Конспект урока по чтению для 4 специального (коррекционного) класса
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Елена Александровна Каньшина

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всеволод Михайлович Гаршин

Слайд 2

1. Биографические данные писателя: Всеволод Михайлович Гаршин - один из наиболее выдающихся писателей 70—80-х годов 19 века Родился В.М. Гаршин 2 февраля в 1855г. Детство провёл в военной среде. Отец Михаил Егорович Гаршин был офицером.

Слайд 3

2. Тематика и жанры. В.М. Гаршин сочетал разнообразие жанров, предпочитая классическую прозу: сказки, рассказы. Гаршин — мастер короткого рассказа. Его проза отличается эмоциональной и философской содержательностью, драматической напряженностью. Наряду с социально-психологическими и лирико-философскими рассказами Гаршин обращался к жанру сказки, фантастической новеллы, а также очерка. Тематика произведений В.М. Гаршина разнообразна: тема войны, искусства и прекрасного, нравственного падения человека, мирового зла, самопожертвования и человеческой жестокости и т.д.

Слайд 4

3. Учебники В.М. Гаршина начинают изучать в 4 классе СКОШ 8 вида - сказка «Лягушка- путешественница» В общеобразовательной школе во 2 классе.

Слайд 5

4. Анализ средств адаптации произведений В.М. Гаршина. Текст сказки «Лягушка – путешественница» полностью адаптирован к категории детей с ОВЗ и данному школьному возрасту, (т.е. 4 классу СКОШ 8 вида), в котором изучается данное произведение.

Слайд 6

5. Литературоведческий анализ сказки «Лягушка – путешественница». 1. Жанр Произведение В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница» относится к жанру сказки. 2. Тематическая отнесённость Эта сказка о том, как лягушке удалось воплотить в жизнь свою мечту и хоть на короткое время ощутить себя способной вырваться из болота и полететь. 3. Диапазон возрастов Сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница» читают дети в возрасте от 7 до 11 лет. 4. Что делает данное произведение ценным для детского чтения. Сказка «Лягушка – путешественница» воспитывают в детях стремление и одновременно уважение к другим. Необходимость ценить того кто протянул руку помощи.

Слайд 7

5.Содержание сказки. Сказка Гаршина « Лягушка — Путешественница» — забавная история о бравой лягушке. Сюжет этой сказки завертелся, закружился вокруг любопытства любительницы комаров да мошек. Набравшись смелости, Лягушка — Путешественница спросила у прилетевших на болото уток, куда они летят, те, в свою очередь, расписали ей всеми красками живописную картину юга. После чего нашему отважному персонажу безумно захотелось воспользоваться «утиными авиалиниями. И вот началось…! Придумывает наша путешественница небывалую идею перелёта. «Лягушка – Путешественница» не проста, она наделена недюжинной сообразительностью и смекалкой. Надо отдать должное героине, на протяжении всей сказки она проявляла себя, как сильная духом, полная молодецкой выдержки квакушка. А ведь как тяжело ей было, когда летела она на воплощённом в жизнь собственном изобретении. Сердце её замирало от непривычной для лягушек высоты. Однако не совсем просто ведёт себя земноводное.

Слайд 8

Что же попалось такого «склизкого» в биографии путешественницы? Вроде бы и умна героиня, и вежлива, и обаятельна. А вот взяла и возгордилась. Попросила уток Лягушка — Путешественница лететь пониже, дабы страшно ей так высоко в небе с ними парить. А в тайне захотела она, чтобы народ дивился этакому чуду – жаба в небе! И вот, наша изобретательница добивается восторга и изумления с земли стоящих людей. И именно в этом момент, Лягушка — Путешественница захотела что есть мочи «квакнуть» и рассказать людям, что это она придумала такое изобретение. Далее её полет превратился в ускорение свободного падения отдельно летающих лягушек благо, что летели утки низенько и над водоёмом. Оказавшись в чужом болоте, лягушка недолго горевала, тщеславие вскружило ей голову. И начала наша Лягушка – Путешественница болотным жителям всякие небылицы травить. Будто бы у неё целая стая уток, а она ими всеми управляет, на болоте у них задержалась отдохнуть до весны, затем вернутся её утки и полетят они дальше.

Слайд 9

6. Чему учит данное произведение. Данное произведение учит находчивости, предприимчивости, смелости, учит ставить перед собой цели и добиваться их. Автор помогает читателю понять, нельзя переоценивать свои заслуги, ценить тех кто помог тебе чего- то добиться. 7. Языковая ценность произведения. В данной сказке автор использует эпитеты и метафоры: Лакированная спинка – эпитет, рассекая воздух, точно поют, или лучше сказать посвистывают – метафора, лупоглазая голова – эпитет, сияющее выражение морды – сильно выраженный эпитет, захватило дух – эпитет, бедная лягушка – эпитет, умная голова – эпитет, прыгало сердце – метафора, бедная спутница – эпитет.



Предварительный просмотр:

 Сказка В.М. Гаршина «Лягушка- путешественница»

Подготовка к выразительному чтению

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно, – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождём.

«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете».

Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают – на это есть весна. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают; фью-фью-фью-фью – раздаётся в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно: так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

– Кря, кря! – сказала одна из них. – Лететь ещё далеко, надо покушать.

И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, нырнула под корягу.

Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

– Кря, кря! – сказала другая утка. – Уж холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

И все утки стали громко крякать в знак одобрения.

– Госпожи утки, – осмелилась сказать лягушка, – что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть её, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:

– Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна:

– А много ли там мошек и комаров?

– О! целые тучи! – ответила утка.

– Ква! – сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать её и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик. – Возьмите меня с собой!

– Это мне удивительно! – воскликнула утка. – Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.

– Когда вы летите? – спросила лягушка.

– Скоро, скоро! – закричали все утки. – Кря, кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!

– Позвольте мне подумать только пять минут, – сказала лягушка, – я сейчас вернусь, я наверное придумаю что-нибудь хорошее.

И она шлёпнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором сидела лягушка, показалась её морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

– Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посредине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно.

Хотя молчать и тащить хотя бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст не бог знает какое удовольствие, но её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её. Решили переменяться каждые два часа, и так как уток было, как говорится в загадке, столько, да ещё столько, да полстолько, да четверть столько, а лягушка была одна, то нести её приходилось не особенно часто. Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли; кроме того, утки летели неровно и дёргали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлёпнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и радовалась и гордилась.

«Вот как я превосходно придумала», – думала она про себя.

А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.

– Удивительно умная голова наша лягушка, – говорили они. – Даже между утками мало таких найдётся.

Она едва удерживалась, чтобы не поблагодарить их, но, вспомнив, что, открыв рот, она свалится с страшной высоты, ещё крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. Она болталась таким образом целый день; нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик; это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакнула от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарёю утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на неё руками.

И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:

– Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.

И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса.

– Смотрите, смотрите, – кричали дети в одной деревне, – утки лягушку несут!

Лягушка слышала это, и у неё прыгало сердце.

– Смотрите, смотрите, – кричали в другой деревне взрослые, – вот чудо-то!

«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» – подумала квакушка.

– Смотрите, смотрите, – кричали в третьей деревне, – экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

– Это я! я! я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:

– Это я! Это я придумала!

Но вокруг неё никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из неё, то с удивлением смотрели на новую.

И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые носили её, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные, тёплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.

– Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, – сказала она. – Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её.

1. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая.

2. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая.

3. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр –низкий, интонация – радостная.

4. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – радостная.

5. Темп – ускорение темпа, громкость чуть повысить, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая.

6. Темп – средний, громкость обычная, тембр – скрипучий, интонация – спокойная, неторопливая.

7. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – тревожности.

8. Темп – ускорение темпа, громкость чуть повысить, тембр – низкий, интонация – сомнения.

9. Темп – средний, громкость обычная, тембр – скрипучий, интонация – спокойная, неторопливая.

10. Темп – ускорение темпа, громкость чуть повышенная, тембр – высокий, интонация – сомнения.

11. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – тревоги.

12. Темп – ускорение темпа, громкость обычная, тембр – скрипучий, интонация – спокойная, неторопливая.

13. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая.

14. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – сомнения.

15. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная, неторопливая.

15. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – сомнения.

16. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – тревоги.

17. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – скрипучий, интонация – тревоги.

18. Темп – ускорение темпа, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – сомнения.

19. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – спокойствия.

20. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – звонкий, интонация – радости.

21. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – спокойствия.

22. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – радости.

23. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – спокойная.

24. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – тревоги.

25. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – спокойствия.

26. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – удивления.

27. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – тревоги.

28. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – удивления.

29. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – сомнения.

30. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – удивления.

31. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – сомнения.

32. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – радости.

33. Темп – средний, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – грусти.

34. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – радости.

35. Темп – замедленный, громкость чуть понижена, тембр – низкий, интонация – недоумения.

36. Темп – ускорение темпа, громкость повышенная, тембр – низкий, интонация – радости.

37. Темп – замедленный, громкость обычная, тембр – низкий, интонация – грусти.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                ФГБОУ ВПО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии специального обучения и воспитания

Практическое задание

по дисциплине: Детская литература и её адаптация для детей с ОВЗ

        

Выполнила: студентка                                                                                             3 курса заочного отделения                                                                                                   Специальное (дефектологическое)                                                                                                                                 образование                                                                                                 Олигофренопедагогика                                                                                                    Каньшина Елена Александровна

Иркутск, 2013г.

Творчество Всеволода Михайловича Гаршина для детей с ОВЗ.

1. Биографические данные писателя: 

один из наиболее выдающихся писателей

70—80-х годов 19 века

  • Родился В.М. Гаршин  2 февраля  в 1855г.
  • Детство провёл в военной среде.
  • Отец Михаил Егорович Гаршин был

     офицером.

2. Тематика и жанры.

     

       В.М. Гаршин сочетал разнообразие жанров, предпочитая классическую прозу: сказки, рассказы.  Гаршин — мастер короткого рассказа. Его проза отличается эмоциональной и философской содержательностью, драматической

напряженностью.  Наряду с социально-психологическими и лирико-философскими рассказами Гаршин обращался к жанру сказки, фантастической новеллы, а также очерка.

