Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Виктор Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе 7 вида по теме Виктор Астафьев "Капалуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Литературное чтение | ||||
Класс | 3 класс 7 вида | ||||
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний | ||||
Тема | В. Астафьев «Капалуха» | ||||
Цель | Познакомить с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха» | ||||
Задачи | Образовательные: 1) продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; 2)познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»; 3)формировать умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы | Развивающие: 1)развивать произвольное внимание посредством организации различных видов чтения;
5) развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. 6) развивать познавательный интерес учеников | Воспитательные: 1)воспитывать экологическую культуру школьников; 2)воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 3)прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам | ||
Планируемые результаты | Предметные: Ученики научатся (получат возможность научиться): •прогнозировать содержание произведения; • осознанно воспринимать на слух произведение и оценивать его содержание; •использовать разные виды чтения (выборочное, поисковое, вслух, про себя) • определять основную мысль; •определять жанр произведения; • самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям. | Личностные: • осмысливать поступки героев и умение давать им оценку •.сравнивать поступки героев со своими собственными. | Метапредметные: Регулятивные •принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •принимать и сохранять учебную задачу урока ; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • планировать и оценивать свои действия в течение урока; •оценивать степень успешности достижения цели по известным критериям. Познавательные •использовать различные способы поиска информации в тексте и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; • устанавливать причинно-следственные связи между объектами; Коммуникативные • формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •формулировать собственное мнение и позицию; •оказывать взаимопомощь.
| ||
Ресурсы: основные и дополнительные | информационные: учебник Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение 3 класс 2 часть интерактивный материал: авторская презентация . Урок приготовлен с использованием программы Power Point. карточки с заданиями | ||||
Формы организации | фронтальная, групповая, индивидуальная. | ||||
Технология | технология критического мышления |
Этап урока, методы и приёмы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный Эмоциональный настрой на работу | -Здравствуйте, ребята, сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Давайте настроимся на работу. -Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! | Приветствуют учителя, гостей; Настраиваются на работу | Л :положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
Речевая разминка Словесный: Слово учителя. Практический: Речевая разминка Практический: дыхательная гимнастика | Звучит аудиозапись «Звуки леса» -Прослушайте аудиозапись и подумайте, куда мы с вами сейчас отправимся? На слайде№ 2 текст речевой разминки. Речевая разминка: -Прочитайте про себя, вполголоса, громко, медленно, быстро, в среднем темпе. РА-РА-РА – в лес идём с утра СУ – СУ – СУ - гуляем мы в лесу АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес надо охранять. -Для того, чтобы в лесу нам свободно и легко дышалось, выполним дыхательную гимнастику.. Дыхательная гимнастика: Упражнение «На лесной поляне» - тренировка медленного плавного вдоха и продолжительного пассивного выдоха. - Закройте глаза. Сейчас мы с вами мысленно перенесёмся в летний лес. Представьте, что мы с вами сейчас на лесной полянке. Вокруг много разных красивых и душистых цветов. Медленно, вдохните воздух задержите на счёт 1-3, замирая от восхищения, и медленно сделайте выдох. Повторите упражнение ещё раз. - Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Не шуметь,чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых). | Высказывают мнения Выполняют речевую разминку Выполняют дыхательные упражнения Высказывают мнения | П : осмысленно читать Р: принимать и сохранять учебную задачу П.: строить речевое высказывание |
