Конспект урока по чтению для 4 специального (коррекционного) класса
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока В.М. Гаршин "Лягушка - путешественница"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Биографические данные писателя: Всеволод Михайлович Гаршин - один из наиболее выдающихся писателей 70—80-х годов 19 века Родился В.М. Гаршин 2 февраля в 1855г. Детство провёл в военной среде. Отец Михаил Егорович Гаршин был офицером.
2. Тематика и жанры. В.М. Гаршин сочетал разнообразие жанров, предпочитая классическую прозу: сказки, рассказы. Гаршин — мастер короткого рассказа. Его проза отличается эмоциональной и философской содержательностью, драматической напряженностью. Наряду с социально-психологическими и лирико-философскими рассказами Гаршин обращался к жанру сказки, фантастической новеллы, а также очерка. Тематика произведений В.М. Гаршина разнообразна: тема войны, искусства и прекрасного, нравственного падения человека, мирового зла, самопожертвования и человеческой жестокости и т.д.
3. Учебники В.М. Гаршина начинают изучать в 4 классе СКОШ 8 вида - сказка «Лягушка- путешественница» В общеобразовательной школе во 2 классе.
4. Анализ средств адаптации произведений В.М. Гаршина. Текст сказки «Лягушка – путешественница» полностью адаптирован к категории детей с ОВЗ и данному школьному возрасту, (т.е. 4 классу СКОШ 8 вида), в котором изучается данное произведение.
5. Литературоведческий анализ сказки «Лягушка – путешественница». 1. Жанр Произведение В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница» относится к жанру сказки. 2. Тематическая отнесённость Эта сказка о том, как лягушке удалось воплотить в жизнь свою мечту и хоть на короткое время ощутить себя способной вырваться из болота и полететь. 3. Диапазон возрастов Сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница» читают дети в возрасте от 7 до 11 лет. 4. Что делает данное произведение ценным для детского чтения. Сказка «Лягушка – путешественница» воспитывают в детях стремление и одновременно уважение к другим. Необходимость ценить того кто протянул руку помощи.
5.Содержание сказки. Сказка Гаршина « Лягушка — Путешественница» — забавная история о бравой лягушке. Сюжет этой сказки завертелся, закружился вокруг любопытства любительницы комаров да мошек. Набравшись смелости, Лягушка — Путешественница спросила у прилетевших на болото уток, куда они летят, те, в свою очередь, расписали ей всеми красками живописную картину юга. После чего нашему отважному персонажу безумно захотелось воспользоваться «утиными авиалиниями. И вот началось…! Придумывает наша путешественница небывалую идею перелёта. «Лягушка – Путешественница» не проста, она наделена недюжинной сообразительностью и смекалкой. Надо отдать должное героине, на протяжении всей сказки она проявляла себя, как сильная духом, полная молодецкой выдержки квакушка. А ведь как тяжело ей было, когда летела она на воплощённом в жизнь собственном изобретении. Сердце её замирало от непривычной для лягушек высоты. Однако не совсем просто ведёт себя земноводное.
Что же попалось такого «склизкого» в биографии путешественницы? Вроде бы и умна героиня, и вежлива, и обаятельна. А вот взяла и возгордилась. Попросила уток Лягушка — Путешественница лететь пониже, дабы страшно ей так высоко в небе с ними парить. А в тайне захотела она, чтобы народ дивился этакому чуду – жаба в небе! И вот, наша изобретательница добивается восторга и изумления с земли стоящих людей. И именно в этом момент, Лягушка — Путешественница захотела что есть мочи «квакнуть» и рассказать людям, что это она придумала такое изобретение. Далее её полет превратился в ускорение свободного падения отдельно летающих лягушек благо, что летели утки низенько и над водоёмом. Оказавшись в чужом болоте, лягушка недолго горевала, тщеславие вскружило ей голову. И начала наша Лягушка – Путешественница болотным жителям всякие небылицы травить. Будто бы у неё целая стая уток, а она ими всеми управляет, на болоте у них задержалась отдохнуть до весны, затем вернутся её утки и полетят они дальше.
6. Чему учит данное произведение. Данное произведение учит находчивости, предприимчивости, смелости, учит ставить перед собой цели и добиваться их. Автор помогает читателю понять, нельзя переоценивать свои заслуги, ценить тех кто помог тебе чего- то добиться. 7. Языковая ценность произведения. В данной сказке автор использует эпитеты и метафоры: Лакированная спинка – эпитет, рассекая воздух, точно поют, или лучше сказать посвистывают – метафора, лупоглазая голова – эпитет, сияющее выражение морды – сильно выраженный эпитет, захватило дух – эпитет, бедная лягушка – эпитет, умная голова – эпитет, прыгало сердце – метафора, бедная спутница – эпитет.