      Тематика произведений В.М. Гаршина разнообразна: тема войны, искусства и прекрасного, нравственного падения человека, мирового зла, самопожертвования и человеческой жестокости и т.д.

3. Учебники

        В.М. Гаршина начинают изучать в 4 классе СКОШ 8 вида - сказка  «Лягушка- путешественница»

В общеобразовательной  школе во 2 классе.

4. Анализ средств адаптации произведений В.М. Гаршина.

        Текст сказки «Лягушка – путешественница» полностью адаптирован к категории детей с ОВЗ и данному школьному возрасту,  (т.е. 4 классу СКОШ 8 вида), в котором изучается данное произведение.

5. Литературоведческий анализ сказки «Лягушка – путешественница»

        Произведение В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница» относится к жанру сказки.

       Эта сказка о том, как лягушке удалось воплотить в жизнь свою мечту и хоть на короткое время ощутить себя способной вырваться из болота и полететь.

         Сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»  читают дети в  возрасте от 7 до 11 лет.

Сказка «Лягушка – путешественница» воспитывают в детях стремление и одновременно уважение к другим. Необходимость ценить того кто протянул руку помощи.

          Сказка Гаршина «Лягушка — Путешественница» — забавная история о бравой лягушке. Сюжет этой сказки завертелся, закружился вокруг любопытства любительницы комаров да мошек. Набравшись смелости, Лягушка — Путешественница спросила у прилетевших на болото уток, куда они летят, те, в свою очередь, расписали ей всеми красками живописную картину юга. После чего нашему отважному персонажу безумно захотелось воспользоваться «утиными авиалиниями. И вот началось…! Придумывает наша путешественница небывалую идею перелёта.

     «Лягушка – Путешественница» не проста, она наделена недюжинной сообразительностью и смекалкой. Надо отдать должное героине, на протяжении всей сказки она проявляла себя, как сильная духом, полная молодецкой выдержки квакушка. А ведь как тяжело ей было, когда летела она на воплощённом в жизнь собственном изобретении. Сердце её замирало от непривычной для лягушек высоты. Однако не совсем просто ведёт себя земноводное. Что же попалось такого «склизкого» в биографии путешественницы? Вроде бы и умна героиня, и вежлива, и обаятельна. А вот взяла и возгордилась. Попросила уток Лягушка — Путешественница лететь пониже, дабы страшно ей так высоко в небе с ними парить. А в тайне захотела она, чтобы народ дивился этакому чуду – жаба в небе! И вот, наша изобретательница добивается восторга и изумления с земли стоящих людей. И именно в этом момент, Лягушка — Путешественница захотела что есть мочи «квакнуть» и рассказать людям, что это она придумала такое изобретение. Далее её полет превратился в ускорение свободного падения отдельно летающих лягушек благо, что летели утки низенько и над водоёмом.

        Оказавшись в чужом болоте, лягушка недолго горевала, тщеславие вскружило ей голову. И начала наша Лягушка – Путешественница болотным жителям всякие небылицы травить. Будто бы у неё целая стая уток, а она ими всеми управляет, на болоте у них задержалась отдохнуть до весны, затем вернутся её утки и полетят они дальше.

        Данное произведение учит находчивости, предприимчивости, смелости, учит ставить перед собой цели и добиваться их. Автор помогает читателю понять, нельзя переоценивать свои заслуги, ценить тех кто помог тебе чего- то добиться.

В данной сказке автор использует эпитеты и метафоры:

Лакированная спинка – эпитет, рассекая воздух, точно поют, или лучше сказать посвистывают – метафора, лупоглазая голова – эпитет, сияющее выражение морды – сильно выраженный эпитет, захватило дух – эпитет, бедная лягушка – эпитет, умная голова – эпитет, прыгало сердце – метафора, бедная спутница – эпитет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение.2 специальный (коррекционный) класс VII вида.Мир чувств читателя в рассказе М. Пришвина «Ребята и утята ».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Дидактические задачи урока: • Познакомить детей с творчеством  М. Пришвина; организовать  эмоционально- эстетическое восприятие: учить формировать ...

Урок ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (4 специальный (коррекционный) класс VllI вида) РАБОТА С САЛФЕТКАМИ

Разработка конспекта урока трудового обучения в специальном коррекционном классе 7 вида...

конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 специальный коррекционный класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению4 специальный коррекционный класс на 2015/2016 учебный годпо учебнику «Родная речь», I и II части, сост. Л.Ф. Климанова...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока по математике в специальной (коррекционной) школе в 3 классе "Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 18"

Конспект урока по математике в специальной (коррекционной) школе в 3 классе для обучающихся I варианта. Тема урока "Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 18"....

Конспект открытого урока по чтению для специальных (коррекционных) классов

Конспект открытого урока по чтению для специальных (коррекционных) классов: 1 класс: Чтение текста по предложениям "Наши рисунки"2 класс: Чтение стихотворения "Подружки поссорились...