Памятки по литературному чтению
материал по чтению
Памятки по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 579.72 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Памятки
1. Памятка № 1 «Работа над стихотворением»
2. Памятка № 2 «Работа над сказкой»
3. Памятка № 3 «Работа над рассказом»
А) Работа над рассказом
Б) Первичное чтение рассказа
В) Составление плана рассказа
4. Памятка № 4 «Работа над басней»
5. Памятка № 5 «План работы над лирическим стихотворением»
6. Памятка № 6 «План работы над рассказом»
7. Памятка № 7 «План анализа сказки»
8. Памятка № 8 «Признаки сказки»
9. Памятка № 9 «План анализа басни»
10. Памятка № 10 « Отзыв о прочитанной книге: 1 вариант и 2 вариант»
11. Памятка № 11 «План устного рассказа о книге»
12. Памятка № 12 «План письменного отзыва о прочитанной книге»
13. Памятка № 13 «План рассказа о писателе»
14. Памятка № 14 «План рассказа о герое»
ПАМЯТКА №1
РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ
- Назовите стихотворение и ее автора.
- Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
- Прочитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картины к этому стихотворению. Какими отрывками можно подписать картинки?
- Какие слова и выражения применил автор, чтобы лучше представить себе природу и героев произведения?
- Какие чувства выражает поэт в стихотворении?
- Что вам понравилось в стихотворении?
- Приготовьтесь к выразительному чтению:
- Прочитайте в лицах;
- Прочитайте по ролям;
- Выберите темп чтения, определите общий тон чтения (ласково, тихо или громко, не спеша или быстро, таинственно, весело или грустно)
8. От имени кого написано стихотворение?
ПАМЯТКА № 2
РАБОТА НАД СКАЗКОЙ
- Как называется сказка? Кто ее сочинил?
- Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
- Кто в сказке действует, какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто–нибудь в сказке и почему?
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор сказки к своим героям?
- Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
- Какую пользу принесет сказка тем, кто ее прочитает?
- Чему сказка научит своих читателей?
ПАМЯТКА № 3
РАБОТА НАД РАССКАЗОМ
- Как называется рассказ? Кто его написал?
- Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в нем описывается?
- Назовите действующих лиц. Что вы о них знаете?
- Что случилось с героями? Как они себя вели? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
- О чем вы думали, слушая рассказ?
Первичное чтение рассказа
- Какое название рассказа? Как вы думаете, о чем он расскажет?
- Кто автор рассказа? Какие еще произведения написал этот автор?
- Слушайте рассказ, запоминайте непонятные слова и выражения.
- Запомните сравнения, образные выражения, синонимы, антонимы.
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу.
Составление плана по рассказу
- Послушайте рассказ.
- Разделите его на смысловые части.
- Найдите главное в каждой части.
- Назовите каждую часть (придумайте заголовок).
- Составьте план рассказа.
- Перескажите рассказ по плану.
ПАМЯТКА № 4
РАБОТА НАД БАСНЕЙ
- Как называется басня? Кто ее автор?
- Послушайте басню. Какие события в ней описываются?
- Кто действует в басне?
- Какими показаны герои басни? Как описывает их автор?
- Что осуждается в басне?
- Как автор относится к событиям, описанным в басне?
- Как он относится к действующим лицам?
- Что должен понять читатель из этой басни?
ПАМЯТКА № 5
ПЛАН РАБОТЫ НАД
ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ
- Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
2. С какой целью автор написал это произведение?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
ПАМЯТКА № 6
ПЛАН
РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ
- Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что ты знаешь об авторе?
- Подумай, какой из типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает); рассуждение (доказывает).
- Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
- Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
- Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
- Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
- В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
10. Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?
ПАМЯТКА № 7
ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ
- Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
- Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
- Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
- Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
- Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
- Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
- Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
ПАМЯТКА № 8
ПРИЗНАКИ СКАЗКИ
1. Вид сказки
2. Зачин
3. Волшебные предметы
4. Сказочные слова и выражения
5. Троекратный повтор
6. Борьба добра и зла
7. Добро побеждает зло
8. Концовка
ПАМЯТКА № 9
ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ
- Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
- Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
- Обрати внимание на то, как написана басня — прозой или стихами.
- Найди рифмы.
- Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
- Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
- Перечисли основные черты характера главных героев басни.
- Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
- Что тебе показалось в этой басне смешным, а что —поучительным?
10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
ПАМЯТКА № 10
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
- Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
- Чему научила тебя эта книга?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто они.
- Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.
- Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.Автор
2.Название произведения
3.Жанр произведения
4.О чем этот текст?
5.Кто из героев понравился и почему?
6.Чем понравилось это произведение
ПАМЯТКА № 11
ПЛАН УСТНОГО РАССКАЗА О КНИГЕ
1. Покажи книгу.
2. Назови автора, художника, издателей
3. Познакомь нас с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких)
4. Назови героев книги
5. Что происходит с героем (героями) книги?
6. Самое интересное – зачитай.
7. Вырази свое отношение к герою (героям)
8. Понравилась тебе книга
ПАМЯТКА № 12
ПЛАН ПИСЬМЕННОГО ОТЗЫВА О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ
1. Автор, название книги
2. Краткое содержание:
А) Тема
Б) Главные герои
В) Интересный отрывок или эпизод
3. Чему учит эта книга
4. Выпиши значения неизвестных слов и выражений (пользуйся словарем)
5. Понравилась ли тебе книга? Почему?
6. Выполни иллюстрацию (по желанию)
ПАМЯТКА № 13
ПЛАН РАССКАЗА О ПИСАТЕЛЕ
1. Фамилия, имя, отчество
2. Когда и сколько лет жил
3. Детство писателя
4. Где учился
5. О ком или о чем писал
6. Что ты читал из его произведений
7. Что тебе больше всего понравилось? Почему?
ПАМЯТКА № 14
ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ
- Расскажи о понравившемся герое.
Начни так … Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
- Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
- Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
- Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по литературному чтению
В данном материале можно будет найти памятки для учащихся по следующим темам:- знакомство с новой книгой;- составление плана рассказа;- заучивание стихотворения наизусть;- работа над кратким пересказо...
Памятки по литературному чтению.
памятки по различным видам работы с текстом...
Памятка по литературному чтению.
Данная памятка разработана в помощь ученикам при подготовке домашнего задания по литературному чтению....
Памятки по литературному чтению
Памятки для подготовки пересказа и выразительного чтения....
Памятки по литературному чтению.
Правило-совет для читателя1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.2. Обрати внимание на то, ка...
Памятка по литературному чтению
Данная памятка разработана по технологии критического мышления через чтение и письмо. Можно использовать в разных УМК....
Памятки по литературному чтению для учащихся.
Правила чтения для учащихся. Как готовить домашнее задание по чтению...