Актуализация знаний. Словесный: побуждающий диалог; ситуация предположения | 1.Постановка темы урока —Ребята, как вы думаете, как можно связать эти правила с нашим уроком литературного чтения? Как называется раздел, который мы изучаем? -Сегодня на уроке нам с вами предстоит встреча с писателем, фамилию и имя которого вы попробуете расшифровать. На слайде № 3: веьфатсА роткиВ (Виктор Астафьев) -Знакомы ли мы с этим автором? (Нет, мы не читали произведений этого автора). -Послушайте краткую биографию писателя. (На слайде № 4 портрет писателя). -Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. Самое первое произведение Астафьева было написано им в школе. Это было обычное школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: так получился первый рассказ для детей "Васюткино озеро". Виктор Петрович очень любил свой край. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. - Прочитайте название произведения. Определите тему урока. 2. Антипация -- Попробуйте ответить на вопрос: можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет) - Почему? (незнакомое и непонятное слово) -Я предлагаю поработать в группах и по названию, иллюстрации в учебнике, предположить, о чём или о ком мы будем читать. Догадались ли вы, о ком мы сегодня будем читать? -Чему будем учиться на уроке? Что должны узнать? (познакомиться с текстом, узнать, что означает капалуха ) Физкультминутка | Высказывают мнения Расшифровывают фамилию и имя писателя. Высказывают мнения. Формулируют тему урока Работа в группах Высказывают свои предположения Формулируют задачи Дежурный выходит к доске, показывает движения, учащиеся повторяют. | Р: принимать и сохранять учебную задачу Р.:слушать собеседника, не повторять уже прозвучавший ответ П.: прогнозировать тему урока П.: строить речевое высказывание Л.: оценивать характер героев, их поступки, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников |
Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Словесный: использование приёма «диалог с автором» 3.Работа с текстом после чтения Поисковое чтение Словесный: ответы на вопросы Практический |
Прежде, чем читать произведение, проведем словарную работу. Каждая группа получила карточки со словами. Я предлагаю вам найти на карточках и назвать слова, лексическое значение которых вы услышите. Обратимся к Толковому и картинному словарям. Учитель читает определения, на слайдах № 5-8, появляются фотографии. Учащиеся соотносят определение с фотографией). Участок покрытый травяной растительность. (Луг) Луг, где пасут скот. (Пастьба) Густой хвойный лес. (Тайга) Заросли черники. (Черничник) Полоса в лесу, очищенная от деревьев.(Просека) Сухие сучья, деревья, упавшие на землю. (Валежник) Ели, у которых ветви растут негусто, редко. (Редколапые ели) Искривлённые деревья. (Покоробленные деревья) 2.Чтение текста учителем. - Читаем вместе со мной про себя, представляем себе то, о чем говорится в тексте. Учитель читает 1 часть до слов «Гнездо! Гнездо!…» -Как вы поняли, кого охотники называют капалухой? - По вашему мнению, отчего мог подняться такой переполох? Давайте проверим наши предположения. Учитель читает 2 часть от слов « Я поспешил…» до слов «А что будет с капалухой?». --Как вы думаете, как поступят ребята? -Как бы поступили вы? -Какие ваши ожидания подтвердились? - Какие события могут произойти дальше? -Проверим наши предположения. 3 часть от слов «Капалуха металась в стороне» до слов «…сказал подошедший учитель». -Что вы почувствовали, когда слушали эту часть? -Что вас поразило, удивило? - Как вы думаете, чем закончится? Что будет дальше с капалухой? -Посмотрим, чем закончится. 1.Беседа по тексту. - Понравился вам рассказ? -Подтвердились ли ваши предположения, о которых вы говорили перед чтением рассказа? Почему? - Какие чувства вы испытали, слушая эту историю? - История эта невыдуманная. Она случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят. Вот и получился у Астафьева спустя годы такой рассказ. -Какую птицу охотники называют капалухой? -Ваши одноклассники подготовили для нас сообщение об этой интересной птице. (Рассказ подготовленных учеников о капалухе. На слайде № 9 фотография глухарей). В природе существует множество видов птиц из семейства фазановых. Один из наиболее известных в нашей стране видов – птица под названием «глухарь». Птица эта имеет немаленькие размеры – по габаритам она сопоставима с индейкой. Голова и хвост у самца черные, самка же имеет пестрое оперение с оттенками желтого, красного и бурого цветов. Птица леса предпочитает высокоствольные хвойные, а также смешанные леса. В зимнее время года, когда на улице очень холодно, глухарь может спрятаться от мороза в снег и быть там пару дней. Самка глухаря прекрасная и настоящая мать, если даже она чувствует для себя опасность, она никогда не оставит свое потомство, а погибнет вместе с ним. Были случаи, когда она шла навстречу опасности, прямо в руки врага, давая этим поступком возможность птенцам скрыться. 