята, в ваших учебниках помещены слова под номером 4. Можем ли мы сказать, что они близки по значению? А может есть лишнее слово? - А кто такой неряха? Неряха –это неопрятный, неаккуратный человек - Как мы можем назвать наших лодырей? | Полные ответы - Кот и лодыри. - Они собрались в школу. - Попали на каток. - Это школьники, которые ленились учиться. - Лодыри увидели кота. - Хмурый и ободранный кот. Зачитывают. - Он хотел обучиться грамоте. - Не существует школы для котят. Зачитывают. - У них нет имён. -Поэт, наверное, высмеивает их лень. - Чтобы показать, что даже кот хочет учится и тем самым высмеять лодырей. - Они содержаться в словах кота. - Кот. - Лодыри. Они радостные и беззаботные. - Катаются на коньках. - Все слова, кроме слова неряха, близки по значению. -Неряха –это неопрятный, неаккуратный человек - Бездельники, лентяи, лежебоки и ленивцы. | фронтальная | ПР3, К2 ПР2,Л2,П1,П2,К2 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Перечитывание по частям - Ребята, а теперь давайте прочитаем сами произведение. Будем читать по 4 строчки, то есть по строфе. - Но давайте разберёмся, как мы будем читать слова кота? - А как слова лодырей будем читать? - Давайте же прочитаем выразительно стихотворение. После первого прочтения. - Ребята, чьё чтение вам понравилось больше? Почему? - Будем оценивать по таким критериям: 1. Прочитал выразительно. 2. Прочитал правильно, без ошибок. 3. Прочитал с правильной интонацией. После второго прочтения. - А чьё чтение понравилось больше сейчас? Почему? - Какие вы молодцы. У вас так замечательно вышло. 7.2.Работа с пословицами - Ребята, посмотрите на слайд или на страницу 29-ую. Перед вами пословицы. - Прочтите первую. Как вы её понимаете? Учись смолоду – пригодится в старости. - Да, ребята, она означает, что все полученные знания принесут нам пользу в дальнейшей жизни. - Прочтите вторую. Как вы её понимаете? Мудрым никто не родился, а научился. - Пословица означает, что мудрость приумножается с годами и опытом, а не просто так дана от рождения. - Прочитайте третью. Как вы её понимаете? Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет. - Всё верно. - Прочитайте четвёртую. Как вы её понимаете? У лодыря что ни день, то лень. - Ленивый человек ежедневно откладывает важные дела, которые смог бы сделать сегодня. - Как вы думаете, эти пословицы подходят к нашему стихотворению? Почему? 7.3.Обобщающая беседа - Что вы любите делать, а что нет? - Чему учит это произведение? | Перечитывают по частям. - Мы будем читать серьёзно и сердито, поучительно. - Радостно и беззаботно. Дети читают стихотворение по очереди. Отвечают по критериям. - Надо учиться, ведь нам это пригодится в будущем. - Что мудрыми становятся, а не рождаются. - Ленивые люди избегают любой работы. - Ленивые люди каждый день ничего не делают. - Все эти пословицы отражают суть стихотворение. Отвечают. - Что нужно делать даже то, что не нравится, а так же не лениться. | Парная Фронтальная | Пр2,л2,к2,р1 Пр1, пр2, пр6,л1,л2 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
- Какую цель мы перед собой поставили? - А удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему? - Какой урок вы для себя извлекли? 8.2. Самооценка учащихся - Оцените свою работу. На слайде даны начало предложения, выберите одно и продолжите.
- Ребята, давайте оценим друг друга. Расскажите чья работа из одноклассников и почему? 8.3Домашняя работа - В качестве домашнего я предлагаю вам подготовить выразительной чтение данного произведения. | -Прочитать произведение С.Я.Маршака и понять его главную мысль. - Мы прочитали произведение и выявили главную мысль произведения. - Нельзя лениться и нужно делать даже то, что может не нравится. Отвечают. | фронтальная | Л1,п3,к2 Р2,к2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Кубанское – значит качественное» во 2 классе Тема: «Обыкновенное чудо» (всё про соль)
Окружающий мир...
Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс
Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...
Наш проект по теме «Разнообразие животных», как подготовительный этап к рассмотрению темы «Кто что ест» в 3 классе КРО.
Однодневный проект по предмету Окружающий мир на тему "Разнообразие животных", как подготовительный этап к уроку на тему "Кто что ест"...
Тема: Контрольная работа по теме "Письменное сложение и вычитание". 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: математикаКласс: 2еТема урока: Контрольная работа по теме «Письменное сложение и вычитание»Цели урока: проверить, как у учащихся сформированы вычислительные навыки, умения сравнивать выражени...
План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе
План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на...