Предварительный просмотр:
Сказка В.М. Гаршина «Лягушка- путешественница» | Подготовка к выразительному чтению |
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно, – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие. Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождём. «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете». Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают – на это есть весна. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают; фью-фью-фью-фью – раздаётся в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно: так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка. – Кря, кря! – сказала одна из них. – Лететь ещё далеко, надо покушать. И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, нырнула под корягу. Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки. – Кря, кря! – сказала другая утка. – Уж холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг! И все утки стали громко крякать в знак одобрения. – Госпожи утки, – осмелилась сказать лягушка, – что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство. И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть её, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями: – Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге! Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна: – А много ли там мошек и комаров? – О! целые тучи! – ответила утка. – Ква! – сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать её и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик. – Возьмите меня с собой! – Это мне удивительно! – воскликнула утка. – Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев. – Когда вы летите? – спросила лягушка. – Скоро, скоро! – закричали все утки. – Кря, кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг! – Позвольте мне подумать только пять минут, – сказала лягушка, – я сейчас вернусь, я наверное придумаю что-нибудь хорошее. И она шлёпнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором сидела лягушка, показалась её морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка. – Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посредине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно. Хотя молчать и тащить хотя бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст не бог знает какое удовольствие, но её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её. Решили переменяться каждые два часа, и так как уток было, как говорится в загадке, столько, да ещё столько, да полстолько, да четверть столько, а лягушка была одна, то нести её приходилось не особенно часто. Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли; кроме того, утки летели неровно и дёргали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлёпнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и радовалась и гордилась. «Вот как я превосходно придумала», – думала она про себя. А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её. – Удивительно умная голова наша лягушка, – говорили они. – Даже между утками мало таких найдётся. Она едва удерживалась, чтобы не поблагодарить их, но, вспомнив, что, открыв рот, она свалится с страшной высоты, ещё крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. Она болталась таким образом целый день; нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик; это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакнула от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарёю утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на неё руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала: – Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно. И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса. – Смотрите, смотрите, – кричали дети в одной деревне, – утки лягушку несут! Лягушка слышала это, и у неё прыгало сердце. – Смотрите, смотрите, – кричали в другой деревне взрослые, – вот чудо-то! «Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» – подумала квакушка. – Смотрите, смотрите, – кричали в третьей деревне, – экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: – Это я! я! я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло: – Это я! Это я придумала! Но вокруг неё никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из неё, то с удивлением смотрели на новую. И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые носили её, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные, тёплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых. – Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, – сказала она. – Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её. | 1. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая. 2. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая. 3. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр –низкий, интонация – радостная. 4. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – радостная. 5. Темп – ускорение темпа, громкость чуть повысить, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая. 6. Темп – средний, громкость обычная, тембр – скрипучий, интонация – спокойная, неторопливая. 7. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – тревожности. 8. Темп – ускорение темпа, громкость чуть повысить, тембр – низкий, интонация – сомнения. 9. Темп – средний, громкость обычная, тембр – скрипучий, интонация – спокойная, неторопливая. 10. Темп – ускорение темпа, громкость чуть повышенная, тембр – высокий, интонация – сомнения. 11. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – тревоги. 12. Темп – ускорение темпа, громкость обычная, тембр – скрипучий, интонация – спокойная, неторопливая. 13. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая. 14. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – сомнения. 15. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая. 15. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – сомнения. 16. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – тревоги. 17. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – скрипучий, интонация – тревоги. 18. Темп – ускорение темпа, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – сомнения. 19. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – спокойствия. 20. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – звонкий, интонация – радости. 21. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – спокойствия. 22. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – радости. 23. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная. 24. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – тревоги. 25. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – спокойствия. 26. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – удивления. 27. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – тревоги. 28. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – удивления. 29. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – сомнения. 30. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – удивления. 31. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – сомнения. 32. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – радости. 33. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – грусти. 34. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – радости. 35. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – недоумения. 36. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – радости. 37. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – грусти. |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии специального обучения и воспитания
Практическое задание
по дисциплине: Детская литература и её адаптация для детей с ОВЗ
Выполнила: студентка 3 курса заочного отделения Специальное (дефектологическое) образование Олигофренопедагогика Каньшина Елена Александровна
Иркутск, 2013г.
Творчество Всеволода Михайловича Гаршина для детей с ОВЗ.
1. Биографические данные писателя:
один из наиболее выдающихся писателей
70—80-х годов 19 века
- Родился В.М. Гаршин 2 февраля в 1855г.
- Детство провёл в военной среде.
- Отец Михаил Егорович Гаршин был
офицером.
2. Тематика и жанры.
В.М. Гаршин сочетал разнообразие жанров, предпочитая классическую прозу: сказки, рассказы. Гаршин — мастер короткого рассказа. Его проза отличается эмоциональной и философской содержательностью, драматической
напряженностью. Наряду с социально-психологическими и лирико-философскими рассказами Гаршин обращался к жанру сказки, фантастической новеллы, а также очерка.