1 группа Найдите ответ на странице стр. 98: -Какие растения росли в тайге? Вопрос к классу: -Как вы думаете, зачем автор так подробно описывает тайгу? (Чтобы показать красоту таежных лесов, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод.) 2 группа Найдите ответ на странице 99 и подготовьте выразительное чтение эпизода. Что почувствовал мальчик, когда услышал крики ребят и обнаружил гнездо? 3 группа На странице 99 найдите и зачитайте описание гнезда капалухи. Вопрос к классу: -Какое правило поведения в лесу нарушили дети? - На столе найдите конверт № 2. На карточках перечитайте 3 часть, найдите и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. (Металась в стороны, крылья разброшены, мела ими, закостенели от неподвижности, пыталась и не могла взлететь) -Все ли слова вам были понятны? -Расскажите какие чувства испытывала в этот момент капалуха? ( Гнев, испуг, бесстрашие. Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.) - Почему ребята решили не трогать гнездо? -Как изменилось поведение птицы, когда люди ушли? -Как вы думаете, изменится ли отношение героев рассказа к природе после этого случая? 2.Определение главной мысли рассказа. -Как вы думаете, почему автор написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить? (Он хочет научить людей любить животных. Показать, что у животных тоже могут быть чувства. Автор хотел нас научить быть добрыми к животным.) - Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. 3.Работа с пословицей « Материнская ласка конца не знает». (Слайд № 10) Прочитайте пословицу. Как можно связать эту пословицу и прочитанное произведение? -Какие ещё пословицы о материнской любви вы подготовили к уроку? -Любовь матери к своему ребёнку - это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, птица, у которой оказалось любящее сердце, способное на сильные чувства. Не зря в старину на изголовье колыбели изображали капалуху, это был оберег, символ нежности, заботы и материнства. 4. Составление кластера. - Какой матерью была капалуха? (заботливой, бесстрашной, отважной, нежной) - В конверте № 3 выберите слова, характеризующие капалуху, и все вместе составим кластер. Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная, гневная, опасная, отважная, преданная) (Учащиеся в группах выбирают карточки с нужными именами прилагательными и прикрепляют на доску). -Как вы понимаете слово самоотверженная? (не жалеет себя, преодолевает страх, жертвует собой ради интересов других) | Работа в группах Читают и объясняют лексическое значение слов. Читают про себя, следят по тексту. Отвечают на вопросы. Прогнозируют развитие событий. Делают нравственный выбор. Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. Находят нужную информацию в тексте. Сообщения учащихся. Воспринимают информацию. Высказывают свои мнения. Находят в тексте информацию. Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. Определяют главную мысль рассказа. Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения Составляют характеристику героя, используя приём «кластер». | Р: принимать и сохранять учебную задачу Р.:слушать собеседника, не повторять уже прозвучавший ответ П.: строить речевое высказывание П.: прогнозировать содержание произведения Р.: оценивать характер героев, их поступки, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников П.: работать с текстом, выделять в нем тему и основную мысль |
Рефлексия. | Пришло время подвести итог нашему уроку. -Чему учились на уроке? -Как бы вы оценили свою работу на уроке? -На столах у каждого из вас лежит конверт с листочками разного цвета. Зелёный листок - у меня всё получилось, я доволен. Жёлтый листочек – у меня почти всё получилось, но я делал ошибки. Красный листочек – у меня было много ошибок, мне нужна помощь. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | П.: строить речевое высказывание Р.: осуществлять итоговый контроль |
Домашнее задание | (Слайд № 11) На выбор: - Подготовить сообщение о любой птице нашего края и её повадках. -Нарисовать иллюстрацию к рассказу. -Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. | Выбирают задание для домашней работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....