Тематика произведений В.М. Гаршина разнообразна: тема войны, искусства и прекрасного, нравственного падения человека, мирового зла, самопожертвования и человеческой жестокости и т.д.
3. Учебники
В.М. Гаршина начинают изучать в 4 классе СКОШ 8 вида - сказка «Лягушка- путешественница»
В общеобразовательной школе во 2 классе.
4. Анализ средств адаптации произведений В.М. Гаршина.
Текст сказки «Лягушка – путешественница» полностью адаптирован к категории детей с ОВЗ и данному школьному возрасту, (т.е. 4 классу СКОШ 8 вида), в котором изучается данное произведение.
5. Литературоведческий анализ сказки «Лягушка – путешественница»
Произведение В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница» относится к жанру сказки.
Эта сказка о том, как лягушке удалось воплотить в жизнь свою мечту и хоть на короткое время ощутить себя способной вырваться из болота и полететь.
Сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница» читают дети в возрасте от 7 до 11 лет.
Сказка «Лягушка – путешественница» воспитывают в детях стремление и одновременно уважение к другим. Необходимость ценить того кто протянул руку помощи.
Сказка Гаршина «Лягушка — Путешественница» — забавная история о бравой лягушке. Сюжет этой сказки завертелся, закружился вокруг любопытства любительницы комаров да мошек. Набравшись смелости, Лягушка — Путешественница спросила у прилетевших на болото уток, куда они летят, те, в свою очередь, расписали ей всеми красками живописную картину юга. После чего нашему отважному персонажу безумно захотелось воспользоваться «утиными авиалиниями. И вот началось…! Придумывает наша путешественница небывалую идею перелёта.
«Лягушка – Путешественница» не проста, она наделена недюжинной сообразительностью и смекалкой. Надо отдать должное героине, на протяжении всей сказки она проявляла себя, как сильная духом, полная молодецкой выдержки квакушка. А ведь как тяжело ей было, когда летела она на воплощённом в жизнь собственном изобретении. Сердце её замирало от непривычной для лягушек высоты. Однако не совсем просто ведёт себя земноводное. Что же попалось такого «склизкого» в биографии путешественницы? Вроде бы и умна героиня, и вежлива, и обаятельна. А вот взяла и возгордилась. Попросила уток Лягушка — Путешественница лететь пониже, дабы страшно ей так высоко в небе с ними парить. А в тайне захотела она, чтобы народ дивился этакому чуду – жаба в небе! И вот, наша изобретательница добивается восторга и изумления с земли стоящих людей. И именно в этом момент, Лягушка — Путешественница захотела что есть мочи «квакнуть» и рассказать людям, что это она придумала такое изобретение. Далее её полет превратился в ускорение свободного падения отдельно летающих лягушек благо, что летели утки низенько и над водоёмом.
Оказавшись в чужом болоте, лягушка недолго горевала, тщеславие вскружило ей голову. И начала наша Лягушка – Путешественница болотным жителям всякие небылицы травить. Будто бы у неё целая стая уток, а она ими всеми управляет, на болоте у них задержалась отдохнуть до весны, затем вернутся её утки и полетят они дальше.
Данное произведение учит находчивости, предприимчивости, смелости, учит ставить перед собой цели и добиваться их. Автор помогает читателю понять, нельзя переоценивать свои заслуги, ценить тех кто помог тебе чего- то добиться.
В данной сказке автор использует эпитеты и метафоры:
Лакированная спинка – эпитет, рассекая воздух, точно поют, или лучше сказать посвистывают – метафора, лупоглазая голова – эпитет, сияющее выражение морды – сильно выраженный эпитет, захватило дух – эпитет, бедная лягушка – эпитет, умная голова – эпитет, прыгало сердце – метафора, бедная спутница – эпитет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение.2 специальный (коррекционный) класс VII вида.Мир чувств читателя в рассказе М. Пришвина «Ребята и утята ».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.Дидактические задачи урока: • Познакомить детей с творчеством М. Пришвина; организовать эмоционально- эстетическое восприятие: учить формировать ...
Урок ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (4 специальный (коррекционный) класс VllI вида) РАБОТА С САЛФЕТКАМИ
Разработка конспекта урока трудового обучения в специальном коррекционном классе 7 вида...
конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, в...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 специальный коррекционный класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению4 специальный коррекционный класс на 2015/2016 учебный годпо учебнику «Родная речь», I и II части, сост. Л.Ф. Климанова...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Конспект урока по математике в специальной (коррекционной) школе в 3 классе "Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 18"
Конспект урока по математике в специальной (коррекционной) школе в 3 классе для обучающихся I варианта. Тема урока "Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 18"....
Конспект открытого урока по чтению для специальных (коррекционных) классов
Конспект открытого урока по чтению для специальных (коррекционных) классов: 1 класс: Чтение текста по предложениям "Наши рисунки"2 класс: Чтение стихотворения "Подружки поссорились...